МАЙДАНОВ Анатолий Степанович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МАЙДАНОВ Анатолий Степанович
(р. 31.10.1938) — спец. в обл. теории познания, диалектич. логики, семиотики, конкретной социол.; д. филос. н. Р. в г. Горловке Донецкой обл. Окончил ист. ф-т МГУ (1964). В 1965-69 преподавал филос. в Горловском пед. ин-те. В 1971 окончил асп. ИФ АН СССР. С 1971 работает в этом ин-те (с 1991 — ИФ РАН), в наст. вр. — вед. н. с. Канд. дисс. — «Диалектика знака и значения» (1971). Докт. дисс. — «Структура и динамика процесса научного творчества» (1987). В обл. теории познания разрабатывает проблемы методол. и логики науч. творч. Творч. М. характеризует как прогрессивно развивающийся процесс, носящий вероятностный, дискуссионно-диалогич. характер, имеющий свою логику, к-рая определяется как тот или иной способ соотнесенности его компонентов, воплощенный в связях и отношениях между ними, как система закономерностей, правил и схем, в соответствии с к-рыми развивается этот процесс.
Соч.: Процесс научного творчества. М., 1983; Научное мышление и проблема противоречия // Творческое мышление в научном познании. М., 1989; Искусство открытия: Методология и логика научного творчества. М., 1993; Методология научного творчества. М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009

МАЙДАНОВ Анатолий Степанович
Родился 31 октября 1938 г. в г. Горловка Донецкой области. Окончил исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1964), аспирантуру Института философии АН СССР (1971). В 1965-1969 гг. в Горловском пединституте иностранных языков. С 1971 г. в Институте философии РАН. В 1971 г. в Институте философии АН СССР защитил кандидатскую диссертацию «Диалектика знака и значения». В 1987 г. там же защитил докторскую диссертацию «Структура и динамика процесса научного творчества». Отв. ред. сборников: Научное творчество как многомерный проМ цесс (М., 1987), Творческое мышление в научном познании (М., 1989), Грани научного творчества (М., 1999); Философия науки. Вып. 9. Эволюция творческого мышления (М., 2003). Сфера научных интересов: философия науки, эпистемология, семиотика, мифология, история культуры, культурология, тифлология. Исследует: творческое мышление и его развитие, проводит философскосоциологический анализ научного творчества. Творчество характеризует как прогрессивно развивающийся процесс, носящий вероятностный, дискуссионно-диалогический характер, имеющий свою логику, которая определяется им как тот или иной способ соотнесённости его компонентов, воплощенный в связях и отношениях между ними, как система закономерностей, правил и схем, в соответствии с которыми развивается этот процесс. Одной из важнейших черт творчества считает плюралистичность, способствующую поиску истинного результата и выражающуюся во множестве форм, в том числе в форме прогрессивной поливариантности – последовательного выдвижения все более совершенных теорий. Стремится дать рациональное объяснение феномена творчества, показывая возможность построения его методологии, т.е. фор мулирования определенных методов, способов и приемов получения новых научных результатов. Выделяет и эксплицирует такие средства, как парадигмально-непарадигмальный способ решения проблем, метод контраста, продуцирование, свободное комбинирование элементов знания, прием парадоксальных поисковых действий и др. В самом творческом процессе вычленяются два плана – интенциальный (осознанно и преднамеренно формируемые исследовательские цели, идеи, установки и т.п.) и неинтенциальный (факторы, вовлекаемые в поисковый процесс помимо сознательных действий исследователя). Анализируя эти планы, вскрывает специфические механизмы творческого процесса, сознательное использование которых повышало бы эффективность этого процесса.
Основные публикации: Логический анализ лексико-грамматических категорий // Философские науки. 1976. № 4; Вариантная форма развития научного знания // Там же. 1977. № 4; Принцип отражения и проблемы семиотики // Вопросы философии. 1977. № 11; Процесс научного творчества. М., 1983. (2-е изд. М., 2002); Искусство открытия: методология и логика научного творчества. М., 1993; Интеллект решает неординарные проблемы. М., 1998; Новый подход к логико-философскому парадоксу // Полигнозис. 1998. № 3; Методология научного творчества. М., 2008. 2-е изд. М., 2012); Перекличка космологий – архаической и современной // Философия и культура. 2012. № 5; Динамика мира и её субъекты в ведийской космологии // Там же. 2013. № 3, 4.

Источник: Философы современной России. 2015 г.