лат. "collectivus", "собранный", "сложенный") - собрание людей. Сравнимо со старорусским термином "собор".
КОЛЛЕКТИВ
Коллектив
Источник: Философия политики: глоссарий
КОЛЛЕКТИВ
объединение людей, осуществляющих совместную деятельность и обладающих общими интересами.
Литература: [69].
Литература: [69].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
Коллектив
1) группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью; 2) совокупность людей, работающих в какойлибо организации.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
КОЛЛЕКТИВ
[от лат. collectivus собирательный] – сложная социально-психологическая система, характеризующаяся единством организации и психологической общности. Коллектив имеет официальную структуру и неофициальную, складывающуюся в процессе общения ее членов в рамках структуры официальной. В коллективе людей объединяют разнообразные связи и отношения, образующиеся в процессе совместной деятельности и общения.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
КОЛЛЕКТИВ
(Kollektiv; от лат. colligere — «собирать») — группа; в социологии — группа с определенными характеристиками, так что в ней автономное развитие индивидов встречает препятствие. Коллективы в этом смысле существуют с момента возникновения тоталитарных государств. Эти государства используют коллективы для поддержания формального характера демократии, чтобы, не подчиняя отдельных людей воле государственного руководства непосредственно, достичь точного выполнения ими всех его распоряжений. Как правило, таким коллективом является соответствующая государственная партия. Но и другие группы, когда поблизости существует могущественный коллектив, легко превращаются в коллективы, обладающие менее значительным влиянием. Отдельные люди все теснее охватываются коллективами, так что они, чтобы приобрести себе некоторую свободу движения, вынуждены вступать в какой-то коллектив. Поэтому в тоталитарных государствах индивида оценивают по тому, к какому коллективу он принадлежит и какую роль в этом коллективе играет. Возникновение коллективов как в демократиях, так и в монархиях отвечает склонности широких масс к безответственности. Чем большая часть личной ответственности возлагается на государство (пособия детям и семьям, забота о стариках, социальное обеспечение и т. д.), тем больше власть государства над отдельными людьми и тем легче группы лиц, приводящие в движение государственный «аппарат обеспечения существования» (К. Ясперс) и руководящие им, становятся коллективами. Цель, к которой стремится социализм, — достижение гарантированного существования и всеобщего счастья на земле (см. Эвдемонизм) — в большей степени ускоряет превращение групп в коллективы. Структура социалистических коллективов определена диктаторски.
Они требуют от своих членов солдатских добродетелей: дисциплины, слепого и некритического доверия к руководству, безусловного послушания, готовности к действиям и жертвам и т. д. За это коллектив обещает индивиду определенное обеспечение его существования. Так как потребность в обеспечении существования столь велика, ущерб, связанный с вступлением в коллектив, либо вообще не ощущается как таковой, либо с ним примиряются. Таким ущербом являются: вытеснение из сознания мысли о ценности личности мыслью о ценности коллектива; этому сопутствуют: утрата способности к критике, пренебрежение логической стороной мышления в пользу эмоционального коллективного сознания, ослабление доверия к самому себе и усиление страха перед жизнью (поскольку индивид испытывает также страх перед коллективом, к которому он принадлежит), сокращение сферы мышления вследствие пренебрежения всеми неортодоксальными (т. е. не одобряемыми коллективом) возможностями мышления.
Самым большим из существующих коллективов является технический коллектив, объединяющий людей, которые производят и используют машины. Поэтому к техническому коллективу принадлежит все цивилизованное человечество, за исключением тех немногих отдельных людей и групп, которые осознают незаметно происходящее обезличивание и пытаются противодействовать ему. Особенными недостатками этого цивилизационно обусловленного коллектива являются: вытеснение финально-ориентированных категорий мышления и познания в пользу причинно-механистических, возрастающая зависимость от технического коллектива в жизненно необходимых вещах (отопление, освещение, питьевая вода, средства сообщения и т. д.); см. Техника, Коллективизм.
Е. Durkheim. Les règles de la méthode sociologique. Paris, 1895, dt. 1961 ; R. Kassner. Der Einzelne und der K.mensch, 1931; F. Alexander. Irrationale Kräfte unserer Zeit, 1947;
O. Veit. Die Flucht vor der Freihheit, 1947; C. Ertel. Der K.mench, 1950; H. Marcuse. Soviet Marxism. London, 1958, dt. 1964.
Они требуют от своих членов солдатских добродетелей: дисциплины, слепого и некритического доверия к руководству, безусловного послушания, готовности к действиям и жертвам и т. д. За это коллектив обещает индивиду определенное обеспечение его существования. Так как потребность в обеспечении существования столь велика, ущерб, связанный с вступлением в коллектив, либо вообще не ощущается как таковой, либо с ним примиряются. Таким ущербом являются: вытеснение из сознания мысли о ценности личности мыслью о ценности коллектива; этому сопутствуют: утрата способности к критике, пренебрежение логической стороной мышления в пользу эмоционального коллективного сознания, ослабление доверия к самому себе и усиление страха перед жизнью (поскольку индивид испытывает также страх перед коллективом, к которому он принадлежит), сокращение сферы мышления вследствие пренебрежения всеми неортодоксальными (т. е. не одобряемыми коллективом) возможностями мышления.
Самым большим из существующих коллективов является технический коллектив, объединяющий людей, которые производят и используют машины. Поэтому к техническому коллективу принадлежит все цивилизованное человечество, за исключением тех немногих отдельных людей и групп, которые осознают незаметно происходящее обезличивание и пытаются противодействовать ему. Особенными недостатками этого цивилизационно обусловленного коллектива являются: вытеснение финально-ориентированных категорий мышления и познания в пользу причинно-механистических, возрастающая зависимость от технического коллектива в жизненно необходимых вещах (отопление, освещение, питьевая вода, средства сообщения и т. д.); см. Техника, Коллективизм.
Е. Durkheim. Les règles de la méthode sociologique. Paris, 1895, dt. 1961 ; R. Kassner. Der Einzelne und der K.mensch, 1931; F. Alexander. Irrationale Kräfte unserer Zeit, 1947;
O. Veit. Die Flucht vor der Freihheit, 1947; C. Ertel. Der K.mench, 1950; H. Marcuse. Soviet Marxism. London, 1958, dt. 1964.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
КОЛЛЕКТИВ
от лат. collectivus - собирательный) социалистический, одна из важнейших ячеек социалистич. общества; относительно компактная социальная общность, объединяющая людей, занятых решением конкретной обществ. задачи. К. сочетает интересы индивида и общества и основан на общности целей, принципах социалистич. сотрудничества, выступающих для его членов в виде ценностных ориентации и норм деятельности.
В соответствии с видом деятельности различаются К. трудовые, учебные, военные, бытовые, спортивные, художеств. самодеятельности и др. Осн. место в обществе принадлежит трудовым К., среди к-рых важнейшими являются производств. К.
Социалистич. революция создает материальные и духовные условия (обществ. собственность на средства произ-ва, социалистич. нормы отношений, идеалы, ценности и др.), обеспечивающие создание различного рода К. С развитием социалистич. общества происходят изменения в функциях и структуре К., его движение от первоначальных к более зрелым формам коммунистич. типа.
Главными функциями К. являются: предметная - непосредств. осуществление той задачи, ради к-рой он возник и существует; социально-воспитательная - обеспечение сочетания интересов общества и индивида путем развития разнообразных способностей индивида. Размер и задача К. обусловливают его организац. структуру: она может быть одно-, двух- или многоступенчатой (напр., бригада, цех, завод). В качестве первичного уровня К. выступает малая группа, где существуют непосредств. отношения между индивидами. К. обладает как официальной (формальной) структурой, так и социально-психологич. (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Поскольку личностные отношения существенно влияют на поведение людей, в т. ч. и на их отношение к труду, установление оптим. отношения между формальной и неформальной структурами имеет большое значение для успешного функционирования К.
В каждом К. наблюдается определ. степень изменения состава. Это вызывается как объективными причинами, обусловленными научно-технич. прогрессом, законом перемены труда, демографич. и иными законами, так и субъективными, зависящими от характера отношений внутри К. Нек-рые К. периодически изменяют свой состав (уч. заведения, армейские подразделения). Существуют также временные К. (напр., К. строителей ГЭС).
Важнейшую роль в К. играют ячейки массовых обществ.орг-ций - партийных, комсомольских, профессиональных и др., к-рые призваны активно влиять надеятельность К., поднимать сознание его членов до уровня требований, предъявляемых обществом, противодействовать возникновению местничества, т. н. коллективного эгоизма. Серьезное значение для создания здорового нравственно-психологич. климата в К. имеет деятельность руководителей разных уровней, призванных сочетать организаторскую и воспитат. работу.
Положение и ценность человека в К. определяются преим. его личными качествами и способностями, от к-рых зависит в значит. степени и характер его отношений с др. членами К. Каждый человек обычно принадлежит к неск. К. (трудовому, бытовому, спортивному или др.), где развиваются его различные способности.
Оценка К. - могучий стимул деловой и обществ. активности индивида, побуждающий его к постоянному совершенствованию, способствующий развитию коллективизма. Член К. нравственно ответствен не только за свою деятельность, но и за деятельность др. членов К. и всего К. в целом. Он должен соотносить свои действия с действиями К. и подчиняться требованиям коллективной дисциплины. Отд. индивид иногда может лучше понимать задачи, объективно стоящие перед К., нежели большинство его членов. В таком случае индивид может и морально обязан выступить перед К. с обоснованием своих взглядов, отстаивать их, что служит интересам общества, а в конечном счете и самого К. Показателями уровня развития К. служат: степень единства индивида и К. при условии возрастающей обществ. активности индивида и его требований к самому себе и к К. (включая его руководителей); степень единства К. и общества при условии растущей самостоятельности действий К., предполагающей высокую сознательность его членов.
В развитом социалистич. обществе возрастает соответствие интересов общества, трудового К. и индивида. Важная роль в этом принадлежит социалистич. соревнованию, одна из осн. функций к-рого состоит в том, чтобы поднимать менее развитые в социальном отношении К. до уровня передовых. Примером таких К. является К. коммунистич. труда. Движение за коммунистич. отношение к труду становится делом сознат. творчества все более широких масс трудящихся и находит яркое выражение в разработке и осуществлении планов социального развития трудовых К. Широкие права трудовых К. в обсуждении и решении гос. и обществ. дел, вопросов управления и социального развития, труда и быта, использования средств предприятий и учреждений и др. закреплены в Конституции СССР. К. играют огромную роль в формировании у сов. людей коммунистич. мировоззрения, воспитании коммунистич. отношения к труду и сознат. дисциплины, преодолении пережитков прошлого в сознании и поведении. В трудовых К. осуществляется одна из центр. задач партии - все более широкое вовлечение трудящихся в управление произ-вом и обществом.
В соответствии с видом деятельности различаются К. трудовые, учебные, военные, бытовые, спортивные, художеств. самодеятельности и др. Осн. место в обществе принадлежит трудовым К., среди к-рых важнейшими являются производств. К.
Социалистич. революция создает материальные и духовные условия (обществ. собственность на средства произ-ва, социалистич. нормы отношений, идеалы, ценности и др.), обеспечивающие создание различного рода К. С развитием социалистич. общества происходят изменения в функциях и структуре К., его движение от первоначальных к более зрелым формам коммунистич. типа.
Главными функциями К. являются: предметная - непосредств. осуществление той задачи, ради к-рой он возник и существует; социально-воспитательная - обеспечение сочетания интересов общества и индивида путем развития разнообразных способностей индивида. Размер и задача К. обусловливают его организац. структуру: она может быть одно-, двух- или многоступенчатой (напр., бригада, цех, завод). В качестве первичного уровня К. выступает малая группа, где существуют непосредств. отношения между индивидами. К. обладает как официальной (формальной) структурой, так и социально-психологич. (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Поскольку личностные отношения существенно влияют на поведение людей, в т. ч. и на их отношение к труду, установление оптим. отношения между формальной и неформальной структурами имеет большое значение для успешного функционирования К.
В каждом К. наблюдается определ. степень изменения состава. Это вызывается как объективными причинами, обусловленными научно-технич. прогрессом, законом перемены труда, демографич. и иными законами, так и субъективными, зависящими от характера отношений внутри К. Нек-рые К. периодически изменяют свой состав (уч. заведения, армейские подразделения). Существуют также временные К. (напр., К. строителей ГЭС).
Важнейшую роль в К. играют ячейки массовых обществ.орг-ций - партийных, комсомольских, профессиональных и др., к-рые призваны активно влиять надеятельность К., поднимать сознание его членов до уровня требований, предъявляемых обществом, противодействовать возникновению местничества, т. н. коллективного эгоизма. Серьезное значение для создания здорового нравственно-психологич. климата в К. имеет деятельность руководителей разных уровней, призванных сочетать организаторскую и воспитат. работу.
Положение и ценность человека в К. определяются преим. его личными качествами и способностями, от к-рых зависит в значит. степени и характер его отношений с др. членами К. Каждый человек обычно принадлежит к неск. К. (трудовому, бытовому, спортивному или др.), где развиваются его различные способности.
Оценка К. - могучий стимул деловой и обществ. активности индивида, побуждающий его к постоянному совершенствованию, способствующий развитию коллективизма. Член К. нравственно ответствен не только за свою деятельность, но и за деятельность др. членов К. и всего К. в целом. Он должен соотносить свои действия с действиями К. и подчиняться требованиям коллективной дисциплины. Отд. индивид иногда может лучше понимать задачи, объективно стоящие перед К., нежели большинство его членов. В таком случае индивид может и морально обязан выступить перед К. с обоснованием своих взглядов, отстаивать их, что служит интересам общества, а в конечном счете и самого К. Показателями уровня развития К. служат: степень единства индивида и К. при условии возрастающей обществ. активности индивида и его требований к самому себе и к К. (включая его руководителей); степень единства К. и общества при условии растущей самостоятельности действий К., предполагающей высокую сознательность его членов.
В развитом социалистич. обществе возрастает соответствие интересов общества, трудового К. и индивида. Важная роль в этом принадлежит социалистич. соревнованию, одна из осн. функций к-рого состоит в том, чтобы поднимать менее развитые в социальном отношении К. до уровня передовых. Примером таких К. является К. коммунистич. труда. Движение за коммунистич. отношение к труду становится делом сознат. творчества все более широких масс трудящихся и находит яркое выражение в разработке и осуществлении планов социального развития трудовых К. Широкие права трудовых К. в обсуждении и решении гос. и обществ. дел, вопросов управления и социального развития, труда и быта, использования средств предприятий и учреждений и др. закреплены в Конституции СССР. К. играют огромную роль в формировании у сов. людей коммунистич. мировоззрения, воспитании коммунистич. отношения к труду и сознат. дисциплины, преодолении пережитков прошлого в сознании и поведении. В трудовых К. осуществляется одна из центр. задач партии - все более широкое вовлечение трудящихся в управление произ-вом и обществом.
Источник: Советский философский словарь