НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ
группа людей, сплоченных исследовательской программой, реализация которой обеспечивается сложной функционально-ролевой структурой. В ней выделяются роли:
1) научно-когнитивные («генератор», критик, эрудит и др.);
2) научно-управленческие (руководитель, лидер, исполнитель и
др.);
3) научно-вспомогательные (инженер, техник, лаборант и др.). Отличие научного коллектива от других типов коллективов,
его своеобразие, обусловлено целевой функцией социального института науки в общественном разделении труда. Имеет место позитивная корреляция между групповой сплоченностью как «программно-ценностным единством» и когнитивными конфликтами в случае, когда они носят характер продуктивных научных дискуссий, спонтанно возникающих по ходу реализации программы. Установлена также позитивная корреляция между либеральным стилем руководства научной группой и эффективностью групповой активности, включающей как ее научную продуктивность, так удовлетворенность трудом и членством в группе.
Научные коллективы создаются как в институциональных формах: исследовательская группа, лаборатория, научноисследовательский институт и др., так и во внеинституциональных: научные семинары, научные школы и др.
Литература: [70].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ
профессиональная группа исследователей, распределенный субъект научного познания, дисциплинарное или междисциплинарное сообщество ученых, работающих над одной или несколькими сходными темами, проблемами, проектами. Размеры коллектива зависят обычно от сложности проблемы, ее финансового и материального обеспечения, практической и теоретической значимости. В оптимально сформированном коллективе существует достаточно выраженное ролевое распределение его членов — руководители, генераторы идей, эрудиты и критики, верификаторы, реализаторы, технический и вспомогательный персонал, коммуникаторы. Во многих случаях одни и те же ученые способны выполнять несколько ролей. Когнитивным ядром, связывающим коллектив в нечто единое, является наличие общей исследовательской программы и соответствующей последовательности действий по ее реализации. Существуют три основные модели управления научными коллективами:1)директивная, 2) демократическая, 3) либеральная. Каждая из них зарекомендовала себя как наиболее эффективная в зависимости от типа научной деятельности, выполняемой коллективом, или этапа выполнения научной программы. Как показали историко-социологические исследования, на этапе разработки программы, как и в целом для теоретической деятельности в науке, наиболее эффективным оказывается либеральный (попустительский) тип руководства, основанный на полном доверии и максимальной свободе, предоставляемой членам коллектива, включая их рабочий график и форму отчетности. На этапе конкретизации, доводки и усовершенствования принятой научной программы, где важную роль играет согласованная деятельность членов научного коллектива, наиболее эффективным является демократический централизм как стиль управления. Наконец, на этапе практической реализации и технологического внедрения научной программы, самым эффективным является директивный (командно-приказной) метод управления и форма контроля за деятельностью научного коллектива, вертикальная модель управления, когда на первый план выступают сроки и точность реализации программы. (См. научное сообщество, научно—исследовательская программа, социальная психология науки).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
392.01 кб

НАУКОМЕТРИЯ И УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ

Грановский Юрий Васильевич
Продолжается процесс деградации российской науки. Одна из причин – неэффективное управление научными коллективами. Эффективность может быть повышена путем применения науковедения и наукометрии.
Читать PDF
279.81 кб

Научный сотрудник в своем профессиональном коллективе

В. С. Собкин, А. И. Андреева, Ф. Р. Рзаева
В статье представлены результаты исследования особенностей отношений в профессиональном коллективе научных сотрудников, проводящих исследования в сфере образования.
Читать PDF
407.37 кб

Коллективные монографии: попытка формализованной оценки научной ценности

Лаврик Ольга Львовна
В статье предпринята попытка определить по формальным признакам содержательный уровень научных коллективных монографий.
Читать PDF
114.23 кб

Структура и функционирование научного коллектива (коммуникативный аспект)

Бондарев Валерий Петрович, Бойченко Ольга Викторовна
Статья раскрывает принципиальный аспект организации научной деятельности влияние коммуникации на формирование структуры научного коллектива, а также эффективность его функционирования.
Читать PDF
65.35 кб

Структура и функции научного коллектива как объект социологического анализа

Рыбакова Виктория Викторовна
В статье рассматриваются категории “структура” и “функции” применительно к научному коллективу.
Читать PDF
140.63 кб

Дифференциация форм творчества (особенности коллективного научного творчества)

Большаков А. В.
в данной статье предпринимается попытка рассмотреть формы организации творческой деятельности людей, их особенности, особое внимание уделяется коллективному научному творчеству
Читать PDF
126.01 кб

Социальнопсихологический портрет трудового коллектива научнолечебного учреждения

Бояркина Сания Исааковна, Михайлова Надежда Сергеевна
Дана категориальная характеристика социально-психологического климата трудового коллектива. Сформулированы теоретико-методологические основы проблемы. Представлены результаты социологического исследования трудового коллектива.
Читать PDF
80.88 кб

Анализ научных исследований в вопросах урегулирования коллективных трудовых конфликтов

Кудрявцева Д. П.
Читать PDF
321.64 кб

Поддержание жизнеспособных научно-преподавательских коллективов в американских университетах

Игнатов Игорь Игоревич
Атмосфера прочных деловых и, в то же время, крепких дружеских отношений способствует актуализации творческого и высвобождению синергетического потенциала работающих в единой связке научных работников.
Читать PDF
348.85 кб

Психологический климат коллектива как фактор продуктивной самореализации научного сотрудника

Е. В. Федосенко
Рассматривается проблема психологического климата коллектива как одного из условий продуктивной самореализации научного сотрудника.
Читать PDF
634.71 кб

Вклад научных лабораторий в разработку проблемы детского коллектива (вторая половина ХХ В. )

Сараева Елена Викторовна
Весомый вклад в разработку проблемы формирования детского коллектива, совершили советские учёные во второй половине ХХ в.

Похожие термины: