Субъект

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СУБЪЕКТ
человек как сознательное и в силу этого деятельное и использующее возможности языка существо.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

СУБЪЕКТ
элемент простого атрибутивного суждения, обозначающий предмет (объект) суждения, или то, о чем идет речь в суждении.

Источник: Краткий курс логики: глоссарий

СУБЪЕКТ
человек как носитель предметно-практической деятельности и познания. Различаются индивидуальный и групповой (коллективный) субъект.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

СУБЪЕКТ
деятельное существо, обладающее сознанием, свободой выбора, волей и способное принимать решения в условиях неполной определенности; бинарная оппозиция понятию «объект». (См. сознание, Я, деятельность).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

СУБЪЕКТ
(от лат. subjectus лежащий в основе) человек как носитель каких-нибудь свойств. В философии — познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания. В логике — предмет суждения.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Субъект
(subjectum). Субъектом называется: 1) подлежащее в предложении, или то, о чем говорится, чему приписывается сказуемое; 2) наше личное, сознающее себя начало, отличающее себя не только от вещей, но и от своих представлений и состояний.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Субъект
(от лат. subjectus – лежащий в основе) – 1) носитель деятельности, сознания и познания, каковым может быть либо отдельный человек (индивидуальный субъект), либо социальная группа (коллективный субъект); 2) человек как носитель каких-либо свойств.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

СУБЪЕКТ
одно из классических понятий философской мысли, применяемое в гносеологии с эпохи Аристотеля и означающее субстанциональное начало мира. Позже понятие субъекта начинает противопоставляться объекту как миру, который познается субъектом. Противопоставление объекта и субъекта характерно для западной философской мысли.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Субъект
элемент системы познания - сознание человека, познающего мир, познаваемая часть которого для субъекта является объектом. Объект существует независимо от субъекта, но не может существовать при отсутствии субъекта, так как они оба являются необходимыми элементами системы познания "субъект-объектной системы" и друг без друга существовать не могут.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Субъект
активно проявляющий себя и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа, наделенные способностью порождать смыслы, вносить коррективы в собственные действия, вырабатывать программы, ставить цели и разрабатывать пути по их реализации; центр инициативы в социальных процессах, генератор собирательного, созидательного, структурообразующего действия.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Субъект
от лат. subjectum — лежащий внизу, находящийся в основе) — первоначально, еще у Аристотеля, понятие эквивалентное субстанции, с середины XVII века приобретает современный смысл, как обозначение психолого-теоретико-познавательного «Я», индивида, противопоставляемого предмету, объекту. Выступает в этом качестве как «субъект познания», «субъект действия»; человек, как носитель каких-либо свойств.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

СУБЪЕКТ
обладающий сознанием и волей, активно действующий и познающий, созидающий себя и культуру индивид или группа людей; исторически – все человечество выступает как совокупный субъект. Главная характеристика субъекта – творческая активность, созидательная, преобразующая деятельность. Субъективный – значит имеющий отношение к субъекту, принадлежащий ему, основанный исходя из субъекта, имеющий значение только для субъекта.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Субъект
индивид, познающий внешний мир и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек как носитель познания и практической деятельности, источник активности, направленный на объект; личность, группа, общество, противопоставляемые познавательным или преобразуемым объектам; «активное, самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своем собственным состояниям, рассматривая их как объект» (Соловьёв. 213).

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

Субъект

/D/ Subjekt /E/ Subject/F/ Sujet/Esp/ Sujeto
Философская категория, обозначающая активно действующую, обладающую потребностями, целями, идеалами, сознанием и волей сторону субъект - объектного отношения. При этом под субъектом деятельности понимается не только индивид, но и социальная группа, общество и даже человечество.
Несмотря на то, что в субъект - объектном отношении происходит взаимодействие, в гносеологическом отношении важно различать активную, преобразующую сторону, субъективную и сторону изменяемую, подлежащую преобразованию, объективную.

Источник: Философия, практическое руководство

СУБЪЕКТ
носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа); источник активности, направленной на объект. Субъект с точки зрения диалектики отличается присущим ему самосознанием, поскольку он овладел в определенной мере созданным человечеством миром культуры – орудиями предметнопрактической деятельности, формами языка, логическими категориями, нормами эстетических, нравственных оценок и т.д. Активная деятельность субъекта является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный субъекту в формах его деятельности.
Литература: [127].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Субъект
(лат. subjectus – находящийся в основе, лежащий внизу) – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид и социальная группа); источник активности, направленной на объект. Идеализм во всех его проявлениях усматривает активность субъекта познания в нем самом. В материалистической философии (например, в марксизме) субъект рассматривается как продукт исторического развития, а его активность связывает с особенностями деятельности людей. Реальное практическое изменение объекта в процессе этой деятельности является критерием адекватности, соответствия действительности возникающим у субъекта образам, на основе которых регулируется его деятельность

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

СУБЪЕКТ
от лат. subjectus — лежащий в основе) — 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек, консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам; 3) человек как носитель к.-л. свойств; личность; 4) в юридическом смысле — носитель прав и обязанностей, физическое или юридическое лицо; 5) предмет суждения, логическое подлежащее.
Аристотелем и позднее в Средние века слово «С.» употреблялось в значении субстанции. В современном эпистемологическом смысле оно начало использоваться в 17 в.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

СУБЪЕКТ
от лат. subjectus - лежащий в основе) - понятие, употреблявшееся уже Аристотелем, а также и в средние века в смысле субстанции. Только с 17 в. оно начинает использоваться в современном смысле, т.е. как обозначение психолого-теоретико-познавательного Я, противопоставляемого чему-то другому - не-Я, предмету, объекту, или как обозначение объективированного Я, т.е. индивида, которому противостоит, противопоставляется объект и который направляет на этот объект свое познание или действие, - в этом отношении он выступает как "субъект познания", "субъект действия"; см. Познание, Предложение, Субъективный - касающийся субъекта (Я), имеющий значение только для субъекта, основанный на субъекте, зависящий от субъекта, связанный с субъектом; см. Внутрисубъективное, Транссубъективный.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СУБЪЕКТ
познающий ум, в отличие от познаваемого объекта. В практическом смысле субъект действия это его автор, тот, кто несет за него ответственность. Различие субъекта и объекта, автора действия и содержания действия, уже предполагает рефлексию: потому что в природном знании субъект и объект теснейшим образом связаны в некое единство (я вижу объект и в то же самое время я осознаю, что я его вижу). Философия субъекта (Кант, Фихте, Ланьо, Гуссерль) — это рефлективная философия, задача которой — углубить познавательный «акт» (активность мысли) или акт действия (активность воли). Она естественным образом приводит к идеализму, т.е. к спиритуализму, сводящему реальность к «основополагающей» активности, духовной природе. Философия субъекта противостоит философии марксистского образца, определяющей субъект исходя из его участия в мире и истории. Одним словом, философия субъекта остается теорией познания; она противоположна реализму теории действия.

Источник: Философский словарь

СУБЪЕКТ
(Subjekt; от лат. — «лежащий в основе») — понятие, употреблявшееся уже Аристотелем, а также в средние века в смысле субстанции. Только с XVII в. оно начинает употребляться в современном смысле, т. е. как обозначение психолого-гносеологического Я, противопоставляемого чему-то другому — He-Я, предмету, объекту, или как обозначение объективированного Я, т. е. индивида, которому противостоит, противопоставляется объект и который направляет на этот объект свое познание или действие, — в этом отношении он выступает как «субъект познания», «субъект действия»; см. Познание, Предложение.
P. F. Strawson. Individuals — An Essay in Descriptive Metaphysics. London, 1959, dt. 1972; H. Koehler. Die S.Objekt Dialektik, 1974; W. Czapiewski (Hg.). Verlust des S. s? — Zur Kritik neopositivist. Theorien, 1975; M. Wetzel. Erkenntnistheorie: Die Gegenstandsbeziehung und Tätigkeit des erkennenden S. als Gegenstand der Erkenntnistheorie, 1978; G. Wenz. S. und Sein — Zur Theologie P. Tillichs, 1979; R. Bubneru. a. (Hg.). S. und Person, 1988; M. Frank. Die Frage nach dem S., 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СУБЪЕКТ
(лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе, от sub — под + jacio — бросаю, кладу в основание) — носитель предметно-практ. деятельности и познания (индивид или соц. группа); источник активности, направленной на объект. Термин «С.» употреблялся уже Аристотелем, к-рый обозначал им и индивидуальное бытие, и материю как неоформленную субстанцию. Ср.-век. схоластика понимала под С. нечто реальное, существующее в самих вещах, тогда как объект существует лишь в интеллекте. Совр. трактовка понятия С. берет начало от Декарта, у к-рого резкое противопоставление С. и объекта выступило исходным пунктом анализа познания, и в частн. обоснования знания с т.зр. его достоверности. Тезис о соц.-истор. природе С. был развит Гегелем, в учении к-рого познание явл. надындивидуальным процессом, развертывающимся на основе тождества С. (абсолютного духа) и объекта. Активность С. превращает тот или иной фрагмент реальности в объект как форму его познавательной и практ. преобразующей деятельности. Лит.: Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980; Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М., 1981; Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1995. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СУБЪЕКТ
от лат. subjectus - лежащий внизу, на­ходящийся в основе, от sub - под и jacio - бросаю, кладу основание), носитель предметно-практич. дея­тельности и познания (индивид или социальная груп­па), источник активности, направленной на объект. Термин «С.» употреблялся в истории философии в раз­личных смыслах. Напр., Аристотель обозначает им и индивидуальное бытие, и материю - неоформленную субстанцию; ср.-век. схоластика понимает под С. неч­то реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для нее лишь в интеллекте). Совр. трактовка понятия С. берет начало от Декарта, у к-рого резкое противопоставление С. и объекта выступило исходным пунктом анализа познания и, в частности, обоснования знания с т. зр. его достоверности; истол­кование С. как активного начала в познават. процессе открыло путь к исследованию условий и форм этого процесса, его субъективных предпосылок. Следующий важный шаг на этом пути был сделан Кантом, к-рый раскрыл нек-рые существенные законы внутр. органи­зации С., делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания (учение о категориях как фор­мах регуляции мышления и о категориальном синтезе, представление С. как родового, т. е. вмещающего в се­бя весь историч. опыт познания). В идеалистич. форме тезис о социально-историч. природе С. был развит Гегелем, для к-рого познание есть надиндивидуальный процесс, развертывающийся на основе тождества С. (под к-рым понимается абс. дух) и объекта. Домарксист­ский материализм толковал С. в духе психологизма - как изолированного индивида, познават. способности к-рого имеют биологич. природу и к-рый лишь пассивно отображает внеш. действительность. Диалектич. материализм радикально расширяет понимание С., непосредственно связывая его с категорией практики. Поэтому здесь С. выступает как С. предметно-практич. деятельности, а не одного лишь познания. Это по-новому объясняет и социально-историч. природу С.: с т. зр. марксизма индивид выступает как С. с присущим ему самосознанием постольку, поскольку он в определ. мере овладел созданным человечеством миром культу­ры - орудиями предметно-практич. деятельности, фор­мами языка, логич. категориями, нормами эстетич. и нравств. оценок и т. д. Активная деятельность С. явля ется условием, благодаря к-рому тот или иной фраг мент объективной реальности выступает как объект, данный С. в формах его деятельности. Материалистич. раскрытие творч. природы С. позволило марксизму показать, что подлинным С. истории являются нар. массы как осн. сила, творящая и революционно пре­образующая мир культуры и социальное бытие.

Источник: Советский философский словарь

СУБЪЕКТ
от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе, от sub — под и jacio — бросаю, кладу основание) — носитель деятельности, сознания и познания. Такое понимание субъекта берет начало в философии Нового времени, что связано с характерным для нее субъекгоцентризмом (см. Я, Теория познания). До этого под субъектом понималось метафизическое основание вещей, предметов, прсжл всего тех, которые существуют объективно реально.
Большинство представителей классической философии отождествляли субъект с центром сознания, с Я. Эмпирики, отрицавшие Я как самостоятельное начало, отрицали и существование субъекта. Трансценденталисты, различавшие эмпирическое и трансцендентальное Я, соответственно различали эмпирического и трансцендентального субъекта. Проблематика, связанная с пониманием субъекта, была в классической философии по сути дела тождественна проблематике Я. Однако для Гегеля Абсолютным субъектом является не Я, а лежащий в основе всей действительности Абсолютный Дух. Индивидуальное Я (индивидуальный субъект) производно, с точки зрения Гегеля, от Абсолютного субъекта.
Для современной философии субъект — это прежде всего конкретный телесный индивид, существующий в пространстве и времени, включенный в определенную культуру, имеющий биографию, находящийся в коммуникативных и иных отношениях с другими людьми. Непосредственно внутренне по отношению к индивиду субъект выступает как Я. По отношению к иным людям он выступает как «другой». По отношению к физическим вещам и предметам культуры субъект выступает как источник познания и преобразования. Субъект существует только в единстве Я, межчеловеческих (межсубъектных) взаимоотношений и познавательной и реальной активности.
Некоторые философы и представители специальных наук о человеке и обществе (психологи, социологи, науковеды и др.) выделяют наряду с индивидуальным также коллективного (группового) субъекта. Последний понимается как носитель определенных норм деятельности, познания и коллективного сознания, «коллективных представлений», как система взаимоотношений входящих в него индивидов. Есть серьезные основания считать, что развитие культуры и познания (в частности, научного) может быть понято лишь при учете коллективных процессов. Коллективный субъект так же, как и индивидуальный, существует в пространстве и времени и предполагает отношения с другими коллективными субъектами. Вместе с тем он по ряду параметров отличается от индивидуального. Коллективный субъект не имеет структуры Я. Можно говорить о коллективном мышлении, о коллективном решении познавательных задач, о коллективной памяти. Но вряд ли можно приписывать переживания коллективному субъекту (хотя индивидуальные переживания всегда коллективно опосредованы). Коллективного субъекта не существует без входящих в него индивидуальных. Вместе с тем изменение состава индивидов, входящих в данный коллективный субъект, не обязательно означает изменение последнего.
Субъект является необходимым полюсом субъектно-объекгных отношений. См. ст. Я, Объект, и лит. к ним.
В. А. Лекторский

Источник: Новая философская энциклопедия

Субъект
То же, что субстанция или ипостась. В логике субъектом называют предмет речи, которому присвоен тот или иной предикат. Например, в высказывании «Земля круглая» слово «Земля» – это субъект, а слово «круглая» – предикат. Нетрудно заметить, что это толкование ничего не говорит нам о природе субъекта, кроме того что он является некоей сущностью (субстанцией) или рассматривается как сущность (индивидуальность).
В современной философии термин «субъект» в основном употребляется в теории познания, учении о морали и даже метафизике. Субъект противопоставляется объекту как познающее познаваемому либо как нечто обладающее желанием и способностью к действию относительно того, на что направлено действие. Таким образом, субъект – это человеческое существо, вернее, определенный способ осмысления предмета человеческим существом, наделенным мышлением. Именно в этом смысле следует понимать «философию субъекта» Декарта, Канта, Сартра и других мыслителей. Субъект – этот тот, кто имеет право сказать про себя: «я», это тот, кто мыслит и действует, имея в виду сам принцип мышления и действия, а не их течение и результат. «Я мыслю, следовательно, существую», – сказал Декарт. Глагол «мыслить» предполагает наличие подлежащего, то есть субъекта. Это своего рода грамматическая метафизика, использующая язык в качестве доказательства или возводящая грамматику в ранг метафизики. С тем же успехом можно заявить: «Дождь идет, значит, он существует». Что не дает нам права считать дождь субъектом.
В гениальной главе своего «Трактата» Юм еще прежде Ницше показал, что мы не обладаем никаким опытом, а следовательно, и знанием подобного субъекта. Все, что нам известно о самих себе, есть не более чем «связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой». У нас нет никаких оснований думать, что мы представляем собой нечто иное, чем этот поток восприятий, а следовательно, являемся его глубинной причиной, субстанцией или принципом («Трактат о человеческой природе», I, часть IV, глава 6, «О тождестве личности»). Это одно из немногих сочинений, в котором западная философия, сама того не подозревая, приближается к буддизму. Субъекта нет, как нет и «я», нет и «эго» (анатта), либо они иллюзорны; все сущее есть лишь поток состояний, непостоянство и процесс (пратитьясамутпада (225), т. е. обусловленный продукт). «Существует только страдание, но страдающих нет; действие есть, но нет действующих лиц. За движением нет никакого неподвижного движителя. За мыслью нет никакого мыслителя» (В. Рагула, «Учение Будды», глава 2; см. также главу 6). А есть ли субъект? Есть, но это не более чем верование и иллюзия, не более чем слово, которым нельзя ничего объяснить. Оно обозначает не то, что мы есть, а то, чем мы себя считаем. Не субстанцию, а ипостась. Не нашу истину, а наше незнание (весь комплекс наших иллюзий о себе). Не принцип наших действий и мыслей, а их цепочку, которая опутывает нас как настоящая цепь. Субъект – не принцип, а история. Это понятие означает не нашу субъективную свободу, а наше закабаление.
Из чего отнюдь не следует, что мы должны отречься от свободы. Из этого следует лишь, что субъективность – недостаточное основание для свободы. Освобождает только истина, а она субъектом не является.
Значит, надо говорить не о философии субъекта, а о философии познания. Не о свободе, а об освобождении.

Источник: Философский словарь.

СУБЪЕКТ
от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub – под и jacio – бросаю, кладу основание) – носитель предметно-практич. деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. С т. зр. марксистской философии С. индивид выступает как С. с присущим ему самосознанием (т.е. переживанием собственного "Я") постольку, поскольку он в определ. мере овладел созданным человечеством миром культуры: орудиями предметно-практич. деятельности, формами языка, логич. категориями, нормами нравственных и эстетич. оценок и т.д. Активная деятельность С. является условием, благодаря к-рому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный С. в формах его деятельности. При этом формы воспроизведения объекта в знании, отражая характеристики объективной реальности, в то же время производны от форм предметно-преобразоват. деятельности С. (см. Идеальное). Проблема отношения С. к объекту как отношения познающего к познаваемому всегда была одной из центр. проблем философии и поставлена с возникновением самой философии. В рамках того или иного решения этой проблемы понималась и природа С. В антич. философии отношение С. и объекта воспроизводилось в неадекватной форме, напр. как отношение неистинного знания по мнению и соответствующего ему небытия и знания по истине и соответствующего ему бытия. Резкое противопоставление субъективной достоверности, самосознания С. и мира объективной действительности впервые проведено Декартом, к-рый тем самым поставил для последующей мысли вопрос об отношении "внутреннего" мира сознания и "внешнего" мира природной реальности, т.е. сформулировал отношение С. и объекта как специфич. проблему, понимая С. как нечто отличное от объекта. Нем. классич. философия показала невозможность метафизически-дуалистич. противопоставления С. и объекта как двух внутри себя замкнутых субстанций и попыталась понять объект в единстве с творчески-созидат. деятельностью С. (здесь это понимание было достигнуто на идеалистич. основе – на основе признания объекта продуктом творчества С). С этого времени С. понимается не как некая "идеальная вещь", а как деятельность и самодеятельность, причем уже Гегель показал единство практически-преобразоват. и познават. деятельности С., а еще раньше Кант, поставив проблему трансцендентального С., заложил предпосылки для понимания С. как родового, т.е. для понимания его специфически социальной природы. Марксизм подчеркнул первичность материи, объективной реальности по отношению как к С., так и к объекту и связал решение теоретико-познават. проблемы С. и объекта с пониманием взаимоотношения С. и объекта в практике. Знание по самой своей природе направлено на объект и имеет задачей отразить характеристики последнего независимо от того ракурса, под к-рым объект выступает для познающего С. Однако выполнить эту задачу можно лишь в том случае, если в знание об объекте в качестве необходимого компонента включается также понимание "места" С. в производстве знания. Так, уже правильное восприятие форм и размеров предмета независимо от того, под каким углом зрения предмет "дан" С. (т.н. феномен константности восприятия), предполагает постоянный самоотчет С. – совершаемый на этой стадии бессознательно – в своем положении относительно воспринимаемого предмета. Произ-во идеального знания, высшей формой к-рого является наука, необходимо обусловлено осознанием в той или иной мере роли языка как формы функционирования знания, вообще роли той или иной системы кодирования знания, в отличие от содержания знания, роли осуществляемых С. операций, используемых им приборов и т.д. Поскольку носителем языка, логич. категорий, предметно-преобразоват. и познават. операций является С., постольку можно говорить о том, что сознат. воспроизведение объекта в знании предполагает самосознание С. При произ-ве знания С. как бы раздваивается, сопоставляя самого себя, свои познават. операции с содержанием познаваемого объекта. В отличие от животного, человек "...делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 565). Диалектика С. и объекта, однако, такова, что самосознание С. может осуществляться лишь в форме сознания им своего места в мире объектов (природных и социальных). Т.о., не только объект не дан С. непосредственно, а воссоздается активностью С. в знании все более и более точно, не дан себе непосредственно и сам С. (в отличие от представлений на этот счет Декарта и Гуссерля). Вместе с тем С. не стоит и "по ту сторону" своей деятельности как нек-рая загадочная "вещь в себе", проявления к-рой в мире феноменов не имеют ничего общего с ее сущностью (представления Канта и Шопенгауэра). С. вне своей деятельности по объективации, по опредмечиванию, по преобразованию и идеальному воссозданию объективного мира, деятельности, предполагающей усвоение наличных форм культуры и их дальнейшее развитие, пуст, бессодержателен и попросту не существует как историч. С. "Ни природа в объективном смысле, ни природа в субъективном смысле непосредственно не дана человеческому существу адекватным образом" (там же, с. 632). Переживание человеком себя как "Я" предполагает усвоение форм ч е л о в е ч е с к о г о общения (выступающих по отношению к данному индивиду как некая объективная сила) и возможность в определ. степени отнестись к себе с позиций "другого человека" как обобщенного представителя общества. Познавая созданные человечеством формы обществ. жизнедеятельности, С. тем самым познает самого себя, причем процесс самопознания бесконечен, т.к. постижение С. форм своей жизнедеятельности сопровождается постоянным творчеством новых форм. Дело, т.о., не в том, что С. как готовый, определенный в себе объект бесконечно сложен в своих внутр. связях и опосредствованиях, а прежде всего в том, что С. не есть такой законченный объект – напротив, он выступает как нечто, не равное самому себе, как постоянный "выход" за свои пределы. При этом любой акт познания созданных человечеством предметных форм оказывается связанным с переосмыслением С. самого себя, с постановкой им себе новых задач и творчеством новых форм деятельности. Этот факт и нашел отражение в марксистской концепции практики как всемирно-историч. процесса предметно-преобразоват. деятельности С., в понимании человека не как пассивного продукта внешне данных ему объективных обстоятельств, а как творца собств. истории. Отсюда важнейший для марксизма тезис о социально-историч. природе С. и о том, что подлинным С. истории является не индивид, а нар. массы как осн. сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие в целом. Марксистское истолкование С. противостоит как субъективизму, так и натуралистич. объективизму. Следует отметить, что в философии совр. позитивизма обе эти крайности нередко сливаются. Так, операционализм Бриджмена, усматривающий смысл всех значимых в науке понятий в осуществляемых С. физич. операциях, приходит к откровенно признаваемому солипсизму и вместе с тем к бихевиористски-объективистскому истолкованию этих операций как выражения биологич. природы носителя познания ("различающие реакции" у С. Стивенса). В этом выражается непонимание того, что характеристики объекта даны не сами по себе, а посредством деятельности С.: с учетом этого обстоятельства и "различающая реакция" не есть непосредств. данность, а определенная логич. конструкция С., конструкция, к-рая может быть и ложной. Вместе с тем такая т. зр. не учитывает того, что С. не дан непосредственно сам себе, что все его операции должны быть поняты в контексте историч. развития обществ. практики. Марксистская трактовка С. противостоит и сартровскому экзистенциализму, исходящему из противопоставления субъективного бытия и объективного мира и полагающего, что внутр. определенность С., тождественная его свободе от какого бы то ни было предметного содержания, может быть постигнута непосредственно при достижении С. позиции аутентичного существования. Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К.. Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Ленин В. И., Филос. тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 86, 189, 193, 194; Декарт Р., Рассуждение о методе, Избр. произв., пер. с франц. и латинск., М., 1950; Гегель Г. В. Ф., Феноменология духа, Соч., т. 4, М., 1959; Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, M., 1964; его же, Критика практич. разума, там же, т. 4, ч. 1, М., 1965; Лекторский В. ?., Проблема субъекта и объекта в классической и совр. бурж. философии, М., 1965; его же, Принципы воспроизведения объекта в знаний, "ВФ", 1967, No 4; Какабадзе З. М., Проблема "экзистенциального кризиса" и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля, Тб., 1966, с. 148–158; Копнин П. В., Введение в марксистскую гносеологию, К., 1966; Husserl E., Ideen zu einer reinen Ph?nomenologie..., Buch 1, Halle/Saale, 1913; Bloch E., Subject – Object, [2 Aufl.], В., 1952; Merleau-Ponty M., Les aventures de la dialectique, P., 1955; Sartre J.-P., Critique de la raison dialectique, t. 1, P., 1960; Ko?ik K., Dialektika konkr?tniho, [3 vyd.], Praha, 1966. В. Лекторский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Мода и власть: модный субъект как субъект подчинения

Петренко Валерия Владимировна
В статье обозначены способы тематизации и методологические принципы анализа двух значимых социально-философских феноменов: «власти» и «моды».
Читать PDF
0.00 байт

Отношение понятий "субъект права" и "трансцендентальный субъект" в теории права

Поскачина Марина Никитична
Рассматривается отношение между двумя основными понятиями теории права и трансцендентальной феноменологии. Каждое понятие имеет самостоятельное значение, которое при известных условиях выполняет свою функцию.
Читать PDF
0.00 байт

Субъект риска: философский и междисциплинарный дискурс

Ручкина М. В.
Проведен теоретический анализ исследований социального феномена «субъект риска» в границах философского и междисциплинарного знания. Рассмотрены основные подходы к определению феномена субъект риска.
Читать PDF
0.00 байт

Субъект языковой реальности и языковой деятельности: коммуникативный, познавательный и гносеологичес

Нуриев Б. Д.
В статье выявляется смысл понятий «языковая реальность» и «языковая деятельность», прослеживается их взаимосвязь, рассматриваются коммуникативные, познавательные и гносеологические аспекты и дается их определение.
Читать PDF
0.00 байт

И. Кант и П. И. Новгородцев в их взглядах на субъект истории

Виноградов А. И.
Сопоставляются варианты решения И. Кантом и П. И. Новгородцевым проблемы роли и значения в историческом процессе двух его субъектов человечества и личности.
Читать PDF
0.00 байт

Личность как субъект в философии Николая Бердяева

Завгородняя Алёна Леонидовна
В статье рассматриваются взгляды русского философа Н. Бердяева на проблему личности человека как субъекта бытия.
Читать PDF
0.00 байт

Матрица субъект-предметного различения (вариации на тему гуманитарной компетентности)

Киященко Лариса Павловна, Тищенко Павел Дмитриевич
В статье рассматривается матрица субъект-предметного различения в образовании гуманитарной компетентности в разнообразии ее вариаций. Представлено описание ипостаси участного субъекта ответственности.
Читать PDF
0.00 байт

Человек как субъект самоорганизации в творчестве

Управителев Александр Федорович
Человек способен осознать и организовать рациональное и иррациональное начала творчества. Иррациональное по исходной определенности энергия творчества.
Читать PDF
0.00 байт

Человек как субъект творческого действия

Ахмерова Е. А.
Читать PDF
0.00 байт

Ценности и субъект-объектная дихотомия

Кушнаренко Яна Владимировна
Выявляется характер взаимосвязи понятия «ценность» и принципа субъект-объектной дихотомии. Критике подвергается принятая в аксиологии схема генезиса понятия «ценность».
Читать PDF
0.00 байт

Социальный субъект и альтернативность трансформаций социального развития

Таранова Вероника Андреевна
В статье рассматриваются трансформации социального развития с позиции принципа альтернативности. Представляются концептуальные аспекты соотнесения социальных процессов с их направленностью.
Читать PDF
0.00 байт

Современный человек: индивидуальный субъект или симулякр?

Михайличенко Дмитрий Георгиевич
Актуальность статьи заключается в том, что она затрагивает важнейшие аспекты социального бытия современного человека. Основная цель работы ?
Читать PDF
0.00 байт

Субъект истории в философии Л. П. Карсавина

Патырбаева Ксения Вадимовна
Раскрываются взгляды русского религиозного философа Л.П. Карсавина на исторический процесс и его субъект. Л.П. Карсавин подходит к пониманию субъекта истории с идеалистических позиций.
Читать PDF
0.00 байт

Субъект исторического процесса в философии Гегеля

Патырбаева Ксения Вадимовна
Работа посвящена анализу проблемы субъекта исторического процесса в философии Гегеля. Данная статья часть масштабного исследования субъекта исторического процесса в аспектах истории философии и современности, задуманного автором.
Читать PDF
0.00 байт

Человек как субъект и объект отношений собственности и политической идеологии

Лукьянов Игорь Сергеевич
Показано, что кульминацией развития общественных отношений собственности являются такие отношения, при которых воспроизводимый индивид одновременно (с момента его воспроизводства) становится субъектом-собственником с пожизненной д

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • СУБЪЕКТ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    учреждения и орг-ции, направляющие и ведущие атеистич. работу; кадры исследователей, организаторов и пропагандистов науч. атеизма, составляющие значит, часть сформированной и воспитанной Коммуни
  • СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    от лат. sabjectum – лежащий в основании) – в философии  науки в настоящее время трактуется в нескольких смыслах: 1) как отдельный ученый, с именем которого связано открытие; 2) как особое сообщество люде
  • ЭФФЕКТ-СУБЪЕКТ

    фр. leffet-sujet) — понятие, введенное Пеше для обозначения результата процесса "субъектизации", т.е. конституирования субъекта в том или ином дискурсивном и — шире — интердискурсивном контекстах (см. Д
  • Субъект объеденной хозяйственной культуры

    это люди, запятые домашним трудом, приобретением товаров для семейного и индивидуального потребления, ведущие личное подсобное хозяйство.
  • Субъект специализированной хозяйственной культуры

    это субъекты, занятые в институционально оформленной сфере культуры, они делятся на три группы; 1) создатели инноваций (ученые, предприниматели); 2) субъекты, намечающие программы динамики хозяяств
  • СУБЪЕКТ  И  ОБЪЕКТ  ПОЗНАНИЯ:  ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

    это основные подходы к решению проблемы взаимоотношения субъекта и объекта познания в истории человеческой мысли. В античной философии данная  проблема  не  получает  отчетливого  формирования
  • ОБЪЕКТ-ЯЗЫК и СУБЪЕКТ-ЯЗЫК

    понятия, возникшие при истолковании языкового аспекта мышления (Д. В. Пивоваров, 1960). С их помощью строение языка можно выразить формулой: "Объект-язык - знаковая деятельность (речь) - Субъект-язык". О.
  • Объект и субъект познания

    Субъект — деятельная, творческая личность, познающая окружающий мир, который противостоит ей как объект. Личность становится субъектом познания в процессе социализации, освоения созданной общес
  • СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ

    лат. subjectum - подлежащее и objectum - предмет) - философские категории. Под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; объект то, на
  • СУБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКИЙ

    понятие, обозначающее ту или иную коллективную общность (группу, класс, народ), в деятельности которой воплощается и вектор исторической эволюции, и энергия, ее питающая. Оба эти смысла акцентируют
  • КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТ

    от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) — конкретный индивид (или социальная группа), созидающий культурные ценности, нормы, цели, правила, обычаи, социальные стандарты и т.д., а также по
  • СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    носитель системы научного знания, обладающий способностями адекватного усвоения и воспроизводства накопленного в обществе научного знания и обеспечения приращения имеющейся системы знания нов
  • Субъект-объектное отношение

    занимает в философии центральное, главенствующее положение. Есть два аспекта трактовки СО-отношения - глобальный и локальный. В первом случае на его основе можно различать и типологизировать фило
  • СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

    индивидуальный или коллективный агент политической активности, имеющий в своем распоряжении определенные политические ресурсы, которые заставляют с ним считаться. В политической теории устойчи
  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

    (от лат. subjectus – лежащий в основе) – активно проявляющий себя в познании, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа, наделенные способностью порождать смыслы, вносить коррективы в
  • Практический субъект

    человек или институт, работающий в отраслях, приносящих ему наибольший доход.
  • Практикующий субъект

    человек или институт, активно работающий в какой-либо отрасли деятельности.
  • СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ

    активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.
  • Сомневающийся субъект

    в отличие от человека (субъекта), не сомневающегося, знающего, - это человек, задумывающийся о жизни, Вселенной, обществе, взаимосвязи вещей, то есть обо всем том, что называют словом бытие. По своей п
  • СУБСТАНЦИЯ-СУБЪЕКТ

    первоначально от лат. substantia subiecta — субъект-субстанция, подлежащая субстанция). Термин «субъект-субстанция» введен Боэцием: идея креационизма предполагает, что любая сотворенная субстанция облад