ПоэтПОЭТИКА, О поэтическом искусстве

ПОЭТИКА,

Найдено 3 определения термина ПОЭТИКА,

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

"ПОЭТИКА"

Po?tica, первый лат. пер. с греч. оригинала издан в 1498) – соч. Аристотеля.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Поэтика

греч. poietike – поэтическое искусство) – раздел теории литературы, изучающий структуру литературного произведения и систему эстетических средств, в них используемых. Общая поэтика исследует художественные средства и законы построения любого произведения, способы воплощения авторского замысла в зависимости от жанра, литературного вида и рода.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

«ПОЭТИКА»

О п о э т и ч е с к о м (искусстве)» не полностью сохранившийся (в александрийском каталоге соч. Арис­тотеля под № 83 значатся «две книги», сохранилась одна) трактат Аристотеля. Первонач. текст (впоследст­вии интерполированный многочисл. вставками автора) датируется, по И. Дюрингу, 360-355 до н. э., отсю­да постоянное отталкивание от проблематики Пла­тона [возможно, «П.» - исполнение пожелания Пла­тона, чтобы ктонибудь написал прозаич. апологию осужденной им поэзии].

Тема «П.» - «поэтич. иск-во само по себе» (1447 а b): история и гл. обр. морфология поэтич. жанров, поэтич. норма («правильность») и вытекающие отсюда практич. рекомендации поэту. Сохранившаяся часть посвящена трагедии (в к-рой Аристотель видит вершину поэзии; вершина же трагич. иск-ва - «Царь Эдип» Софокла) и эпосу, но содержит также теоретич. положения о сущ­ности и функции иск-ва.

Вслед за Платоном Аристотель видит родовую сущ­ность всех видов поэтич. иск-ва в «подражании», «отоб­ражении» (мимесис), но если у Платона поэтич. мимесис дублировал «подражание» чувств. вещей идеям (так что художник снимал копии с копий и т. о. оказы­вался «третьим от истины» - «Государство» 599 d), то у Аристотеля реабилитация чувств. мира (к-рый в терминах акта и потенции и есть «действительность», энергия) приводит к переоценке поэзии в глазах фило­софа: поэтич. «техне» (ср. также теорию «техне» в кн. А «Метафизики») «философичнее истории» и обладает ценно­стным приматом над ней, т. к. «поэзия больше говорит об общем, а история - о единичном» (1451 b 5; ср. для конт­раста слова Платона о «старой распре между философией и поэзией» - «Государство» 607 b); поэт говорит не о том, что было, но о том, что могло бы быть в соот­ветствии с «вероятностью» («правдоподобием», ?о ?????) и «необходимостью» (1451 а 36), историк же (греч. «ис­тория» как эмпирич. фиксация голого факта) говорит о том, что, напр., сказал и сделал Алкивиад.

По Платону, поэзия социально бесполезна («Госу­дарство» 600 b) и даже тлетворна, т. к. через наше «со­переживание» она «питает» и усиливает неблагородные влечения и эмоции души (605 d, 606 d). Аристотель от­ветил на это учением о трагич. катарсисе («очищении») как психотерапевтич. функции поэзии и музыки, к-рое, судя по ссылке в «Политике» (1341 b З6 слл.), было раз­вито в утрач. части «П.» и дошло до нас только в опре­делении сущности трагедии (1449 b 24 слл.), породив­шем обширную герменевтич. лит-ру: «трагедия есть подражание (мимесис)... через сострадание и страх при­водящее к очищению (души) от таких эмоций». Основа для филологически наиболее корректного и согласую­щегося как с самим Аристотелем («Политика» 1342 а 14), так и со всей антич. герменевтич. традицией толко­вания была заложена в 19 в. в работах Я. Бернайса и А. Вейля. При всей неясности нек-рых деталей и не­зависимо от общетеоретич. аспектов интерпретации (нравств.-воспитат., эстетикогедонистич. и т. д.), несом­ненно, что: 1) означает «очищение от аффектов», а не «очищение (просветление самих) аффектов» (как думал Лессинг), 2) термин «катарсис» в таком употреблении заимствован Аристотелем из проф. языка врачей (в качестве метафоры для «медицины ду­ха»), отсюда его постоянные ассоциации с «терапией», «облегчением» и т. д. Недостоверна связь с религ. ка­тарсисом - «очищением от скверны», «искуплением вины» (Гаупт, Вяч. Иванов). Еще менее достоверна теория Отте-Илса (принятая И. Дюрингом), согласно к-рой не относится к зрителю, но означает искупление (героем на сцене) вызываю­щих сострадание и страх событий.

Почти неизвестная в древности и в ср. века, «П.» начиная с эпохи Ренессанса (1-е изд. Венеция, 1508) издавалась, комментировалась и изучалась как ника­кой др. трактат Аристотеля. В 17 в. (вместе с «Поэтич. иск-вом» Горация и превратно истолкованная) стала художеств. кредо классицизма и еще в 19 в. оставалась живым оппонентом романтиков.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Найдено схем по теме ПОЭТИКА, — 0

Найдено научныех статей по теме ПОЭТИКА, — 0

Найдено книг по теме ПОЭТИКА, — 0

Найдено презентаций по теме ПОЭТИКА, — 0

Найдено рефератов по теме ПОЭТИКА, — 0