НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ
группа людей, сплоченных исследовательской программой, реализация которой обеспечивается сложной функционально-ролевой структурой. В ней выделяются роли:
1) научно-когнитивные («генератор», критик, эрудит и др.);
2) научно-управленческие (руководитель, лидер, исполнитель и
др.);
3) научно-вспомогательные (инженер, техник, лаборант и др.). Отличие научного коллектива от других типов коллективов,
его своеобразие, обусловлено целевой функцией социального института науки в общественном разделении труда. Имеет место позитивная корреляция между групповой сплоченностью как «программно-ценностным единством» и когнитивными конфликтами в случае, когда они носят характер продуктивных научных дискуссий, спонтанно возникающих по ходу реализации программы. Установлена также позитивная корреляция между либеральным стилем руководства научной группой и эффективностью групповой активности, включающей как ее научную продуктивность, так удовлетворенность трудом и членством в группе.
Научные коллективы создаются как в институциональных формах: исследовательская группа, лаборатория, научноисследовательский институт и др., так и во внеинституциональных: научные семинары, научные школы и др.
Литература: [70].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ
профессиональная группа исследователей, распределенный субъект научного познания, дисциплинарное или междисциплинарное сообщество ученых, работающих над одной или несколькими сходными темами, проблемами, проектами. Размеры коллектива зависят обычно от сложности проблемы, ее финансового и материального обеспечения, практической и теоретической значимости. В оптимально сформированном коллективе существует достаточно выраженное ролевое распределение его членов — руководители, генераторы идей, эрудиты и критики, верификаторы, реализаторы, технический и вспомогательный персонал, коммуникаторы. Во многих случаях одни и те же ученые способны выполнять несколько ролей. Когнитивным ядром, связывающим коллектив в нечто единое, является наличие общей исследовательской программы и соответствующей последовательности действий по ее реализации. Существуют три основные модели управления научными коллективами:1)директивная, 2) демократическая, 3) либеральная. Каждая из них зарекомендовала себя как наиболее эффективная в зависимости от типа научной деятельности, выполняемой коллективом, или этапа выполнения научной программы. Как показали историко-социологические исследования, на этапе разработки программы, как и в целом для теоретической деятельности в науке, наиболее эффективным оказывается либеральный (попустительский) тип руководства, основанный на полном доверии и максимальной свободе, предоставляемой членам коллектива, включая их рабочий график и форму отчетности. На этапе конкретизации, доводки и усовершенствования принятой научной программы, где важную роль играет согласованная деятельность членов научного коллектива, наиболее эффективным является демократический централизм как стиль управления. Наконец, на этапе практической реализации и технологического внедрения научной программы, самым эффективным является директивный (командно-приказной) метод управления и форма контроля за деятельностью научного коллектива, вертикальная модель управления, когда на первый план выступают сроки и точность реализации программы. (См. научное сообщество, научно—исследовательская программа, социальная психология науки).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов