ШЛЕГЕЛЬ Август Вильгельм и ШЛЕГЕЛЬ ФридрихШЛЕГЕЛЬ Август Вильгельм

ШЛЕГЕЛЬ Фридрих

Найдено 7 определений термина ШЛЕГЕЛЬ Фридрих

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШЛЕГЕЛЬ Фридрих

1772-1829) – немецкий философ и поэт, крупнейший теоретик романтизма. Считается также одним из основоположников немецкой санскритологии и сравнительного языкознания. Ему принадлежит работа “О языке и мудрости индийцев” (1808).  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религиоведческий словарь

ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих

род. 10 марта 1772, Ганновер - ум. 12 янв. 1829, Дрезден) - нем. философ и поэт. В Шлегеле особенно ярко отразилась философская судьба романтики. Незадолго до своей смерти он следующим образом характеризовал свою собственную эволюцию: 1788-1798 - неотчетливые взгляды и поиски; 1798 - 1808 - стремление к оформлению философских и эстетических взглядов, которое привело к философии всеобъемлющего Я; 1808-1818 - переход к католицизму, повиновение и подчинение разума церковным истинам; 1818-1828 - мистическая личная жизнь, послушание церкви. Философские произв.: "Philosophie der Geschichte", 2 Bde., 1829; "Philosophie der Sprache und des Wortes", 1830; "Werke", 15 Bde., 1846.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ШЛЕГЕЛЬ Фридрих (1772—1829)

нем. философ, критик, писатель, языковед, теоретик романтизма. Вместе со своим братом Августом Вильгельмом Шлегелем (1767—1845) разработал программные положения йенского кружка романтиков (его орган — журнал “Атеней”, 1798—1800). Подвергая критике культуру нового времени, выдвинул идею создания мифологии, наподобие античной, древнеиндийской, в к-рой преодолевалась бы “расколотость” совр. сознания и органически сливались бы воедино наука, философия, искусство, религия. Именно с помощью такой целостной, устремленной “к бесконечному универсуму” культуры может быть осуществлено, по его мнению, и эстетическое преображение действительности и самого человека в духе гармонии и красоты. В творческом процессе особую роль, полагал он, играет ирония как форма “указания на бесконечность”, снятия всего застывшего и ограниченного. Если в своем раннем творчестве Ш. рассматривал приверженность романтическому идеалу культуры как своеобразную религию “бесконечного”, то в поздних произв. обратился к принципам христианского спиритуализма, считая, что лишь при постижении “божественной жизни” становится возможной целостность духовной жизни человека. Осн. соч.: “О философии” (1799), “Идеи” (1800), “Разговор о поэзии” (1800), “Философия жизни” (1828), “Философия истории” (1829), “Философия языка и слова” (1830).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ШЛЕГЕЛЬ Фридрих

10 марта 1772, Ганновер — 12 января 1829, Дрезден) — немецкий философ, критик, филолог, историк культуры, писатель, один из теоретиков романтизма Учился в Ганноверском и Лейпцигском университетах, изучал право, философию и литературу С 1773 занимается литературной деятельностью Публикует труды по древнегреческой поэзии В разные годы знакомится с Фихте, Гете, Гердером, Виландом, Шеллингом, Якоби, Баадером, Тиком, дружит с Новалисом и Шлейермахером Вместе с братом—А В Шлегелем издавал журнал «Атеней» Был редактором журналов «Европа», «Немецкий музей», «Concordia», газеты «Osterreichische Zeitung» Изучал восточные языки Читал лекции по истории, литературе, философии, лингвистике Из изучения школ древнегреческой поэзии Шлегель постигает диалектику ее развития, ее этапы возвышенная красота — совершенство — роскошь и элегантность — варварство. Древняя история являет собой «естественную историю нравственного и духовного человека» Изучение греков и римлян — это школа гуманности, оно имеет безусловную ценность для всего человечества Сочинение Шлегеля «Об изучении греческой поэзии» (Uber das Studium der Griechischen Poesie, 1795—96) называли «программой немецкого романтизма», здесь он формулирует основополагающие понятия «естественной» и «искусственной» культуры, «эстетической революции» и др Он подчеркивает всемирно историческое значение греческой культуры — этой «вершины естественной культуры», которая «остается поэто».гу высшим прообразом художественного развития всех времен» (Эстетика Философия Критика, т l M , 1983, с. 145) Шлегель разрабатывает важнейшие для романтизма понятия «гений», «ирония» («ирония — форма парадоксального Парадоксальное все хорошее и великое одновременно» — Там же с 283), «юмор» («юмор имеет дело с бытием и небытием, и его подлинную сущность составляет рефлексия» — Там же, с 308) «Французскую революцию», «Наукоучение» Фихте и «Вильгельма Меистера» Гете Шлегель считает величайшими тенденциями своей эпохи (там же, с 300) Шлегель исследует генезис древнегреческой, римской, немецкой, французской, испано-португальской литературы и анализирует специфические особенности различных жанров (трагедия, комедия, эпос, лирика, драма) В «Развитии философии в двенадцати книгах» (1804—06) Шлегель анализирует различные типы философии и приходит к выводу о несостоятельности эмпиризма, материализма, скептицизма и пантеизма в силу противоречивости их первоначал, тогда как интеллектуальный дуализм, идеализм и реализм находятся, по его мнению, на пути к истинной философии (там же, т. 2. 1983, с 139), под которой он понимает «определенное и глубоко укорененное познание высшего существа и всех божественных вещей» (там же, с 223), или «философию самой жизни» (там же, с 226) В «Философии жизни» (Philosophie des Lebens, 1828) в качестве подлинного предмета философии предстает «внутренняя духовная жизнь во всей полноте» (там же, с. 336) Идеи Ф Шлегеля оказали большое воздействие на последующее развитие европейской эстетики, философии и культуры

Соч : Samtliche Welke, Bd 1-10 Wien, 1822-25, Kritische Fnednch Schlegel Ausgabe, Bd 1-35 Munch -Paderborn-Wien, 1958-80, в рус пер История древнем и новой литературы, т 1 -2 СПб , 1829— 30, Эстетика Философия Критика, т 1—2 M , 1983

Лит Wirt L Г riednch Schlegels philosophische Entwicklung Bonn, 1939, AnsteftJ J La pensee religieuse de Fr Schlegel P, 1941, Prang H. Die romantische Ironie Darmstadt, 1972

K. M Долгов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ШЛЕГЕЛЬ Фридрих

Schlegel), (10 марта 1772 – 12 января 1829) – нем. философ, критик, писатель, языковед. Учился в Геттингене и Лейпциге. В 1798–1800 в Иене вместе с братом А. В. Шлегелем издавал наиболее значительн. романтич. журнал "Athenaeum". Был ведущим теоретиком иенского кружка романтиков (см. Романтизм). В 1808 перешел в католицизм. Читал лекции по философии (в 1802 в Париже, в 1827–29 в Вене). Автор труда "О языке и мудрости индусов" ("?ber die Sprache und Weisheit der Indier", Hdlb., 1808) и "Философия истории" ("Philosophie der Geschichte", Bd 1–2, W., 1829). Филос. наследие Ш. изучено недостаточно; только в 1955 обнаружены его многочисл. рукописи, дающие ключ к раскрытию его филос. эволюции. В первый период деятельности (до 1798) Ш. находился под влиянием идей Винкельмана, его истолкования античности (ст. "Греки и римляне" – "Die Griechen und R?mer", Neustrelitz, 1797; "История поэзии греков и римлян" – "Geschichte der Poesie der Griechen und R?mer", В., 1798). Второй период (1798 – нач. 800-х гг.) ознаменован "взрывом" романтич. идей и умонастроений; третий период (после 1808) – период переосмысления романтич. идей в религ. духе, направление, к-рое было в целом задано уже Шлейермахером и в к-ром развивался и Шеллинг. Ш. создал одно из осн. понятий романтизма – понятие иронии, к-рое является у Ш. онтологическим и одновременно гносеологич. принципом. Ирония в онтологич. смысле есть незамкнутость, открытость всякой сущности, вещи, идеи. Всякая сущность больше самой себя, превосходит самое себя, отрицает и утверждает себя. Будучи абсолютной и бесконечной, она порождает каждый раз смысл, но всегда остается больше этого смысла. Здесь Ш. выходит за пределы классических (от Винкельмана до Морица и Гете) представлений об органич. целостности. Целостность – это "абсолютный синтез абсолютных антитез, постоянно воспроизводящее себя взаимодействие двух борющихся мыслей. Идеал есть идея и факт одновременно", а "идея есть понятие, доведенное до иронии в своей законченности" ("Лит. теория нем. романтизма", Л., [1934], с. 174). Ирония как принцип поведения и как этич. и творч. принцип, наконец, ирония как произвол вторична у Ш. по сравнению с "иронической" природой самих вещей, мира. Только тот субъект (или "дух") способен на иронию, к-рый уже вобрал в себя мир в его открытости и "...содержит в себе множество других сознаний, целую систему человеческих индивидуальностей, внутри которого возросло и созрело мироздание..." (там же). Это – субъект, всецело проникнутый миром. Ирония представляет собой вместе с тем путь адекватного постижения, истинного созерцания сущности. Это – цепь взаимодействий "Я" и "не-Я", таких отрицаний-утверждений, в процессе к-рых происходит приближение к истине в ее бесконечности. Ирония есть путь диалектич. мышления, восходящего от конкретного к абсолютному, бесконечному, к-рое, однако, не постигается раз и навсегда, а постоянно ускользает из рук. Т.о., целое у Ш. – это не "самотождественность процесса", как у Гегеля, а скорее некий процесс в своей нетождественности самому себе. Здесь Ш. предвосхищает истолкование диалектики у Кьеркегора и Ницше как незамкнутого способа мышления и отрицания систематич. построения философии. Истинное познание у Ш. есть интуитивное проникновение идеального содержания или, что то же, вобрание познаваемой вещи в себя; в этом смысле познание есть любовь (здесь Ш. близок к Баадеру). Любовь есть "жизнь жизни", т.е. самая сущность жизни, а "сам универсум есть игра определенного и неопределенного", понимаемая как их эротич. слияние. Ш. убежден в магнетически одухотворенном устремлении вещей к познанию друг друга. Фиксируя отчужденность человека от самого себя, от его непосредственного, жизненного, психологического "Я", Ш. говорит о диалектич. преодолении отчуждения, преодолении, к-рое и по содержанию и по форме сознательно иронично. Человек, по Ш., это "неопределенная определимость", в отличие от животного с его "определенным направлением", т.е. человек должен осуществлять выбор и приходить к самому себе. Поздняя философия Ш. представляет собой развитие и углубление романтич. идей. Согласно Ш., человек находится в диалогич. ситуации (развитие идеи его эротич. философии). "Если все предметы нашего размышления суть только одеяния родственного "противо-я", или же "ты", то ведь размышление как стремление к пониманию есть не что иное, как стремление к соединению с теми облеченными духами, к сообщению себя им. Самое сокровенное ...размышление можно назвать диалогом между нашим "я" и "я" бесконечным" (цит. по кн.: Nusse H., Die Sprachtheorie Fr. Schlegels, Heidelberg, 1962, S. 31). Речь, язык суть отношения самих вещей. Слова суть вещи в их открытости, "откровения подобия". Между словом как означающим знаком и означаемой вещью Ш. в филос. плане не проводит принципиального различия, т.к. именно слово и есть идея вещи, где смысл и форма данности этого смысла нераздельны. В этом плане слово отнюдь не вторично, а первично. Слово есть "дух и царь природы". "Не в вещи можем и должны мы верить, а в сигнатуру вещей, в откровение подобия, в слово" (там же, S. 36), т.е. в смысловую сущность вещей. Язык в лингвистич. плане возможен лишь постольку, поскольку есть язык в самих вещах. И значение может быть только тогда, когда есть уже говорение самих вещей, проецирование же знака в вещи для Ш. вторично. Т.о., в понятии "слова" Ш. связывает сущность вещи и ее словесную "форму" в одно нерасчленимое целое. Соч.: S?mtliche Werke, Bd 1–15, W., 1846; Kritische Friedrich – Schlegel – Ausgabe, hrsg. von E. Behler..., Paderborn–[u. a.], 1958 (изд. продолжается); Prosaische Jugend-schriften (1794–1802), hrsg. von J. Minor, Bd 1–2, W., 1882; Ein Jahrhimdert deutsc?ier Literaturkritik (1750–1850), hrsg. von O. Fambach, [Bd] 4, В., 1958; Athenaeum, Bd 1–3, В., 1798–1800 (перепад. В., 1960). Лит.: Берковский Н. Я., Эстетические позиции нем. романтизма, в сб.: Лит. теория нем. романтизма, Л., [1934]; ?nders С., Fr. Schlegel, die Quellen seines Wesens und Werdens, Lpz., 1913; Wiese B. von, Fr. Schlegel. Ein Beitrag zur Geschichte der romantischen Konversionen, В., 1927; Sсhlagdenhauffen ?., Fr. Schlegel et son groupe. La doctrine de l´Athenaeum 1798–1800, P., 1934; Anstett J.-J., La pens?e religieuse de Fr. Schlegel, P., 1941; Behler E., Der Stand der Fr. Schlegel-Forschung, "jahrbuch der deutschen Schillergesellschaft", 1957, Jg. 1; Weinbruch U., Das universelle Experiment. Eine Untersuchung zum Verst?ndnis der Liebe bei Fr. Schlegel, W.–K?ln, 1964; Klin E., Die fruhromantische Literaturtheorie Fr. Schlegels, Wr., 1964. Ал. В. Михайлов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ШЛЕГЕЛЬ Фридрих (1772-1829)

немецкий философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Ш. вместе с братом А.В.Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал "Атенеум". Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и "томление по бесконечному" предопределили не только содержательное наполнение его работ, но и их форму. Принципиальная незавершенность, фрагментарность его произведений отражают не только индивидуальные особенности стиля, но и печать романтического движения в целом, его попыток найти новые средства выражения, соответствующие романтическим представлениям о принципиальной незавершимости всякого творчества. "Пока не найдена единственно истинная система... систематический метод остается более или менее разделяющим и обособляющим; бессистемное лирическое философствование по крайней мере не настолько разрушает целостность истины". Первый период творчества Ш. отмечен сильным влиянием идей И.И.Винкельмана, предопределившим

увлечение Ш. античностью, греческой поэзией как "золотым веком" единства, господства объективно-прекрасного. Современное общество, по мнению Ш., может спасти "эстетическая революция", очищающее воздействие которой должно вернуть человечество к "объективной красоте" и изначальному единству. Первый шаг к эстетической революции - создание соответствующей эстетической теории, за которое Ш. и берется. В этом контексте он разрабатывает понятия "поэзия", "классическое", "романтическое" и др. Второй период жизнедеятельности Ш. связан с переездом в Йену (1796) и возникновением йенского кружка романтиков, и это время его творческие усилия сконцентрированы на формировании идеала, новой универсальной культуры и соответствующей ей целостной, свободной, универсальной личности, в которой "величие индивидуальности" превышает все ее отдельные дарования и произведения. Модель отношений между такой универсальной личностью и миром выстраивается Ш. через разработку понятий "ирония", "рефлексия", "цинизм", "либеральность", "игра", "остроумие". Центральным в этом списке является понятие иронии. Ирония как форма "указания на бесконечность" является у Ш. и онтологическим, и гносеологическим, и творческим принципом. Ирония - не только творческий прием, но и свидетельство незамкнутости, открытости всякой сущности. "Иронична" природа мира, и потому звания ироника достоин лишь тот человек, "...внутри которого возросло и созрело мироздание". Эта же тема развивается Ш. и в теории романтической поэзии (или иначе - "трансцендентальной поэзии", где осуществляется саморефлексия по поводу самого акта художественного творчества). Роман как самая совершенная, по Ш., поэтическая форма современности, это "соединение двух абсолютов - абсолютной индивидуальности и абсолютной универсальности". Как многие молодые немецкие философы этого времени, Ш. пережил увлечение философией Фихте и разочарование в ней, неудовлетворенность противопоставлением умозрения и жизни и внеисторичностью фихтеанской системы. Развитие собственных философских взглядов Ш. во многом конгениально творчеству Шеллинга. Интенции сближения взглядов Фихте и Спинозы, выстраивание целостной философии индивидуальности и универсума порождают учение Ш. о символе. Символы универсума (индивидуальные формы становящегося мирового целого) постижимы не в понятиях, а в образах, символах или идеях-символах (первопонятиях). В силу этого, именно поэзия, а не философия, в противоположность Шеллингу, реализует целостное видение мира. Весь мир есть поэзия, а человеческое поэтическое творчество воспроизводит ее сущность. Наиболее продуктивно поэтическое творчество, осуществляющееся как "сотворчество", ибо человек - это прежде всего высказывающееся, находящееся в ситуации общения Я. Идеал общения-сотворчества созвучен шлегелевской трактовке любви как "жизни жизни", как того сообщительного импульса, эротического слияния, которое превращает хаос в космос. "Хаос и эрос - лучшее объяснение романтического". Но любовь - не только сущность жизни, но и единственно плодотворный путь познания, поскольку для Ш. "всякое конечное я - это только фрагмент изначального пра-я, так что мир предстает как множество конечных производимых я, соотносящихся, общающихся между собой". Всякая возможность общения между я и пра-я, между я и ты основана на любви. В противовес односторонности рассудочного познания Ш. делает ядром своей гносеологии понятие "чувство" как единство духовных и душевных способностей человека. Зрелый Ш. трактует искомое единство как единство поэзии, философии и религии и обращает свои взоры на Восток, а именно к культуре Древней Индии как, по Ш., прародине такого единства. Интерес к индийской культуре сменился у Ш. волной разочарования, но его занятия положили начало немецкой санскритологии и сравнительному языкознанию. На поздних этапах творчества эстетизм Ш. сменяется идеями создания универсально-христианской философии (аналогом может, вероятно, служить шеллинговская идея философии откровения), проговариваемыми Ш. в "Философии жизни" (1828), "Философии истории" (1829) и "Философии языка и слова" (1830). По Ш., "эстетическое воззрение существенно коренится в духе человека, но в своем исключительном господстве оно становится играющей мечтательностью... Эта мечтательность, это немужественное пантеистическое головокружение, эта игра форм... недостойны великой эпохи и уже неуместны. Познание искусства и чувство природы останутся, пока мы остаемся немцами; но сила и серьезность истины, твердая вера в Бога и в наше призвание должны встать на первое место и вновь вступить в свои старые права..." В целом философия Ш. отвечает едкой формуле русского философа Шпета: "романтизм - падавшее христианство" и может быть рассмотрена как попытка, если не предотвратить, то хотя бы задержать падение великой христианской культуры.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Философии: Энциклопедия

ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих (1772-1829)

немецкий философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Ш. вместе с братом А.В. Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал "Атенеум". Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и "томление по бесконечному" предопределили не только содержательное наполнение его работ, но и их форму. Принципиальная незавершенность, фрагментарность его произведений отражают не только индивидуальные особенности стиля, но и печать романтического движения в целом, его попыток найти новые средства выражения, соответствующие романтическим представлениям о принциальной незавер-шимости всякого творчества. "Пока не найдена единственно истинная система.., систематический метод остается более или менее разделяющим и обособляющим; бессистемное лирическое философствование по крайней мере не настолько разрушает целостность истины". Первый период творчества Ш. отмечен сильным влиянием идей И.И. Винкельмана, предопределившим увлечение Ш. античностью, греческой поэзией как "золотым веком" единства, господства объективно-прекрасного. Современное общество, по мнению Ш., может спасти "эстетическая революция", очищающее воздействие которой должно вернуть человечество к "объективной красоте" и изначальному единству. Первый шаг к эстетической революции - создание соответствующей эстетической теории, за которое он и берется. В этом контексте он разрабатывает понятия "поэзия", "классическое", "романтическое" и др. Второй период жизнедеятельности Ш. связан с переездом в Йену (1796) и возникновением йенского кружка романтиков, и это время его творческие усилия сконцентрированы на формировании идеала, новой универсальной культуры и соответствующей ей целостной, свободной, универсальной личности, в которой "величие индивидуальности" превышает все ее отдельные дарования и произведения. Модель отношений между такой универсальной личностью и миром выстраивается Ш. через разработку понятий "ирония", "рефлексия", "цинизм", "либеральность", "игра", "остроумие". Центральным в этом списке является понятие иронии (см. Ирония, Романтизм). Ирония как форма "указания на бесконечность" является у Ш. и онтологическим, и гносеологическим, и творческим принципом. Ирония - не только творческий прием, но и свидетельство незамкнутости, открытости всякой сущности. "Иронична" природа мира, и потому звания ироника достоин лишь тот человек, "...внутри которого возросло и созрело мироздание". Эта же тема развивается Ш. и в теории романтической поэзии (или иначе - "трансцендентальной поэзии", где осуществляется саморефлексия по поводу самого акта художественного творчества). Роман как самая совершенная, по Ш., поэтическая форма современности, это "соединение двух абсолютов - абсолютной индивидуальности и абсолютной универсальности". Как многие молодые немецкие философы этого времени, Ш. пережил увлечение философией Фихте и разочарование в ней, неудовлетворенность противопоставлением умозрения и жизни и внеисторичностью фихтеанской системы. Развитие собственных философских взгляде Ш. во многое конгениально творчеству Шеллинга. Интенции сближения взглядов Фихте и Спинозы, выстраивание целостной философии индивидуальности и универсума порождают учение Ш. о символе. Символы универсума (индивидуальные формы становящегося мирового целого) постижимы не в понятиях, а в образах, символах или идеях-символах (первопонятиях). В силу этого, именно поэзия, а не философия, в противоположность Шеллингу, реализует целостное видение мира. Весь мир есть поэзия, а человеческое поэтическое творчество воспроизводит ее сущность. Наиболее продуктивно поэтическое творчество, осуществляющееся как "сотворчество", ибо человек - это прежде всего высказывающееся, находящееся в ситуации общения Я. Идеал общения-сотворчества созвучен шлегелевской трактовке любви как "жизни жизни", как того сообщительного импульса, эротического слияния, которое превращает хаос в космос. "Хаос и эрос - лучшее объяснение романтического". Но любовь - не только сущность жизни, но и единственно плодотворный путь познания, поскольку для Ш. "всякое конечное я - это только фрагмент изначального пра-я, так что мир предстает как множество конечных производимых я, соотносящихся, общающихся между собой". Всякая возможность общения между я и пра-я, между я и ты основана на любви. В противовес односторонности рассудочного познания Ш. делает ядром своей гносеологии понятие "чувство" как единство духовных и душевных способностей человека. Зрелый Ш. трактует искомое единство как единство поэзии, философии и религии и обращает свои взоры на Восток, а именно к культуре Древней Индии как, по Ш., прародине такого единства. Интерес к индийской культуре сменился у Ш. волной разочарования, но его занятия положили начало немецкой санскритологии и сравнительному языкознанию. На поздних этапах творчества эстетизм Ш. сменяется идеями создания универсально-христианской философии (аналогом может, вероятно, служить шеллинговская идея философии откровения), проговариваемыми Ш. в "Философии жизни" (1828), "Философии истории" (1829) и "Философии языка и слова" (1830). По Ш., "эстетическое воззрение существенно коренится в духе человека, но в своем исключительном господстве оно становится играющей мечтательностью... Эта мечтательность, это немужественное пантеистическое головокружение, эта игра форм... недостойны великой эпохи и уже неуместны. Познание искусства и чувство природы останутся, пока мы остаемся немцами; но сила и серьезность истины, твердая вера в Бога и в наше призвание должны встать на первое место и вновь вступить в свои старые права...". В целом, философия Ш. отвечает едкой формуле русского философа Шпета: "романтизм - падавшее христианство" и может быть рассмотрена как попытка, если не предотвратить, то хотя бы задержать падение великой христианской культуры.

И.М. Наливайко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

Найдено схем по теме ШЛЕГЕЛЬ Фридрих — 0

Найдено научныех статей по теме ШЛЕГЕЛЬ Фридрих — 0

Найдено книг по теме ШЛЕГЕЛЬ Фридрих — 0

Найдено презентаций по теме ШЛЕГЕЛЬ Фридрих — 0

Найдено рефератов по теме ШЛЕГЕЛЬ Фридрих — 0