КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович
род. 27 авг. 1851, Харьков - ум. 23 марта 1916, Петроград) - рус. социолог, правовед, историк и этнограф, один из основателей Московского психологического общества. Испытал заметное влияние англ, социолога и философа Герберта Спенсера, что и предопределило его интерес к социологическим исследованиям. В своем учении о социальном прогрессе Ковалевский проводил гуманистическую идею солидарности между социальными группами и народами, а главную задачу социологии видел в выявлении сущности этой солидарности, описании и объяснении ее многообразных форм. Развивая сравнительно-исторический метод исследования общественной эволюции различных народов, предложил собственную общую формулу поступательного движения общественной жизни, в которой революции рассматривал как случайное и патологическое явление. Осн. труды: "Первобытное право" (вып. 1-2, 1886); "Современные социологи" (1905); "Социология" (т. 1-2, 1910).

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович (1851—1916)
рус. социолог, историк, правовед и политический деятель, сторонник классического позитивизма: один из организаторов Московского психологического об-ва (1884). Был знаком с идеями Маркса и Энгельса, что нашло отражение в его трудах и выразилось в интересе к истории землевладения, к экономическому развитию Европы (“Общинное землевладение. Причины, ход и последствия его разложения”, 1879; “Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства”, 1898—1903). Об исследованиях К. по истории семьи положительно отзывался Энгельс. В своих конкретно-исторических трудах К. разрабатывал сравнительно-исторический метод. Специальные работы посвящены разбору социологических учений (“Современные социологи”, 1905; “Социология”, 2 тт., 1910). К.—сторонник теории социального прогресса, к-рый он видит в развитии солидарности между народами, классами и группами. Эта солидарность, по К., возникает в силу множества причин (экономических, социальных, политических), среди к-рых нельзя выделить осн. и определяющий фактор. Поэтому историк, с т. зр. К., должен ограничиваться констатацией взаимодействия и соотносительности в развитии общественных явлений. Значительное влияние на К. оказали теории, биологизирующие социальный прогресс. Как и сторонники этих течений, К. отрицал революционные методы переустройства об-ва, стремился обосновать либерализм, примирение демократии с монархией.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Ковалевский, Максим Максимович
известный историк, социолог и политический деятель (род. в 1851 г.). Его первые работы, написанные за границей, касаются истории французских и английских учреждений. Одновременно им был издан ряд работ по вопросам первобытной культуры, социологии и этнографии. С 1877 по 1887 г. Ковалевский читал в Московском Университете курс государственного права иностранных держав и истории учреждений. В 1887 г. Ковалевский, имевший репутацию опасного радикала, должен был оставить кафедру и уехал снова за границу, где читал лекции в Стокгольме и Оксфорде. Здесь были написаны его главные труды "Происхождение современной демократии" и "Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства". В 1901 г. Ковалевский основал в Париже Высшую Русскую школу общественных наук, где преподавание велось опальными в то время русскими профессорами: Кареевым, Мечниковым, Милюковым и политическими эмигрантами - Плехановым, Черновым, Кочаровским. Читал там лекции и Владимир Ильич Ленин.
Вернувшись в Россию в 1905 г., Ковалевский основал партию демократических реформ, имевшую очень мало сторонников. В 1906 г. Ковалевский прошел в Государственную Думу от академической курии, а в 1907 г. в Государственный Совет, где он был лидером небольшой группы "демократических реформ" и редактировал центральный орган этой партии "Страна" (1906 - 1907). Позднее был членом верхней палаты Государственного Совета, где был лидером левой "академической группы". С 1909 г. был одним из редакторов "Вестника Европы". В 1906 г. им был выпущен большой труд по истории политических учений "От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму". /Т. 2, 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович
27 августа (8 сентября) 1851, Харьков— 23 марта (5 апреля) 1916, Петроград] — русский социолог, историк, правовед. После окончания юридического факультета Харьковского университета (1872) занимался научной работой в различных странах Европы. В 1877 защитил в Московском университете магистерскую диссертацию. В 1887 уехал за границу, преподавал в европейских и американских университетах. С 1905 работал в Санкт-Петербургском университете и других столичных вузах. В 1914 избран действительным членом Академии наук. Один из основателей Московского психологического общества.
Методом, способным открыть законы развития общества, считал сравнительно-исторический метод, с помощью которого возможно эволюционно-стадиальное членение исторического процесса. Его основная ценность состоит не столько в открытии новых фактов, сколько в научном объяснении уже имеющихся. Важнейшее теоретико-методологическое достижение Ковалевского связано с последовательной критикой различных редукционистских и монистических однофакторных концепций социально-исторического процесса (экономический материализм, психологический редукционизм, географический, биологический и др. детерминизм) и разработкой принципа плюрализма факторов, его детерминирующих. Ковалевский стремился определить главные причины социальных изменений (напр., «рост народонаселения»). В его поздних социологических работах просматривается тенденция к переходу от теории факторов к идеалистическому монизму. Другие важнейшие темы социологической рефлексии Ковалевского — связь социологии и истории, закономерности социальной эволюции, происхождение социальных институтов.
Соч.: От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, т. 1—3. М., 1906; Социология, т. 1-2. СПб., 1910.
Лит.: Лиоренчевич И. Г. Плюралистическая теория М. М. Ковалевского.— В кн.: Социологическая мысль в России. Л., 1978.
С. И. Бажов

Источник: Новая философская энциклопедия

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович
27.8(8.9). 1851, Харьков - 23.3(5.4). 1916, Петроград], рус. социолог, историк, правовед, этнограф, акад. Петерб. АН (1914; чл.-корр. 1899). Один из основателей Моск. психологич. об-ва (1884). Издатель журн. «Вестник Европы» (1909-16). Один из основателей конституц.-монархич. Партии демократич. реформ; депутат 1-й Гос. думы, с 1907 чл. Гос. совета.
Мировоззрение К. сформировалось под влиянием позитивизма Конта и Спенсера (К. был лично с ним знаком), что предопределило его интерес к социологич. проблематике и критич. отношение к неокантианству и неогегельянству. Несмотря на близкое знакомство с К. Марксом и Ф. Энгельсом, К. марксизма не принял, усматривая в нем односторонний «экономич. детерминизм». В то же время К. испытал определ. влияние марксизма, что отразилось в его интересе к истории землевладения, экономич. проблемам, в стремлении объяснить развитие политич. идей политич. практикой и т. п.
Центр. место во взглядах К. занимает учение о социальном прогрессе, сущность к-рого он с Абстрактно-гуманистич. позиций видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами; этот процесс происходит, по К., под влиянием мн. причин, среди к-рых нельзя выделить к.-л. одну, главную. Одной из осн. задач социологии К. считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразия ее форм.
Выступая как против односторонности психологич., биологич., географич. и пр. объяснений историч. процесса, так и против его мистифицирования, К. признавал наличие как частных, так и более общих объективных законов обществ. развития (напр., К. считал, что гл.«двигателем» развития нар. х-ва является рост народонаселения). Выявление этих законов, по К., должно основываться на изучении и обобщении массы эмпирич. материала.
Исходя и;) учения о прогрессе, К. рассматривал революцию как случайное и патологич. явление, но считал, что она становится неизбежной, когда «правители», избегая назревших реформ, «искусственно» пытаются препятствовать объективно необходимому социальному прогрессу.
В своих конкретных исследованиях К. применял сравнительно-историч. метод, характеризуя его как «параллельное изучение» фактов и явлений обществ. эволюции различных народов, на основе к-рого можно выявить «общую формулу поступат. движения обществ. жизни». Разрабатывая теорию сравнит.-история, метода, К. видел в нем гл. оружие в борьбе с субъективизмом и произволом в историч. науке.
К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали конкретные историч. и этнографич. исследования К. Но абстрактногуманистич. идеи К. теоретически обосновывали бурж. либерализм, а в политич. практике вели к защити реформизма, к попыткам примирения в России демократии и монархии.

Источник: Советский философский словарь

Ковалевский Максим Максимович
 (1851—1916) — рус. социолог, историк, правовед и политический деятель, академик (с 1914). Преподавал право в Московском (был уволен) и Петербургском ун-тах, а также в ряде ун-тов Европы и Америки. К. — сторонник классического позитивизма, один из организаторов Московского психологического об-ва (1884). В его трудах нашло отражение знакомство с идеями Маркса и Энгельса, что выразилось в интересе к истории землевладения, к экономическому развитию Европы («Общинное землевладение. Причины, ход и последствия его разложения», 1879; «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства», 1898—1903). Об исследованиях К. по истории семьи положительно отзывался Энгельс. В своих конкретно-исторических работах, содержащих большой фактический материал, разрабатывал сравнительно-исторический метод. Специальные работы по социологии посвящены разбору социологических учений («Современные социологи», 1905; «Социология», 2 тт., 1910). К. — сторонник теории социального прогресса, к-рый он видит в развитии солидарности между народами, классами и группами. Эта солидарность, по К., возникает в силу множества причин (экономических, социальных, политических), среди к-рых нельзя выделить осн. и определяющий фактор. Историк должен ограничиваться констатацией взаимодействия и соотносительности в развитии общественных явлений. Значительное влияние на К. оказали теории, биологизирующие социальный прогресс, а также буржуазный экономизм и катедер-социализм, общим с к-рыми было у К. отрицание революционных методов переустройства об-ва. Своими социологическими идеями К. стремился обосновать рус. либерализм, примирение демократии с монархией. Критика его политической деятельности дана в трудах Ленина. Коген Герман (1842—1918) — нем. философ, проф. в Марбурге, основатель т. наз. марбургской школы. Начиная с 70-х гг. начал перерабатывать теорию опыта Канта, его этику и эстетику в духе идеализма, более последовательного, чем кантовский: отверг «вещь в себе» в качестве реальной причины ощущений и стал рассматривать ее лишь как предельное понятие опыта. Опираясь на Канта, построил систему философии, обнимающую логику, этику, эстетику и философию религии. По К., философия впервые созревает до науки, полагая своим предметом не вещи, не процессы, а факты науки. Душа философии — идеалистический метод, имеющий в качестве образца математическое исчисление бесконечно малых. Познающее мышление творческое; его предмет не «дан», а «задан» ему как задача. Удовлетворяя запросы познания, понятия рождают новые запросы, и в философии, как и в науке, нет ответов в конечной инстанции. Философское сознание — познающее сознание; даже религиозность покоится на ясности систематического познания. Осн. работы: «Теория опыта Канта» (1871), «Система философии» (1902—12, 3 тт.).

Источник: Философский словарь. 1963

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович (1851-1916)
русский социолог, правовед, историк. Закончил юридический факультет Харьковского университета. Продолжил образование в Берлине, Париже и Лондоне. По возвращении в Россию получил степени магистра (1877) и доктора (за диссертацию "Общественный строй Англии в конце средних веков", 1880), преподавал в Московском университете. Один из основателей Московского психологического общества (1884). В 1887 уволен из университета. Уехал за границу, где участвовал во многих международных конгрессах социологов и историков. В 1905 вернулся в Россию, преподавал в Петербургском университете, Психоневрологическом (где возглавил первую в России социологическую кафедру) и Политехническом институтах. Издатель журнала "Вестник Европы" (1909-1916), один из редакторов Энциклопедического словаря Гранат (1910-1916). С 1899 - член-корреспондент, с 1914 - действительный член Российской Академии наук. Основатель партии "Демократических реформ", депутат I Государственной Думы, с 1907 - член Государственного совета. По инициативе К. вышли в свет пять томов источников "Родоначальники позитивизма" (1910-1913). Основные сочинения: "Общинное землевладение. Причины, ход и последствия его разложения" (ч. 1, 1879); "Современный обычай и древний закон" (тт. 1-2, 1886); "Первобытное право" (вып. 1-2, 1886); "Закон и обычай на Кавказе" (тт. 1-2, 1890); "Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства" (тт. 1-3, 1898-1903); "Развитие народного хозяйства в Западной Европе" (1899); "Происхождение современной демократии" (тт. 1-4, 1895-1899); "Современные социологи" (1905); "От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму" (тт. 1-3, 1906); "Социология" (тт. 1-2, 1910) и др. Взгляды К. складывались под воздействием идей Кон-та и Спенсера. Определенное влияние на него оказало знакомство с Марксом и его работами: идеи марксизма К. пытался проинтерпретировать через методологические установки классического позитивизма. Свою теоретическую задачу он видел прежде всего в преодолении односторонности как отдельных теорий и концепций, так и односторонности узкодисциплинарных подходов к изучению общественных явлений, в нахождении их плюралистического синтеза. Такой позитивный синтез, считал К., можно осуществить внутри социологического знания, для которого частные дисциплины дают лишь необходимый конкретный материал. Предмет социологии - организация (порядок) и эволюция (прогресс) общества. Общество не может быть редуцировано к какому-либо конечному основанию (экономическому - у Маркса, мировоззренческому - у Конта и т.д.), а должно быть рассмотрено сквозь призму "теории факторов". Факторы (как объективные причины происходящего) равноправны, хотя в ходе социальной эволюции отдельные из них могут занимать на какое-то время доминирующее положение. Кроме того, главную причину изменений можно установить для каждой сферы общественной жизни. В последние годы творчества К. пытался объяснять явления через анализ их происхождения (генетический метод). В частности, такой анализ был им проделан для институтов семьи, собственности, государства. Основной же метод социологии, по К., - сравнительно-исторический, позволяющий устанавливать для различных народов и государств факт происхождения одинаковых стадий развития (в конечном счете - выявить эволюцию форм общественной жизни всего человечества). Центральная идея социологии К. - идея социального прогресса, который понимался им как расширение сфер солидарности ("замирения") в обществе. Наиболее универсальный социальный закон, по К., - закон "роста человеческой солидарности" (по мере продвижения конкретного социума по эволюционной лестнице). Особая заслуга принадлежит К. в исследовании общины как особой формы социальности и структур и институтов докапиталистических (традиционных) обществ.
В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович
27. 08(8. 09). 1851, Харьков - 23. 03 (5. 04). 1916, Петроград) - историк, социолог, правовед. Один из основателей Московского психологического общества, кафедры социологии при Психоневрологическом ин-те в Петербурге, Международного социологического ин-та и Рус. высшей школы общественных наук в Париже, издатель (совместно с В. Ф. Миллером) журн. "Критическое обозрение". Вынужденный долгое время работать за рубежом, К. как историк использовал иностранную тематику и материалы для решения российских проблем, связанных с развитием капитализма. По оценке Сорокина, К. до конца дней испытывал большое влияние О. Конта и Г. Спенсера, и прежде всего в осн. трудах: "Социология" (1910, Т. 1-2), "Современные социологи" (1905). По инициативе К. с его предисловием вышли в свет 5 т. источников "Родоначальники позитивизма" (1910--1913). Отстаивая принципы ортодоксального позитивизма, К. отрицательно реагировал на совр. течения в социологии и философии, включая народнический субъективизм, неокантианство, философию жизни, эмпириокритицизм. Единственное исключение представлял марксизм, влияние к-рого было на него бесспорным и самим им подчеркивалось, хотя он и подвергал его критике с позиции позитивизма. Большую роль здесь сыграло его многолетнее личное знакомство с основоположниками марксизма. Несмотря на несхожесть мировоззренческих позиций и постоянную полемику, обе стороны высоко ценили друг друга. К. Маркс видел в нем своего "друга по науке", К. в своих письмах и работах именовал его "дорогим учителем", "властителем дум эпохи", "духовным вождем XIX века", "великим апостолом новейшей социологии". Осн. законом социологии К. считал закон прогресса. Его сущность - рост солидарности, расширение "очеловеченной" среды. Природа прогресса не субъективно-ценностного характера, а вполне объективна. К. решительный противник субъективного метода в социологии, отстаиваемого народниками. Он полагал, что относительность такого явления, как прогресс, не отменяет его непрерывность, поскольку в том или ином виде он дает о себе знать в каждую эпоху. По мнению К., развитие в основном носит эволюционный характер, всякие попытки его задержать или ускорить в конце концов терпят поражение. Что касается революционного способа движения вперед, то он патологичен. Тем не менее, революции могут осуществлять и прогресс, хотя подобные болезненные скачки со временем должны изжить себя. К. не соглашался с выдвинутым Контом принципом исторической периодизации, в основе к-рого последовательная смена мировоззрений, связанная с развитием лишь знания, а не об-ва в целом. К. был сторонником "теории факторов", исходящей из признания множества движущих сил исторического процесса. Не отрицая единства всех сторон об-ва, он отказывался считать его конечной движущей силой один к.-л. из факторов. Все они в конечном счете равноценны, хотя в разные времена на авансцену выдвигаются то религия, то политика, то экономика. В итоге ни один из них не играет постоянной решающей роли. В этой связи представляется ошибочным мнение, будто бы всеопределяющую роль, по К., играет демографический фактор. В системе его воззрений он играет такую роль только применительно к экономике. Закономерность в истории, по К., имеет всепробивающую силу, случайные привходящие обстоятельства могут только либо задерживать, либо ускорять ход событий, но не отменять его. Роль исторических героев не следует преувеличивать, поскольку они сами продукт среды и успех их деятельности ею же и обусловлен. Подчеркивая черты сходства законов природы и об-ва - объективность, необходимость, естественность, - в то же время К. не был склонен ни натурализировать об-во, ни чрезмерно противопоставлять эти две сферы действительности. Как историк, К. широко использовал историко-сравнительный метод, особенно в целях сопоставления государственных политических и экономических структур докапиталистических об-в Европы, включая Россию.

Источник: Русская философия: словарь

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович

(27 авг. 1851 – 23 марта 1916) – рус. социолог, историк, правовед и политич. деятель бурж.-либерального направления. Окончил юридич. фак-т Харьковского ун-та (1872). Продолжал образование в Берлине, Париже и Лондоне, где познакомился с Марксом и Энгельсом. Возвратившись в Россию (1877) и получив степени магистра (1877) и доктора ("Общественный строй Англии в конце средних веков", 1880), преподавал право в Моск. ун-те. Совм. с В. Ф. Миллером редактировал журн. "Критическое обозрение" (1879–1880). Один из основателей Моск. психологич. общества (1884). Уволенный из ун-та (1887), уехал за границу. Участник многих междунар. конгрессов социологов и историков. В Россию возвратился в 1905, преподавал в Петербургском ун-те, Психоневрологич. и Политехнич. ин-тах. Издатель журн. "Вестник Европы" (1909–16), один из редакторов Энциклопедич. словаря Гранат (1910–1916). С 1899 – член-корр., с 1914 – действит. чл. АН. Активно участвовал в политич. жизни: основатель партии "демократич. реформ", депутат 1-й Гос. думы, с 1907 – член Гос. совета. Филос. взгляды К. сложились в основном под влиянием позитивизма Конта и Спенсера. Приверженность к позитивизму К. сохранил в течение всей жизни, критически относясь к неокантианству и неогегельянству. Несмотря на знакомство К. с Марксом и Энгельсом и их учением, нашедшее известное отражение в его трудах (интерес к истории землевладения, к экономич. проблемам), он остался противником марксизма; в нем К. усматривал одностороннее объяснение истории, к-рое будто бы преодолевается позитивизмом. Значит. влияние оказали на К. теории, биологизирующие социальный процесс (социальный дарвинизм и др. – см. Биологическое направление в социологии). Центральное место в трудах К. занимают проблемы социологии. Спец. работы К. по социологии посвящены гл. обр. разбору социологич. учений ("Современные социологи", 1905; "Социология", т. 1–2, 1910). Свою задачу К. видел в сближении различных учений об обществе, в преодолении односторонности психологич., биологич., экономич., географич. и др. школ социологии на почве "теории социального прогресса". Сущность прогресса, согласно К., состоит в развитии солидарности и единства между группами, классами и народами, т.е. в социальной гармонии. Социология, по К., призвана "...объяснить прошлое и настоящее разнообразнейших форм человеческой солидарности и самую природу последней..." ("Современные социологи", СПБ, 1905, с. 286). Установление обществ. солидарности возникает из влияния множества причин, среди к-рых нельзя выделить какой-либо отд. фактор как основной и определяющий (см. тамже, с. XIV). Историк должен ограничиваться констатацией взаимодействия и соотносительности в развитии обществ. явлений. В то же время К. указывал на рост населения как на "главный двигатель экономической эволюции" ("Развитие народного хозяйства в Западной Европе", СПБ, 1899, с. 2), оказывающий опосредств. влияние и на др. стороны обществ. эволюции. Опираясь на свою "теорию социального прогресса" и под влиянием бурж. экономизма и "катедер-социализма", К. проповедовал отрицание революц. методов изменения общества, гармонию классовых интересов. В гос-ве К. видел выражение солидарности классов, в революции – патологич. явление и искусств. состояние. В своих работах К. разрабатывал и применял историко-сравнит. метод, характерную особенность к-рого, по К., составляет "параллельное изучение общественной эволюции различных народов, древних и современных, которое должно, в конечном счете, дать общую формулу поступательного движения общественной жизни" ("Очерк происхождения и развития семьи и собственности", 1939, с. 19). Давая историко-сравнит. характеристику этнографич. и историко-легендарному материалу, К. показал, что коллективные формы пользования землей не связаны с нар. психологией славян или германцев, а общи всем народам. К. опровергал объяснение истории "национальным духом", "народным характером" и т.п. началами. В работе "От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму" (т. 1–3, 1906) К. (в отличие от господствовавших в то время в России учений, в к-рых история политич. учений выводилась из нравств. и метафизич. начал) пытался показать историю политич. идей как продукт политич. практики. Однако отсутствие у К. объективного критерия для определения принадлежности сравниваемых явлений к одной и той же стадии развития, отказ от выделения определяющих обществ. явлений делали его концепцию философски эклектичной. В период бурж.-демократич. и социалистич. революций 20 в. идеи К. стали играть реакц. роль в политич. жизни России. Вступая в область политики, К. стремился теоретически обосновать бурж. либерализм, примирение демократии с монархией. Соч.: Исчерпывающего списка трудов К. нет. Неполные данные см. вкнигах: Материалы для биографического словаря действительных членов имп. Акад. наук, ч. 2, П., 1917; M. M. Ковалевский, П., 1917. Осн. работы: Общинное землевладение, ч. 1, М., 1879; Современный обычай и древний закон, т. 1–2, М., 1886; Первобытное право, вып. 1–2, М., 1886; Закон и обычай на Кавказе, т. 1–2, М., 1890; Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства, т. 1–3, М., 1898–1903; Происхождение современной демократии, т. 1–4, М., 1895–99; Мое научное и литературное скитальчество, "Рус. мысль", 1895, кн. 1; Две жизни, "Вестн. Европы", 1909, No 6; Очерк происхождения и развития семьи и собственности, пер. с франц., М., 1939. Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политическими деятелями, 2 изд., М., 1951 (см. Указатель имен); [Маркс К. ], Конспект книги M. M. Ковалевского "Общинное землевладение...", "Советское востоковедение", 1958, No 3, 4, 5; Энгельс ?., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1954; Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Указатель имен); Г. Б. [Плеханов Г. В. ], Поземельная община и ее вероятное будущее, "Рус. богатство", 1880, No 1–2; Тимирязев К. ?., Памяти друга, Соч., т. 8, [М. ], 1939; Сафронов Б. Г., ?. ?. Ковалевский как социолог, [М. ], 1960 (имеется обширная библиография;) Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960; История философии, т. 5, М., 1961, с. 349–52. В. Карпачев. Свердловск.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.