СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Субъект познания
(от лат. subjectus – лежащий в основе) – активно проявляющий себя в познании, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа, наделенные способностью порождать смыслы, вносить коррективы в собственные познавательные действия, ставить в процессе познания его цели и задачи, вырабатывать соответствующие программы действий и определять пути их реализации.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
от лат лежащий внизу, находящийся в основе, кладу  основание)  это  человек, обладающий познавательными способностями и участвующий в познавательной  деятельности. Человек в процессе познания использует: 1) биологические качества (слух, зрение, осязание и др.), 2) психические качества (память, мышление, особенности восприятия и др.), 3) социальные качества (идеалы, знания, нравственные свойства и  др.). Человек может быть и субъектом труда, и субъектом образования, и субъектом управления и т.д. Чтобы быть  субъектом познания, человек должен  обладать двумя наборами  качеств: потребностями и  способностями. Потребности – побудительная сила человека, способности – деятельная сила человека. Все  остальное – интересы, влечения, цели, мышление, речь, память, воображение и пр. – это вариации, виды, модусы потребности и способности. В структуре потребностей субъекта познания концептуальными блоками являются: «цель познания – задачи познания – программа познания». На основании цели познания (интегратор целеполагания) развертываются задачи познавательной деятельности, а они оформляются в конкретную конструктивную программу познания. В структуре способностей субъекта познания концептуальные блоки: «методы – способы – методики». Здесь методы конкретизируются в способах, а способы в конкретных методиках. Это все – технологическая сторона познавательной деятельности. Если в структуре познания (как и любого другого субъекта) выделить три типа готовности к деятельности (хочу, знаю,  умею),  то  можно  говорить  о  трех  основных  характеристиках  субъекта познания: 1) мотивационная готовность (цели, задачи,  программа); 2) информационная  готовность  (знания,  гипотезы,  проблемы,  теории);  3)  операционная готовность  (методы,  способы, методики); 4)  информационная и  операционная готовности полярно представляют собой способности субъекта, а мотивационная– потребности. Эвристичность такого типологического подхода состоит в том,что он сразу задает три направления подготовки субъекта познавательной деятельности: а) образование – формирование информационной готовности (знания: проблемы, гипотезы, теории); б) обучение – формирование операционной готовности (методы, способы, методики); в) воспитание – формирование мотивационной готовности (цели, задачи, программы).

Источник: Философия науки и техники: словарь