Родился 11 сентября 1940 г. в Ленинграде. Окончил химический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, аспирантуру там же. В 1965 защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата химических наук. С 1965 г. в Институте истории естествознания и техники АН СССР. С 1988 г. в Институте философии АН СССР. С 1991 г. на философском факультете Российского государственного гуманитарного. С 1967 г. член группы «Диалог культур», возглавлявшейся В.С. Библером. Результаты исследований – в сборнике «Архэ» (Вып. 1. Кемерово, 1993; Вып. 2. М., 1996; Вып. 3. М., 1998). Сфера научных интересов: философская история науки; сравнительное изучение форм мысленного экспериментирования, понятого как элемент теоретической мысли вообще, а не только экспериментальных наук Нового времени. Показал фундаментальное – логическое и онтологическое – различие древнегреческого понятия «фюсис» (сущее в сути его бытия) и новоевропейского понятия «натура» (предмет естественнонаучного исследования). Исследовал проблемы философии культуры в духе концепции диалога культур.
Основные публикации История принципов физического эксперимента. От античности до XVII века. М., 1976; «Фюсис» и «натура». Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1989; Предисл. к публикации: М. Хайдеггер. «Основные понятия метафизики» // Вопросы философии. 1989. № 9; София и чёрт. Кант перед лицом русской религиозной метафизики // Там же. 1990. № 1; Открытие сознания. Древнегреческая трагедия и философия // Культура и человек. М., 1990; Афины и Иерусалим. Полифония христианства // Випперовские чтения. 1993; Записки изпод спуда // Архэ. Вып. 1. Кемерово, 1993; Большой народ без малого // Русская идея и евреи. Роковой спор. М., 1994; Дело философии // Архэ. Вып. 2. М., 1996; Тяжба о бытии. М., 1997; Философия на троих. Рига, 2000. В соавт.; Поворотные времена. СПб., 2005; Античные начала философии. СПб., 2007; Владимир Соломонович Библер. М., 2009. В соавт.; Эксперимент и природа. СПб., 2012; История принципов физического эксперимента. М., 2014.
АХУТИН Анатолий Валерианович
АХУТИН Анатолий Валерианович
Источник: Философы современной России. 2015 г.
АХУТИН Анатолий Валерианович
(р. 11.9.1940) — философ, культуролог, историк науки; к. х. н. Р. в Ленинграде. Окончил химический ф-т МГУ, а затем асп. того же ф-та по спец. физ. химия. В 1965 защитил дисс. на звание к. х. н. С того же года вплоть до 1988 работал в ИИЕТ АН СССР. В 1988 вместе с группой коллег перешел в ИФ АН СССР, где работал до 1991. Со студенческих лет занимался филос, сначала самостоятельно, затем в разл. кружках и семинарах, работавших на физ. ф-те МГУ, в ИФ АН СССР и при секторе «Общих проблем» ИИЕТ АН СССР. С 1967 — член и сотрудник группы «Диалог культур», возглавлявшейся В. С. Библером. Группа долгое время работала в качестве домашнего семинара, ас 1991 стала самостоятельным объединением (с 1996 при филос. ф-те РГГУ) философов, психологов и культурологов, вед. иссл. по общей программе (результаты иссл. представлены в сб.«Архэ» (Вып. 1. Кемерово, 1993; Вып. 2. М., 1996; Вып. 3. М., 1998)) и совм. разрабатывающих проект начального образования — Школа диалога культур. Сфера, к-рой были посвящены иссл. за время работы в ИИЕТ, м. б. названа филос. историей науки. Сравнительное изучение форм мысленного экспериментирования, понятого как элемент теор. мысли вообще, а не только экспериментальных наук Нового времени, представлено в работе «История принципов физического эксперимента. От античности до XVII века» (М., 1976). В кн. «"Фюсис» и "натура». Понятие "Природа» в античности и в новое время» (М., 1989) показано фундаментальное — логич. и онтол. — различие древнегреческого понятия «фюсис» (сущее в сути его бытия) и новоевропейского понятия «натура» (предмет естественно-науч. иссл.). В дальнейшем иссл. сосредоточиваются в большей мере на проблемах филос. культуры и собственно филос, понимаемой в духе концепции диалога культур. Нек-рые результаты представлены в сб. статей «Тяжба о бытии» (М., 1997). В наст. вр. преподает на филос. ф-те РГГУ (курсы «Начала античной философии» и «История философии как философия»). Д. ч. РАЕН по отделению «Наука и теология» (1993). Данные на 2000 г.
Соч.: История принципов физического эксперимента. От античности до XVII века. М., 1976; «Фюсис» и «натура». Понятие «Природа» в античности и в новое время. М., 1989; Предисловие к публикации: М. Хайдеггер. «Основные понятия метафизики» // ВФ. 1989. № 9; Открытие сознания. Древнегреческая трагедия и философия // Культура и человек. М., 1990; София и черт. Кант перед лицом русской религиозной метафизики // ВФ. 1990. № 1; Афины и Иерусалим. Полифония христианства // Випперовские чтения. 1993; Записки из-под спуда // Архэ: Культурно-логический ежегодник. Вып. 1. Кемерово, 1993; Большой народ без малого // Русская идея и евреи. Роковой спор. М., 1994; Дело философии // Архэ: Ежегодник культурно-логического семинара. Вып. 2. М., 1996; Тяжба о бытии: Сб. философских работ. М., 1997; Философия на троих. (В соавт.). Рига, 2000; Поворотные времена. Статьи и наброски. СПб., 2005.
Соч.: История принципов физического эксперимента. От античности до XVII века. М., 1976; «Фюсис» и «натура». Понятие «Природа» в античности и в новое время. М., 1989; Предисловие к публикации: М. Хайдеггер. «Основные понятия метафизики» // ВФ. 1989. № 9; Открытие сознания. Древнегреческая трагедия и философия // Культура и человек. М., 1990; София и черт. Кант перед лицом русской религиозной метафизики // ВФ. 1990. № 1; Афины и Иерусалим. Полифония христианства // Випперовские чтения. 1993; Записки из-под спуда // Архэ: Культурно-логический ежегодник. Вып. 1. Кемерово, 1993; Большой народ без малого // Русская идея и евреи. Роковой спор. М., 1994; Дело философии // Архэ: Ежегодник культурно-логического семинара. Вып. 2. М., 1996; Тяжба о бытии: Сб. философских работ. М., 1997; Философия на троих. (В соавт.). Рига, 2000; Поворотные времена. Статьи и наброски. СПб., 2005.
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009