ПРЕДМЕТ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПРЕДМЕТ
всякое материальное явление, вещь.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Предмет
любой фрагмент реальности, о котором мы рассуждаем.

Источник: Традиционная логика. Словарь по книге

Предмет
некоторая целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Предмет
(древ.‑рус. пред + метать) – отдельный неодушевлённый материальный объект, вещь, тело, обладающий конкретными свойствами и воспринимаемый органами чувств человека; то, что служит содержанием мысли и речи, на что направлено познание субъекта.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

ПРЕДМЕТ
всякий объект, выступающий как ограниченный или завершенный; то, чему могут принадлежать свойства и что может состоять в определенных отношениях с др. объектами. П. в логике — все, что может стать объектом рассуждения и что в формализованном языке представляется переменной.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ПРЕДМЕТ
– вещь, конкретный материальный объект.
– в науке (предмет исследования) – аспект объекта исследования, изучаемый в каком-то конкретном случае. Например: антропология, психология, социология (и многие другие науки) имеют общий объект изучения (человека), но различаются предметом своего изучения.
– в школе – то же, что учебный предмет (учебная дисциплина) – определённый круг знаний и умений, обычно содержательно включающий базовые сведения по какой-либо науке, преподаваемый обучающимся в рамках системы образования.
Литература: [118].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Предмет
то, что взяла в руки обезьяна, чтобы стать человеком. Правда учеными показано, что многие животные используют предметы в качестве орудий труда, но людьми не становятся. В соответствии с [1] предмет - это то же самое, что и вещь - отдельная часть, единица существующего - все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством. Учитывая то, что в [2] понятие предмет не определено, а в [1] отношения между предметом и объектом не кажутся обоснованными, представляется целесообразным, учитывая диатропический подход, считать слова объект, предмет и вещь - синонимами, а отношения между ними, если возникнет необходимость, оговаривать отдельно.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ПРЕДМЕТ
категория, обозначающая нек-рую целостность, выделенную из мира объектов с целью познания и преобразования. Различают материальные и идеальные П. Термин «П.» нередко употребляют в менее строгом смысле, отождествляя его с понятиями объекта или вещи. Противопоставление П. (Gegenstand) объекту (Objekt) впервые предложил в 1904 г. австр. философ Р.Амазедер. В гносеол. смысле противопоставление П. и объекта явл. относительным. Осн. отличие П. от объекта заключается в том, что П. явл. непосредственным источником знаний, содержит в себе гл., наиболее существенные, интересные (с т.зр. исследователя) свойства и признаки. В логике П. называют все, что может находиться в к.-л. отношении или обладать к.-л. свойством. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Предмет
1) вещь, конкретный материальный объект; 2) в науке (предмет исследования) – аспект объекта исследования, изучаемый в каком-то конкретном случае. Например: антропология, психология, социология (и многие другие науки) имеют общий объект изучения (человека), но различаются предметом своего изучения; 3) в школе – то же, что учебный предмет (учебная дисциплина) – определённый круг знаний и умений, обычно содержательно включающий базовые сведения по какой-либо науке, преподаваемый обучающимся в рамках системы образования. Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Нередко это понятие отождествляется с понятием объекта или вещи. Предмет может быть материальным (живой организм, электромагнитное поле или Галактика) и идеальным (математ. формула, концептуальный образ как предметы познания). Разграничение предмета и объекта было намечено И. Кантом, который различал в познании «материю» (т. е. предмет) и «форму» (т. е. способ, каким мы познаём предмет). В общегносеологическом плане противопоставление предмета и объекта является относительным. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ПРЕДМЕТ
(Gegenstand) — вещь, объект в самом широком смысле, всякое сущее, которое благодаря наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступает как ограниченное и в себе завершенное. В этом смысле предметом является всякое данное («противостоящее») простому переживанию (сознанию) нечто, имеющее индивидуальную форму. В качестве основных видов предметов можно различать: 1) вещь — физический, принадлежащий внешнему миру предмет; 2) понятие — логически мыслимый предмет; 3) состояние как предмет — общие состояния чувств или духовная направленность, например «дух» какоголибо дела, «дух» времени. В этом смысле слова «предмет» и «предметный» в начале XX в. стали боевым кличем против всякого рода субъективизма. Так, абстрактное искусство осуждалось как «беспредметное». Одновременно появился призыв обратиться вновь «к самой вещи» (см. Феноменология) во всех областях (см. Объективность, Свойство). Кант под вещью в себе понимает только принадлежащее внешнему миру и считает, что для нас не существует других предметов, кроме предметов, данных нашим чувствам; вещь в себе, ее объективная, нечувственная причина для нас совершенно непознаваема. В экзистенциализме предмет — это нечто противостоящее мне в переживании, выступающее из обыденности вещей (ибо это не под рукой, не подходит, препятствует и т. д.), сопротивляющееся, сущность чего обнаруживается благодаря переживанию сопротивления.
Söhngen. Sein und G. — Das scholast. Axiom, 1930; H. Behrens. G. und G.sbewußtsein, 1937; W. v. O. Quine. From a Logical Point of View. Cambridge (Mass.), 1953, dt. 1979; K. Kosik. Die Dialektik des Konkreten, 1986 (tschech. 1963); W. Kamlah, P. Lorenzen. Log. Propädeutik, 1969.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПРЕДМЕТ
категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Понятие предмета часто употребляют в менее строгом смысле, отождествляя его с понятием объекта или вещи. В соответствии с материальной или идеальной природой объекта предмет может быть материальным (напр., живой организм, электромагнитное поле или Галактика) или идеальным (математическая формула, концептуальный образ). Один и тот же объект может быть предметом различных видов исследования. Синтез различных предметов с целью построения единой теории объекта требует системного подхода и нередко ведет к созданию новой научной дисциплины.
Противопоставление предмета (Gegenstand) объекту (Objekt) впервые предложил в 1904 австрийский философ Р. Амезедер; А. Мейнонг связал это различение с теорией интенциональности Ф. Брентано и построил свою «теорию объектов» (Gegenstandstheorie), в которой трактовал предмет как акт данности объекта в переживании. Подобное понимание стало исходным для феноменологии Гуссерля, который, однако, поставил во главу угла уже не сами предметы, но «интендирующее» их сознание.
В общепюсеологическом плане противопоставление предмета и объекта является относительным. Основное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с т. зр. данного исследования) свойства и признаки.
В логике под предметом (индивидуумом) понимается элемент некоторого класса, а также субъект в его соотнесенности с предикатом.
Лит.; Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961 ; Смирнов Г. А. К. определению целостности идеального объекта.— В кн.: Системные исследования. Ежегодник 1977. M., 1977; Косарева Л. M. Предмет науки. Социально-философский аспект проблемы. М., 1977; Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
Б. А. Старостин

Источник: Новая философская энциклопедия

ПРЕДМЕТ,
категория, обозначающая нек-рую це­лостность, выделенную из мира объектов в процессе человеч. деятельности и познания. Понятие П. часто употребляют в менее строгом смысле, отождествляя его с понятием объекта или вещи. В соответствии с мате­риальной или идеальной природой объекта, соотнося­щегося с данным П., последний может быть материаль­ным (напр., живой организм, электромагнитное иоле или Галактика как П. познания) или идеальным (мате­матич. формула, концептуальный образ, взятые как II. познания). Один и тот же объект может быть II. раз­личных видов исследования: напр., совокупность ор­ганизмов одного вида (популяция) может выступать П. математич. (статистич.), генетич., эпидемиологич. и др. исследований. Синтез различных П. с целью по­строения единой теории объекта требует системного подхода и нередко ведет к созданию новой науч. дис­циплины (напр., науковедение, синтезирующее различ­ные предметные стороны науки как системы; биогеоценология, изучающая биосферу в ее биологич., физич., геологич., космич. аспектах).
Противопоставление П. (Gegenstand) объекту (Objekt) впервые предложил в 1904 австр. философ Р. Амезедер; А. Мейнонг связал это различение с тео­рией интенциональности Ф. Брентано и построил свою «теорию объектов» (Gegenstandstheorie), в к-рой трак­товал П. идеалистически - как акт данности объекта в переживании. Подобное понимание стало исходньм для феноменологии Гуссерля, к-рый, однако, поставил во главу угла уже не сами П., но «интендирующее» их сознание (см. Интенционалъностъ).
В общегносеологич. плане противопоставление II. и объекта является относительным. Осн. структурное от­личие П. от объекта заключается в том, что в II. входят лишь главные, наиболее существенные (с т. зр. данно­го исследования) свойства и признаки.
В логике под П. (индивидуумом) понимается элемент нек-рого класса, а также субъект в его соотнесенности с предикатом. См. также Опредмечивание и распредмечивание, Овеществление.

Источник: Советский философский словарь

Предмет
одно из центральных понятий коррелятивной онтологии, в котором конкретизируется понятие коррелята (соотношения). Достаточно распространено гносеологическое различение объекта и предмета, но мы придаем понятию предмета онтологическое значение. И, исходя из онтогносеологического принципа, пытаемся ответить на вопрос: на каком основании в процессе исследования может быть выделен из объекта предмет? П. есть конечное множество, выделяемое из бесконечного сущего в процессе взаимодействия. Гносеологическое выделение предмета человеком предстает как частный случай такого онтологического взаимодействия. Сущее, из которого выделяется П., может выступать и как объект и как субъект. Основания такого выделения также могут быть и объективными и субъективными. В глубине объективного выделения лежит закон, в глубине субъективного – программа. Гарантией возможности объективного выделения П. является то, что он в определенном соотношении не обусловлен определенными характеристиками данного сущего, независим от них. Так из материального тела (объект) выделяется материальная точка как П. в том корреляте, когда поведение объекта не зависит от его формы и размеров. И в рамках этого коррелята материальная точка объективно существует, не сводится к «условному допущению». Субъективным основанием выделения П. является определенная направленность (стремление) субъективной реальности одного из взаимодействующих сущих по отношению к другому сущему. На уровне человеческого познания – это постановка задачи. Если объективное основание не позволяет реализоваться субъективному стремлению, то П. не выделяется; в человечском познании так образуемое понятие не соответствует никакому предмету и оказывается произвольным, не имеющим реального интервала применимости (или гипотетическим, предполагающим возможность предмета: «допустим, что).
Ист.: Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 229-234; его же. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 75-76,118; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 69-72; его же. Вселенная философа, глава: Чье же дело самое? СПб. 2008.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

предмет
ПРЕДМЕТ — в самом общем смысле — любое реально существующее нечто, начиная от универсума и кончая спином электрона; все, что может быть познано. Но чаще такое нечто называют объектом и различают два типа объектов: предметы — объекты, способные самостоятельно существовать в пространстве и времени, и признаки — объекты, существующие лишь в составе предметов как их характеристики, черты, определенности. Часть П., с этой точки зрения, — также П.: не обладая самостоятельным существованием актуально, она способна к такому существованию. Вторым критерием для отличения П. от признака является асимметрия между ними: признак характеризует П.; обратное же невозможно: П. не может быть характеристикой признака.         Современные номиналисты и реалисты (платоновские реалисты, платонисты) едины в признании объективной реальности предметов. Расходятся они по вопросу о реальности признаков. Платонисты полагают, что признаки так же реальны, как и предметы. Номиналисты это отрицают. В попытках разрешить этот спор они пришли к выводу, что приведенные выше критерии для отличения П. от признака, предложенные еще Аристотелем, недостаточны. Для ужесточения был создан целый набор терминов. П. называют, вслед за Аристотелем, первой сущностью, конкретной сущностью, конкретом, индивидом, партикуляром; признак — абстрактной сущностью, абстрактом, универсалией.         Со времен Платона и Аристотеля различают, с одной стороны, индивидуальные П. — материальные образования, локализованные в пространстве-времени и представляющие собой сочетание единичных, особенных и всеобщих признаков, а с другой — общие П. (дом вообще, человек вообще); те самые, о которых говорят общие понятия «дом», «человек» и т.д. Вопрос о существовании общих П., задаваемых содержанием общих понятий, обсуждался на протяжении всей истории философии, но особую остроту приобрел в спорах средневековых номиналистов и платонистов.         Принципиальное значение для гносеологии имеет также различение микро-, макро- и мегапредметов. Человек — макропредмет. Его органы чувств также макропредметы, исторически сформировавшиеся для познания макропредметов. Но наука вывела человечество за границы макромира — в микро- и мегамир, для познания которых его органы чувств оказались неприспособленными. Не разрешили проблему и приборы, которые по необходимости также являются макропредметами. Это несоответствие пространственных характеристик исследователя пространственным характеристикам исследуемых П. привело в 20 в. к гносеологической революции: заговорили об относительности П. к средствам наблюдения, возник принцип дополнительности, были пересмотрены понятия необходимости, причинности, истинности и т.д.         П., опосредованный человеческим трудом, называют «вещью». Однако нередко термины «П.» и «вещь» («res» по-латыни) употребляют как синонимы. Для конструктивного гносеологического анализа П. так же важно отличать от вещи, как и от объекта. Необходимо также отличать П. от П. познания и объект от объекта познания. Объектом познания называют исследуемое явление в целом, например человеческое общество; П. познания — ту его сторону, которая непосредственно описывается в теории, напр. политическую структуру общества.         Г. Д. Левин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПРЕДМЕТ
то же, что вещь, – отд. часть, единица существующего; все то, что может находиться в отношении или обладать к.-л. свойством. В метафизич. материализме понятие "П." отождествлялось с понятием "тело", поскольку протяженность или отождествлялась с материей (Декарт и его последователи), или рассматривалась как осн. атрибут материи (Гоббс, франц. материалисты 18 в.). Субъективный идеализм (Беркли, Мах) понимает под вещью совокупность ощущений, поэтому для него реальным является лишь один П. – сознание отд. человека. В объективном идеализме реальные П. рассматриваются как отражение идей, понятий. Ориентация на пространств. границы П. далеко не во всех случаях оказывается обоснованной. Напр., граница между совр. Грецией и Болгарией – пространственная, а между древней и совр. Грецией – временная; в одной и той же области пространства могут одновременно находиться разные П. (напр., поле тяготения и электромагнитное поле). Т.о., границы П. могут быть не только пространственными, но и временными или проходить по линии других св-в. Поэтому "...вещь есть совокупность многих свойств..." (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 41). П. могут быть материальными или идеальными (понятия, суждения и т.п.). Изменение П. есть явление или процесс. В свою очередь, каждое явление (процесс) можно рассматривать как П. в широком смысле, т.к. оно тоже есть совокупность мн. св-в. Диалектика любой П. рассматривает в изменении, т.е. как процесс (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 302). П., занимающие определ. объем в пространстве, наз. телами, но многие П. не являются телами (физич. поля, элементарные частицы и т.д.). В качестве П. можно рассматривать св-ва и отношения (к-рые в этом случае наз. абстрактными П.). Любая совокупность П., объединенных нек-рым отношением, представляет собой новый П. с теми или иными св-вами. Категория П. имеет спец. способы обозначения в языке. В большинстве естеств. языков это существительные. В совр. логике П. обозначаются с помощью особых символов – предметных (индивидных) констант – обычно первые буквы лат. алфавита, и предметных переменных (х, у, z). ?. можно обозначить также с помощью указания на те отношения, к-рые он имеет к другим П. (напр., координатный язык), или через перечисление некоторых его свойств (дескрипция). Для отождествления П., если эти П. – тела, достаточно проследить совпадение их пространств. границ во все моменты времени. Но во мн. случаях такой подход неприменим: качеств. преобразования могут превратить один П. в другой даже в пределах тех же пространств. границ, не говоря уже о П., не имеющих пространств. границ. В таких случаях требуется определение совпадения качеств. границ П. В основу отождествления тогда можно положить несколько видоизмененный принцип Лейбница, согласно к-рому две вещи будут тождественны в том случае, если любое качество, принадлежащее одному из них, принадлежит и другому; однако при этом речь должна идти не о всех св-вах, а только о тех, к-рые являются качеств. границами П. (напр., человек может перекрасить волосы, оставаясь тем же самым человеком). А. Уемов. Одесса. П. в логике – то же, что индивид, или объект (в логич. смысле); то, что может рассматриваться в качестве носителя с о б с т в е н н о г о (в широком, нелингвистич. значении) имени (в частности, описательного, см. Описания операторы), в качестве элемента множества, или класса [см. Класс(в л о г и к е)]; субъект предложения (или то, что обозначается субъектом предложения), имеющего субъектно-предикатную структуру [в предложениях естеств. языков – то, на что указывает подлежащее или дополнение; в формулах формализов. языков, включающих в себя предикатов исчисление, – терм (или значение терма)]. П. с т. зр. логики – это не только единичная чувственно воспринимаемая вещь, но и система каким-то образом связанных, взаимодействующих друг с другом вещей или явлений, рассматриваемая как нечто единое; П. являются и множества (классы) – в т.ч. и бесконечные множества, множества множеств и т.д., – но ставшие предметом рассмотрения как целые; вообще П. – это любые (индивидуальные, единичные, постоянные, фиксированные и т.п.) объекты, введенные в рассмотрение путем различных способов а б с т р а г и р о в а н и я (см. Абстракция, Принцип абстракции) и идеализации, – а б с т р а к т н ы е о б ъ е к т ы , идеализированные объекты. Осн. филос. проблематика, связанная с понятием П. в логике, относится именно к абстрактным объектам, – к вопросам о возможностях и критериях отождествления (и различения) предметов, порождающего (более) абстрактные П., о путях введения в науку абстрактных П. разл. категорий, о П. разл. уровней абстрактности и т.д. Эти вопросы тесно связаны с проблемами логической семантики, в частности с разработкой категорий лингвистич. (в широком, семиотич. смысле, см. Семиотика) объектов и созданием теорий их значения. См. также А=А, область предметов, абстракция отождествления, тождество, тождества проблемы. Б. Бирюков. Москва. В совр. филос. и логич. лит-ре под П. нередко понимают объект, поскольку он включен в человеч. деятельность. В этом смысле П. включает те св-ва и характеристики объекта, на к-рые направлена деятельность или к-рые используются в деятельности в качестве ее средства. Отсюда характеристика всякой деятельности как предметной, независимо от того, какова форма осваиваемого или используемого в ней П. (см. Практика). В совр. логике и методологии науки особо выделяется понятие П. и с с л е д о в а н и я, к-рое противопоставляется понятию объекта исследования. Под П. исследования обычно понимается та сторона объекта, к-рая рассматривается в данном исследовании. Иногда П. исследования трактуют и более широко, включая в него также эмпирич. область исследования, исследовательские средства и процедуры, а также задачу исследования (см., напр., Г. П. Щедровицкий, Проблемы методологии системного исследования, М., 1964). При таком разграничении оказывается, что один и тот же объект может быть П. ряда различных исследований (напр., исследование знаковых систем в логике; лингвистике, психологии и социологии). Тогда возникает особая проблема синтеза этих разных П. при построении единой теории объекта (применительно к знаковым системам эту проблему пытается решить семиотика). Спец. логич. средства такого синтеза в наст, время практически отсутствуют и их создание является одной из гл. задач в исследовании систем и структур. Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Уемов А. И., Вещи, св-ва и отношения, М., 1963; Kaczorowski S., О teorii przedmiot?w, "Studia Logica", 1960, t. 9.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
310.24 кб

Общечеловеческие ценности как предмет философского осмысления

Шнюков В. В.
Читать PDF
105.10 кб

"очевидность неочевидного" как предмет философского дискурса в русской религиозной философии

Чухно Т. А.
Статья посвящена религиозным основаниям русской философской мысли. Определяются истоки и имманентная сущность отечественной философии как мышления с позиций религиозного сознания.
Читать PDF
221.64 кб

Новый предмет изучения, новый подход

Роговер Е. С.
Читать PDF
266.80 кб

Атмосфера в драме 1970-80-х годов как предмет исследования

Головчинер В. Е.
Читать PDF
153.23 кб

Некоторые заметки на предмет понимания природы

Жимбеева Сэсэгма Иринчиновна
В статье затрагиваются исходные посылы изучения природы и обоснования человеческих притязаний на преобразование. Автор обращается к работам французских просветителей, дополняя их философскими работами австрийского физика Э.
Читать PDF
109.81 кб

Философия техники и ее предмет

Степанов А. А., Зольникова Л. М.
Предпринята попытка сконструировать предмет исследования техники, специфицирующей ее в системе философских дисциплин, и способный интегрировать различные подходы и направления в этой отрасли знания.
Читать PDF
361.04 кб

Рекурсивная структура вуза как предмет социально-философского анализа

Тишина Е. В., Тишин Ю. Н.
Читать PDF
361.64 кб

Природная среда как предмет социально-философского анализа

Пырин Андрей Григорьевич
Читать PDF
121.31 кб

«Человек молчащий» как предмет исследования философской антропологии

Катюхина Т. В.
Читать PDF
253.88 кб

Образование как предмет философской рефлексии в трудах отечественных мыслителей конца XIX начала XX

Данилкина Наталья Валерьевна
Рассматриваются взгляды российских философов на образование в конце XIX начале XX в. Выделяются и сопоставляются ключевые философско-педагогические идеи Л. Н. Толстого, В. В. Розанова, В. К. Вентцеля, М. М. Рубинштейна.
Читать PDF
105.25 кб

Практики как предмет социально-философского дискурса

Дьяков Андрей Андреевич
Социальные практики исследуются как предмет различных дискурсов, развивающихся в социальной философии. Особое внимание уделено раскрытию коммуникативной определенности социальных практик.
Читать PDF
138.01 кб

Человеческий поступок как предмет философской онтологии

Стрельцова Виталия Михайловна
Предлагается краткое рассмотрение поступка в его двух основополагающих аспектах: поступка в качестве следствия бытия и поступка как причины или формирующего фактора бытия, в его статике и в его динамике.
Читать PDF
309.02 кб

Эстетическая деятельность человека как предмет герменевтического исследования

Шинкевич Павел Геннадьевич
Рассматриваются наиболее актуальные вопросы герменевтики искусство и теория истолкования текста, имеющего целью выявить его смысл, исходя из объективных (значение слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намер
Читать PDF
706.03 кб

Предмет как категория социальной философии: атрибуты, основное противоречие и структура

Булычев И. И.
Читать PDF
1.10 мб

Проблема «Человек и компьютер» как предмет философского анализа

Дрозд А. Л.

Похожие термины:

  • АБСТРАКТНЫЙ ПРЕДМЕТ

    выделенные путем абстракции отдельные стороны, свойства, состояния материальных предметов и отношения между ними.
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки

    Философией науки обычно называют ту ветвь аналитической философии, которая занимается изучением науки и претендует на научную обоснованность своих результатов. Жизнь современного общества в зн
  • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

    общие закономерности и тенденции возникновения, развития и функционирования науки как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в  
  • Предмет религиозной философии

    Схоластическая философия, или схоластика, является системой религиозной философии. Ее часто называют христианской философией средневековья. Уже сами словосочетания: религиозная философия, хрис
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания

    «ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. ОБ ОСНОВАХ И ПРЕДЕЛАХ ОТВЛЕЧЕННОГО ЗНАНИЯ» — произведение русского философа С.Л. Франка (1915). В учении о познании Франк исходит из того, что знание необходимо есть знание о предмет
  • Предмет труда

    то на что направлена деятельность субъекта, следует отличать его от средства труда.
  • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

    см. Философия.
  • МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ

    предмет, имеющий установленную ценность (научную, историческую, художественную) и музейное значение, изъятый из среды бытования, научно и технически обработанный и включенный в состав музейного с
  • ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    если под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся научному исследованию, то  под  предметом познания имеют  в  виду  конкретные аспекты  этой  области действитель
  • Предмет особого рода

    самодостаточная вещь. К предметам особого рода относятся Вселенная, которая не нуждается в Боге и человеке, информационные системы и циркулирующая в них информация, которые и являются "той самой Ж
  • ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ

    это часть действительности, которая к настоящему времени уже выделена наукой и стала содержанием научного познания, т.е.некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов в процессе
  • ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

    Экономика – (от греч. «ойкос» – дом, хозяйство, «номос» – закон) впервые данное понятие было введено греческим философом Ксенофонтом (430–355 гг. до н. э.) в работе «Экономикос» и первоначально означа
  • ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

    все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет — то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного про
  • ПРЕДМЕТ НАУКИ

    референтный, а не ментальный или языковой уровень науки. Это обстоятельство часто выражается в следующем определении: П. н. является то, что она изучает.
  • УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА)

    система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. По содержанию бывает общеобразоват
  • Объект и предмет исследования

    процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект должен всегда находиться в области данной науки или процесса и не выходить за их пределы. В объекте выделяетс
  • ИДЕАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНОСТЬ

    концепт феноменологической философии Э. Гуссерля (см.), то, что постигнуто в идеях, эйдосах.
  • Класс предметов

    совокупность предметов, имеющих хотя бы один общий признак.
  • Предметом культурологии

    является происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни.
  • ПРЕДМЕТА ТЕОРИЯ

    по Мейнонгу ("Untersuchungen zur Gegenstandtheorie und Psychologie", 1904), теория того, что может быть a priori познано относительно какого-нибудь предмета, исходя из его природы. При этом под предметом (см. Предмет) понимается вс