АНАТОЛИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АНАТОЛИЙ
3 в. н. э.)—философ-платоник, «считался вторым после Порфирия» (Евнапий), учитель Ямвлиха. Традиционно считается автором сочинения «О декаде и числах внутри нее» (фрагменты сохранились в «Теологуменах арифметики» Ямвлиха). Существует целый ряд свидетельств об одном или нескольких Анатолиях 2-й пол. 3 в., что создает проблему идентификации. Так, из сообщения Евсевия следует, что автором «О декаде» нужно считать не платоника, а христианина-аристотелика Анатолия.

Источник: Новая философская энциклопедия

АНАТОЛИЙ
АНАТОЛИЙ ?????????) (3 в. н. э.), философ-платоник пифагорейской ориентации, «считавшийся вторым после Порфирия» (Eunap. V. Soph. V, 1, 2), учитель Ямвлиха. Начиная с Целлера принято отождествлять этого А. с автором сочинения «О декаде и числах внутри нее», а также с товарищем и соучеником Порфирия, которому тот во время пребывания в Афинах (ок. 250) посвятил свои «Гомеровские вопросы» (ZELLER III. 2, S. 678).     По предположению ряда исследователей (Grant 1971, р. 141-142; Dillon 1987, р. 867), Анатолий, учитель Ямвлиха и автор трактата «О декаде», может быть тем же лицом, что и упоминаемый Евсевием александрийский философ Анатолий, впоследствии ставший епископом Лаодикии (Eus. Hist. Eccl. VII 32, 6-10). Последний не только был знатоком аристотелевской философии, риторики и естественных наук, но и отличался особым интересом к астрономии и математике. По сообщению Евсевия, ему принадлежит соч. «Об определении дат Пасхи» (сохранилось в виде отрывков у Евсевия (Hist. Eccl. VII 32, 14-19) и в лат. пер.: Liber Anatolii de ratione Paschali, - PG 10, 207) и «Введение в арифметику» в 10 кн., среди которых, возможно, был и трактат «О декаде» (Hultsch 1894, S. 2074; Heiberg 1901, p. 27-41; Grant 1971, p. 141). О жизни этого А. (ум. ок. 282) известно следующее: он родился в Александрии, занимал там должность сенатора и был одним из известнейших преподавателей философии Аристотеля. В 262-263, после захвата Александрии римлянами, он перебирается в Кесарию Палестинскую, где епископ тамошней церкви Феотекн рукополагает его во епископы и назначает своим преемником. Некоторое время они совместно управляют Кесарийской церковью, пока в 274 (по уточненной датировке Дж. Диллона) А. не уезжает в Лаодикию, чтобы по желанию местной паствы стать там преемником умершего епископа Евсевия.     Вероятно, во время своего пребывания в Кесарии А. возобновляет преподавание философии (Dillon 1987, р. 867) и, возможно, открывает в городе собственную философскую школу, где в начале 70-х у него учится молодой Ямвлих. Впоследствии А. мог посоветовать своему ученику отправиться в Рим к Порфирию, с которым был знаком по годам совместного обучения в Афинах у ритора Лонгина. И хотя вопрос об идентификации двух Анатолиев - философа-пифагорейца и христианского епископа - до сих пор остается открытым, все большее число ученых склоняется к их отождествлению (Grant 1971, р. 141; Larsen 1972, р. 37-38; Hadot 1984, р. 258).     Единственное известное философское произведение А. - трактат «О декаде и числах внутри нее» (???? ??????? ??? ??? ????? ????? ???????), фрагменты которого сохранились также в составе «Теологуменов арифметики», долгое время приписывавшихся Ямвлиху, - представляет собой не столько изложение оригинального учения, сколько суммирующий обзор традиционной для того времени пифагорейской литературы. Издатели (Hultsch, 1864; Heiberg, 1900) отмечают множество почти дословных параллелей между трактатом А. и сочинениями пифагорейцев 1-2 вв. н. э. Теона Смирнского, Никомаха из Герасы и Модераша. Например, А. подобно Никомаху объясняет научный характер (?????????????) пифагорейской арифметики тем, что объекты, которые она исследует, являются вечными, нематериальными и неизменными; и так же как Теон сравнивает единицу с «единым, умопостигаемым богом, не имеющим возникновения, прекрасным и благом самим по себе» (29, 19-21 Heiberg). В целом содержание трактата «О декаде» сводится к рассмотрению математических свойств чисел первой десятки и разъяснению тех многочисленных эпитетов, которыми их наделяли пифагорейцы. Так единица, по словам ?., именуется «родительницей», «умом», «бытием» и «причиной»; двоица - «дерзанием», «мнением», «движением», «равенством»; троица - «благоразумием», «соразмерностью», «совершенством» и т. д. А. поясняет, что подобные эпитеты присваивались пифагорейцами на основании сходства, которое они усматривали между числами и определенного рода вещами. Так, называя единицу «родительницей» и «причиной», они имели в виду, что та подобно первопричине всего сущего выступает началом всякого числа. Точно так же двоица именовалась у них «равенством» из-за того, что подобно среднему термину (??????????), сочетающему в себе свойства двух противоположных вещей, могла рассматриваться как промежуточная ступень между множеством, представи-мым в виде 3, и единством, представимым в виде 1. Действительно, если единица при сложении с единицей становится больше чем при умножении на единицу (1 + 1 > 1 х 1), а остальные числа, начиная с тройки, при умножении на самих себя становятся больше, чем при сложении с самими собой (3 + 3 < 3 х 3), то двойка и при сложении, и при умножении увеличивается одинаково (2 + 2 = 2x2). Поэтому 2 есть как бы «мать» всех чисел, трансформирующая единство в числовое множество (Theol. arithm. 10, 10-11, 11). Приводя все эти примеры, А. не объясняет, чем может быть вызвано подобное сходство чисел с вещами: случайностью или тем, что числа являются прообразами и производящими причинами всего сущего. В результате перечисляемые им соответствия оставляют впечатление надуманности и произвола, что дает повод некоторым исследователям расценивать трактат «О декаде» как шаг назад по сравнению с более ранними сочинениями Никомаха или Модерата (О´Меага 1989, р. 25).     Соч.: Anatolius. Excerpta. Ed. F. Hultsch, - Heronis Alexandrini geometricorum et ste-riometricorum reliquat В., 1864, p. 276-280; Anatolius. Sur les dix premiers nombres. Ed. J. L. Heiberg, trad, par P. Tannery, - Annales internationales d´histoire, Congres de Paris 1900. P., 1901, p. 21-51. Изд. «Теологуменов арифметики» см. в лит. к ст. «Ямвлих».     Словари и энциклопедии: Hultsch F. Anatolius, - RE, Bd. 1, 1894, col. 2073-2074; Goulet R. Anatolius, - DPhA I, 1989, p. 179-183; Bautz F W. Anatolius, - Biographisch´ Bilbliographisches Kirchenlexicon. Bd. I, 1990, Sp. 160.     Лит.: ZELLER, III. 2, 1881, S. 678-679; Grant R. M. Early Alexandrian Christianity, -ChurchHist 40, 2, 1971, p. 133-144; Hadot I. Pappus et Anatolius, - Arts lib?raux et philosophie dans la pens?e antique. P., 1984, p. 257-258; Dillon J. M Iamblichus of Chalcis, -ANRW II, 36, 2, 1987, p. 866-867; O´MearaD. J. Pythagoras Revived. Oxf., 1989, p. 23-25 (ch. «Anatolius»).     С. В. МЕСЯЦ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
97.46 кб

Воскобойников Анатолий Эммануилович: «В моем доме Луна, а не люстра»

Ламажаа Чимиза Кудер-ооловна
Воскобойников Анатолий Эммануилович доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и политической философии Московского гуманитарного университета.
Читать PDF
84.71 кб

Анатолий Константинович сухотин человек и философ

Сагатовский Валерий Николаевич
Читать PDF
1.64 мб

Памяти Анатолия Ильича Маилова

Бурлака Д. К., Светлов Р. В., Лебедев С. П.
Читать PDF
72.73 кб

Воспоминание о философе. Памяти Анатолия Ильича Маилова

Лебедев Сергей Павлович
А.И. Маилов взывал к личности познающего. Он полагал, что истина должна иметь смысл не только для всеобщего (мыслящего) человека, но и для единичного, вот именно этого человека.
Читать PDF
193.92 кб

Пути постсоветской философии. От марксизма к экзистенциализму: творчество Анатолия Ильича Маилова

Бурлака Дмитрий Кириллович
А.И.
Читать PDF
88.35 кб

Актуальная бесконечность творчества: поздравление к 90-летию Анатолия Сергеевича Арсеньева

Колчигин Сергей, Хамидов Александр, Капышев Акрамкан

Похожие термины:

  • ЛУКЬЯНОВ Анатолий Евгеньевич

    28.10.1948, Иваново. Философ-китаевед. В 1975 окончил филос. ф-т МГУ. Канд. (1979), д-р (1991) филос. наук. С 1978 на преподавательской работе. Доцент (1988), проф. (1991) Рос. ун-та дружбы народов. Осн. направление исследова
  • Кони, Анатолий Федорович

    род. в 1844 г.) - юрист и писатель, выдающийся оратор и общественный деятель, прокурор петербургского окружного суда. Будучи еще студентом (в 1865 г.), написал научную работу "О праве необходимой обороны",
  • ГАГАРИН Анатолий Станиславович

    (р. 1958) — рос. философ, культуролог и политолог, специалист по экзистенциальной философии, философии кино, истории филос. и полит. мысли, философии культуры, филос. антропологии, д-р филос. наук, доц. Р
  • ЕГОРОВ Анатолий Григорьевич

    р. 25.10.1920, Скопин Рязанской обл.), сов. философ, акад. АН СССР (1974). Чл. КПСС с 1944. Окончил Моск. гос. пед. ин-т (1941). С 1946 на преподават. и журналистской работе, с 1956 гл. редактор журн. «Политич. самообразован
  • КУРЫЛЕВ Анатолий Константинович

    [р. 27 янв. (9 февр.) 1909 ] – сов. философ, д-р филос. наук (с 1963). Член КПСС с 1928. Окончил ВПШ при ЦК КПСС (1950). В 1954–61 – зам. директора Ин-та повышения квалификации преподавателей обществ. наук при МГУ, с 1963 –
  • РАКИТОВ Анатолий Ильич

    (р. 26.8.1928) — спец. по логике, методол., филос. науки и техники, ист. познанию, информатизации об-ва, соц. филос; д. филос. н., проф. Заслуженный деятель науки РФ. Р. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1952) и асп.
  • Луначарский Анатолий Васильевич

    1875-1933) - сов. обществ. и гос. деятель, внесший значит. вклад в развитие сов. культуры и пропаганду науч. мировоззрения. В 1917-1929 был наркомом просвещения. В идейн. эволюции Л. были серьезные ошибки. Так, в
  • ХАРЧЕВ Анатолий Георгиевич

    (р. 2 мая 1921) – сов. философ, д-р филос. наук (1964), проф. (1965). Член КПСС с 1944. Окончил историч. ф-т МГУ (1949) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1951). В 1952–69 зав. Ленингр. кафедрой философии АН СССР. С 1969 зав.
  • АХУТИН Анатолий Валерианович

    Родился 11 сентября 1940 г. в Ленинграде. Окончил химический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, аспирантуру там же. В 1965 защитил диссертацию на соискание учёной
  • ХАЛТУРИН Анатолий Николаевич

    Родился 10 апреля 1956 г. Окончил Архангельский государственный педагогический институт (1978), Московскую государственную юридическую академию (2005). В 2009 г. защитил кандидатскую диссертацию «Правовая
  • КОЛЕСНИКОВ Анатолий Сергеевич

    Родился 24 июня 1940 г. в пос. Танхой Бурятской АССР. Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова (1969), аспирантуру (1972). В 1972 г. защитил кандидатскую дисс
  • КОСИЧЕНКО Анатолий Григорьевич

    Родился 4 ноября 1947 г. в г. Орша, Витебской области, Белоруссия. Окончил Казахский государственный университет (1971). С 1973 г. в Институте философии, политологии и религиоведения Республики Казахстан;
  • ЛЕЩИНСКИЙ Анатолий Николаевич

    Родился 4 сентября 1941 г. в г. Загорске (Сергиев Посад). Окончил исторический факультет Ивановского пединститута. Профессор кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых к
  • МАЙДАНОВ Анатолий Степанович

    (р. 31.10.1938) — спец. в обл. теории познания, диалектич. логики, семиотики, конкретной социол.; д. филос. н. Р. в г. Горловке Донецкой обл. Окончил ист. ф-т МГУ (1964). В 1965-69 преподавал филос. в Горловском пед. ин
  • МОЗЕЛОВ Анатолий Павлович

    (р. 6.5.1941) — спец. в обл. филос. науки и техники; д. филос. н., проф. Заслуженный работник высшей школы РФ. Р. в пос. Вырица Гатчинского р-на Ленингр. обл. Закончил филос. ф-т ЛГУ (1968) и асп. того же ф-та (1971). С 1
  • НАЗИРОВ Анатолий Эзелевич

    Родился в 1950 г. Окончил физико-математический факультет Шадринского государственного педагогического института (1969), аспирантуру кафедры философии Ленинградского финансово-экономического инст
  • НЕВЕЛЕВ Анатолий Борисович

    Родился 11 января 1949 г. в г. Шадринске Курганской области. Окончил философский факультет Уральского государственного университета (1978). С 1978 г. преп. кафедры философии Омского института инженеров же
  • СТРЕЛЬЦОВ Анатолий Степанович

    Родился 20 августа 1947 г. в г. Калуге. Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова, аспирантуру там же (1978). В 1978 г. в Ленинградском государственном унив
  • ТИХОНОВ Анатолий Сергеевич

    Родился 12 июня 1957 г. в д. Савадеркино Шумерлинского района Чувашской Республики. Окончил Чувашский государственный педагогический институт (1983), аспирантуру там же (2001). С 2002 г. ст. преп., доц., с 2013 г.
  • ВОСКОБОЙНИКОВ Анатолий Эммануилович

    Родился 27 августа 1937 г. в г. Ташкент. Окончил физический факультет Харьковского госуниверситета (1960), аспирантуру Института философии АН СССР (1966). В 1966-1970 гг. м.н.с. Института философии АН СССР. С 1968 г.