Шеллинг Фридрих ВильгельмШеллинг: От философии свободы к философии откровения

ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф фон

Найдено 2 определения термина ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф фон

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф фон

немецкий посткантианский философ (Леонберг, Вуртемберг, 1775 — Рагау, 1854). Изучал философию и теологию в Тюбингене и Лейпциге. В Тюбингенском университете учился вместе с Гегелем и Гельдерлином (1790). Позднее был профессором в Йене (1798), Вюрцбурге (1803), затем в Эрлангене, Мюнхене и Берлине (начиная с 1841), где он читал свои знаменитые «Лекции по философии мифологии и Откровения». Философия Шеллинга представляет собой не связную систему, но ряд гениальных творений и новых прозрений, главное из которых — романтическая интуиция природы как посредника между человеком и божеством. В развитии его мысли можно выделить три этапа: 1) философия тождества (1792-1799), где Шеллинг, сначала простой комментатор Фихте и «глашатай Я», интерпретирует тождество «Я» как абсолютное тождество духа и мира. В целом тождество, которым отличается любое самосознание (Фихте), он сводит к романтическому энтузиазму («О возможности формы философии вообще», 1795; «Письма о догматизме и критицизме», 1796); 2) философия духа (1800-1809), представляющая собой размышление о праве, морали и особенно об искусстве как способе божественного откровения («Система трансцендентального идеализма», 1800; «Бруно, или Естественный и божественный принцип вещей», 1802); 3) философия религии и мифологии (кон. 1809), где философ пытается постичь смысл мифов и обрядов, общие принципы игры воображения, одним словом — объяснить смысл воображаемого («Философия мифологии», 1842). В целом, это три момента натурфилософии. Тем не менее темы, обычно развиваемые в «первой» философии, постоянно присутствуют в его произведениях: причастность человека абсолюту через чувство, спекулятивный характер его философии, не содержащей в себе никакой конкретной программы действия, наконец, его догматический рационализм, побуждающий его объяснять все феномены человеческого познания (например, сознания себя свободным), исходя из предшествующего человеку абсолютного порядка («Философские исследования сущности человеческой свободы», 1809). В этом отношении Шеллинг не имеет ничего общего с Кантом и Фихте. Во Франции последователем его учения стал Равес-сон-Молъен.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

        Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг

нем. Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling, 27 января 1775 — 20 августа 1854) — немецкий философ. Выдающийся представитель идеализма в  философии. Шеллинг рано обнаружил блестящие способности. В 15 лет он поступил в тюбингенский университет с характеристикой «ingenium praecox» (нем. и лат. «скороспелый талант»). В университете интересы Шеллинга делились между философией и теологией. В Мюнхене (1806-1820) становится членом Академии наук и генеральным секретарем академии изящных искусств. В 1820-1826  - профессор Эрлангенского, с 1827 - вновь Мюнхенского и с 1841 - Берлинского университетов.         Основные работы: «О возможности формы философии» (1794), «Философские письма о догматизме и критицизме», «Идеи философии природы», «Система трансцендентального идеализма» ("System des transzendentalen Idealismus"),  «Бруно, или О божественном и естественном начале вещей», «О сущности человеческой свободы»        Фридрих Шеллинг, представитель объективного идеализма (основная категория абсолют) был первым мыслителем, который дал развернутую критику механицизма, который до этого безраздельно господствовал в естествознании.     В противоположность механистической картине природы Шеллинг создает принципиально иную картину. Он развивает динамическое воззрение на природу, согласно которому,  природа проходит ряд качественно отличных ступеней, которые Шеллинг называет потенциями. В общем и целом этим «потенциям» в более привычной для нас терминологии соответствуют основные формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Шеллинг утверждал тождество духа и природы. Здесь исходным было понятие абсолютного разума, в котором субъективное и объективное неразличимы.         Картина природы, построенная таким образом, получает у Шеллинга название натурфилософии. И это была новая для того времени форма знания. По сути натурфилософия представляла собой умозрительное учение о природе, где последние данные опытного естествознания дополнялись чисто умозрительными, или спекулятивными, как было принято выражаться в те времена, понятиями         Основным принципом натурфилософии Шеллинга является единство. С точки зрения этого принципа вся природа представляет как бы один бесконечно разветвляющийся организм. Первая задача натурфилософии состоит в конструировании материи, как пространственно-трехмерного феномена, из внутренних сил природы. Так как материю и все ее свойства Шеллинг сводит всецело на соотношение первичных сил, то это конструирование он называет общей дедукцией динамического процесса. Шеллинг категорически отрицает атомистическую или корпускулярную теорию. В основу динамического процесса он полагает две самые общие и первоначальные силы: притяжение и отталкивание.         Шеллинг большое внимание уделяет идее свободы, которую увязывал с феноменами добра и зла.         

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов

Найдено схем по теме ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф фон — 0

Найдено научныех статей по теме ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф фон — 0

Найдено книг по теме ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф фон — 0

Найдено презентаций по теме ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф фон — 0

Найдено рефератов по теме ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф фон — 0