МАКСИМА
МАКСИМ (ЕРЕТИК)
священник, участник Новгород, еретич. движения вт. пол. 15 в., осужденного в 1490 на церк. соборе в Москве. Собор предал М. и 9 др. еретиков анафеме.
Источник: Атеистический словарь
МАКСИМА
[от лат. maxima (regula, sententia) основное правило, принцип] – вид афоризма, моралистическая по содержанию разновидность сентенции, нравоучения; обычно выражается в констатирующей или наставительной форме («Основа процветания – единство» — Абай).
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
МАКСИМА
от лат. propositio maxima - высший принцип) - всеобщее жизненное правило, субъективный принцип воли, краткое изречение. Знамениты "Максимы и размышления" Гете; "Максимы" Ларошфуко (1665); "Oraculo manual" Бальтасара Грасиана (1653); "Размышления и максимы" Вовенарга (1746).
Источник: Философский энциклопедический словарь
МАКСИМА
(Maxime; от лат. propositio maxima — «высший принцип») — всеобщее жизненное правило, субъективный принцип воли, изречение. Знамениты «Максимы и размышления» Гёте («Maximen und Reflexionen», новое изд. Г. Мюллера, Kröners Taschenausgabe. Bd. 186); «Максимы» Ларошфуко (1665); «Oráculo manual» Бальтасара
Грасиана (1653, нем. изд. Шопенгауэра, «Handorakel und Kunst der Weltklugheit»); «Размышления и максимы» Вовенарга (1746).
Грасиана (1653, нем. изд. Шопенгауэра, «Handorakel und Kunst der Weltklugheit»); «Размышления и максимы» Вовенарга (1746).
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
МАКСИМА
краткая формула, выражающая правило поведения, логический или правовой закон или общее психологическое наблюдение. Кант ввел знаменитое различение общего «принципа» морали и максимы, представляющей собой конкретную формулировку этого принципа на уровне наших повседневных действий: например, если мы используем моральный принцип исключительно из чувства долга, то это уже частная максима, которую индивид ставит перед своей волей — отдать сумму, которую нам дали в долг (см. «Основы метафизики нравов»).
Источник: Философский словарь
Максима
Частная формулировка, выражающая общее правило или общую истину. Максима носит более личный характер, чем пословица, но менее личный, чем афоризм; это своего рода пословица, имеющая автора, или афоризм, утративший авторство.
В философии Канта максимой называется субъективный принцип воли или действия. Этим максима (остающаяся единичной) отличается от закона (носящего всеобщий характер). Максима – это принцип, по которому субъект действует, тогда как закон есть объективный принцип, подходящий каждому разумному существу, по которому он должен действовать («Основы метафизики нравственности», раздел II). Это объясняет и знаменитую формулировку категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства» (там же). Иными словами, это воля в высшей степени всеобщая.
В философии Канта максимой называется субъективный принцип воли или действия. Этим максима (остающаяся единичной) отличается от закона (носящего всеобщий характер). Максима – это принцип, по которому субъект действует, тогда как закон есть объективный принцип, подходящий каждому разумному существу, по которому он должен действовать («Основы метафизики нравственности», раздел II). Это объясняет и знаменитую формулировку категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства» (там же). Иными словами, это воля в высшей степени всеобщая.
Источник: Философский словарь.
Максима
(лат. maxima – наибольший) – термин, употребляемый в средневековье и обозначающий общее предложение (общую мысль), содержащее ценный совет или предписание. Синонимы максимы – сентенция (лат. sententia – основа, мнение, взгляд) и афоризм (лат. aforizo – ограничиваю, отделяю, определяю). Максима – это краткая, чаще всего состоящая из одного предложения мысль, имеющая значение всеобщности и относящаяся к этике, эстетике, обычаям, психологии. Часто имеет характер предписания или запрещения и формулирует правила поведения. Афоризмы имели большое распространение в древнегреческой и римской философии жизни (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм) (см. Эпикуреизм, Скептицизм, Стоицизм); широко использовались в этике французских моралистов. В этике И. Канта максима – это субъективная основа свободы или практического права (см. Категорический императив).
МАКСИМА
(лат. maxima - основное правило, принцип) - 1. Сентенция, афоризм, в к-рых формулируется жизненный принцип или характеризуются нравы людей (таковы, напр., М., составившие известные произведения Ф. де Ларошфуко и С.Р.Н.Шамфора). 2. Практический принцип, или правило действия, к-рые человек самостоятельно избирает или вырабатывает на основе личного опыта. Понятие «М.» занимает особое место в практической философии И.Канта: М. — это субъективный практический принцип воления, к-рый человек произвольно избирает для себя в качестве правила совершения поступков. М. отличается от нравственного закона как объективного практического принципа, осваиваемого человеком посредством разума. Обычно человек, по Канту, избирает М. сообразно со складывающимися условиями жизни, по склонности или по неведению. М. является моральной, если она согласована с нравственным законом (см. Категорический императив) или с возможным царством целей как царством природы и определена человеком на основе осознания им нравственного долга. Условием согласования М. с нравственным законом является свобода человека.
В таком случае М., а не цель определяет моральную ценность поступка.
В современной этике термин «М.» используется редко. Лит.: Кант И. Основы метафизики нравственности// Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4(1). М.: Мысль, 1965. С. 236-237, 260; Ларошфуко Ф. де. Мемуары. Максимы. Л.: Наука, 1971; Шамфор СРП. Максимы и мысли, характеры и анекдоты. Л.: Наука, 1966. Р.А.
В таком случае М., а не цель определяет моральную ценность поступка.
В современной этике термин «М.» используется редко. Лит.: Кант И. Основы метафизики нравственности// Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4(1). М.: Мысль, 1965. С. 236-237, 260; Ларошфуко Ф. де. Мемуары. Максимы. Л.: Наука, 1971; Шамфор СРП. Максимы и мысли, характеры и анекдоты. Л.: Наука, 1966. Р.А.
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001
МАКСИМА
от лат. maxima regula (sententia) — принцип, основное правило) — моральное правило, имеющее предельную степень общности и обязательности (в изначальном смысле — всеобщий принцип поведения). Именно так понятие максимы употреблялось в моральной философии.
В литературе под максимой понимается разновидность афоризма, близкая сентенции, — краткое общезначимое изречение, имеющее морализаторский оттенок. Расцвет максимы как литературного жанра пришелся на 17—18 вв. К классическим образцам относятся «Обиходный оракул, или Искусство осторожности» Бальтасара Грасиана (1647, рус. пер.: 1739,1760), «Максимы» Ларошфуко (1665, рус. пер.: 1908, 1971), «Характеры и нравы нашего века» Лабрюйера (1688, рус. пер.: 1812, 1964), «Размышления и максимы» Вовенарга (1746, рус. пер.: 1908,1988).
Максима может быть выражена в констатирующей («Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией» — Ларошфуко, максима 22), поучительной («Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди обычно отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей» — Ларошфуко, максима 216) или ироничной форме («Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не в состоянии подавать дурные примеры» — Ларошфуко, максима 93). Лучшие максимы отличаются отточенностью, емкостью и парадоксальностью, худшие — тривиальностью и дидактичностью. По сравнению с другими литературными жанрами максима встречается достаточно редко, поскольку требует от автора ярко выраженного остроумия.
О. В. Суворов
В литературе под максимой понимается разновидность афоризма, близкая сентенции, — краткое общезначимое изречение, имеющее морализаторский оттенок. Расцвет максимы как литературного жанра пришелся на 17—18 вв. К классическим образцам относятся «Обиходный оракул, или Искусство осторожности» Бальтасара Грасиана (1647, рус. пер.: 1739,1760), «Максимы» Ларошфуко (1665, рус. пер.: 1908, 1971), «Характеры и нравы нашего века» Лабрюйера (1688, рус. пер.: 1812, 1964), «Размышления и максимы» Вовенарга (1746, рус. пер.: 1908,1988).
Максима может быть выражена в констатирующей («Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией» — Ларошфуко, максима 22), поучительной («Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди обычно отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей» — Ларошфуко, максима 216) или ироничной форме («Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не в состоянии подавать дурные примеры» — Ларошфуко, максима 93). Лучшие максимы отличаются отточенностью, емкостью и парадоксальностью, худшие — тривиальностью и дидактичностью. По сравнению с другими литературными жанрами максима встречается достаточно редко, поскольку требует от автора ярко выраженного остроумия.
О. В. Суворов
Источник: Новая философская энциклопедия