СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Найдено 1 определение
СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
от лат. sabjectum – лежащий в основании) – в философии  науки в настоящее время трактуется в нескольких смыслах: 1) как отдельный ученый, с именем которого связано открытие; 2) как особое сообщество людей – ученых, специально занятых производством знания;3) как все человечество, состоящее из отдельных народов, когда каждый народ,производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает в качестве  особого  субъекта  познавательной  деятельности.  Субъекты  научнойдеятельности имеют специальную подготовку, в ходе которой они использует свой запас знаний,  осваивая  средства и методы его получения, делает их своимдостоянием на основе  своих мировоззренческих, ценностных ориентаций, этических принципов и целевых установок, специфичных для данной области научного познания  в  исследованиях определенной эпохи.  Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим. Это живая личность с ее страстями,интересами, характером, темпераментом, талантом, волей и т.п. Но фактически под субъектом познания  все-таки имеют в виду некий безличный логический сгусток  интеллектуальной активности. Субъект  и  его  познавательная  деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности,  т.е. осмысление приемов,норм, методов исследовательской работы, традиций. Субъекты познания различают на каждом этапе  развития науки: классическом, неклассическом, постнеклассическом: 1) на этапе классической науки субъект познания представляетсобой «гносеологического  Робинзона»  (это  –  субъект  «вообще»,  вне  социокультурных и субъективных характеристик; он познает объект «сам по себе», как бы в «чистом виде» без всяких посторонних привнесений, абсолютно объективно); 2) субъект неклассической науки уже не претендует на абсолютное знание,поскольку получаемое знание: а) относительно, что часто понимается как субъективное, б)  инструментально, что  означает,  что  это  знание  предназначено для решения определенных задач, в) субъект познания – не созерцающая мир гносеологическая машина, а активно познающее существо, причем  не только исследующее те или иные стороны объекта, но и формирующее сам объект познания, г) субъект познания – не столько отдельный человек, сколько большие исследовательские  коллективы;  3)  характеристики  субъекта  постнеклассической  науки аналогичен субъекту познания неклассической науки, однако есть и новые отличия: в связи с глобализацией научной деятельности, субъект познания выходит за рамки национальных границ и формируется интернациональный «научный этос» (Р.К. Мертон), который в состоянии решить современные задачи.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
2.00 мб

Тематизации субъекта научной деятельности

Шиповая Л.В.
The author argues that research agent is a valid subject of philosophy of science and uses the phenomenological approach to consider this question.
Читать PDF
308.10 кб

Мотивационные структуры субъектов научной деятельности

Огородова Татьяна Вячеславовна, Медведева Юлия Сергеевна
Представлено начало формирования внутренней мотивации на занятие наукой. Возраст старшей школы является важнейшим для дальнейшего профессионального пути.
Читать PDF
371.25 кб

Научный аспект в познавательном процессе субъектов экспертной деятельности

Бондаренко Людмила Константиновна
Исследуется проблема научного содержания юридического знания с материалистических позиций. Следуя концепции Н. П.
Читать PDF
174.10 кб

Методологическая культура субъекта научной деятельности: теория и практика формирования 2

Балаховский А. А., Тимошев Р. М.
Методологическую культуру принято рассматривать как вид культуры определенной деятельности, как ее методологическую насыщенность. Она неоднократно выступала в качестве предмета научного исследования [4; 5; 6].
Читать PDF
508.39 кб

Сравнительная оценка региональных бюджетных затрат на научно-инновационную деятельность в субъектах

Егоров Н.Е., Ефремов Э.И., Ковров Г.С.
На основании данных Федерального казначейства и Росстата проведен сравнительный анализ расходов консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа на научные исследования и инновационную деятельность за пери
Читать PDF
82.13 кб

Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е. А. Климова и ее научно-практическая це

Иванова Елена Михайловна
В статье представлена субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е.А.

Похожие термины: