НЕЧТО
НЕЧТО
В концепциях объективного идеализма Н. – то, что уже существует в себе и для себя, но еще не получило дальнейших определений; в таких концепциях Н. является одной из исходных категорий. Для Канта Н., противопоставленное ничто, есть предмет понятия, к-рому соответствует созерцание, есть понятие о присутствии предмета, формальное условие, возможность предмета (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 334–35 и т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 146). У Гегеля Н. рассматривается как Н. реальное, как непосредственно относящееся к себе существование (см. Соч., т. 5, М., 1937, с. 108–10) и трактуется как поверхностное определение; однако именно с него начинается рассуждение в "Науке логике", определяющее исходные положения гносеологии Гегеля. Риккерт рассматривает Н. как соединение логич. формы "один" с алогичным. В истории науки делались попытки использовать Н. как исходное понятие для обоснования математики, в частности числа; при этом Н. рассматривалось как понятие, не связанное ни с какой определенностью сознания. В диалектич. материализме Н. не выступает как филос. категория, т.к. он не стремится к созданию абс. систем, начинающихся с абсолютно пустого; поэтому любое начало для него всегда содержательно, а всякая категория является отражением объективного мира. В. Костеловский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.