КОЛЛЕКТИВ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Коллектив
лат. "collectivus", "собранный", "сложенный") - собрание людей. Сравнимо со старорусским термином "собор".

Источник: Философия политики: глоссарий

КОЛЛЕКТИВ
объединение людей, осуществляющих совместную деятельность и обладающих общими интересами.
Литература: [69].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Коллектив
1) группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью; 2) совокупность людей, работающих в какойлибо организации.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

КОЛЛЕКТИВ
[от лат. collectivus собирательный] – сложная социально-психологическая система, характеризующаяся единством организации и психологической общности. Коллектив имеет официальную структуру и неофициальную, складывающуюся в процессе общения ее членов в рамках структуры официальной. В коллективе людей объединяют разнообразные связи и отношения, образующиеся в процессе совместной деятельности и общения.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

КОЛЛЕКТИВ
(Kollektiv; от лат. colligere — «собирать») — группа; в социологии — группа с определенными характеристиками, так что в ней автономное развитие индивидов встречает препятствие. Коллективы в этом смысле существуют с момента возникновения тоталитарных государств. Эти государства используют коллективы для поддержания формального характера демократии, чтобы, не подчиняя отдельных людей воле государственного руководства непосредственно, достичь точного выполнения ими всех его распоряжений. Как правило, таким коллективом является соответствующая государственная партия. Но и другие группы, когда поблизости существует могущественный коллектив, легко превращаются в коллективы, обладающие менее значительным влиянием. Отдельные люди все теснее охватываются коллективами, так что они, чтобы приобрести себе некоторую свободу движения, вынуждены вступать в какой-то коллектив. Поэтому в тоталитарных государствах индивида оценивают по тому, к какому коллективу он принадлежит и какую роль в этом коллективе играет. Возникновение коллективов как в демократиях, так и в монархиях отвечает склонности широких масс к безответственности. Чем большая часть личной ответственности возлагается на государство (пособия детям и семьям, забота о стариках, социальное обеспечение и т. д.), тем больше власть государства над отдельными людьми и тем легче группы лиц, приводящие в движение государственный «аппарат обеспечения существования» (К. Ясперс) и руководящие им, становятся коллективами. Цель, к которой стремится социализм, — достижение гарантированного существования и всеобщего счастья на земле (см. Эвдемонизм) — в большей степени ускоряет превращение групп в коллективы. Структура социалистических коллективов определена диктаторски.
Они требуют от своих членов солдатских добродетелей: дисциплины, слепого и некритического доверия к руководству, безусловного послушания, готовности к действиям и жертвам и т. д. За это коллектив обещает индивиду определенное обеспечение его существования. Так как потребность в обеспечении существования столь велика, ущерб, связанный с вступлением в коллектив, либо вообще не ощущается как таковой, либо с ним примиряются. Таким ущербом являются: вытеснение из сознания мысли о ценности личности мыслью о ценности коллектива; этому сопутствуют: утрата способности к критике, пренебрежение логической стороной мышления в пользу эмоционального коллективного сознания, ослабление доверия к самому себе и усиление страха перед жизнью (поскольку индивид испытывает также страх перед коллективом, к которому он принадлежит), сокращение сферы мышления вследствие пренебрежения всеми неортодоксальными (т. е. не одобряемыми коллективом) возможностями мышления.
Самым большим из существующих коллективов является технический коллектив, объединяющий людей, которые производят и используют машины. Поэтому к техническому коллективу принадлежит все цивилизованное человечество, за исключением тех немногих отдельных людей и групп, которые осознают незаметно происходящее обезличивание и пытаются противодействовать ему. Особенными недостатками этого цивилизационно обусловленного коллектива являются: вытеснение финально-ориентированных категорий мышления и познания в пользу причинно-механистических, возрастающая зависимость от технического коллектива в жизненно необходимых вещах (отопление, освещение, питьевая вода, средства сообщения и т. д.); см. Техника, Коллективизм.
Е. Durkheim. Les règles de la méthode sociologique. Paris, 1895, dt. 1961 ; R. Kassner. Der Einzelne und der K.mensch, 1931; F. Alexander. Irrationale Kräfte unserer Zeit, 1947;
O. Veit. Die Flucht vor der Freihheit, 1947; C. Ertel. Der K.mench, 1950; H. Marcuse. Soviet Marxism. London, 1958, dt. 1964.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КОЛЛЕКТИВ
от лат. collectivus - собирательный) социалистический, одна из важнейших ячеек социалистич. общества; относительно компактная социальная общность, объединяющая людей, занятых решением конкретной обществ. задачи. К. сочетает интересы индивида и общества и основан на общности целей, принципах социалистич. сотрудничества, выступающих для его членов в виде ценностных ориентации и норм деятельности.
В соответствии с видом деятельности различаются К. трудовые, учебные, военные, бытовые, спортивные, художеств. самодеятельности и др. Осн. место в обществе принадлежит трудовым К., среди к-рых важнейшими являются производств. К.
Социалистич. революция создает материальные и духовные условия (обществ. собственность на средства произ-ва, социалистич. нормы отношений, идеалы, ценности и др.), обеспечивающие создание различного рода К. С развитием социалистич. общества происходят изменения в функциях и структуре К., его движение от первоначальных к более зрелым формам коммунистич. типа.
Главными функциями К. являются: предметная - непосредств. осуществление той задачи, ради к-рой он возник и существует; социально-воспитательная - обеспечение сочетания интересов общества и индивида путем развития разнообразных способностей индивида. Размер и задача К. обусловливают его организац. структуру: она может быть одно-, двух- или многоступенчатой (напр., бригада, цех, завод). В качестве первичного уровня К. выступает малая группа, где существуют непосредств. отношения между индивидами. К. обладает как официальной (формальной) структурой, так и социально-психологич. (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Поскольку личностные отношения существенно влияют на поведение людей, в т. ч. и на их отношение к труду, установление оптим. отношения между формальной и неформальной структурами имеет большое значение для успешного функционирования К.
В каждом К. наблюдается определ. степень изменения состава. Это вызывается как объективными причинами, обусловленными научно-технич. прогрессом, законом перемены труда, демографич. и иными законами, так и субъективными, зависящими от характера отношений внутри К. Нек-рые К. периодически изменяют свой состав (уч. заведения, армейские подразделения). Существуют также временные К. (напр., К. строителей ГЭС).
Важнейшую роль в К. играют ячейки массовых обществ.орг-ций - партийных, комсомольских, профессиональных и др., к-рые призваны активно влиять надеятельность К., поднимать сознание его членов до уровня требований, предъявляемых обществом, противодействовать возникновению местничества, т. н. коллективного эгоизма. Серьезное значение для создания здорового нравственно-психологич. климата в К. имеет деятельность руководителей разных уровней, призванных сочетать организаторскую и воспитат. работу.
Положение и ценность человека в К. определяются преим. его личными качествами и способностями, от к-рых зависит в значит. степени и характер его отношений с др. членами К. Каждый человек обычно принадлежит к неск. К. (трудовому, бытовому, спортивному или др.), где развиваются его различные способности.
Оценка К. - могучий стимул деловой и обществ. активности индивида, побуждающий его к постоянному совершенствованию, способствующий развитию коллективизма. Член К. нравственно ответствен не только за свою деятельность, но и за деятельность др. членов К. и всего К. в целом. Он должен соотносить свои действия с действиями К. и подчиняться требованиям коллективной дисциплины. Отд. индивид иногда может лучше понимать задачи, объективно стоящие перед К., нежели большинство его членов. В таком случае индивид может и морально обязан выступить перед К. с обоснованием своих взглядов, отстаивать их, что служит интересам общества, а в конечном счете и самого К. Показателями уровня развития К. служат: степень единства индивида и К. при условии возрастающей обществ. активности индивида и его требований к самому себе и к К. (включая его руководителей); степень единства К. и общества при условии растущей самостоятельности действий К., предполагающей высокую сознательность его членов.
В развитом социалистич. обществе возрастает соответствие интересов общества, трудового К. и индивида. Важная роль в этом принадлежит социалистич. соревнованию, одна из осн. функций к-рого состоит в том, чтобы поднимать менее развитые в социальном отношении К. до уровня передовых. Примером таких К. является К. коммунистич. труда. Движение за коммунистич. отношение к труду становится делом сознат. творчества все более широких масс трудящихся и находит яркое выражение в разработке и осуществлении планов социального развития трудовых К. Широкие права трудовых К. в обсуждении и решении гос. и обществ. дел, вопросов управления и социального развития, труда и быта, использования средств предприятий и учреждений и др. закреплены в Конституции СССР. К. играют огромную роль в формировании у сов. людей коммунистич. мировоззрения, воспитании коммунистич. отношения к труду и сознат. дисциплины, преодолении пережитков прошлого в сознании и поведении. В трудовых К. осуществляется одна из центр. задач партии - все более широкое вовлечение трудящихся в управление произ-вом и обществом.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Трансформация субъектцентристских концепций научного творчества: к поиску оснований модели коллектив

Раитина Маргарита Юрьевна
Показано, что наука представляет собой бесконечное коммуникативное пространство, в рамках которого приобретает значимость изменение статуса субъекта познания.
Читать PDF
0.00 байт

Коллектив как пространство личностного бытия человека

Баранов Владимир Евгеньевич
Автор различает три модуса человеческого бытия: доиндивидуальное, индивидуалистичное и личностное.
Читать PDF
0.00 байт

Осмысление коллективистского и индивидуалистического идеалов как методологическая проблема

Антонова Юлия Витальевна
Рассматривается методологическая проблема осмысления коллективистского и индивидуалистического идеалов общества. Данная проблема увязывается с типологией исторического процесса в целом.
Читать PDF
0.00 байт

Тема «советского» в социально-философском дискурсе 2000-х: проблематизация коллективной идентичности

Смолина Наталья Сергеевна
Статья посвящена проблематизации коллективной идентичности на постсоветском пространстве.
Читать PDF
0.00 байт

Историческая эволюция индивидуализма и коллективизма как базовых ценностей человека и социума

Румянцева Нина Леонидовна
В работе исследуются индивидуализм и коллективизм как базовые социальные и культурные ценности. Используется системно-диалектический подход. В работе две части.
Читать PDF
0.00 байт

Историческая эволюция индивидуализма и коллективизма как базовых ценностей человека и социума

Румянцева Нина Леонидовна
В работе исследуются индивидуализм и коллективизм как базовые социальные и культурные ценности. Используется системно-диалектический подход. В работе две части.
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на коллективную монографию «Философия и культурология в современной экспертной деятельности

Безгрешнова Алевтина Михайловна
Читать PDF
0.00 байт

Коллективная ответственность «Человека технического»: необходимость или путь к безответственности?

Платонова Анастасия Валерьевна
Анализируется идея коллективной ответственности, актуализация которой связана с научно-техническим развитием.
Читать PDF
0.00 байт

Философские основания теории социальной помощи в концепции коллективного бессознательного К. Г. Юнга

Заикин Александр Александрович, Пузиков Олег Александрович
В статье авторы рассматривают философские основания теории социальной помощи в концепции К.Г. Юнга. Обосновывается утверждение, что введение понятий коллективного бессознательного, иррационального, архетипов позволило К.Г.
Читать PDF
0.00 байт

О подлинной природе человека (индивидуализм или коллективизм?)

Зеленцова Марина Григорьевна, Павлова Екатерина Сергеевна
В статье доказывается, что коллективистская идеология, как наиболее гуманная, соответствует современной исторической необходимости перехода человечества от эпохи господства частной собственности к общественной, конкретно от капита
Читать PDF
0.00 байт

Cоциальная эволюция человечества как эволюция индивидуализма и коллективизма в трудах Ф. Хайека, Р.

Румянцева Нина Леонидовна
В первой части цикла статей рассмотрены основные положения концепции социальной эволюции Ф. фон Хайека – сторонника английского истинного индивидуализма.
Читать PDF
0.00 байт

Социальная эволюция человечества как эволюция индивидуализма и коллективизма в трудах Ф. Хайека, Р.

Румянцева Нина Леонидовна
Во 2-ой части статьи рассмотрены основные положения концепции социальной эволюции Р.
Читать PDF
0.00 байт

Cоциальная эволюция человечества как эволюция индивидуализма и коллективизма в трудах Ф. Хайека, Р.

Румянцева Нина Леонидовна
В 3-ей части статьи дан анализ основных положений концепции социальной эволюции К. Поппера, который оперирует понятиями открытое и закрытое общество.
Читать PDF
0.00 байт

Густав Шпет и Василий Розанов о коллективных формах сознания

Счастливцева Е. А.
Коллективные переживания в концепции Г. Шпета выступают как деятельность сознания, выраженная в словах и понятиях, коррелятивных реальным вещам. Наука, искусство и философия могут быть поняты как особые виды деятельности сознания.
Читать PDF
0.00 байт

Происхождение архетипов коллективного бессознательного

Найдыш Вячеслав Михайлович
В статье анализируется проблема происхождения архетипов, представление о которых было сформулировано К.Г.Юнгом в учении о коллективном бессознательном.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • мыслительный коллектив

    МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ — понятие социологии и истории науки, предложенной Л. Флеком в работе «Возникновение и развитие научного факта» (1935). В центре работы размещена проблема восприятия значимы
  • НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

    группа людей, сплоченных исследовательской программой, реализация которой обеспечивается сложной функционально-ролевой структурой. В ней выделяются роли: 1) научно-когнитивные («генератор», крит
  • Коллектив социалистический

    лат. collectivus — собирательный) — ячейка социалистического общества, в которой сочетаются индивидуальные и общественные интересы; относительно компактная совокупность людей, объединяемых опреде
  • ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

    основная ячейка социалистического общества, всего его хозяйственного, политического и социального организма. Является организационно и юридически оформленным объединением трудящихся, совместн
  • АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

    воздействие трудового кол-ва, направленное на формирование атеистич. убежденности его членов. Располагая большими возможностями для вовлечения людей в активную произв., обществ.-политич. и культу
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

    глубочайший уровень личности, к-рый содержит воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших чел. и человекообразных предков. См. также Архетип, Юнг. Н.Д.Наумов
  • ДИСТРИБУТИВНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ СВОЙСТВА

    - общие свойства, принадлежащие каждому элементу множества (совокупности предметов, коллективу), которое они определяют. Так, свойство "быть русским поэтом" принадлежит каждому из элементов множе
  • ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

    одна из основных оппозиций истории и философии истории. Индивидуалистическое общество (И.о.) не ставит перед собой задачу решительной перестройки общества ради достижения универсальной, обязател
  • КОЛЛЕКТИВИЗМ И ИНДИВИДУАЛИЗМ

    типы мировоззрения, сутью которых является абсолютизация либо интересов общества, группы, либо интересов отдельного человека. Причем принцип индивидуализма в марксизме определяет человека как а
  • ИНДИВИДУАЛЬНОЕ и КОЛЛЕКТИВНОЕ

    взаимосвязанные характеристики социальности, функционирования и развития общества. Они определяют социальность в аспекте индивидного бытия людей и их контактов между собой. Категории И. и К. ука
  • Коллективная идентичность

    то, что составляет "общественное я" коллектива, позволяет разным индивидуумам осознать и ощутить взаимосвязь и общую принадлежность к конкретному общественному организму.
  • КОЛЛЕКТИВИЗМ

    противоположный индивидуализму философскоэтический принцип, утверждающий приоритет интересов коллектива над интересами отдельной личности.
  • Коллективные представления

    приемы действия, мышления и чувствования, внешние по отношению к индивиду и обладающие принудительной силой. Коллективные представления образуют совокупность верований и чувств, общих (в среднем
  • Коллективное принятие решения

    механизм обработки информации в обществе, приводящий во многих случаях к появлению негуманоидных явлений. С целью экономии времени рассмотрим работу данного механизма на примере. Условно считае
  • СОЗНАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ

    совокупность общих у членов одного и того же общества взглядов, интересов, стремлений, убеждений, ценностей, верований.
  • ПАМЯТЬ КОЛЛЕКТИВНАЯ

    совокупность действий, предпринимаемых коллективом или социумом, по символической реконструкции прошлого в настоящем. Изучение данного феномена осуществляется в следующих направлениях: прочте
  • Коллективность руководства 

    метод руководящей деятельности, опирающийся на совместное обсуждение и решение вопросов. Коллективность позволяет находить наиболее правильные решения, эффективно сочетать общую ответственнос
  • ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

    в менеджменте науки и образования: в обобщенном виде их выделяют шесть: -согласованность личных интересов и тематики научного коллектива; -демократический стиль руководства вместоавтократическо
  • ИМПРОВИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ

    (collective improvisation). Опыт совместного интеллектуального творчества в процессе коммуникации. Цель коллективной импровизации состоит в том, чтобы поощрять взаимодействия между различными дисциплинами
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ

    в сфере интеллектуальной собственности: осуществляется в целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав, когда