Коллектив социалистический
Коллектив социалистический
лат. collectivus — собирательный) — ячейка социалистического общества, в которой сочетаются индивидуальные и общественные интересы; относительно компактная совокупность людей, объединяемых определенным видом общественно необходимой деятельности и складывающимися в процессе той деятельности отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, общими потребностями и интересами, социально-психологической формой которых служат общие для большинства членов коллектива ценностные ориентации, установки и нормы поведения. К. с. возникает с победой революции социалистической. Некоторые его предпосылки складываются уже в недрах предшествующих ступеней развития общества, прежде всего на почве совместного труда и борьбы за уничтожение эксплуатации. Но лишь социалистическая революция создает объективные условия (диктатура пролетариата, общественная социалистическая собственность на средства производства, господство социалистической идеологии и др.) для утверждения К. с. как исторически нового типа социальной ячейки. Вместе с развитием социалистического общества он претерпевает определенные изменения в своих функциях и структуре, развиваясь от первоначальных своих форм к более зрелым формамкоммунистического труда. Для развитого социализма характерна целостная система разнообразных коллективов, соответствующих конкретным видам деятельности, охватывающих практически все население страны, причем значительную часть его многократно, ибо наиболее активные члены общества одновременно входят в несколько коллективов. Принцип коллективизма утвердился в качестве одного из важнейших принципов социалистического образа жизни. Основное место в системе социалистических коллективов принадлежит трудовым коллективам, функционирующим в важнейшей для общества сфере — сфере труда. «Трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации является основной ячейкой социалистического общества и в соответствии с Конституцией СССР осуществляет широкие полномочия в политической, экономической и социальной жизни страны» — отмечено в Законе о трудовых коллективах, принятом в июне 1983 г. Основными функциями К. с. являются: 1) предметно-целевая, 2) социально-интегративная, 3) управленческо-воспитательная. Предметно-целевая функция есть осуществление той общественно полезной деятельности, ради которой возник и существует данный коллектив. Социально-интегративная функция К. с. состоит в обеспечении максимального сочетания интересов общества и членов коллектива. Материальную основу для осуществления предметно-целевой и социально-интегративной функций К. с. составляет общественная собственность, делающая возможной принципиальную согласуемость интересов общества, коллектива и индивида. Но уровень и конкретный характер такого согласования во многом зависят от организации управления системами коллективов, от самого коллектива. Отсюда третьей функцией К. с., обеспечивающей выполнение первых двух, является управленческо-воспитательная функция управленческо-воспитательная. Она заключается в целенаправленном регулировании всех структур и процессов коллектива в соответствии с потребностями развития общества и самого коллектива, с учетом индивидуальных особенностей его членов. Уровень осуществления этой функции определяется активностью его членов и управляемостью К. с. как целого. Единство личности и К. с. не абсолютно и не охватывает всех сторон деятельности личности. Индивид обычно принадлежит к нескольким коллективам (трудовому, бытовому, спортивному и др.), и в каждом из них по-своему развиваются различные его способности. Многосторонность индивида служит одной из предпосылок относительной свободы его поведения как члена конкретного К. с. Испытывая воздействие со стороны общества в целом, индивид может иногда лучше понимать задачи, объективно стоящие перед К. с., нежели большинство его членов. В этом случае он имеет право и обязан выступить вопреки большинству членов своего коллектива, в интересах общества, а в конечном счете и самого коллектива. Управляемость К. с. как критерий осуществления управленческо-воспитательной функции выражает соответствие управляющей и управляемой подсистем коллектива. Задача органов управления К. с. — повышение управляемости, что свидетельствует о возрастающем соответствии процессов в К. с. тем требованиям, которые предъявляет ему общество. Исходя из трех основных функций различаются и три вида структур К. с. Прежде всего это целевая структура, обеспечивающая осуществление предметно-целевой функции К. с. Она закреплена в соответствующих положениях и потому нередко называется формальной. Например, коллектив предприятия подразделяется на коллективы служб, цехов, отделов, участков, бригад, лабораторий и т. д. Социально-интегративной функции соответствует собственно социальная структура коллектива, ее элементами являются социальные группы — классовые, профессионально-квалификационные, демографические, социально-психологические (неформальные). Управленческо-воспитательная функция К. с. закрепляется в его организационной структуре управления и образуется из двух основных видов органов управления: административно-целевых и общественно-политических. Первые строятся в соответствии с требованиями управления тем видом деятельности, который составляет предметно-целевую функцию коллектива, вторые отражают роль К. с. в общественно-политической организации социалистического общества. Так, трудовым коллективам предоставлены права выдвигать кандидатов в депутаты выборных органов Советской власти, заслушивать отчеты депутатов о выполнении своих обязанностей и т. п.; в них создаются первичные партийные, профсоюзные, комсомольские и другие массовые организации, в результате К. с. выступает не только как объект, но и как субъект управления. Все эти органы взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя целостную систему управления и самоуправления К. с., ядро которой составляет партийная организация. Различные виды структур могут быть хорошо согласованы между собой, что значительно повышает эффективность деятельности К. с. Но они могут и рассогласовываться, что снижает ее эффективность. Поскольку личностные отношения влияют на поведение людей, в том числе и на их отношение к труду, существенное значение имеет оптимальное соотношение официально установленной, формальной структуры и структуры социально-психологической, неформальной. Все функции и критерии эффективности К. с. взаимосвязаны и образуют целостную систему, развивающуюся вместе с развитием всего общества. В условиях научно-технической революции, резко повышающей темпы экономического, социального и культурного развития общества и основных его ячеек, эта взаимосвязь выражается в наличии такого специфического критерия эффективности К. с., как динамизм, который отражает темпы и пропорции изменения всех сторон его жизнедеятельности. К. с. — высокодинамичная система, в которой протекают сложные процессы. Основными из них являются процессы, характеризующие предметно-целевую деятельность коллектива (например, трудовые), которые влияют на все социальные процессы, прежде всего на формирование и развитие ценностных ориентации членов К. с. Если первым свойственна высокая степень запланированности, стандартизованности, то вторые протекают во многом самопроизвольно (спонтанно). Среди процессов управления К. с. важнейшее место занимают принятие и осуществление управленческого решения, существуют также коммуникационные и нормативные процессы (действие совокупности стимулов и санкций, обеспечивающих соблюдение членами коллектива принятых в нем норм). В рамках различных социальных групп в К. с. протекают групповые процессы: руководство и лидерство в первичных коллективах, сплочение и разобщение их, включение индивида в группу и выход из нее и др. Характер осуществления К. с. своих функций получает обобщенное выражение в процессах, характеризующих генезис К. с. По своей направленности они разделяются на два основных вида; прогрессивные — возникновение К. с., его рост, целенаправленная реорганизация; регрессивные — торможение развития, кризис, ликвидация. Интенсивность изменений К. с. в условиях научно-технической революции делает генетические процессы особенно значимыми. Представляя собой сложную социальную ячейку, К. с. ориентирован не только на осуществление своей целевой функции, но и на развитие себя как социальной общности, в чем также заинтересовано социалистическое общество. Это особенно отчетливо проявляется в широком распространении социального планирования как метода развития К. с. в направлении к более высоким, коммунистическим его формам.
Источник: Научный коммунизм. Словарь