МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
ок. 580—662) — визаит. богослов и церк.-политич. деятель, виднейший противник монофелитства и сторонник православия. Комментатор «Ареопагитик». В 653 по приказу визант. императора за свою борьбу в защиту православия арестован и сослан.
Источник: Атеистический словарь
МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
(580 - 662) - один из отцов и учителей христианской церкви. Прозван «Исповедником» из-за гонений, которые претерпел во имя исповедания веры. Основные труды: «О различных трудных местах у святых Дионисия и Григория», «Вопросоответы к Фалассию», «Толкование на Молитву Господню», «Главы о любви» й др. Родился в Константинополе в образованной христианской семье. В молодости уходит в монастырь, становится настоятелем монастыря. Выступил активным противником монофизитства - учения, утверждавшего наличие в Христе одной воля - божественной, а не двух - божественной и человеческой. Монофелитство принижало значение человеческого, что впекло за собой умаление самостоятельности волн человека. Монофелитство было осуждено церковью, однако его временное торжество в период правления византийского императора Константа (середина VII в.) сопровождалось гонениями на противников. Максим Исповедник был осужден, ему отсекают язык и правую руку, после чего его ссылают в Грузию, где он проводит последние дни. Сочинения Максима Исповедника оказали значительное влияние на православную аскетику, на исихастов.
Источник: Краткий философский словарь 2004
Максим Исповедник
Maximus Confessor) (ок. 580, Константинополь, — 13 августа 662, Лазика) — византийский мыслитель и богослов. В молодости государственный деятель, с 613-14 монах. С 642 г. выступает как ведущий оппонент покровительствуемого правительством монофелитства; в 645 г. победил на диспуте с монофелитами в Карфагене, в 653 г. арестован, в 662 подвергнут отсечению языка и правой руки; умер в кавказской ссылке. Философские взгляды М. И. окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма и особенно Ареопагитик, в распространении которых М. И. сыграл решающую роль. В центре его философско-богословской концепции — проблема человека. История мира делится М. И. на период подготовки вочеловечения Бога, истекший с рождением Иисуса Христа, и период подготовки обожествления («обожения») человека. Если человек осуществит свою задачу, преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколотость на мужское и женское, духовное и животное, горнее и дольнее, космос будет спасен и творение воссоединится с Творцом. Основные события жизни Христа суть поэтому не только исторические события в мире людей, но одновременно символы космических процессов. Этика М. И. основана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологические наблюдения. Его идеи оказали сильное влияние на Иоанна Скота Эриугену, а также на средневековую мистику. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
??????? ? ??????????, Maximus Confessor) (ок. 580–662) – визант. мыслитель и богослов. В молодости гос. деятель, с 613–14 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент покровительствуемого правительством монофелитства; 645 победил на диспуте с монофелитами в Карфагене, 653 арестован, 662 подвергнут отсечению языка и правой руки; умер в кавказской ссылке. Филос. взгляды М. И. окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма и особенно Ареопагитик, в распространении к-рых М. И. сыграл решающую роль. В центре его интересов стоит проблема человека. История мира делится М. И. на период подготовки вочеловечения бога, истекший с рождением Христа, и период подготовки обожествления человека. Если человек осуществит свою задачу, преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколотость на мужское и женское, духовное и животное, горнее и дольнее, космос будет спасен и творение воссоединится с творцом. Осн. события жизни Христа суть поэтому не только историч. события в мире людей, но одновременно символы космич. процессов. Эта доктрина М. И. оказала сильное воздействие на Иоанна Скота Эриугену и повлияла на ср.-век. мистич. традицию. Этика М. И. основана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологич. наблюдения. Историко-филос. значение М. И. в полной мере выяснено только в последние десятилетия. Соч.: Migne, PG, t. 90–91. Лит.: Епифанович С. Л., Преподобный М. И. и визант. богословие, К., 1915; его же, Материалы к изучению жизни и творений преподобного М. И., К., 1917; Ваlthasar H. U. von, Kosmische Liturgie, Das Weltbild Maximus des Bekenners, 2 Aufl., Einsiedeln, 1961; Thunberg L., Microcosm and Mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor, Lund – [a. o. ], 1965. С. Аверинцев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
ок. 580, Константинополь, — 13 августа 662, Лазика) — византийский мыслитель и богослов. В молодости государственный деятель, с 613—14 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент монофелитов, которым покровительствовало правительство; в 645 победил на диспуте с монофолитами в Карфагене, в 653 арестован, в 662 подвергнут отсечению языка и правой руки; умер в ссылке. Философские взгляды Максима Исповедника окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма и особенно Псевдо-Дионисия Ареопагита, в распространении сочинений которого Максим сыграл решающую роль. В центре его философскобогословской концепции — проблема человека. История мира делится Максимом Исповедником на период подготовки вочеловечения Бога, истекший с рождением Христа, и период подготовки обожествления человека. Если человек преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколотость на мужское и женское, духовное и животное, космос будет спасен и творение воссоединится с Творцом. Основные события жизни Христа суть поэтому одновременно символы космических процессов. Этика Максима Исповедника основана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологические наблюдения. Его идеи оказали сильное влияние на Иоанна Скота Эриугену, а также средневековую мистику Соч.: MPG, t. 40—91, в рус. пер.: Творения преп. Максима Исповедника, ч. 1-3. М.. 1993.
Лит.: Епифанович С. Л., Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915; Он же. Материалы к изучению жизни и творений преподобного Максима Исповедника. Киев, 1917; Орлов И. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. СПб.. 1888; Ф.юровскии Г. В. Византийские отцы Церкви V-V111 вв. Париж, 1933, с. 195-228; Balthasar H. V. v. Kosmische Liturgie. Das WItbild Maximus des Bekenners. Einsiedeln, 1961; Thunberg L. Microcosm and mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor. Cph.. 1965.
С. С. Аверинцев
Источник: Новая философская энциклопедия
Максим-Исповедник
знаменитый деятель и учитель церковный (582-662), самый сильный, после Оригена, философский ум на христианском Востоке, глубокий знаток Платона, Аристотеля и неоплатоников, прославился в истории церкви своею неустанною и энергичною борьбой против ереси монофелитской, изобретенной константинопольским патриархом Сергием и императором Гераклием и поддерживаемой их преемниками, а также всею тогдашнею иерархией на Востоке (за исключением иерусалимского патриарха Софрония). Происходя от знатных родителей, М. получил превосходное образование и был секретарем императора Гераклия, но, когда тот издал благоприятный для новой ереси указ (???????), удалился от двора, постригся в монахи и скоро был избран в игумены. Для борьбы с распространившимся монофелитством он ездил в Египет, северную Африку и долгое время провел в Риме. После того как папа св. Мартин за исповедание православия был взят под стражу, увезен в Константинополь и замучен в ссылке, М. также был судим за государственную измену, подвергся (вместе с двумя своими учениками) урезанию языка и отсечению правой руки (в 659 г.) и был сослан в страну лазов (близ Кавказа), где и скончался. Монофелитская (единовольческая) ересь была смягченным видоизменением ереси монофизитов (единоестественников), которые более или менее последовательно стремились к устранению из понятия о Христе Его человеческого начала, упраздняя таким образом самую сущность христианства, как религии богочеловеческой. Осужденное на халкидонском (IV вселенском) соборе (в 451 г.), это направление не утратило своей силы на Востоке - в Сирии, Армении и особенно Египте. Религиозное разделение, более или менее связанное с национальною враждою, грозило государственному единству империи; отсюда постоянное, но безуспешное стремление императоров к примирению религиозных партий посредством компромиссов: генотикон (см.) имп. Зенона в конце V в., в следующем веке старания имп. Юстиниана привлечь монофизитов через осуждение ненавистных им "трех глав", наконец в VII в. более глубокий компромисс монофелитский. Это новое учение, соглашаясь с православием, что в Христе пребывают два естества - божеское и человеческое - утверждало в Нем существование только одной воли (??????) и одного действования (????????, operatio). Против этого M. - единственный в то время значительный философ во всем христианском мире - доказывал, что воля и действование присущи естеству или природе: следовательно, если в Христе пребывает самостоятельное по своим свойствам человеческое естество (не поглощенное божеским), то в Нем необходимо должна пребывать и самостоятельная человеческая воля или естественное хотение, с соответствующим ему действованием. Для личного или ипостасного единства достаточно нравственного согласия или гармонического сочетания двух волений, без слияния их в один физический (и метафизический) акт. Это православное учение восторжествовало через 18 лет после смерти М., на VI вселенском соборе в Константинополе. В общем своем миросозерцании св. М. примыкал к идеям так наз. Дионисия Ареопагита, но с большим равновесием между мистическим и рациональным направлением умозрения. Комментариями М. на Ареопагита воспользовался впоследствии Иоанн Скот Эригена, так что М. представляет собой посредствующее звено между греко-христианскою теософией и средневековою философией Запада. Память преподобного М. Исповедника празднуется православной восточной церковью 21 января.
Вл. С.
Источник: Философский словарь Владимира Соловьева