МАКСИМ ПЛАНУД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МАКСИМ ПЛАНУД
??????? ? ?????????) (1260–1310) – визант. ученый-энциклопедист, философ и педагог. Перевел на греч. яз. соч. Августина, Овидия, Цицерона, Юлия Цезаря и Боэция, в т. ч. его осн. труд "Об утешении философией" (Boethius, De consolatione Philosophiae, graece conversa per M. Planudem, 1833) M. П. принадлежат также комментарии к соч. Аристотеля, Платона и неоплатоников, до сих пор неизданные. Находясь под влиянием Боэция, М. П. придерживался эклектич. философии, соединяя неоплатонизм с идеями Аристотеля, Платона и стоицизма. Соч.: Migne J. P., PG, t. 147, P., 1857; Соч. по грамматике в кн.: Anecdote graeca, Lpz., 1828; Das Rechenbuch des M. Planudes, Halle, 1865 (на греч. яз); нем. пер. Halle, 1878; Planudis Maximi, Monachi, epistulae, Breslau, 1890; собрание поговорок в кн.: Krumbacher К., Mittelgriechische Sprichw?rter, M?nch., 1893; Antologia graeca epigrammatum Palatina cum Planudea, v. 1, libr. 5–7, Lpz., 1894. Лит.: Treu M., Zur Geschichte und ?berlieferung von Plutarchs Moralia, Breslau, 1884; Dr?seke J., Zu M. Planudes, "Z. f?r wissenschaftliche Theologie", 1890, Bd 33; Krumbacher K., Geschichte der byzantinischen Litteratur..., M?nch., 1897; Wendel C., Planudea, "Byzantinische Z.", 1940, Bd 40, 1 Abtl; Beck H. – G., Kirche und teologische Literatur im Byzantinischen Reich, M?nch., 1959; библ. в кн.: Fabricius J. ?., Bibliotheca graeca, v. 1–12, Hamb.–Bonn, 1790–1809, Index, Lpz., 1838. Б. Горянов. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАКСИМ ПЛАНУД
ок. 1255, Никомидия — ок. 1305, Константинополь) — византийский интеллектуал, переводчик. Имя при крещении — Мануил или Михаил. После пострига в 1283 посвятил себя преподаванию в основанной им школе. Копиист рукописей и писец императорского скриптория (1283). Позже, хотя и был игуменом монастыря на горе Авксентия, жил в Константинополе и преподавал в монастыре Хоры и Акаталилта (1301). Периодически выполнял дипломатические поручения: в 1296 в составе императорского посольства отправился в Венецию. Знаменит как своими переводами латинских сочинений — как богословских (Августин, Псевдо-Киприан), литературно-поэтических, философско-этических (Овидий, Цицерон, Ювенал, Макробий, Боэций), так и разработкой принципов внутренней критики текстов. В отличие от переводов Димитрия Кидониса его переводы отличались прекрасным литературным стилем и точностью содержания. Автор схолий к Гесиоду, Софоклу и Еврипиду, Фукидиду и Аристофану, а также различных сочинений духовного содержания — стихотворных канонов (в частности, св. Димитрию), глав об исхождении св. Духа, «Слова о вере», энкомия (похвального слова) апостолам Петру и Павлу, речи на Страстную пятницу и др.
Среди научных трудов Максима Плануда видное место занимают его схолии и «издания» Нонна Панополитанского, Плутарха, Арефы Кесарийского, его учебник арифметики («Так называемый великий счет согласно индийцам»), где цифры записываются в восточно-арабской форме, его сочинение «Василикос», где развивается концепция вселенской империи, его сборник эпиграмм («Антология Плануда» в 2400 «главах»). В письмах он обсуждал различные стороны церковной и гражданской жизни, характеризовал интеллектуальную элиту своего времени. Комментировал также «Начала» Евклида, «Арифметику» Диофанта, «Географию» Птолемея (был фактически «открывателем» Птолемея для Византии), сочинения Феокрита, Пиндара и др.
Соч.: MPG 147; Wesierink L. С. Le Basilikos de Maxime Planude. — «Byzantinoslavica», 1967, т. 28.
В. Бибиков

Источник: Новая философская энциклопедия