СУБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКИЙ

Найдено 1 определение
СУБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКИЙ
понятие, обозначающее ту или иную коллективную общность (группу, класс, народ), в деятельности которой воплощается и вектор исторической эволюции, и энергия, ее питающая.
Оба эти смысла акцентируются в гегелевской «Философии истории». Говоря об исторических субъектах, Г. В. Ф. Гегель замечал: «Их дело знать этот общий элемент, необходимую, ближайшую ступень в развитии их мира, сделать ее своей целью и вкладывать в ее осуществление свою энергию» (Гегель Г. В. Ф. Философия истории. М.—Л., 1935, с. 29—30). Об устойчивости содержания, вкладываемого в понятие «исторический субъект», свидетельствуют новейшие попытки осмысления механизмов историчности или исторического «производства общества» (A. typen). Так, Турен пишет: «Общество не является системой, существующей вне и независимо от акторов — участников исторического производства. История представляет собой социальную драму их противоборства, ставкой которого является контроль над производством общества самим обществом посредством использования знаний, накопленных ресурсов, мобилизации ценностей» (TouraineA. La societe invisible: Regarde 1974—1976. P., 1977, p. 40).
Однако в последние годы, в связи с общей установкой европейской мысли на критику историцизма, подвергается критике и понятие «исторический субъект», рассматриваемое в качестве потенциального или актуального узурпатора других исторических воль и других, альтернативных вариантов истории. Для историософской классики была характерна презумпция совпадения особых интересов исторического субъекта—гегемона с целями-векторами всемирной истории, как бы передоверяющей историческому авангарду (на период, пока длится его авангардное время) право вершить судьбы людей от ее имени. Именно эта презумпция стала оспариваться школой исторического плюрализма. Ее сомнения выразил X. Г. Гадимер, заметивший, что совпадение частных устремлений того или иного исторического субъекта и общего смысла истории оправдано, «лишь если исходить из предпосылок Гегеля, согласно которьм философия истории посвящена в планы мирового духа и благодаря этой посвященности способна выделить некоторые частные индивиды в качестве всемирно-исторических, у которых наблюдается якобы действительное совпадение их партикулярных помыслов и всемирно-исторического смысла событий» (Гадамер X. С. Истина и метод. М1988, с. 437). Постулат совпадения неотделим от исторического априоризма и телеологизма — представлений о заранее заданном плане истории, осуществление которого предусмотрительно вверяется наиболее достойному исполнителю.
На самом деле исторический процесс выступает как столкновение различных исторических субъектов, олицетворяющих его альтернативные варианты. Опасность монологизма, связанного с представлениями о монопольно действующем субъекте-гегемоне, проявляется в обеднении исторического процесса, многовариантность и разнообразие которого урезаются диктатом «авангарда». Не помогает здесь и концепция «снятия», успокаивающая нас тем, что авангард разрушает только «окончательно устаревшее» и бесполезное, а все ценное, находящееся в прошлом или у других исторических субъектов, он сохраняет и приумноженным переносит в будущее. Реальная драма «авангарда» в том, что устраняемое им с дороги историческое наследие может в будущем вновь стать затребованным, и тогда нам остается уповать не столько на бдительность авангарда, сколько на его халатность, оставляющую нетронутым то, что «по плану» подлежало полному искоренению.
Исторический субъект, выступающий в авангардной роли монополиста-узурпатора, реально снижает резервы социокультурного разнообразия, по-настоящему являющиеся залогом устойчивости общества и его качественно иных перспектив. Т. о., можно говорить о новой социальной поляризации людей: на тех, кто живет в истории собственной жизнью, воплощая собственные планы и интересы, и тех, кому тот или иной авангард навязывает свой исторический проект, легитимируя эту узурпацию исторической свободы других ссылками на права авангарда и неумолимые законы прогресса. В этом свете двадцатый век выступает как панорама развертывания «чужих», навязываемых историй. Столичный авангард ведет провинцию, развитые страны — мировую периферию и т. п.
Эта проблема по-новому высвечивает суть демократического идеала в истории. Современный либерализм трактует его как всемирно-историческую победу западной модели общественного устройства, давшей образцы парламентаризма, прав человека и правового государства. Но если иметь в виду демократизацию самого исторического процесса — превращение мировой периферии из пассивного объекта чужой воли в самостоятельный исторический субъект, то вместо унификации мира по западной модели нам следует ожидать усиления исторического и социокультурного разнообразия и новой проблематизации тех западных эталонов, которые с позиций авангардного мышления представляются единственно правильными и безальтернативными.
А. С. Панарин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
287.29 кб

Герменевтика субъекта исторического познания

Макаренко Олег Анатольевич
Анализируется трансформация понятия субъекта исторического познания в контексте выполнения им герменевтической функции.
Читать PDF
428.25 кб

Субъект исторического процесса в философии Гегеля

Патырбаева Ксения Вадимовна
Работа посвящена анализу проблемы субъекта исторического процесса в философии Гегеля. Данная статья часть масштабного исследования субъекта исторического процесса в аспектах истории философии и современности, задуманного автором.
Читать PDF
219.43 кб

Народные массы как субъект исторического процесса

Денисов Владимир Васильевич
Читать PDF
61.76 кб

Исторический субъективизм в богословском контексте

Костромин Константин
Среди параметров, по которым историческая наука не отвечает требованиям (естественно-)научного знания, важнейшим является критерий объективности.
Читать PDF
1.42 мб

Нация как субъект культурно-исторического процесса

Гизатова Гульназ Казбековна, Иванова Ольга Геннадьевна
В статье исследуется проблема нации как субъекта культурно-исторического процесса, определения ее особенностей, воздействия на структуры современного мироустройства.
Читать PDF
176.04 кб

Коммуникативная природа субъекта исторического познания

Макаренко Олег Анатольевич
В статье анализируется трансформация понятия субъекта исторического познания в контексте теории коммуникативного действия.
Читать PDF
223.49 кб

Субъект познания в контексте исторической реконструкции

Бондаренко Наталья Григорьевна
Статья посвящена обсуждению современного исторического познания, где в контексте исторической реконструкции решается дилемма: либо историческое знание должно стать не менее объективным, нежели естественные науки, либо субъективнос
Читать PDF
1.35 мб

Человек как субъект общественно-исторической деятельности

Петров Игорь Федорович
В статье рассматривается деятельность в качестве всеобщего признака человека, выделяющая его из остального мира и являющаяся ведущим фактором самореализации личности.
Читать PDF
1.17 мб

Человек как субъект общественно-исторической деятельности

Петров И.Ф.
В статье рассматривается деятельность в качестве всеобщего признака человека, выделяющая его из остального мира и являющаяся ведущим фактором самореализации личности.
Читать PDF
165.95 кб

Идентичность исторического субъекта как социальный феномен

Шабага Андрей Владимирович
В статье рассматриваются вопросы социального статуса исторического субъекта с точки зрения его идентичности.
Читать PDF
887.08 кб

Проблема субъекта исторического познания: философский анализ

Бакланов Игорь Спартакович, Бакланова Ольга Александровна
В статье рассматривается историческое познание, предметом изучения берется субъект исторического познания в философском аспекте.
Читать PDF
396.84 кб

Особенности субъект-объектных отношений в историческом познании

Леопа Александр Владимирович
В понимании сущности исторического познания важное методологическое значение имеет характер субъект-объектных отношений.
Читать PDF
399.27 кб

Субъект и объект познания в контексте исторической реконструкции

Бондаренко Наталья Григорьевна
Спор о субъективности и объективизме находит отражение в области социально-гуманитарных наук.
Читать PDF
663.84 кб

Субъективные и объективные источники познания исторического события

Киселева Надежда Анатольевна
Познание социальной реальности осуществляется посредством многочисленных методов, применяемых в рамках гуманитарных наук.
Читать PDF
398.99 кб

Объект, предмет, субъект исторического познания: непростая диалектика

Ипполитов Г. М.
В статье предпринята попытка раскрыть непростую диалектику объекта, предмета и субъекта исторического познания. Написана в дискуссионном ключе. Автор априори исключает какие-либо претензии на полноту изложения материала.

Похожие термины: