«ПОЭТИКА»

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

"ПОЭТИКА"
Po?tica, первый лат. пер. с греч. оригинала издан в 1498) – соч. Аристотеля.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Поэтика
греч. poietike – поэтическое искусство) – раздел теории литературы, изучающий структуру литературного произведения и систему эстетических средств, в них используемых. Общая поэтика исследует художественные средства и законы построения любого произведения, способы воплощения авторского замысла в зависимости от жанра, литературного вида и рода.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ПОЭТИКА
(Poetik; от греч. poietikös — «формирующий, изображающий») — введенное Аристотелем обозначение науки о поэтическом искусстве, о языковом художественном изображении, его природе, формах и законах; наука, которая не является ни теоретической (как геометрия), ни практической (как политика), а представляет собой знание об изображении и создании; см. Философия поэзии.
К. Hamburger. Die Logik der Dichtung, 1957; G. Wolandt. Philos, der Dichtung, 1965; J. Dalfen. Polis und Poiesis, 1974; H. Wiegmann. Gesch. der P, 1977; M. Fuhrmann. Einf. in die antike Dichtungstheorie, 1973; R. S. Zons. Randgänge der P, 1985; C. Esteban. Critique de la raison poétique. Paris, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

«ПОЭТИКА»

О п о э т и ч е с к о м (искусстве)» не полностью сохранившийся (в александрийском каталоге соч. Арис­тотеля под № 83 значатся «две книги», сохранилась одна) трактат Аристотеля. Первонач. текст (впоследст­вии интерполированный многочисл. вставками автора) датируется, по И. Дюрингу, 360-355 до н. э., отсю­да постоянное отталкивание от проблематики Пла­тона [возможно, «П.» - исполнение пожелания Пла­тона, чтобы ктонибудь написал прозаич. апологию осужденной им поэзии].
Тема «П.» - «поэтич. иск-во само по себе» (1447 а b): история и гл. обр. морфология поэтич. жанров, поэтич. норма («правильность») и вытекающие отсюда практич. рекомендации поэту. Сохранившаяся часть посвящена трагедии (в к-рой Аристотель видит вершину поэзии; вершина же трагич. иск-ва - «Царь Эдип» Софокла) и эпосу, но содержит также теоретич. положения о сущ­ности и функции иск-ва.
Вслед за Платоном Аристотель видит родовую сущ­ность всех видов поэтич. иск-ва в «подражании», «отоб­ражении» (мимесис), но если у Платона поэтич. мимесис дублировал «подражание» чувств. вещей идеям (так что художник снимал копии с копий и т. о. оказы­вался «третьим от истины» - «Государство» 599 d), то у Аристотеля реабилитация чувств. мира (к-рый в терминах акта и потенции и есть «действительность», энергия) приводит к переоценке поэзии в глазах фило­софа: поэтич. «техне» (ср. также теорию «техне» в кн. А «Метафизики») «философичнее истории» и обладает ценно­стным приматом над ней, т. к. «поэзия больше говорит об общем, а история - о единичном» (1451 b 5; ср. для конт­раста слова Платона о «старой распре между философией и поэзией» - «Государство» 607 b); поэт говорит не о том, что было, но о том, что могло бы быть в соот­ветствии с «вероятностью» («правдоподобием», ?о ?????) и «необходимостью» (1451 а 36), историк же (греч. «ис­тория» как эмпирич. фиксация голого факта) говорит о том, что, напр., сказал и сделал Алкивиад.
По Платону, поэзия социально бесполезна («Госу­дарство» 600 b) и даже тлетворна, т. к. через наше «со­переживание» она «питает» и усиливает неблагородные влечения и эмоции души (605 d, 606 d). Аристотель от­ветил на это учением о трагич. катарсисе («очищении») как психотерапевтич. функции поэзии и музыки, к-рое, судя по ссылке в «Политике» (1341 b З6 слл.), было раз­вито в утрач. части «П.» и дошло до нас только в опре­делении сущности трагедии (1449 b 24 слл.), породив­шем обширную герменевтич. лит-ру: «трагедия есть подражание (мимесис)... через сострадание и страх при­водящее к очищению (души) от таких эмоций». Основа для филологически наиболее корректного и согласую­щегося как с самим Аристотелем («Политика» 1342 а 14), так и со всей антич. герменевтич. традицией толко­вания была заложена в 19 в. в работах Я. Бернайса и А. Вейля. При всей неясности нек-рых деталей и не­зависимо от общетеоретич. аспектов интерпретации (нравств.-воспитат., эстетикогедонистич. и т. д.), несом­ненно, что: 1) означает «очищение от аффектов», а не «очищение (просветление самих) аффектов» (как думал Лессинг), 2) термин «катарсис» в таком употреблении заимствован Аристотелем из проф. языка врачей (в качестве метафоры для «медицины ду­ха»), отсюда его постоянные ассоциации с «терапией», «облегчением» и т. д. Недостоверна связь с религ. ка­тарсисом - «очищением от скверны», «искуплением вины» (Гаупт, Вяч. Иванов). Еще менее достоверна теория Отте-Илса (принятая И. Дюрингом), согласно к-рой не относится к зрителю, но означает искупление (героем на сцене) вызываю­щих сострадание и страх событий.
Почти неизвестная в древности и в ср. века, «П.» начиная с эпохи Ренессанса (1-е изд. Венеция, 1508) издавалась, комментировалась и изучалась как ника­кой др. трактат Аристотеля. В 17 в. (вместе с «Поэтич. иск-вом» Горация и превратно истолкованная) стала художеств. кредо классицизма и еще в 19 в. оставалась живым оппонентом романтиков.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
223.44 кб

Поэтик

Конецкий А.Ю., Ладейщикова Л.А., Конецкий Ю.В., Ананина Е., Модель И.М., Гагарин А.С.
Читать PDF
656.58 кб

Поэтик

Гагарин А.С., Модель И.М., Казанцев М.Ф.
Читать PDF
208.73 кб

Поэтик

Воробьев А.М., Конецкий Ю.В., Ладейщикова Л.А., Модель И.М., Гагарин А.С., Говорков В.В.
Читать PDF
643.86 кб

Поэтик

Воробьев А.М., Модель И.М., Гагарин А.С., Ладейщикова Л.А., Конецкий Ю.В., Говорков В.В., Рябова А.В.
Читать PDF
1.78 мб

Поэтик

Столович Л., Светлая Св., Ладейщикова Л., Конецкий Ю.
Читать PDF
590.70 кб

Поэтик

Ананина Евдокия
Читать PDF
306.17 кб

Поэтика Рудаки

Бобоев Файзулло Баротович
В статье рассматриваются предпосылки возникновения ранней прозы и поэзии на фарси. Персидской версии «Комментарии» и «Истории» Табари, а также поэзии Рудаки принадлежит особая заслуга в этом вопросе.
Читать PDF
376.51 кб

Поэтика роскоши

Осиновская И. А.
Читать PDF
1.27 мб

Поэтика заглавия

Ю. В. Бабичева
Читать PDF
320.20 кб

Поэтика интерьера

Судосева Ирина Сергеевна
Данная статья посвящена анализу описаний интерьера в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».
Читать PDF
314.64 кб

Разрушение поэтики

Кристева Ю.
Перевод выполнен по изданию: Kristeva J. Une poetique ruinee//Mikhail Baktine. La poetique de Dostoievski. Traduit du russe par Isabelle Kolitcheff. Presentation de Julia Kristeva. P.: Seuil, 1970. Перевод с французского Г.К.
Читать PDF
431.51 кб

ПОЭТИКА ЖУКОВСКОГО

Левит С.Я.
Поэтика творчества Жуковского, ее категориальный аппарат, система понятий, передающих эстетику звучащего слова, музыку смысла, а также основные мотивы, образы, формулы, из которых вырастает его поэтика, в центре внимания статьи.
Читать PDF
337.66 кб

Поэтика вещей: шкаф

Осиновская И. А.
Окружающие нас функциональные вещи (например, мебель) помимо своих прямых функций имеют и другой аспект: поэтико-мифологическое поле смыслов и образов.
Читать PDF
287.34 кб

Поэтика пространства

Башляр Г.
Bachelard G. La poetique de l'espace. P., 1957. Перевод Н.Кисловой
Читать PDF
293.86 кб

ПОЭТИКА ТЕАТРА ДЗЁРУРИ

Гудимова С.А.
В статье рассматривается поэтика японского театра марионеток Дзёрури и творчество Тикамацу главного драматурга этого театра.

Похожие термины:

  • ПОЭТИКА,

    Po?tica, первый лат. пер. с греч. оригинала издан в 1498) – соч. Аристотеля.
  • ПОЭТИКА, О поэтическом искусстве

    не полностью сохранившийся трактат Аристотеля (в Александрийском каталоге сочинений Аристотеля под № 83 значатся «две книги», сохранилась одна). Первоначальный текст (впоследствии интерполирова