КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович
род. 27 авг. 1851, Харьков - ум. 23 марта 1916, Петроград) - рус. социолог, правовед, историк и этнограф, один из основателей Московского психологического общества. Испытал заметное влияние англ, социолога и философа Герберта Спенсера, что и предопределило его интерес к социологическим исследованиям. В своем учении о социальном прогрессе Ковалевский проводил гуманистическую идею солидарности между социальными группами и народами, а главную задачу социологии видел в выявлении сущности этой солидарности, описании и объяснении ее многообразных форм. Развивая сравнительно-исторический метод исследования общественной эволюции различных народов, предложил собственную общую формулу поступательного движения общественной жизни, в которой революции рассматривал как случайное и патологическое явление. Осн. труды: "Первобытное право" (вып. 1-2, 1886); "Современные социологи" (1905); "Социология" (т. 1-2, 1910).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Ковалевский, Максим Максимович
известный историк, социолог и политический деятель (род. в 1851 г.). Его первые работы, написанные за границей, касаются истории французских и английских учреждений. Одновременно им был издан ряд работ по вопросам первобытной культуры, социологии и этнографии. С 1877 по 1887 г. Ковалевский читал в Московском Университете курс государственного права иностранных держав и истории учреждений. В 1887 г. Ковалевский, имевший репутацию опасного радикала, должен был оставить кафедру и уехал снова за границу, где читал лекции в Стокгольме и Оксфорде. Здесь были написаны его главные труды "Происхождение современной демократии" и "Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства". В 1901 г. Ковалевский основал в Париже Высшую Русскую школу общественных наук, где преподавание велось опальными в то время русскими профессорами: Кареевым, Мечниковым, Милюковым и политическими эмигрантами - Плехановым, Черновым, Кочаровским. Читал там лекции и Владимир Ильич Ленин.
Вернувшись в Россию в 1905 г., Ковалевский основал партию демократических реформ, имевшую очень мало сторонников. В 1906 г. Ковалевский прошел в Государственную Думу от академической курии, а в 1907 г. в Государственный Совет, где он был лидером небольшой группы "демократических реформ" и редактировал центральный орган этой партии "Страна" (1906 - 1907). Позднее был членом верхней палаты Государственного Совета, где был лидером левой "академической группы". С 1909 г. был одним из редакторов "Вестника Европы". В 1906 г. им был выпущен большой труд по истории политических учений "От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму". /Т. 2, 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович
27 августа (8 сентября) 1851, Харьков— 23 марта (5 апреля) 1916, Петроград] — русский социолог, историк, правовед. После окончания юридического факультета Харьковского университета (1872) занимался научной работой в различных странах Европы. В 1877 защитил в Московском университете магистерскую диссертацию. В 1887 уехал за границу, преподавал в европейских и американских университетах. С 1905 работал в Санкт-Петербургском университете и других столичных вузах. В 1914 избран действительным членом Академии наук. Один из основателей Московского психологического общества.
Методом, способным открыть законы развития общества, считал сравнительно-исторический метод, с помощью которого возможно эволюционно-стадиальное членение исторического процесса. Его основная ценность состоит не столько в открытии новых фактов, сколько в научном объяснении уже имеющихся. Важнейшее теоретико-методологическое достижение Ковалевского связано с последовательной критикой различных редукционистских и монистических однофакторных концепций социально-исторического процесса (экономический материализм, психологический редукционизм, географический, биологический и др. детерминизм) и разработкой принципа плюрализма факторов, его детерминирующих. Ковалевский стремился определить главные причины социальных изменений (напр., «рост народонаселения»). В его поздних социологических работах просматривается тенденция к переходу от теории факторов к идеалистическому монизму. Другие важнейшие темы социологической рефлексии Ковалевского — связь социологии и истории, закономерности социальной эволюции, происхождение социальных институтов.
Соч.: От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, т. 1—3. М., 1906; Социология, т. 1-2. СПб., 1910.
Лит.: Лиоренчевич И. Г. Плюралистическая теория М. М. Ковалевского.— В кн.: Социологическая мысль в России. Л., 1978.
С. И. Бажов

Источник: Новая философская энциклопедия

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович
27.8(8.9). 1851, Харьков - 23.3(5.4). 1916, Петроград], рус. социолог, историк, правовед, этнограф, акад. Петерб. АН (1914; чл.-корр. 1899). Один из основателей Моск. психологич. об-ва (1884). Издатель журн. «Вестник Европы» (1909-16). Один из основателей конституц.-монархич. Партии демократич. реформ; депутат 1-й Гос. думы, с 1907 чл. Гос. совета.
Мировоззрение К. сформировалось под влиянием позитивизма Конта и Спенсера (К. был лично с ним знаком), что предопределило его интерес к социологич. проблематике и критич. отношение к неокантианству и неогегельянству. Несмотря на близкое знакомство с К. Марксом и Ф. Энгельсом, К. марксизма не принял, усматривая в нем односторонний «экономич. детерминизм». В то же время К. испытал определ. влияние марксизма, что отразилось в его интересе к истории землевладения, экономич. проблемам, в стремлении объяснить развитие политич. идей политич. практикой и т. п.
Центр. место во взглядах К. занимает учение о социальном прогрессе, сущность к-рого он с Абстрактно-гуманистич. позиций видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами; этот процесс происходит, по К., под влиянием мн. причин, среди к-рых нельзя выделить к.-л. одну, главную. Одной из осн. задач социологии К. считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразия ее форм.
Выступая как против односторонности психологич., биологич., географич. и пр. объяснений историч. процесса, так и против его мистифицирования, К. признавал наличие как частных, так и более общих объективных законов обществ. развития (напр., К. считал, что гл.«двигателем» развития нар. х-ва является рост народонаселения). Выявление этих законов, по К., должно основываться на изучении и обобщении массы эмпирич. материала.
Исходя и;) учения о прогрессе, К. рассматривал революцию как случайное и патологич. явление, но считал, что она становится неизбежной, когда «правители», избегая назревших реформ, «искусственно» пытаются препятствовать объективно необходимому социальному прогрессу.
В своих конкретных исследованиях К. применял сравнительно-историч. метод, характеризуя его как «параллельное изучение» фактов и явлений обществ. эволюции различных народов, на основе к-рого можно выявить «общую формулу поступат. движения обществ. жизни». Разрабатывая теорию сравнит.-история, метода, К. видел в нем гл. оружие в борьбе с субъективизмом и произволом в историч. науке.
К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали конкретные историч. и этнографич. исследования К. Но абстрактногуманистич. идеи К. теоретически обосновывали бурж. либерализм, а в политич. практике вели к защити реформизма, к попыткам примирения в России демократии и монархии.

Источник: Советский философский словарь

Ковалевский Максим Максимович
 (1851—1916) — рус. социолог, историк, правовед и политический деятель, академик (с 1914). Преподавал право в Московском (был уволен) и Петербургском ун-тах, а также в ряде ун-тов Европы и Америки. К. — сторонник классического позитивизма, один из организаторов Московского психологического об-ва (1884). В его трудах нашло отражение знакомство с идеями Маркса и Энгельса, что выразилось в интересе к истории землевладения, к экономическому развитию Европы («Общинное землевладение. Причины, ход и последствия его разложения», 1879; «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства», 1898—1903). Об исследованиях К. по истории семьи положительно отзывался Энгельс. В своих конкретно-исторических работах, содержащих большой фактический материал, разрабатывал сравнительно-исторический метод. Специальные работы по социологии посвящены разбору социологических учений («Современные социологи», 1905; «Социология», 2 тт., 1910). К. — сторонник теории социального прогресса, к-рый он видит в развитии солидарности между народами, классами и группами. Эта солидарность, по К., возникает в силу множества причин (экономических, социальных, политических), среди к-рых нельзя выделить осн. и определяющий фактор. Историк должен ограничиваться констатацией взаимодействия и соотносительности в развитии общественных явлений. Значительное влияние на К. оказали теории, биологизирующие социальный прогресс, а также буржуазный экономизм и катедер-социализм, общим с к-рыми было у К. отрицание революционных методов переустройства об-ва. Своими социологическими идеями К. стремился обосновать рус. либерализм, примирение демократии с монархией. Критика его политической деятельности дана в трудах Ленина. Коген Герман (1842—1918) — нем. философ, проф. в Марбурге, основатель т. наз. марбургской школы. Начиная с 70-х гг. начал перерабатывать теорию опыта Канта, его этику и эстетику в духе идеализма, более последовательного, чем кантовский: отверг «вещь в себе» в качестве реальной причины ощущений и стал рассматривать ее лишь как предельное понятие опыта. Опираясь на Канта, построил систему философии, обнимающую логику, этику, эстетику и философию религии. По К., философия впервые созревает до науки, полагая своим предметом не вещи, не процессы, а факты науки. Душа философии — идеалистический метод, имеющий в качестве образца математическое исчисление бесконечно малых. Познающее мышление творческое; его предмет не «дан», а «задан» ему как задача. Удовлетворяя запросы познания, понятия рождают новые запросы, и в философии, как и в науке, нет ответов в конечной инстанции. Философское сознание — познающее сознание; даже религиозность покоится на ясности систематического познания. Осн. работы: «Теория опыта Канта» (1871), «Система философии» (1902—12, 3 тт.).

Источник: Философский словарь. 1963

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович
27. 08(8. 09). 1851, Харьков - 23. 03 (5. 04). 1916, Петроград) - историк, социолог, правовед. Один из основателей Московского психологического общества, кафедры социологии при Психоневрологическом ин-те в Петербурге, Международного социологического ин-та и Рус. высшей школы общественных наук в Париже, издатель (совместно с В. Ф. Миллером) журн. "Критическое обозрение". Вынужденный долгое время работать за рубежом, К. как историк использовал иностранную тематику и материалы для решения российских проблем, связанных с развитием капитализма. По оценке Сорокина, К. до конца дней испытывал большое влияние О. Конта и Г. Спенсера, и прежде всего в осн. трудах: "Социология" (1910, Т. 1-2), "Современные социологи" (1905). По инициативе К. с его предисловием вышли в свет 5 т. источников "Родоначальники позитивизма" (1910--1913). Отстаивая принципы ортодоксального позитивизма, К. отрицательно реагировал на совр. течения в социологии и философии, включая народнический субъективизм, неокантианство, философию жизни, эмпириокритицизм. Единственное исключение представлял марксизм, влияние к-рого было на него бесспорным и самим им подчеркивалось, хотя он и подвергал его критике с позиции позитивизма. Большую роль здесь сыграло его многолетнее личное знакомство с основоположниками марксизма. Несмотря на несхожесть мировоззренческих позиций и постоянную полемику, обе стороны высоко ценили друг друга. К. Маркс видел в нем своего "друга по науке", К. в своих письмах и работах именовал его "дорогим учителем", "властителем дум эпохи", "духовным вождем XIX века", "великим апостолом новейшей социологии". Осн. законом социологии К. считал закон прогресса. Его сущность - рост солидарности, расширение "очеловеченной" среды. Природа прогресса не субъективно-ценностного характера, а вполне объективна. К. решительный противник субъективного метода в социологии, отстаиваемого народниками. Он полагал, что относительность такого явления, как прогресс, не отменяет его непрерывность, поскольку в том или ином виде он дает о себе знать в каждую эпоху. По мнению К., развитие в основном носит эволюционный характер, всякие попытки его задержать или ускорить в конце концов терпят поражение. Что касается революционного способа движения вперед, то он патологичен. Тем не менее, революции могут осуществлять и прогресс, хотя подобные болезненные скачки со временем должны изжить себя. К. не соглашался с выдвинутым Контом принципом исторической периодизации, в основе к-рого последовательная смена мировоззрений, связанная с развитием лишь знания, а не об-ва в целом. К. был сторонником "теории факторов", исходящей из признания множества движущих сил исторического процесса. Не отрицая единства всех сторон об-ва, он отказывался считать его конечной движущей силой один к.-л. из факторов. Все они в конечном счете равноценны, хотя в разные времена на авансцену выдвигаются то религия, то политика, то экономика. В итоге ни один из них не играет постоянной решающей роли. В этой связи представляется ошибочным мнение, будто бы всеопределяющую роль, по К., играет демографический фактор. В системе его воззрений он играет такую роль только применительно к экономике. Закономерность в истории, по К., имеет всепробивающую силу, случайные привходящие обстоятельства могут только либо задерживать, либо ускорять ход событий, но не отменять его. Роль исторических героев не следует преувеличивать, поскольку они сами продукт среды и успех их деятельности ею же и обусловлен. Подчеркивая черты сходства законов природы и об-ва - объективность, необходимость, естественность, - в то же время К. не был склонен ни натурализировать об-во, ни чрезмерно противопоставлять эти две сферы действительности. Как историк, К. широко использовал историко-сравнительный метод, особенно в целях сопоставления государственных политических и экономических структур докапиталистических об-в Европы, включая Россию.

Источник: Русская философия: словарь

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович

(27 авг. 1851 – 23 марта 1916) – рус. социолог, историк, правовед и политич. деятель бурж.-либерального направления. Окончил юридич. фак-т Харьковского ун-та (1872). Продолжал образование в Берлине, Париже и Лондоне, где познакомился с Марксом и Энгельсом. Возвратившись в Россию (1877) и получив степени магистра (1877) и доктора ("Общественный строй Англии в конце средних веков", 1880), преподавал право в Моск. ун-те. Совм. с В. Ф. Миллером редактировал журн. "Критическое обозрение" (1879–1880). Один из основателей Моск. психологич. общества (1884). Уволенный из ун-та (1887), уехал за границу. Участник многих междунар. конгрессов социологов и историков. В Россию возвратился в 1905, преподавал в Петербургском ун-те, Психоневрологич. и Политехнич. ин-тах. Издатель журн. "Вестник Европы" (1909–16), один из редакторов Энциклопедич. словаря Гранат (1910–1916). С 1899 – член-корр., с 1914 – действит. чл. АН. Активно участвовал в политич. жизни: основатель партии "демократич. реформ", депутат 1-й Гос. думы, с 1907 – член Гос. совета. Филос. взгляды К. сложились в основном под влиянием позитивизма Конта и Спенсера. Приверженность к позитивизму К. сохранил в течение всей жизни, критически относясь к неокантианству и неогегельянству. Несмотря на знакомство К. с Марксом и Энгельсом и их учением, нашедшее известное отражение в его трудах (интерес к истории землевладения, к экономич. проблемам), он остался противником марксизма; в нем К. усматривал одностороннее объяснение истории, к-рое будто бы преодолевается позитивизмом. Значит. влияние оказали на К. теории, биологизирующие социальный процесс (социальный дарвинизм и др. – см. Биологическое направление в социологии). Центральное место в трудах К. занимают проблемы социологии. Спец. работы К. по социологии посвящены гл. обр. разбору социологич. учений ("Современные социологи", 1905; "Социология", т. 1–2, 1910). Свою задачу К. видел в сближении различных учений об обществе, в преодолении односторонности психологич., биологич., экономич., географич. и др. школ социологии на почве "теории социального прогресса". Сущность прогресса, согласно К., состоит в развитии солидарности и единства между группами, классами и народами, т.е. в социальной гармонии. Социология, по К., призвана "...объяснить прошлое и настоящее разнообразнейших форм человеческой солидарности и самую природу последней..." ("Современные социологи", СПБ, 1905, с. 286). Установление обществ. солидарности возникает из влияния множества причин, среди к-рых нельзя выделить какой-либо отд. фактор как основной и определяющий (см. тамже, с. XIV). Историк должен ограничиваться констатацией взаимодействия и соотносительности в развитии обществ. явлений. В то же время К. указывал на рост населения как на "главный двигатель экономической эволюции" ("Развитие народного хозяйства в Западной Европе", СПБ, 1899, с. 2), оказывающий опосредств. влияние и на др. стороны обществ. эволюции. Опираясь на свою "теорию социального прогресса" и под влиянием бурж. экономизма и "катедер-социализма", К. проповедовал отрицание революц. методов изменения общества, гармонию классовых интересов. В гос-ве К. видел выражение солидарности классов, в революции – патологич. явление и искусств. состояние. В своих работах К. разрабатывал и применял историко-сравнит. метод, характерную особенность к-рого, по К., составляет "параллельное изучение общественной эволюции различных народов, древних и современных, которое должно, в конечном счете, дать общую формулу поступательного движения общественной жизни" ("Очерк происхождения и развития семьи и собственности", 1939, с. 19). Давая историко-сравнит. характеристику этнографич. и историко-легендарному материалу, К. показал, что коллективные формы пользования землей не связаны с нар. психологией славян или германцев, а общи всем народам. К. опровергал объяснение истории "национальным духом", "народным характером" и т.п. началами. В работе "От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму" (т. 1–3, 1906) К. (в отличие от господствовавших в то время в России учений, в к-рых история политич. учений выводилась из нравств. и метафизич. начал) пытался показать историю политич. идей как продукт политич. практики. Однако отсутствие у К. объективного критерия для определения принадлежности сравниваемых явлений к одной и той же стадии развития, отказ от выделения определяющих обществ. явлений делали его концепцию философски эклектичной. В период бурж.-демократич. и социалистич. революций 20 в. идеи К. стали играть реакц. роль в политич. жизни России. Вступая в область политики, К. стремился теоретически обосновать бурж. либерализм, примирение демократии с монархией. Соч.: Исчерпывающего списка трудов К. нет. Неполные данные см. вкнигах: Материалы для биографического словаря действительных членов имп. Акад. наук, ч. 2, П., 1917; M. M. Ковалевский, П., 1917. Осн. работы: Общинное землевладение, ч. 1, М., 1879; Современный обычай и древний закон, т. 1–2, М., 1886; Первобытное право, вып. 1–2, М., 1886; Закон и обычай на Кавказе, т. 1–2, М., 1890; Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства, т. 1–3, М., 1898–1903; Происхождение современной демократии, т. 1–4, М., 1895–99; Мое научное и литературное скитальчество, "Рус. мысль", 1895, кн. 1; Две жизни, "Вестн. Европы", 1909, No 6; Очерк происхождения и развития семьи и собственности, пер. с франц., М., 1939. Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политическими деятелями, 2 изд., М., 1951 (см. Указатель имен); [Маркс К. ], Конспект книги M. M. Ковалевского "Общинное землевладение...", "Советское востоковедение", 1958, No 3, 4, 5; Энгельс ?., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1954; Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Указатель имен); Г. Б. [Плеханов Г. В. ], Поземельная община и ее вероятное будущее, "Рус. богатство", 1880, No 1–2; Тимирязев К. ?., Памяти друга, Соч., т. 8, [М. ], 1939; Сафронов Б. Г., ?. ?. Ковалевский как социолог, [М. ], 1960 (имеется обширная библиография;) Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960; История философии, т. 5, М., 1961, с. 349–52. В. Карпачев. Свердловск.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
339.01 кб

Ковалевская софья Васильевна и Ковалевский Максим Максимович

Семенкова Т. Г.
Читать PDF
216.15 кб

Максим Максимович ковалевский почетный член Казанского университета

Мягков Герман Пантелеймонович
На основании изучения протоколов заседаний Совета Императорского Казанского университета за 1914-1915 гг. установлено, что М.М. Ковалевский был избран почетным членом университета.