ПОЭТИКА,

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

"ПОЭТИКА"
Po?tica, первый лат. пер. с греч. оригинала издан в 1498) – соч. Аристотеля.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Поэтика
греч. poietike – поэтическое искусство) – раздел теории литературы, изучающий структуру литературного произведения и систему эстетических средств, в них используемых. Общая поэтика исследует художественные средства и законы построения любого произведения, способы воплощения авторского замысла в зависимости от жанра, литературного вида и рода.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ПОЭТИКА
(Poetik; от греч. poietikös — «формирующий, изображающий») — введенное Аристотелем обозначение науки о поэтическом искусстве, о языковом художественном изображении, его природе, формах и законах; наука, которая не является ни теоретической (как геометрия), ни практической (как политика), а представляет собой знание об изображении и создании; см. Философия поэзии.
К. Hamburger. Die Logik der Dichtung, 1957; G. Wolandt. Philos, der Dichtung, 1965; J. Dalfen. Polis und Poiesis, 1974; H. Wiegmann. Gesch. der P, 1977; M. Fuhrmann. Einf. in die antike Dichtungstheorie, 1973; R. S. Zons. Randgänge der P, 1985; C. Esteban. Critique de la raison poétique. Paris, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

«ПОЭТИКА»

О п о э т и ч е с к о м (искусстве)» не полностью сохранившийся (в александрийском каталоге соч. Арис­тотеля под № 83 значатся «две книги», сохранилась одна) трактат Аристотеля. Первонач. текст (впоследст­вии интерполированный многочисл. вставками автора) датируется, по И. Дюрингу, 360-355 до н. э., отсю­да постоянное отталкивание от проблематики Пла­тона [возможно, «П.» - исполнение пожелания Пла­тона, чтобы ктонибудь написал прозаич. апологию осужденной им поэзии].
Тема «П.» - «поэтич. иск-во само по себе» (1447 а b): история и гл. обр. морфология поэтич. жанров, поэтич. норма («правильность») и вытекающие отсюда практич. рекомендации поэту. Сохранившаяся часть посвящена трагедии (в к-рой Аристотель видит вершину поэзии; вершина же трагич. иск-ва - «Царь Эдип» Софокла) и эпосу, но содержит также теоретич. положения о сущ­ности и функции иск-ва.
Вслед за Платоном Аристотель видит родовую сущ­ность всех видов поэтич. иск-ва в «подражании», «отоб­ражении» (мимесис), но если у Платона поэтич. мимесис дублировал «подражание» чувств. вещей идеям (так что художник снимал копии с копий и т. о. оказы­вался «третьим от истины» - «Государство» 599 d), то у Аристотеля реабилитация чувств. мира (к-рый в терминах акта и потенции и есть «действительность», энергия) приводит к переоценке поэзии в глазах фило­софа: поэтич. «техне» (ср. также теорию «техне» в кн. А «Метафизики») «философичнее истории» и обладает ценно­стным приматом над ней, т. к. «поэзия больше говорит об общем, а история - о единичном» (1451 b 5; ср. для конт­раста слова Платона о «старой распре между философией и поэзией» - «Государство» 607 b); поэт говорит не о том, что было, но о том, что могло бы быть в соот­ветствии с «вероятностью» («правдоподобием», ?о ?????) и «необходимостью» (1451 а 36), историк же (греч. «ис­тория» как эмпирич. фиксация голого факта) говорит о том, что, напр., сказал и сделал Алкивиад.
По Платону, поэзия социально бесполезна («Госу­дарство» 600 b) и даже тлетворна, т. к. через наше «со­переживание» она «питает» и усиливает неблагородные влечения и эмоции души (605 d, 606 d). Аристотель от­ветил на это учением о трагич. катарсисе («очищении») как психотерапевтич. функции поэзии и музыки, к-рое, судя по ссылке в «Политике» (1341 b З6 слл.), было раз­вито в утрач. части «П.» и дошло до нас только в опре­делении сущности трагедии (1449 b 24 слл.), породив­шем обширную герменевтич. лит-ру: «трагедия есть подражание (мимесис)... через сострадание и страх при­водящее к очищению (души) от таких эмоций». Основа для филологически наиболее корректного и согласую­щегося как с самим Аристотелем («Политика» 1342 а 14), так и со всей антич. герменевтич. традицией толко­вания была заложена в 19 в. в работах Я. Бернайса и А. Вейля. При всей неясности нек-рых деталей и не­зависимо от общетеоретич. аспектов интерпретации (нравств.-воспитат., эстетикогедонистич. и т. д.), несом­ненно, что: 1) означает «очищение от аффектов», а не «очищение (просветление самих) аффектов» (как думал Лессинг), 2) термин «катарсис» в таком употреблении заимствован Аристотелем из проф. языка врачей (в качестве метафоры для «медицины ду­ха»), отсюда его постоянные ассоциации с «терапией», «облегчением» и т. д. Недостоверна связь с религ. ка­тарсисом - «очищением от скверны», «искуплением вины» (Гаупт, Вяч. Иванов). Еще менее достоверна теория Отте-Илса (принятая И. Дюрингом), согласно к-рой не относится к зрителю, но означает искупление (героем на сцене) вызываю­щих сострадание и страх событий.
Почти неизвестная в древности и в ср. века, «П.» начиная с эпохи Ренессанса (1-е изд. Венеция, 1508) издавалась, комментировалась и изучалась как ника­кой др. трактат Аристотеля. В 17 в. (вместе с «Поэтич. иск-вом» Горация и превратно истолкованная) стала художеств. кредо классицизма и еще в 19 в. оставалась живым оппонентом романтиков.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
352.83 кб

Гомбрих и Винд: ритуалы и мистерии в науке об искусстве иконология как дидактика и как поэтика

Ванеян Стефан
Иконология как интерпретирующая практика, обращенная к визуальному материалу, может испытывать обратное воздействие со стороны изображения.
Читать PDF
287.34 кб

Поэтика пространства

Башляр Г.
Bachelard G. La poetique de l'espace. P., 1957. Перевод Н.Кисловой
Читать PDF
291.35 кб

Г. Башляр Поэтика пространства

Фетисова Т. А.
Башляр Г. Поэтика пространства // Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. М., 2004. С. 7-212.
Читать PDF
379.96 кб

Поэтика трансгрессии в романе Андрея Белого «Петербург»

Балаклеец Наталья Александровна, Фаритов Вячеслав Тависович
Статья посвящена анализу особенностей поэтики романа Андрея Белого «Петербург».
Читать PDF
114.43 кб

Поэтика возможности: способы мыслить Бога в диакритической герменевтике

Коначева Светлана Александровна
В статье анализируется диакритическая герменевтика Ричарда Керни, где способом мыслить Бога «после Бога» становится описание Бога как того, кто может быть.
Читать PDF
823.39 кб

Поэзия и поэтика жизни Владимира Соломоновича Библера (жизнь как произведение культуры)

Тищенко П. Д.
Читать PDF
382.58 кб

Биография как философский жанр: поэтика микрокосма

Виталий Юрьевич Даренский
Автор анализирует биографию как литературную форму философствования, в которой происходит синтез теоретического, художественного и исторического мышления.
Читать PDF
391.70 кб

Поэтика многогранности

Гуревич Павел Семёнович, Спирова Эльвира Маратовна
В статье представлена рецензия на монографию М. А.Пекелиса и С. С.Антипова «Полипоэтика», М., 2018, в которой осуществляется значимый прорыв в философском осмыслении поэзии, как антропологического феномена.
Читать PDF
109.49 кб

Метафизика vs поэтика: "весть о сущем" у Вл. Соловьева и Вяч. Иванова

Титаренко Светлана Дмитриевна
Рассматривается проблема взаимодействия языка философии и языка литературы. Исследуются аспекты взаимодействия философского и художественного дискурсов в русле онтологического поворота в ХХ веке.
Читать PDF
339.69 кб

ПОЭТИКА.../ТЕОРЕМЫ... ПЕРЕВОДА

Мешонник Анри, Ладмираль Жан-Рене
В теоретическом споре А. Мешонника и Ж.-Р. Ладмираля сталкиваются две мощные концепции и теории перевода.
Читать PDF
590.70 кб

Поэтик

Ананина Евдокия
Читать PDF
399.87 кб

Изобретение многозначности: средневековая теория смыслов как этап в истории поэтики

Махов Александр Евгеньевич
Читать PDF
0.00 байт

Литературное предисловие в драме: вопросы истории и поэтики

Лазареску О. Г.
В статье рассматривается становление и развитие предисловия как литературной формы, которая способствует расширению смыслового потенциала художественного произведения, в том числе и за счет пародийного осмысления основных содержат
Читать PDF
240.68 кб

Парадигма философской поэтики и герменевтико-феноменологическая философия

Качераускас Т.
The author investigates philosophical poetics as the model of the tradition of hermeneutics and phenomenology.
Читать PDF
432.30 кб

Подражание против гармонии: «Музыкальный словарь» Руссо в контексте поэтики

Махов Александр Евгеньевич
Оппозиция мелодии и гармонии, центральная в музыкальной теории Руссо, рассмотрена в широком, эстетическом и поэтологическом, контексте.

Похожие термины:

  • ПОЭТИКА, О поэтическом искусстве

    не полностью сохранившийся трактат Аристотеля (в Александрийском каталоге сочинений Аристотеля под № 83 значатся «две книги», сохранилась одна). Первоначальный текст (впоследствии интерполирова
  • «ПОЭТИКА»

    Po?tica, первый лат. пер. с греч. оригинала издан в 1498) – соч. Аристотеля.