ТЕПЛОВ Григорий Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ТЕПЛОВ Григорий Николаевич
20 нояб. 1717 – 30 марта 1779) – рус. ученый, философ и гос. деятель. Ученик Прокоповича. Адъюнкт Академии наук (с 1742), академик (с 1747), почетный член Российской и Мадридской академий и Академии художеств. Филос. взгляды Т. носили просветит, характер. Разделяя философию на теоретическую (познание физич. мира) и практическую (познание человека и общества), гл. ее задачу Т. видел в том, чтобы, "просвещая умы", способствовать обществ. прогрессу. Исходный момент его гносеологии – учение X. Вольфа о трех видах познания. Т. разделял познание на "историческое" (чувственный опыт), "математическое" (познание количества, сил и причин) и "философское" (логическое). Совершенным познанием он считал синтез этих трех видов. В своих эстетич. трудах Т. приходит к выводу о несовершенстве художеств. творчества, основанного только на чувственном опыте. Необходимо, по Т., соединение его с науч. знаниями. Поэт, помимо природного дарования, должен быть сведущ в науке, обладать высокими моральными, гражданскими качествами. Назначение поэзии – не только "увеселять", но и быть "учительной". В этом смысле иск-во Т. приравнивал к наукам. В "Рассуждении о начале стихотворства" и "О качествах стихотворца рассуждение", анонимно опубл. в журн. "Ежемесячные сочинения" (1755, июль, май), Т. с позиций просветит. классицизма требовал критич. отношения к антич. иск-ву, развития нац. поэзии. Соч.: Знания, касающиеся вообще до философии..., кн. 1, СПБ, 1751; Наставление сыну, [2 изд.], СПБ, 1768; Птичий двор, [3 изд.], СПБ, 1792. Лит.: Лонгинов М. Н., Г. Н. Теплов, "Рус. старина", 1870, т. 2, август; Словарь рус. светских писателей соотечественных и чужестранцев, писавших в России, т. 2, М., 1845, с. 205–07; Берков П. Н., Ломоносов и лит. полемика его времени. 1750–1765, М.–Л., 1936; Штамбок ?., Об авторе рассуждения "О качествах стихотворца", "Рус. лит-ра", 1961, No l; Модзалевский Л. Б., Ломоносов и "О качествах стихотворца рассуждение", в кн.: Лит. творчество М. В. Ломоносова, М.–Л., 1962. А. Штамбок. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ТЕПЛОВ Григорий Николаевич
20.11(1.12).1717 - 30.03(10.04). 1779, Петербург) -- философ, литератор, музыкант. Первоначальное образование получил в школе, учрежденной Феофаном Прокоповичем. Затем Т. посылают учиться в Германию. В 1736 г. он вернулся в Россию, став студентом при Академии наук. Год спустя его назначают переводчиком, а в 1742 г. - адъюнктом Академии наук. В 1746 г. он получает место асессора при академической канцелярии. При Екатерине II Т. становится ее статс-секретарем, в 1767 г. получает чин тайного советника, а в 1775 г. становится сенатором. Он был автором мн. политических проектов и постановлений, в т. ч. в области просвещения. Т. - крупнейший представитель вольфианства в России. Осн. его философское произв. - "Знания, касающиеся вообще до философии, для пользы тех, которые о сей материи чужестранных книг читать не могут". Оно состоит из 3 ч.: в 1-й ч. раскрывается понятие "философ", анализируется процесс познания, его виды и особенности; во 2-й - подробно рассматривается история европейской философии с первых греч. школ и кончая совр, автору зап. философией; в 3-й освещаются категории философии. Т. начинает свою работу с перевода на рус. язык осн. философских понятий и терминов. Предмет философии связан, по его мнению, с разумом и доказательством. "Философией называем и изъясняем науку, которая в себе заключает действие разума такое, через которое кто может предложение некоторое, из праведных и прямых начал законными следствиями доказать, или называем такое знание, через которое можем вещь доказывать через ее причины или от известных вещей знать неизвестные. Философ ничто без доказательств" (С. 105). С разумом связано и познание вещей, состоящее из 3 этапов. 1-й, самый начальный этап - познание историческое, к-рое мы осуществляем через собственный опыт, чувства. Но на этом этапе, вследствие несовершенства чувств, в познании могут появиться ошибки. Следующий этап - философское познание, когда познаются причины вещей. 3-й этап - математическое познание, с помощью к-рого узнаются параметры вещи. Т. дает определение категорий "бытие", "сущность вещи", "небытие", "возможность и невозможность", "время". Особенностью их рассмотрения является своеобразная этизация, наполнение нравственным содержанием. Так, при анализе категории "сущность вещи" Т. вводит понятие Бога как разумного управителя Вселенной, а также говорит о том, что морально все то, что разумно. В заключение Т. представляет категорию "вина", наделенную морально-этическим содержанием. Вопросам социальной философии посвящена ст. Т. "О непорядках, которые происходят от злоупотреблений права и обыкновений, грамотеями подтвержденных Малороссии", опубликованная позже в журн. "Записки Южной Руси" (Т. 2. Спб., 1857). В ней анализируются отношения между сословиями, состояние юридических наук и законов, причины материального упадка низших сословий. Роль государства и дворян в общественной и государственной жизни страны Т. освещается в работе "О коммерции" (Спб., 1765). Т. был автором регламента Императорской Академии наук и художеств, а также проекта Устава ун-та для Малороссии. Иллюстрацией собственных этических воззрений Т. является его "Наставление сыну" (Спб., 1760).

Источник: Русская философия: словарь