ГОРЬКИЙ Максим

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ГОРЬКИЙ Максим
псевдоним Пешкова Алексея Максимовича) (1868-1936) - великий рус. писатель, «крупнейший представитель пролетарского искусства» (В. И. Ленин), родоначальник лит-ры социалист. реализма, атеист. В основе взглядов Г. лежало признание закономерности развития общества, решающей роли народных масс в историч. процессе. В ранних произведениях («Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике») призывал к борьбе против царизма, к ниспровержению старого мира, воспевал людей гордых и смелых. В романе «Мать» Г. впервые показал пролетариат как самостоят, революц. силу, способную к социалистич. переустройству общества. Вскрывая пороки экс-плуатат. строя, Г. разоблачал пра-восл. церковь, религ. сектантство («Жизнь Матвея Кожемякина», «Трое», «Жизнь Клима Самгина» и др.). В 1909-1910 Г. увлекся идеей богостроительства (повесть «Исповедь»), но под влиянием В. И. Ленина, самой революц. действительности преодолел свои заблуждения. В худож. произведениях и публицистич. статьях Г. разоблачал «позорную, злую и бесчеловечную» роль религии. В 1929 на II Всесоюз. съезде Союза воинств. безбожников произнес речь, в к-рой призывал к усилению науч.-атеистич. воспитания, обращая внимание на разоблачение христ. проповеди любви.

Источник: Атеистический словарь

ГОРЬКИЙ МАКСИМ
(псевдоним; наст. имя - Пешков Алексей Максимович, 1868—1936) - великий пролетарский писатель, родоначальник литературы социалистич. реализма, Воинств. атеист. В худож. творчестве Г. идейная борьба с религ. мракобесием занимает значит. место. Г. разоблачал правосл. церковь, сектантство, религ. нравоучение («Жизнь Матвея Кожемякина», «Трое», «Жизнь Клима Самгина» и др.). В церк. брошюрах черносотенцы-церковники называли Г. «слугой дьявола», требовали официально отлучить ого от церкви. Монументален созданный Г. образ Ниловны, матери рабочего, к-рая под влиянием рев. идей стала атеисткой («Мать»). В 1908 Г. написал повесть «Исповедь», в к-рой, наряду с антицерк. мотивами, проводились порочные идеи богостроительства. Однако под влиянием В. И. Ленина Г. освободился от кратковрем. увлечения богостроительством. В своих публицистич. статьях, как и в худож. произведениях, он разоблачал «позорную, злую и бесчеловечную роль» религии, деятельность «церкви - служанки, воспитателя и хозяина своего—капитализма». В 1926—1935 Г. много писал о происхождении и реакц. сущности религии, о роли церкви в духовном закрепощении женщины. В 1929 Г. произнес речь на открытии II Всесоюзного съезда Союза Воинств. безбожников СССР, призывая пропагандистов атеизма к более основат. критике религ. учения, предупреждая о недопустимости недооценивать трудности научно-атеистич. работы. Особое внимание в речи он обратил на сущность христ. моральной проповеди: «...в той любви, которую проповедуют церковники, христиане, - огромнейшее количество ненависти к человеку, - говорил он. - Религия давно стала человеконенавистничеством» (Собр. соч. в 30 т. Т. 25, с. 35). Г. призывал сов. писателей отобразить в худож. произведениях преодоление религии в СССР.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ГОРЬКИЙ Максим
псевдоним Пешкова Алексея Максимовича) (1868— 1936) — рус. советский писатель, родоначальник советской лит-ры, литературный критик и публицист; инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР. Становление Г. как писателя и теоретика иск-ва происходило на рубеже двух эпох, в период рождения, используем определение Ф. Энгельса, «новой, пролетарской эры». Это наложило особый отпечаток на творчество и эстетические воззрения Г.: он выступил продолжателем традиций рус. лит-ры XIX в. и одновременно был, по словам В. И. Ленина, «безусловно крупнейшим представителем пролетарского искусства» (т. 19, с. 251), являя тем самым живой пример сохранения культурного наследия и новаторства (Традиции и новаторство). Творчество Г. ознаменовало утверждение новых эстетических ценностей, новых критериев красоты. Своеобразными манифестами эстетики Г. стали роман «Мать» (1906—07) и пьеса «Враги» (1906), в к-рых на первый план выдвигается человек труда, а жизнь рассматривается как деяние и борьба, устремленные в . будущее. С этим связаны установка Г. на сочетание в худож. творчестве реализма с революционной романтикой, стремление придать лит-ре новую социальную действенность, Но при осмыслении проблемы активности иск-ва Г. допускал и ошибки; напр., он присоединился к проповеди «богостроительства», к-рое выражалось у него в обожествлении творческих способностей народа, в стремлении пробудить в людях «чувство веры в свои силы, надежды на победу любви к жизни» и т. обр. связать идеал и действительность («Исповедь», 1908; «Разрушение личности», 1909). В. И. Ленин критиковал Г. за уступку религии, и под воздействием ленинской критики писатель порвал с «богостроительством». Его стремление выразить творчески-созидательный дух народа в иск-ве воплотилось в создании нового типа социального романа, раскрывающего историческое движение не столько через частные судьбы людей, сколько через классовое противоборство. Отсюда эпичность (Эпос) как характерная черта выработанной Г. худож.-эстетической системы. «...Движущейся панорамой десятилетий» назвал Луначарский структуру его романа «Жизнь Клима Самгина» (1925—36). Аккумулируя в своем творчестве оптимистическое миропредставление нового, восходящего класса, Г. активно выступал против декадентских настроений (Декадентство), обосновывал творческие принципы, реалистический метод советской лит-ры, к-рый получил название социалистического реализма. В отличие от реализма XIX в., для определения к-рого Г. ввел термин «критический» (Критический реализм), новый тип реализма, присущий советскому иск-ву, считал он, «имеет возможность и право утверждать». Такая постановка вопроса отнюдь не подвергала сомнению способность реализма прошлого к утверждению положительного идеала. Она лишь подчеркивала, что пафос реализма прошлого заключался именно в критике основ существовавшей тогда социальной действительности. Советское же иск-во имеет дело с действительностью, основы к-рой ему близки и дороги. Поэтому дело не в том, сильнее или слабее его утверждающие и критические начала, чем в реализме старого типа, а в том, что они качественно иные. На этом новом качестве и зиждется право социалистического иск-ва на утверждающий пафос. «Это,— заявил Г. в докладе на I съезде советских писателей (1934),—ставит нас не только в традиционную для реалистической литературы позицию «судей мира и людей», «критиков жизни», но предоставляет нам право непосредственного участия в строительстве новой жизни, в процессе «изменения мира». Утверждение этого высокого права художников, неразрывно связанное с ленинским принципом партийности в искусстве, составляло ядро представлений Г. о творческом методе советского иск-ва, ядро всей его эстетики. Связывающая представление о прекрасном с образом человека труда, с самим процессом его созидательной, продуктивной деятельности, возведенной до степени иск-ва, эстетика Г. как бы сливается с этикой, обретая тем самым особую воспитательную силу. В этом, видимо, и заключается смысл его известного высказывания: «Эстетика — этика будущего». Помимо худож. творчества эстетические воззрения Г. выражены в его литературно-критических статьях: «Поль Верлен и декаденты» (1896), «О том, как я учился писать» (1928), «О «маленьких» людях и о великой их работе» (1929), «О языке» (1934), «О культурах» (1935) и др.

Источник: Эстетика: Словарь

ГОРЬКИЙ Максим

(псевдоним А л е к с е я М а к с и м о в и ч а П е ш к о в а) [16 (28) марта 1868 – 18 июня 1936] – великий русский писатель, основоположник лит-ры социалистического реализма. Замечательный художник слова, Г. в то же время был литературоведом, публицистом, мыслителем, внесшим свой вклад в развитие марксистско-ленинской эстетики, этики и философии культуры. Художеств. творчество Г. отличается огромной филос. насыщенностью. Нек-рые его произведения посвящены философской проблематике (поэмы "Девушка и Смерть", 1892, изд. 1917, "Человек", 1904, рассказ "Читатель", 1898, и др.); изображение идеологич. борьбы эпохи, филос. дискуссий, эволюции различных мировоззрений составляет одну из наиболее существенных сторон романа "Жизнь Клима Самгина" (1927–36). В статьях (а также в письмах) Г. органически сочетаются философские, эстетические, социально-этические, политические и историко- литературные проблемы. В годы юности Г. знакомился с произведениями русских революц. демократов (Чернышевского, Добролюбова, Писарева), народников (Лаврова, Михайловского). К этому времени относится и первое знакомство Г. с марксистской научной лит-рой (Маркс, Энгельс, Плеханов). Критически относясь к народничеству, как и к "легальному марксизму" (Струве и др.), Г., однако, не сразу утвердился на позициях науч. социализма. Это произошло на рубеже 19 и 20 вв., в период развертывания революц. движения в России, когда Г. сблизился с социал-демократич. партией и солидаризировался с направлением ленинской "Искры". Уже в 90-х гг. в поле зрения Г. была античная философия, классич. нем. философия 19 в., философия франц. Просвещения, совр. течения бурж. мысли. То посредством "художественной полемики", то в статьях и письмах Г. вел борьбу против провозвестника империалистич. Философии – Ницше, атаковал входившие в моду "евангелие индивидуализма" Штирнера, "космический пессимизм" Шопенгауэра и Э. Гартмана, "исторический пессимизм" Шпенглера и его последователей, иррационализм прагматистов, Бергсона, Лебона и др. Утверждая безграничные возможности человеч. разума, Г. восставал против проявлений агностицизма, скепсиса, субъективного идеализма. Столь же энергично Г. с начала 20 в. выступал против реакционеров богоискателей (Мережковского, Бердяева, Розанова и др.), пытавшихся возрождать религ. идеализм, мистику. Вместе с тем в развитии Г. были моменты, когда он отклонялся от этих осн. позиций. После поражения революции, в 1907–09 он сблизился с группой Богданова, испытал нек-рое влияние его "эмпириомонизма", что сказалось, напр., на нек-рых теоретич. формулировках и оценках отд. писателей в курсе лекций по рус. лит-ре, читанном Г. в "каприйской школе". Серьезной ошибкой Г. в эти годы было увлечение так наз. богостроительством, к-рое наложило печать на "Исповедь" (1908), культ "Человека" принимает здесь религ. окраску; народ становится "богом" новой религии и в то же время "богостроителем". Суровая критика, к-рой Ленин подверг богостроительство как утонченную, "обновленную" религию, враждебную делу пролетариата, способствовала преодолению этих заблуждений Г. Большие политич. ошибки, допущенные Г. в 1917–18, отразились и на его филос. суждениях этого времени, содержащихся в нек-рых статьях и письмах. Советы Ленина, само дальнейшее развитие революции помогли Г. активно включиться в строительство социалистич. культуры, преодолеть ошибки и стать строителем и певцом советского строя и социалистич. культуры. Складывавшиеся десятилетиями эстетич. воззрения Г. нашли наиболее полное выражение в период 1926–1936, когда Г. – теоретик непосредственно выступал как мудрый наставник советских писателей. Издавна Г. утверждал идею народности передового искусства (от статьи "Разрушение личности" [1909] до доклада на 1-м съезде советских писателей 1934 и статей 30-х гг.), величайшее значение труда в развитии эстетич. чувства и художеств. творчества, оплодотворяющую роль фольклора. Особую силу и своеобразие рус. лит-ры, к-рую он считал самой демократич. и свободолюбивой в мире, Г. усматривал в ее глубокой народности. Он призывал советских писателей сознательно и последовательно нести на службу народу свое иск-во, насыщать его передовыми идеями эпохи, создавать лит-ру, проникнутую большевистской идейностью и непрерывно связанную с героич. борьбой народа за социализм. В своих размышлениях о социалистическом реализме Г. подчеркивал особо действенный характер советского иск-ва, присущий ему пафос преобразования жизни, устремления в будущее, пафос раскрепощенного труда, к-рый в социалистич. обществе обретает свою творч. природу и ведет к расцвету культуры. Гл. задачу советского писателя Г. видел в изображении формирующегося нового человека. Отстаивая огромное значение художеств. наследия прошлого для социалистич. реализма, Г. в то же время стремился раскрывать новаторство и отличие социалистич. реализма от реализма прошлого. Гл. направлением в лит-ре конца 18 – нач. 20 вв. Г, считал именно критич. реализм. Вместе с тем Г. энергично подчеркивал ценность "активного" романтизма, к-рый противопоставлялся им романтизму "пассивному"; он защищал правомерность героико-романтич. начала в иск-ве социалистич. реализма. Принципы реалистич. эстетики Г. развивал в борьбе с декадентством и натурализмом. Рассматривая художеств. творчество как "человековедение", Г. всегда выступал против "разобществления" человека и антигуманизма – симптомов упадочного иск-ва. Г. утверждалась неразрывная связь эстетики и этики. Всесторонняя критика индивидуализма, развенчание либерально-филантропич., "пассивного" гуманизма, христианского псевдогуманизма, религ. морали – такова основная этич. проблематика, разрешавшаяся писателем. Г. развивал идеи активного революц. гуманизма, борьбы за освобождение человечества от цепей всякой эксплуатации, за построение коммунистич. общества. Глубокими и значительными являются положения Г., относящиеся к области философии культуры. Г. опровергал клеветнические утверждения реакц. бурж. философов (Ренана, Ницше, участников сборника "Вехи" и др.) о мнимой враждебности нар. масс по отношению к культуре. В своих трудах Г. показал величайшую роль нар. масс в творчестве культуры, в создании великих образов, ставших источником бессмертных произведений иск-ва. Критикуя вульгарно-социологич. взгляды, он доказывал, что роль буржуазии в создании духовных ценностей нередко преувеличивается, что капитализм, по существу, враждебен культурному творчеству, что созидание подлинной культуры, имеющей непреходящее, общечеловеч. значение, невозможно в отрыве от народа, что духовные богатства народа-творца способны наиболее полно раскрыться в условиях социалистич. общества. Соч.: Собр. соч. в 30 томах, М., 1949–1955; История: русской литературы, М., 1939 (Архив А. М. Горького, т. 1); Несобранные литературно-критические статьи, М., 1941; Повести, воспоминания, публицистика, статьи о литературе, М., 1951 (Архив А. М. Горького, т. 3); В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы, М., 1958. Лит.: Балика Д., Горький над страницами философских книг, "Новый мир", 1938, август; Пиксанов Н. К., Горький учится, в его кн.: О классиках, ? , [1933]; его же, Горький и наука, М.–Л., 1948, Михайловский Б. В., А. М. Горький и философия культуры, "Уч. зап. МГУ", 1946, вып. 110. Тр. кафедры рус. лит-ры, кн. 1; Михайловский Б. В. и Белкина Н. П., Борьба Горького с империалистической реакцией и упадочной культурой Запада, в кн.: Горьковские чтения, М.–Л., 1949; Балухатый С. Д., А. М. Горький и культура, "Вестн. АН СССР", 1938, No 2–3; Ермилов В. В., О гуманизме Горького, М., 1941; Мясников А. С., Горький, М., 1953; Бялик Б. ?., ?. Горький – критик, в кн.: История русской критики, т. 2, М.–Л., 1958; Воробьев В. ?., ?. ?. Горький о специфике литературы и проблеме типического, Львов, 1958. Б. Михайловский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.