СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Найдено 1 определение
СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
от лат. sabjectum – лежащий в основании) – в философии  науки в настоящее время трактуется в нескольких смыслах: 1) как отдельный ученый, с именем которого связано открытие; 2) как особое сообщество людей – ученых, специально занятых производством знания;3) как все человечество, состоящее из отдельных народов, когда каждый народ,производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает в качестве  особого  субъекта  познавательной  деятельности.  Субъекты  научнойдеятельности имеют специальную подготовку, в ходе которой они использует свой запас знаний,  осваивая  средства и методы его получения, делает их своимдостоянием на основе  своих мировоззренческих, ценностных ориентаций, этических принципов и целевых установок, специфичных для данной области научного познания  в  исследованиях определенной эпохи.  Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим. Это живая личность с ее страстями,интересами, характером, темпераментом, талантом, волей и т.п. Но фактически под субъектом познания  все-таки имеют в виду некий безличный логический сгусток  интеллектуальной активности. Субъект  и  его  познавательная  деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности,  т.е. осмысление приемов,норм, методов исследовательской работы, традиций. Субъекты познания различают на каждом этапе  развития науки: классическом, неклассическом, постнеклассическом: 1) на этапе классической науки субъект познания представляетсобой «гносеологического  Робинзона»  (это  –  субъект  «вообще»,  вне  социокультурных и субъективных характеристик; он познает объект «сам по себе», как бы в «чистом виде» без всяких посторонних привнесений, абсолютно объективно); 2) субъект неклассической науки уже не претендует на абсолютное знание,поскольку получаемое знание: а) относительно, что часто понимается как субъективное, б)  инструментально, что  означает,  что  это  знание  предназначено для решения определенных задач, в) субъект познания – не созерцающая мир гносеологическая машина, а активно познающее существо, причем  не только исследующее те или иные стороны объекта, но и формирующее сам объект познания, г) субъект познания – не столько отдельный человек, сколько большие исследовательские  коллективы;  3)  характеристики  субъекта  постнеклассической  науки аналогичен субъекту познания неклассической науки, однако есть и новые отличия: в связи с глобализацией научной деятельности, субъект познания выходит за рамки национальных границ и формируется интернациональный «научный этос» (Р.К. Мертон), который в состоянии решить современные задачи.

Источник: Философия науки и техники: словарь