(31 окт. 1843 – 30 ноября 1913) – рус. философ-позитивист, химик-кристаллограф. Окончил Александровский лицей, слушал лекции на мед. и естеств. ф-тах Моск. ун-та. С 1864 жил в Париже, где издавал междунар. орган позитивизма "La philosophie positive" (1867–83, до 1877 совместно с Литтре). После смерти П. Лаффита (1903) занимал кафедру истории, науки в Коллеж де Франс. Вслед за Контом В. пытался "преодолеть" материализм и идеализм, считая их метафизич. гипотезами ("Материалистическая философия и позитивная философия" – "La philosophie mat?rialiste et la philosophie positive", "La philos. positive", 1879, t. 22, No 4; "Замечания о критической философии в Германии" – "Remarques sur la philosophie critique en Allemagne", там же, t. 22, No 6). Он резко отрицательно относился к диалектике, в т. ч. гегелевской ("Революционные воспоминания", "Вестник Европы", 1913, No 1; рецензия на книгу Льюиса – G. H. Lewes, The study of psychology, its object and method. L., 1879, "Критическое обозрение", 1880, No 5). Высшей целью философии В. считал констатацию, изучение и классификацию всего, что происходит в интеллектуальной области, синтез выводов спец. наук. Не признавая гносеологию частью философии, В. растворял ее в совокупности частных методов исследования. В юности В. испытал нек-рое влияние Герцена, а с 1865 он поддерживал с ним личную связь. Он был первым издателем собр. соч. Герцена. Вместе с тем В. существенно расходился с ним по филос. и политич. вопросам. Критич. отношение к взглядам В. выражено в ряде писем Герцена. Соч.: La sociologie et sa m?thode (Рецензия на кн.: E. Robertу, La sociologie, P., 1881). "Philos. positive", P., 1881, t. 26, No 4; Les modernes th?ories du n?ant..., там же, t. 26, No 5; Le certain et le probable, l´absolu et le relatif, там же, 1867, t. 1; Военные воспоминания, "Вестник Европы", 1911, январь. Лит.: Герцен А. И., Полн. собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке, т. 22, Л.–М.,1925 (см. алф. указатель имен); Тимирязев К. А., Григорий Николаевич Вырубов, Соч., т. 9, [М.], 1939, с. 81–97. Л. Коган. Москва.
ВЫРУБОВ Григорий Николаевич
ВЫРУБОВ Григорий Николаевич
31 октября (12 ноября) 1843, Москва — 30 ноября 1913, Париж] — русскофранцузский философ, социолог, естествоиспытатель. Учился в лицее Бонапарта в Париже (1855—57), окончил Александровский лицей (1862); с 1862 обучался на естественном отделении математического факультета Московского университета, где в 1864 получил степень кандидата естественных наук. С 1865 жил гл. о. во Франции. В 1867— 83 соредактор (совместно с Э. Литтре) журнала «La Philosophie positive», в котором опубликованы его основные сочинения. В 1886 защитил в Сорбонне докторскую диссертацию; с 1891 президент Парижского минералогического общества; после 1903 занимал кафедру истории науки в Коллеж де Франс.
Познакомившись в Александровском лицее с позитивной философией О. Конта и проникшись недоверием ко всякой метафизике, Вырубов становится убежденным сторонником позитивизма контовского толка, который он считал единственной полностью завершенной научной системой философии; ученики Конта должны лишь приложить ее общие принципы к частным сферам. Позитивная концепция мира существует для того, чтобы координировать наличное знание и способствовать получению нового знания; теория познания представляет собой учение о субъекте и процедурах интеллекта, отыскивающего законы мира; это—не философия, а особая логика, являющаяся частью психологии, которая в свою очередь есть часть биологии. Позитивная наука понимается как единственный путь к познанию человека: антропология, будучи частью биологии, изучает человека как животное; человека же в его социальных функциях изучают история и социология.
Соч.: Позитивизм в России, предисловие к кн.: Литтре Э. Несколько слов по поводу положительной философии. Берлин, 1865; Le certain et le probable, labsolu et le relatif.—«Philosophie positive», 1867, t. 1, N 2; La conception metaphysique dune vie univeiselle.— Ibid., 1881, t. 28, p. 416—31; Les modernes theories du neant: Schopenhauer, Leopardi, Hartman.—Ibid., 1881, t. 26, p. 161—86. Лит.: Тимирязев К. А. Григорий Николаевич Вырубов.—Соч., т. 9. M., 1939, с. 81—97; WalickiA. Rosyjska filozofia i mysl spoteczna od swiecenia do marksizmu. Warsz., 1973, S. 511—14.
В. Ф. Пустарнаков
Познакомившись в Александровском лицее с позитивной философией О. Конта и проникшись недоверием ко всякой метафизике, Вырубов становится убежденным сторонником позитивизма контовского толка, который он считал единственной полностью завершенной научной системой философии; ученики Конта должны лишь приложить ее общие принципы к частным сферам. Позитивная концепция мира существует для того, чтобы координировать наличное знание и способствовать получению нового знания; теория познания представляет собой учение о субъекте и процедурах интеллекта, отыскивающего законы мира; это—не философия, а особая логика, являющаяся частью психологии, которая в свою очередь есть часть биологии. Позитивная наука понимается как единственный путь к познанию человека: антропология, будучи частью биологии, изучает человека как животное; человека же в его социальных функциях изучают история и социология.
Соч.: Позитивизм в России, предисловие к кн.: Литтре Э. Несколько слов по поводу положительной философии. Берлин, 1865; Le certain et le probable, labsolu et le relatif.—«Philosophie positive», 1867, t. 1, N 2; La conception metaphysique dune vie univeiselle.— Ibid., 1881, t. 28, p. 416—31; Les modernes theories du neant: Schopenhauer, Leopardi, Hartman.—Ibid., 1881, t. 26, p. 161—86. Лит.: Тимирязев К. А. Григорий Николаевич Вырубов.—Соч., т. 9. M., 1939, с. 81—97; WalickiA. Rosyjska filozofia i mysl spoteczna od swiecenia do marksizmu. Warsz., 1973, S. 511—14.
В. Ф. Пустарнаков
Источник: Новая философская энциклопедия
ВЫРУБОВ Григорий Николаевич
31.10 (12.11).1843, Москва - 30.11.1913, Париж) - публицист, философ, социолог, естествоиспытатель. Окончил Александровский лицей, в дальнейшем слушал лекции на медицинском и естественном ф-тах Московского ун-та; с 1864 г. - кандидат естественных наук, с 1865 г. - магистр. С сер. 60-х гг. жил гл. обр. за границей, но продолжал сотрудничество с рус. печатными органами: с 1867 по 1883 г. - соредактор фр. позитивиста Э. Литтре в журн. "La philosophie positive" ("Позитивная философия"), где опубликованы его осн. философские работы; с 80-х гг. занимался преимущественно естественными науками; в 1886 г. защитил в Сорбонне докторскую диссертацию; в 1891 г. стал президентом Парижского минералогического об-ва; после 1903 г. занимал кафедру истории науки в Коллеж де Франс. В своих социально-политических взглядах В. ориентировался на постепенные, эволюционные изменения в об-ве, зависящие от действия строгих, непреложных законов исторического развития и от популяризации "положительных" научных знаний. При этом Россия, по его мнению, составляла исключение: применительно к ней В. рассматривал (в духе контовского учения о трех стадиях) наступление революционных идей как симптом ее прогрессивного движения, а "отрицательный фазис" ее развития, естественное следствие прошедшего "теологического" этапа, как и подготовку к ее социальному будущему (вхождение в систему, принятую западноевропейскими народами). Материальное благосостояние и нравственное здоровье масс В. мыслил как цель, к-рую преследует позитивизм, и на этом пути усматривал возможность примирения позитивизма с социализмом, хотя не признавал методов, используемых социалистами. Позитивизм контовского толка, доказывал В., единственная полностью завершенная система философии; опираясь на методы, выработанные науками, только она может привести к истине, поэтому необходимо приложить ее общие принципы к частным сферам, гл. обр. к психологии и социологии. "Позитивная" концепция мира, по В., существует лишь для того, чтобы координировать наличное знание и способствовать получению нового знания. Теория познания представляет собой учение о субъекте и процедурах интеллекта, отыскивающего законы мира: это - не философия, а особая логика, являющаяся частью психологии, к-рая, в свою очередь, есть часть биологии. "Позитивная наука", по В., - единственный путь к познанию человека; антропология, будучи отраслью биологии, должна изучать человека как животное; человека в его социальных функциях изучает история и социология. Исходя из этих позиций, он оценивал материализм (примером для В. служил переводчик Лукреция А. Лефевр) как доктрину поверхностную, неглубокую, произвольную, метафизическую. "Метафизиками" считал В. и нем. идеалистов Канта и Гегеля, причем Кант является, с его т. зр., "самым позитивным из метафизиков"; несмотря на претензии на научность, нем. неокантианство, полагал В., находится вне позитивизма. Резко критиковал он совр. ему пессимистические доктрины, особенно учение Шопенгауэра, к-рое он квалифицировал как "новейший буддизм", и "туманное и даже фантастическое" учение Э. Гартмана, возрождавшего, по его оценке, "бредни Шопенгауэра".
Источник: Русская философия: словарь