ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

Найдено 1 определение
ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ
в менеджменте науки и образования: в обобщенном виде их выделяют шесть:
-согласованность личных интересов и тематики научного коллектива;
-демократический стиль руководства вместоавтократического и анархического. Демократический стиль ориентирован на максимизацию эффективности деятельности, авторитарный – на простоту руководства;
-руководитель – должен быть как «веретено», сплетающее воедино идеи и результаты подчиненных, аккумулятор и трансформатор идей, вырабатываемых группой («маклер идей»). Он должен выполнять и творческие, и организаторские функции;
-психологический климат – чем он лучше, тем больше выход продукции. Но это не исключает необходимость споров и полемики в научном коллективе;
-рациональная структура кадров: соотношение научных и вспомогательных работников 1:3, наличие специалистов разного ролевого профиля;
-интеллектуальная синергия – главное отличие формального коллектива от творческого. Возникновение синергического (кооперативного) эффекта предполагает воздействие на природу социального, организационного, интеллектуального взаимодействия научной группы в целом (прекрасное «оплодотворение» и «удобрение»).
Но чтобы быть продуктивными членами научных групп, ученые должны быть «самоопределяющимися», т.е.:
-должны уметь самостоятельно выбрать направление своей работы, ставить перед собой трудные, но реальные цели;
-отвечать за свои решения и за взятые на себяобязательства;
-быть восприимчивыми к критике;
-уметь рационально планировать свое время;
-самостоятельно справляться со стрессовымиситуациями;
-продуктивно работать как в одиночку, так ив группе;
-не должны испытывать потребности в руководстве и должны быть уверены, что сами справятся со всеми проблемами;
-иметь предпринимательские качества, чтоособенно актуально в условиях коммерциализации результатов исследований.
В этом случае управление группой может быть предельно «демократическим», т.е. исследователям предоставлена самостоятельность, а руководитель может не вмешиваться в работу, а это, по многочисленным данным, – в наибольшей степени способствует творческим достижениям. Но это одновременно означает, что при наличии работников, обладающих такими свойствами в недостаточной степени, – необходимо усиление административных методов управления.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.