Объект

Найдено 32 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОБЪЕКТ
см. Субъект и объект.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОБЪЕКТ
см. СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ

Источник: Новейший философский словарь

Объект
(от позднелат. objectum – предмет) – то, на что направлена активность субъекта.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Объект
то, что вне человека, не зависит от него, на что направлена деятельность человека, его внимание, познание.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ОБЪЕКТ
то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, на что направлена эта деятельность.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Объект
(Objectum предмет). Слово объект противополагается субъекту и означает предмет, противостоящий ему или представляющийся его наблюдению. См. Субъект.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Объект
(Objectum предмет). Слово объект противополагается субъекту и означает предмет, противостоящий ему или представляющийся его наблюдению. См. Субъект.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ОБЪЕКТ
от лат.-расположенное перед): все то, что предстает взгляду. В более узком смысле объект – это содержание нашей мысли, что противоположно мыслящему субъекту.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Объект
от лат. objectum — предмет) — вещь, предмет. То, что противостоит субъекту, т. е. сознанию, внутреннему миру как действительное, как часть внешнего мира.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Объект
(лат. objectum – предмет) – предмет направленности человеческой деятельности; то, на что направлена деятельность; то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности и в познании.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ОБЪЕКТ
то, что противостоит субъекту в его предметнопрактической и познавательной деятельности. Объект не тождественен объективной реальности, а выступает как та ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом.
Литература: [127].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

ОБЪЕКТ
[от лат. objectum предмет] – выделенная по некоторым правилам часть мира, являющаяся предметом познания, практической деятельности. О. – то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая и познавательная деятельность.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ОБЪЕКТ
(от лат. objectum — предмет) — явление, предмет, на который направлена чья-нибудь деятельность, чье-нибудь внимание; все то, что является местом какой-нибудь деятельности. В философии — то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление или предмет внешнего мира.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Объект

/D/ Objekt /Е/ Object/F / Objet /Esp/ Objeto.
Философская категория, обозначающая ту сторону субъект - объектного отношения, на которую направлена познавательная или практическая деятельность субъекта. Объект есть фрагмент бытия, ставший фактом сознания. Различают объект и предмет познания и деятельности. Предмет - тот аспект объекта, на который непосредственно направлены интерес и деятельность субъекта.

Источник: Философия, практическое руководство

ОБЪЕКТ

- в современной философии внешнее по отношению к субъекту, то, что противостоит ему и на что направлена его познавательная деятельность. Иногда говорят также об объекте воли и желаний. В самопознании субъект делает объектом самого себя и свой внутренний мир. В схоластике объект - то, что существует в разуме в виде представления или идеи, в виде общего понятия, т.е. здесь объект противопоставлен субъекту, понимаемому как индивидуальное бытие.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Объект
субъект познания. Объект – (от лат. objectum – предмет) – с конца 18 в. объектом называют то, что противопоставляют субъекту, т.е. сознанию, внутреннему миру человека как действительное, как часть внешнего мира. Объект – это то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Субъект – (от лат. subjectum – подлежащее) – понятие, первоначально, например, у Аристотеля, обозначавшее носителя свойств, действий и состояний. Начиная с 17 в. понятие «субъект» стало употребляться, прежде всего, в гносеологическом смысле. Под субъектом ныне понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

ОБЪЕКТ
(Objekt; от лат. obicere — «противополагать себе») — вещь, предмет. С конца XVIII в. (особенно у Канта) объектом называют то, что противостоит субъекту, т. е. сознанию, внутреннему миру как действительное, как часть внешнего мира. Теперь его более точно называют реальным объектом. Прежде словом «объект» обозначали только то, что внутри мышления или сознания противостояло явлениям мысли в качестве мыслительного предмета и что теперь точнее называют идеальным объектом; см. Познание. Подобным образом обстоит дело с терминами «объективный» и «субъективный».
О. Külpe. Die Realisierung, I—III, 1912—1923; Е. Bloch. Subjekt, О., 1951; M. Drieschner. Voraussage, Wahrscheinlichkeit, О., 1979.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Объект
Этимологически «объект» это то, что стоит перед. Перед чем? Перед субъектом. Поэтому оба понятия неразрывно связаны между собой. Там, где нет субъекта, могут быть существа, события и вещи, но не может быть объекта. Всякий объект конструируется: либо условиями его восприятия (одновременно субъективными и историческими, чувственными и рассудочными), либо условиями его научного познания (экспериментальными и теоретическими). Так что же такое объект? Это объективный, или предположительно объективный, коррелят воспринимающего и познающего субъекта. Вот почему, как любил повторять Алкье (185), «объект не есть бытие». По той же причине познаваемы по определению лишь объекты. Да здравствует Пиррон и его учение!

Источник: Философский словарь.

Объект
(от лат. – предмет, от – бросаю вперёд, противопоставляю) – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект не просто тождествен объективной реальности, а выступает как такая её часть, которая находится во взаимодействии с субъектом, причём само выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности, выработанных обществом и отражающих свойства объективной реальности. Объект дан познающему субъекту уже в его ощущениях, однако здесь он ещё выступает как бы в скрытой, непроанализированной форме. Адекватное воспроизведение объекта в мышлении предполагает преобразование исходных данных познания, а идеальное воссоздание объекта выступает как результат применения субъектом определённых способов познавательной деятельности, логических операций.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ОБЪЕКТ
1. В собственно философском смысле сущность вне субъективных ощущений, вещь в себе: ничто, субстанция, недобытие и т. п.
В псевдогносеологическом смысле мнимовнешняя часть субъекта, область внимания и сосредоточенности, то есть часть сферы сознания, находящаяся в том или ином напряжении, связанная со смыслами и представлениями.
В бытовом и научном смысле аберрация ума, аналогичная предыдущей (пункт 2), но оправданная здравыми соображениями и имеющая в ряде случаев практическое значение.
Идеальных объектов как таковых не бывает. Любая идеальная конструкция - это заобъект внутрисознательного "объекта" (пункты 2 и 3). Пусть человек производит операции с треугольником. Это или нарисованный треугольник, или треугольник в его реальном воображении, то есть все это не треугольники в геометрическом значении. Геометрический треугольник - идеальный флюид над треугольниками, что даны психологически.

Источник: Философский словарь

ОБЪЕКТ
(позднелат. objectum — предмет, от лат. objicio — бросаю вперед, противопоставляю) — часть внешн. мира, противостоящая субъекту в его предметно-практ. и познавательной деятельности. Выделение к.-л. предмета или явления в кач-ве О. явл. результатом целенаправленной деятельности человека. Поэтому О., в опред. смысле, создается, а человек, по мере познания и деятельности с О., становится субъектом. Существование О. и субъекта — взаимозависимый процесс, друг без друга они не существуют. В итоге О. субъективируется, становится элементом деятельности субъекта, к-рый, в свою очередь, объективируется, заключая в себе знания об О. и навыки обращения с ним. Необходимо также различать реальный О. и представление о нем, к-рое, являясь продуктом сознания, существует как идеальный О. Лит.: Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980; Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М., 1981. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Объект
Термин, часто заменяющий в современной художественной культуре (ПОСТ-культуре, ПОСТ-) классическое понятие «произведение искусства». О., как правило, обозначаются отдельные пространственные предметы арт-деятельности, статические композиции и конструкции смешанного состава, то есть включающие в себя как специально созданные художником элементы, так и предметы утилитаного обихода (objet trouve сюрреалистов, реди-мейд) и их детали. Имеют много общего с ассамбляжами и инсталляциями; располагаются как бы между ними. Утрачивают черты станковизма, еще характерные для ассамбляжа, ограниченного ящично-коробочным пространством, и не достигают пространственной монументальности инсталляций. Хотя эти разграничения достаточно условны. Нередко О. составляются из материальных предметов, использовавшихся в перформансе и выставляются в музее или на выставке в качестве его документального подтверждения. Крупнейшими представителями искусства О. являются многие из представителей поп-арта (особенно Раушенберг), а также Йозеф Бойс, Билл Вудроу (Wood-row), Яннис Кунеллис и др. Л.Б.

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

Объект
философская категория, обозначающая объективную реальность, внешний мир, существующий вне нашего сознания и независимо от него; предмет, явление, на который направлена какая-либо деятельность. В неживой реальности – единичная материальная структура, формально отграниченная в субстанциальном континууме реальности. В биологической реальности – единичный организм, популяция или любая их совокупность, выделяемые территориально, генетически или трофически. В технической реальности – любая выделенная техническая целостность, которая исследуется, проектируется, оценивается, создается (строится) и эксплуатируется как некоторая общность, выделяемая территориально, юридически, гносеологически. В более узком контексте рангового анализа объект – пространственно-технологический кластер, подсистема техноценоза, взаимосвязанная, отграниченная и обладающая целостностью с точки зрения общности управления, технологии, территории, потребления ресурсов (город в стране, предприятие в регионе, школа или больница в городе, подразделение в организации, цех на заводе, магазин в торговой сети, батальон или рота в группировке войск и т.д.).

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

ОБЪЕКТ
1) то, на что в данный момент направлено сознание определенного субъекта, его воля. Это может быть и сознание другого субъекта, и свое собственное сознание. В качестве объекта рефлексии выступают и отчужденные продукты самого сознания (теории, понятия, суждения и др.). При таком определении «объекта», понятия «объект» и «субъект», «объект» и «сознание» являются существенно относительными и соотносительными;
2) то, что находится вне и независимо от сознания неконкретного субъекта, а от сознания трансцендентального субъекта (или от сознания вообще) («вещь в себе» — Кант»);
3) предметы, данные сознанию через внешний опыт (ощущения, восприятия, наблюдения);
4) предмет, поведение которого полностью детерминировано извне и/или который не обладает свободой воли и способностью принимать самостоятельные действия.
В соответствии с различными пониманиями «объекта» различают: 1) объекты как элементы материального мира; 2) объекты как предметы чувственного опыта; 3) мысленные (абстрактные) объекты; 4) идеальные (теоретические) объекты. (См. научный объект, субъект, сознание, Я, нс-Я).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ОБЪЕКТ
от лат. objectum — расположенное перед): все то, что предстает взгляду. В более узком смысле объект — это содержание нашей мысли, что противоположно мыслящему субъекту. В этом отношении объект может означать (что и происходит у Декарта) ощущение или чувство, 6 котором я думаю, или образ в моем уме, а не обязательно объект, реально существующий в мире. Именно в этом смысле современная феноменология (Гуссерль) говорит об ин-тенциональном объекте: она выносит «за скобки» проблему реального существования; когда она рассматривает, например, смысл религии, ее объект — это одновременно и специфическое чувство, и та совокупность символов, догматов, ритуалов, которая в нем выражается. Феноменологическая рефлексия не ставит проблему того, существуют ли еще данные религии в мире и будут ли они «истинными» религиями или же нет: ее цель — просто разворачивание смысла ее объекта, в данном случае — религии. Следовательно, термин «объект» отличается от термина «реальное». Что касается временного порядка нашего познания, то здесь мы сначала образуем понятие об объектах внешнего мира и только потом начинаем сознавать самих себя. Но с психологической точки зрения, всякое восприятие или действие предполагает как неоспоримый факт солидарность субъекта и объекта: не существует объекта без видящего его и думающего о нем субъекта. С метафизической точки зрения, проблема причины или основания объекта коренится в теологической проблеме происхождения мира. Она противостоит критической проблеме (Кант) основания «нашего знания» об объектах.

Источник: Философский словарь

Обьект(предмет)
соотносительно с понятием субъекта (подлежащее) означает вообще то, что дано в познании, или на что направлена познавательная деятельность. Противоположение между О. и субъектом есть чисто относительное и диалектическое, поскольку сам субъект становится О., когда обращает на себя познавательную деятельность (в самосознании), а с другой стороны то, что является для нас как внешний О., может иметь субъективное бытие для себя. Хотя слово О., кроме познания употребляется также и относительно других душевных деятельностей, но определенный О. дается воле, чувству и т. д. лишь посредством познания. В средневековой схоластической философии термин субъективный означал внутреннюю действительность существа, а объективный - лишь бытие в представлении или идее. В обыкновенном словоупотреблении, напротив, объективный значит имеющий основания в природе вещей, независимо от познающего субъекта. Для наивного реализма все, что дано в чувственном опыте, имеет такую независимую от субъекта реальность и признается в этом смысле объективным. Критический идеализм возвращается отчасти, хотя другим путем, к терминологии схоластической. Так как с точки зрения Канта все, что мы находим в познаваемом, заранее вложено туда познающим субъектом, в виде присущих ему априорных способов или форм познавательной деятельности, то все данные О. суть, по содержанию своему, лишь представления субъекта, хотя и обусловленные чем-то вне его (см. Кант). Особое значение имеет вопрос о независимом от субъекта и в этом смысле объективном характере идей, определяющих достоинство бытия, каковы добро, истина, красота.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

ОБЪЕКТ
позднелат. objectum - предмет, от лат. objicio - бросаю вперед, противопоставляю), то, что противостоит субъекту в его предметно-практич. и познават. деятельности. О. не просто тождествен объективной реальности, а выступает как такая ее часть, к-рая находится во взаимодействии с субъектом, причем само выделение О. познания осуществляется при помощи форм практич. и познават. деятельности, выработанных обществом и отражающих свойства объективной реальности.
О. дан познающему субъекту уже в его ощущениях, однако здесь он выступает еще как бы в скрытой, непроанализированной форме. Адекватное воспроизведение О. в мышлении предполагает преобразование исходных данных познания, а идеальное воссоздание О. выступает как результат применения субъектом определ. способов познават. деятельности, логич. операций. Использование при воспроизведении О. логич. Операций не означает «творение» О.: содержание познават. операций черпается не из глубин субъекта, а определяется О. Вырабатываемое субъектом знание постоянно соотносится с О., проверяется через материальную практич. деятельность (и в т. ч. опыт, эксперимент). Движение познания от исходных чувств, данных к идеальному воссозданию О. в виде системы понятий, от эмпирич. уровня знания к теоретич. уровню не означает отход от О., а выступает как движение по слоям самого О., от поверхностных - к более глубоким.
Теоретико-познават. концепция диалектич. материализма противостоит как тем филос. теориям, к-рые утверждают, что познаваемый О. непосредственно дан субъекту и что деятельность последнего с «данностью» всегда есть отход от О. (созерцат. материализм, позитивизм, феноменология), так и тем концепциям, к-рые считают, что О. есть объективация внутр. содержания субъекта (кантианство, прагматизм и др.). См. также Теория, Идеализированный объект.

Источник: Советский философский словарь

ОБЪЕКТ
от английского object — предмет) — обобщающее определение для произведений, использующих искусственно созданные или готовые предметы (так называемые реди-мейды). Понятие О. распространилось в современном искусстве в 1960-е годы с массовым утверждением нетрадиционных арт-технологий, таких, как инсталляция, перформанс, тот же реди-мейд. Первые О. выставляли на своих экспозициях дадаисты в конце 1910-х — начале 1920-х годов. О. вошел также в масскульт как один из ключевых терминов шпионско-детективной («О. наблюдения») и футурологической («неопознанный летающий О.») литературы и кинематографии. В художественной среде понятие наиболее часто используется в жаргоне и практике концептуалистов (при их отвращении к фигуративным результатам любое вещественное доказательство концептуалистской деятельности становится О.), а также художников «искусства земли», лэнд-арта — их творения на подмостках того или иного пейзажа вписываются в природную среду на правах ее О.
В деятельности московских концептуалистов понятие О. является одним из центральных. Так, в практике легендарной концепт-группы «Коллективные действия» О. проявления акции — сопутствующие приметы, как бы необязательные детали происходящего («конкретности дискурса демонстрационных/экспозиционных полей» — Андрей Монастырский, 1986): имена участников, случайные эпизоды, названия мест и их частные характеристики, одним словом, все то, что и составляет наполнение акции, ее знаковую фактуру.
По большому счету, и концептуалистскому, и лэнд-артистскому О. сопутствует полоса отчуждения, — ведь субъект, то есть зритель, — случаен, необязателен. Ракурс рефлексии и наблюдения узурпируется художником или участниками акции. Результат отдает мистикой: творчество превращается в ритуал, где сам О. — нечто вроде религиозного идола, требующего камланий и жертв, но никак не понимания.
[Д. Десятерик]
СМ.: Акция, Инсталляция, Концептуализм, Перфоманс, Реди-Мейд.

Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия

ОБЪЕКТ
позднелат. objectum— предмет, от лат. objicio— бросаю вперед, противопоставляю) — то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. Объект не тождествен объективной реальности: во-первых, та часть последней, которая не вступила в отношение к субъекту, не является объектом; во-вторых, объектами могут быть и состояния сознания. Существуют разные типы объектов и соответственно разные типы субъектно-объектных отношений. Объектом может быть физическая вещь, существующая в пространстве и времени, объективно-реальная ситуация. Это может быть собственное тело субъекта. Объектами могут быть состояния сознания субъекта и даже его Я в целом. В этом качестве могут выступать другие люди, их сознание, а также предметы культуры (включая тексты) и присущие им смыслы.
Активность субъекта необходимо предполагает внеположный ей объект. В противном случае она невозможна, как невозможным становится и сам субъект. Поэтому нередко встречающееся в отечественной философской литературе противопоставление двух типов отношений — субъектно-объектных и субъектно-субъектных — в действительности лишено оснований. Оно основано на неправомерном отождествлении объекта с физической вещью. В действительности объектом может стать все, что существует. Вместе с тем для понимания основных характеристик сознания, познания и деятельности важно иметь в виду тот принципиальный факт, что объект внеположен всегда субъекту, не сливается с ним. Эта внеположность имеет место и тогда, когда субъект имеет дело с состояниями собственного сознания, своим Я, и тогда, когда он вступает в отношения с другими субъектами. Так, напр., понимание другого человека, предполагающее умение встать на точку зрения этого другого, как бы пережить его состояние изнутри (то, что обычно считается классическим случаем субъектно-субъектных отношений), может быть успешным только в том случае, если субъект не сливается с состояниями чужого сознания, как не может с ними полностью слиться даже тот субъект, которому принадлежат эти состояния, и не перестает воспринимать другого извне, обладая «избытком видения», о котором писал М. М. Бахтин. Вместе с тем важно подчеркнуть, что отношение субъекта и объекта — это не отношение двух разных миров, а лишь двух полюсов в составе некоторого единства. Снятие противостояния субъективного и объективного как двух самостоятельных миров не означает снятия субъектно-объектных отношений.
Нередко термин «объект» используется в философии вне контекста его отношения к субъекту, а просто в смысле предмета. Так, в философии науки выделяют наряду с эмпирическими объектами также и объекты теоретические. Последние получают различную интерпретацию. С точки зрения инструментализма это лишь условно принятые способы рассуждения об эмпирических объектах. С точки зрения реализма некоторые теоретические объекты, которым приписываются свойства пространственной и временной локализации (такие, напр., как атомы, электроны, кварки и т. д.), существуют реально. Общепризнано, что такие теоретические объекты, которые называются идеальными (материальная точка, идеально твердое тело и т. д.), реально не существуют, а вводятся в состав теории как способы изучения некоторых явлений в чистом виде. Особое положение занимают т. н. абстрактные объекты, рассматриваемые в современной логике, в частности в теории типов. Согласно этой теории, конкретные объекты представляют собой индивиды и как таковые принадлежат к нулевому типу; тип же абстрактных объектов выше нулевого (первый, второй и т. д.). В соответствии с этим абстрактные объекты могут выступать как классы индивидов, классы классов индивидов и т. д. или как свойства индивидов, свойства свойств и т. д., как отношения индивидов, отношения отношений и т. д. Одним из видов абстрактных объектов являются, в частности, числа. Абстрактные объекты не тождественны теоретическим, т. к. теоретические объекты факгуального знания принадлежат, как правило, к нулевому уровню, т. е. конкретны (таковы атомы и электроны, но также и идеально твердые тела).
В. А. Лекторский

Источник: Новая философская энциклопедия

ОБЪЕКТ
позднелат. objectum – предмет, от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практич. и познават. деятельность. Большинство филос. школ и направлений рассматривает О. лишь с т. зр. теории познания. При этом в понимании способов воспроизведения О. в знании основными являются два типа филос. концепций: 1) теории, утверждающие, что познаваемый О. непосредственно дан субъекту и что деятельность субъекта с "непосредств. данностью" всегда есть "отход" от О. и во всяком случае не определяется природой самого О. (созерцат. т. зр. в теории познания, характерная в целом для антич. философии, для философии 17–18 вв., для совр. реализма, позитивизма и феноменологии); 2) теории, исходящие из положения о том, что О. есть конструкция субъекта, "объективация" внутр. содержания субъекта (кантианство и неокантианство, прагматизм). Диалектич. материализм исходит из того, что познават. отношение субъекта к О. возникает как производное от предметно-практич. отношения (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). В непосредственно "данном" субъекту ощущении лишь в скрытом, непроанализированном виде содержится знание об О. Это знание актуализируется только в деятельности, через нее. Поэтому проблема познания не может быть верно понята вне анализа различных форм деятельности субъекта с О. Объект не тождествен объективной реальности, материи: лишь те существующие независимо от человека вещи становятся О., к-рые включаются в человеч. деятельность, начинают осваиваться субъектом предметно-практически и познавательно. При этом объективная реальность выступает как О. для каждого познающего индивида не в "чистом виде", а в формах деятельности, языка и знаний (в частности, логич. категорий), выработанных историч. развитием общества и отражающих реальность. Движение познания от эмпирич. уровня к теоретическому сопровождается, как правило, изменением гносеологич. статуса О., появлением т.н. теоретич. О. (идеальный газ, идеально твердое тело, матем. маятник и т.п.), существенно отличных от эмпирич. О. Но эмпирич. и теоретич. О. не представляют собой две разные сферы действительности: такие предметы теоретич. познания, как идеальные газы, идеально твердые тела и др. идеализации, реально не существуют в качестве О., а представляют лишь необходимый для построения теоретич. языка способ выделения и фиксации тех сторон О., с к-рыми познание имеет дело и на эмпирич. уровне, но к-рые не схватываются во всей полноте своих св-в и отношений в эмпирич. знании. Гносеологич. статус таких О. раскрывается в категории предмета. Для совр. науч. познания характерна тенденция к широкому "производству" разного рода теоретич. О. К их числу относятся такие О., как система, структура, управление и др. Классы таких О. образуются весьма различными по своему реальному субстрату вещами, явлениями действительности. Поэтому одна из наиболее значит. трудностей в исследовании их состоит в достаточно четком очерчивании границ соответствующего класса О., т.е. в выделении тех реальных О., к-рые обоснованно могут быть включены в данный класс. Что же касается онтологич. статуса таких теоретич. О., как, напр., атомы, элементарные частицы, то он в принципе не отличается от статуса макротел, с к-рыми имеет дело эмпирич. познание: в том и др. случае знание о теоретич. О., не сводимое по содержанию к эмпирич. знанию, используется для объяснения поведения эмпирич. О. (напр., объяснение нек-рых особенностей поведения макротел с помощью молекулярно-кинетич. теории). Особое положение занимают т.н. абстрактные О., рассматриваемые в совр. формальной логике, в частности в теории типов (см. Типов теория). Согласно этой теории, конкретные О. представляют собой индивиды и как таковые принадлежат к нулевому типу; тип же абстрактных О. – выше нулевого (первый, второй и т.д.). В соответствии с этим абстрактные О. могут выступать как классы индивидов, классы классов индивидов и т.д. или как св-ва индивидов, св-ва св-в и т.д., как отношения индивидов, отношения отношений и т.д. Одним из видов абстрактных О. являются, в частности, числа. Абстрактные О. не тождественны теоретическим, т.к. теоретич. О. содержательно-фактуального знания, как правило, принадлежат к нулевому уровню, т.е. конкретны (с т. зр. логич. семантики конкретными О. являются, напр., атомы и электроны, но вместе с тем и идеально твердые тела). Эта логич. специфика абстрактных О. не отражается на их гносеологич. природе: анализ показывает, что эти О. формируются как специфич. средства, в к-рых и при помощи к-рых фиксируются те или иные способы предметно-практич. деятельности. Т.о., во всех случаях движение познания от эмпирии к теории есть не отход от "данных" О. к их замещению нек-рым содержанием, конструируемым субъектом, а способ реконструирования подлинного содержания, к-рое не может быть адекватно выявлено на эмпирич. уровне. О. знания как таковой не может менять свои характеристики в зависимости от т. зр. субъекта. В познават. практике это учитывается в форме вычленения в О. нек-рых инвариантов, т.е. не зависящих от изменения позиции субъекта связей и отношений, к-рые позволяют связать в единую объективно обусловленную систему знания различные аспекты О., дающие основания различным точкам зрения. Но построение таких инвариантов, синтезирующих те или иные частные подходы к О., обычно представляет сложнейшую проблему, т.к. каждое из частных знаний об О. вырабатывается в связи с определ. задачей и поэтому механич. увязка таких знаний обычно приводит к противоречиям в теории. Для осуществления такого синтеза необходимы спец. логич. и методологич. средства, при этом очень важным оказывается различение О. и предмета знания. Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 116–17; его же, Философские тетради, там же, т. 38, с. 86–87, 160, 213; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960; Смирнов В. ?., О достоинствах и ошибках одной логико-филос. концепции, в сб.: Философия марксизма и неопозитивизм, М., 1963; его же, Уровни знания и этапы процесса познания, в кн.: Проблемы логики науч. познания, М., 1964; Щедровицкий Г. П., Проблемы методологии системного исследования, М., 1964; Лекторский В. ?., Проблема субъекта и О. в классич. и совр. бурж. философии. ?., 1965. В. Лекторский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

объект
ОБЪЕКТ (позднелат. objectum — предмет; от лат. objicio — бросаю вперед, противопоставляю) — то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. О. не тождествен объективной реальности: во-первых, та часть последней, которая не вступила в отношение к субъекту, не является О.; во-вторых, О. могут быть и состояния сознания. Существуют разные типы О. и соответственно разные типы субъектно-объектных отношений. О. может быть физическая вещь, существующая в пространстве и времени, объективно реальная ситуация. Им может быть собственное тело субъекта. О. может быть состояние сознания субъекта и даже его Я в целом. В этом качестве могут выступать другие люди, их сознание, а также предметы культуры (включая тексты) и присущие им смыслы.         Активность субъекта необходимо предполагает внеположный ей О. В противном случае она невозможна, как невозможным становится и сам субъект. Поэтому нередко встречающееся в отечественной философской литературе противопоставление двух типов отношений — субъектно-объектных и субъектно-субъектных — в действительности лишено оснований. Оно основано на неправомерном отождествлении О. с физической вещью. В действительности О. может стать все, что существует. Вместе с тем для понимания основных характеристик сознания, познания и деятельности важно иметь в виду тот принципиальный факт, что О. всегда внеположен субъекту, не сливается с ним. Эта внеположность имеет место и тогда, когда субъект имеет дело с состояниями собственного сознания, своим Я, и тогда, когда он вступает в отношения с другими субъектами. Так, напр., понимание другого человека, предполагающее умение встать на точку зрения этого другого, как бы пережить его состояние изнутри (то, что обычно считается классическим случаем субъектно-субъектных отношений), может быть успешным только в том случае, если субъект не сливается с состояниями чужого сознания (с ними не может полностью слиться даже тот субъект, которому принадлежат эти состояния) и не перестает воспринимать другого извне, обладая «избытком видения» (М.М. Бахтин). Вместе с тем важно подчеркнуть, что отношение субъекта и О. — это не отношение двух разных миров, а лишь двух полюсов в составе некоторого единства. Снятие противостояния субъективного и объективного как двух самостоятельных миров не означает снятия субъектно-объектных отношений.         Нередко термин «О.» используется в философии вне контекста его отношения к субъекту, а просто в смысле предмета. Так, в философии науки наряду с эмпирическими О. выделяют также и О. теоретические. Последние получают разную интерпретацию. С точки зрения инструментализма, это лишь условно принятые способы рассуждения об эмпирических О. С точки зрения реализма, некоторые теоретические О., которым приписываются свойства пространственной и временной локализации (такие, например, как атомы, электроны, кварки и т.д.), существуют реально. Общепризнано, что такие теоретические О., которые называются идеальными (материальная точка, идеально твердое тело и т.д.), реально не существуют, а вводятся в состав теории как способы изучения некоторых явлений в чистом виде. Особое положение занимают так называемые абстрактные О., рассматриваемые в современной логике, в частности в теории типов. Согласно этой теории, конкретные О. представляют собой индивидов и как таковые принадлежат к нулевому типу; тип же абстрактных О. выше нулевого (первый, второй и т.д.). В соответствии с этим абстрактные О. могут выступать как классы индивидов, классы классов индивидов и т.д., или как свойства индивидов, свойства свойств и т.д., как отношения индивидов, отношения отношений и т.д. Одним из видов абстрактных О. являются, в частности, числа. Абстрактные О. не тождественны теоретическим, так как теоретические О. фактуального знания принадлежат, как правило, к нулевому уровню, т.е. конкретны (таковы атомы и электроны, но также и идеально твердые тела).         В.А. Лекторский         О. — предметная область (реальная или воображаемая), на которую направлены активный интерес и внимание человека. Значение данного термина происходит от латинского слова «противопоставлять», что предполагает определенное человеческое усилие, направленное вовне. Поэтому поначалу философская традиция прошлого в качестве О. полагала лишь предметы и явления внешнего мира, противопоставляемые практически действующему или познающему человеку, который выступал в этом случае как «субъект». В результате человек и область его действий оказывались принципиально отграниченными друг от друга мирами, между которыми возможно лишь установление каких-то соотношений. И различные философские программы старались определить способы, посредством которых эти соотношения можно было бы выявить. Множество подходов к данной проблеме, реализованных в истории философии, в общем сводимо к двум направлениям. Представители первого из них исходили из того, что восприятие предметов и явлений внешнего мира полностью определяется их воздействием на органы чувств человека, вследствие чего и «образ объекта» и знания о нем зависят лишь от свойств и особенностей самих этих предметов и явлений. В основе второго направления лежало убеждение в том, что объект является результатом конструирующей деятельности разума, тогда как окружающая человека действительность может быть лишь стимулом, активизирующим интеллектуальную деятельность, и источником материала, используемого сознанием при реализации его творческих потенций.         Современные теоретики не разделяют идею об абсолютном противопоставлении субъекта и О., обращая внимание на необходимость связывать утверждение о существовании какого-то О. с указанием на конкретный комплекс «субъектно-объектных отношений». Такая позиция обусловлена всем опытом, накопленным как философами, так и представителями конкретного естествознания. Сегодня ученые отчетливо понимают необходимость отличать саму объективно существующую реальность, не обязательно предполагающую наличие в ней человека, от тех ее фрагментов, с которыми связаны именно человеческие действия. Известная формула Фихте «Без субъекта нет объекта» сегодня понимается не как выражение субъективистской философской ориентации, а как указание на то, что, имея дело с какими-то вещами и явлениями действительности, включаемыми в сферу его интереса, индивид не охватывает их содержание во всей его полноте. Организуя свои практические или интеллектуальные действия, люди выделяют в физической или психической реальности лишь те характеристики, которые с их точки зрения являются на данный момент важными, определяющими и проч. Совокупность подобных характеристик и воспринимается в качестве соответствующей предметной области, на которую направлена человеческая активность. Таким образом, окружающая действительность превращается в «О.», определенным образом сконструированный самим человеком.         Понимание данного обстоятельства связано с возникновением трудностей при попытках ввести различия между так называемыми «эмпирическими» О., знание о которых обусловлено каким-то воздействием внешнего мира, и «теоретическими», представляющими собой идеальные конструкции, вводимые в связи с требованиями рационального рассуждения и не присутствующие в природной реальности ни в каком виде (примерами подобных объектов могут служить такие конструкты, как «абсолютно черное тело», «идеальный газ», «число», «точка» и т.д.).         К этому добавились трудности иного рода, когда люди обнаружили, что О. их внимания может быть не только то, с чем они сталкиваются, взаимодействуя с окружающей действительностью в ее природном или социальном проявлении, но и собственные эмоциональные переживания, содержание мыслительных процессов, — т.е. все то, что получило в конце концов название «субъективная реальность». Наблюдение за собой, «наблюдающим внешний мир», стало содержанием так называемого «внутреннего опыта», об изучении которого говорил еще такой представитель философии эмпиризма, как Д. Локк. Включение особенностей эмоциональной и интеллектуальной жизнедеятельности человека в содержание понятия «О.» обеспечило не только оформление исследовательских программ, связанных с изучением внутреннего мира психических явлений, но оказалось важным фактором, определяющим эффективность действий тех специалистов, внимание которых направлено, казалось бы, исключительно на феномены «внешнего мира» (об этом свидетельствует, в частности, активное использование естествоиспытателями второй половины 20 в. такого понятия, как «антропный принцип», ставящий существование самой Вселенной в зависимость от наличия в ней «наблюдателя»). В связи с этим в рамках методологии науки иногда речь идет о так называемых «гносеологических О.». Использование данного понятия обусловлено обнаружением принципиальной невозможности абсолютным образом определить границу между каким-то фрагментом природной реальности и приборными средствами, с помощью которых этот фрагмент исследуется. Подобные трудности указывают на необходимость постоянно учитывать контекст использования понятия «О.» в каждом конкретном случае.         С.С. Гусев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Время как объект познания философии и других наук

Антошкина Е. А.
В статье рассматривается время как атрибут материи, которое проявляется по-разному в каждом конечном объекте в зависимости от его специфики.
Читать PDF

Телесность человека как объект социогуманитарного познания

Корецкая Лидия Федоровна
Изучение человеческой телесности как полноправного объекта гуманитарного знания имеет свои особенности и специфику.
Читать PDF

Идеализация и идеальный объект в современной физике

Исмаилов В. И.
Читать PDF

Социальный процесс как объект философско-культурологического анализа

Мартазанов Хаж-мурад Магометович
В статье выявлено, что социальный процесс это способ реализации движения социального бытия от потенциального к актуальному состоянию; та разновидность социальных изменений, которая состоит в преобразовании социальных форм; способ
Читать PDF

Политическое геопространство как объект исследования. I. виды и пределы пространств

Елацков Алексей Борисович
Читать PDF

Объект исследования наука

Розов Михаил Александрович, Шрейдер Юлий Анатольевич, Кузнецова Наталия Ивановна
Читать PDF

Объект исследования наука

Розов Михаил Александрович, Шрейдер Юлий Анатольевич, Кузнецова Наталия Ивановна
Читать PDF

Объект исследования наука

Розов Михаил Александрович, Шрейдер Юлий Анатольевич, Кузнецова Наталия Ивановна
Читать PDF

Политическая власть как объект социально-философского и философско-политологического анализа

Нарыков Николай Владимирович
Читать PDF

Проблема «Гибели цивилизации» как объект философской рефлексии

Сколота Зоя Николаевна
В статье на основе использования философского подхода предпринята попытка систематизации взглядов философов и историков на возможные причины гибели цивилизаций. Выявляются, анализируются сильные и слабые стороны их концепций.
Читать PDF

Математический объект в современном философском дискурсе

Букин Дмитрий Николаевич
Проблема оснований математики напрямую затрагивает вопросы существования и онтологического статуса математического объекта и определяется содержанием двух основных противоборствующих методологических концепций реализма и конструкт
Читать PDF

Вещь как объект причина желания

Корнев Вячеслав Вячеславович
Рассматривается тестирование категории «objet а» Ж. Лакана, которая помогает выстроить новую онтологию повседневного быта в качестве объектов человеческого взгляда и желания.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ

    когнитивно представленный объект научного познания, репрезентирующий те или иные сущностные аспекты, свойства, отношения вещей и явлений окружающего мира. В современном научном познании абстрак
  • ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

    это реальный, природный или социальный объект,  который  обладает  определенным  набором  признаков,  фиксируемых  в процессе научного наблюдения или эксперимента.
  • СУБЪЕКТ  И  ОБЪЕКТ  ПОЗНАНИЯ:  ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

    это основные подходы к решению проблемы взаимоотношения субъекта и объекта познания в истории человеческой мысли. В античной философии данная  проблема  не  получает  отчетливого  формирования
  • ОБЪЕКТ-ЯЗЫК и СУБЪЕКТ-ЯЗЫК

    понятия, возникшие при истолковании языкового аспекта мышления (Д. В. Пивоваров, 1960). С их помощью строение языка можно выразить формулой: "Объект-язык - знаковая деятельность (речь) - Субъект-язык". О.
  • МЕТАЯЗЫК И ЯЗЫК-ОБЪЕКТ

    понятия совр. логики. Когда предметом исследования является естественный или искусственный язык (напр., логическое исчисление или язык конкретной научной теории), необходимо отличать исследуемы
  • ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ

    мысленный объект, заменяющий в процессе познания реальный объект.
  • ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ

    1) то, что в совокупности своих сторон, свойств и отношений противостоит субъекту познания; 2) все, что может быть описано как некоторая органическая целостность, выделенная из мира объектов в проце
  • ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНОЕ

    то, на что направлена активность субъекта. В случае науки объективное — это ее референтный уровень. Часто отождествляют объективное с тем, что не зависит от сознания людей. При этом не принимается
  • ВРЕМЯ КАК ОБЪЕКТ ВОСПРИЯТИЯ И ПОЗНАНИЯ

    объективно-субъективный феномен, в котором интегрированы свойства объективного времени материального мира и субъективного времени воспринимающего и познающего время человека. Объективное врем
  • Объект и субъект познания

    Субъект — деятельная, творческая личность, познающая окружающий мир, который противостоит ей как объект. Личность становится субъектом познания в процессе социализации, освоения созданной общес
  • Слово и объект

    «СЛОВО И ОБЪЕКТ» («Word and Object») — одно из главных произведений амер. логика и философа У Куайна, отражающее его основные достижения в области философии языка и эпистемологии. Книга опубликована в 1960
  • СУБЪБКТ И ОБЪЕКТ

    лат. subjec turn — подлежащее и objectum — предмет) — философские категории. Понятие “С.” первоначально (напр., у Аристотеля) обозначало носителя свойств, состоянии и действий и в этом отношении было тожде
  • СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ

    лат. subjectum - подлежащее и objectum - предмет) - философские категории. Под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; объект то, на
  • ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

    категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект. Процесс или явление, порождающие
  • ОБЪЕКТ ЛИЦЕНЗИИ

    передаваемый по лицензионному соглашению объект техники или технологии.
  • СУБ-ОБЪЕКТ

    (sub-object). Совмещение субъекта и объекта в одном существе или сущности, как условие самореференции и саморефлексии. Свойство быть собой для себя порождает парадоксы в логике, математике и лингвистик
  • ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ

    абстрактный объект, представляющий собой предельный случай реального объекта, служащий средством его научного изучения и построения его теории.
  • ЯЗЫК-ОБЪЕКТ

    понятие современной логики, математики, философии и методологии науки, семиотики и теоретической лингвистики, обозначающее любой язык (естественный, искусственный, неформализованный, формализов
  • КОНСТРУКТИВНЫЙ ОБЪЕКТ

    одно из осн. понятий математики, совр. формальной логики и теории алгоритмов. Конструктивными наз. объекты, построение или рассмотрение к-рых возможно в рамках абстракции потенциальной осуществим
  • КУЛЬТУРЫ ОБЪЕКТ

    позднелат. objectum— предмет, от лат. objucio — бросаю вперед, противопоставляю) — феномен бытия культуры, воплощающий смыслы, значения, ценности в чувственно и интеллектуально воспринимаемых формах, яв