БУАЛО-ДЕПРЕО, НИКОЛА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БУАЛО-ДЕПРЕО, НИКОЛА

1636— 1711)—фр. поэт-сатирик, теоретик классицизма, правила и нормы к-рого изложил в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» (1674), названном так в подражание Горацию. Этот трактат — пример характерного для XVII в. развития эстетической мысли практиками иск-ва, своеобразное наставление начинающему поэту, художнику. Однако от академических наставлений стихотворный трактат Б. отличает широта взглядов, живость и подлинная взволнованность судьбами иск-ва, что наряду с теоретической значимостью определило долгую историческую судьбу этого соч. Б.— сторонник преобладания в творчестве поэта (и в иск-ве вообще) интеллектуальной сферы над эмоциональной. Признание наличия и противостояния этих сфер психики человека характерно для XVII в. и закреплено в иск-ве антитезой классицизм — барокко. В трактате Б. обосновывается «правдоподобие» — ключевое понятие классицизма, противопоставленное «правде» жизни и отражающее не только обобщающие, но и идеализирующие установки этого худож. метода и стиля. Б. стремился конкретизировать сложившуюся в классицизме теорию жанров, в основе к-рой лежало деление их на «высшие» и «низшие», не оставлявшее места для возникающих новых форм (напр., для романа — предвестника реализма). Утверждавшаяся Б. непревзойденность римских авторов послужила началом т. наз. «спора древних и новых». Оппонент Б. Ш. Перро отстаивал преимущества лит-ры XVII в. В этом бурном споре Б. столкнулся с нарождавшейся просветительской эстетикой (Эстетика Просвещения).

Источник: Эстетика: Словарь

Буало-Депрео, Никола
1 ноября 1636, Париж—13 марта 1711, Париж) — французский поэт, крупнейший теоретик классицизма. Учился на юридическом факультете Парижского университета. В 1677 назначен придворным историографом Людовика XIV. С 1684— член французской Академии наук. Испытал сильное воздействие рационализма Декарта. Основные положения эстетики классицизма изложены Буало в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» (Lart poetique, 1674, рус. пер. 1957). Трактат состоит из четырех частей (или песней). В первой излагаются общие принципы; вторая посвящена лирическим жанрам (идиллия, элегия, ода, сонет, эпиграмма); в третьей анализируются трагедия, эпос и комедия; четвертая затрагивает этические проблемы художественного творчества. Основополагающее правило эстетики Буало—требование следовать разуму. «Смысл» — самое важное в художественном произведении, саму красоту Буало ставил в зависимость от разума: прекрасное — это разумное. Композиция должна быть тщательно продуманной, используемые слова—ясными и точными. Другое важное правило эстетики Буало—требование «подражать природе»; речь идет о человеческой природе, основные проявления которой, выражающиеся в различных характерах, необходимо глубоко изучать. Буало призывал следовать античному искусству, ставя его выше современного. Драматическое произведение, по его мнению, должно отвечать правилу трех единств (действия, места, времени). Подлинный поэт должен выступать в роли наставника мудрости, быть добродетельным, чуждым наживе, зависти, порочным помыслам. Влияние эстетических воззрений Буало испытали сторонники классицизма не только во Франции, но и за ее пределами (напр., И. К. Готшед в Германии, А, Поп в Англии, А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский в России).

Источник: Новая философская энциклопедия

БУАЛО-ДЕПРЕО Никола
(1636—711) —фр. поэт, критик, теоретик лит. классицизма, правила и нормы к-рого изложил в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» (1674), написанном в подражание «Науке поэзии» Горация. Эстетика Б. проникнута рационализмом: прекрасное для него тождественно разумному. Положив в основу поэтики принцип «подражания природе», Б. ограничивает его изображением абстрактно всеобщего, типического, исключающего все индивидуальное, изменчивое. Согл. Б., такой характер «подражания природе» был присущ антич. иск-ву, к-рое рассматривается как абсолютная эстетич. норма (Аристотель, Гораций). Б. выступает за сохранение антич. мифологии как источника нового иск-ва. Им используется материал античности для противопоставления его как эстетике барокко, так и демокр., реалистическому иск-ву, проявлявшемуся в буффонаде (Табарен), комедиях Мольера, баснях Лафонтена. В обеих тенденциях иск-ва Б. усматривает проявление своеволия, нарушение правил и дисциплины. Соц. мировоззрение Б. не выходит за пределы абсолютной монархии с ее строго регламентированным гос. устройством, основанном на иерархии сословий. _____Соответственно и в обл. эстетики Б. переносит свои сословные предрассудки. Согл. его теории героические деяния и благородные страсти присущи только высокородным персонажам и, след-но, явл. достоянием «высоких» жанров, в первую очередь трагедии. Простые люди не имеют доступа в эту сферу, изображение их обыденной жизни принадлежит более «низким» жанрам, в частн. комедии. С этой т.зр. все виды нар. творчества стоят для Б. за пределами подлинного иск-ва. У него отсутствует интерес к разнообразным формам творчества др. народов, кроме фр., но и эта худ. традиция не представляет для него большой ценности по сравнению с идеалом эстетич. развития, извлеченным из опыта древних греков и римлян. Поэтика Б. оказала влияние на эстетич. мысль и лит-ру XVII—VIII вв. мн. европ. стран. В России эстетике Б. следовали А.Д.Кантемир, А.П.Сумароков, В.Н.Тредиаковский, к-рый перевел «Поэтическое искусство» на рус. язык (1752). М.М.Новикова

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

БУАЛО-ДЕПРЕО, НИКОЛА

(1 ноября 1636 – 13 марта 1711) – франц. поэт и теоретик классицизма. Учился на богословском, а затем на юридич. ф-тах Парижского ун-та. Поэтич. наследие Б. весьма разнообразно по своим жанрам (сатиры, послания, эпиграммы, диалоги). Наибольшее значение имеет дидактич. поэма "Поэтическое искусство" ("L´art po?tique", 1674, рус. пер. 1957), излагающая осн. принципы эстетики классицизма. Эстетич. взгляды Б. складывались в борьбе с враждебными абсолютизму лит. течениями (прециозным направлением и бурлеском), когда стиль классицизма стал господствующим в лит-ре и иск-ве Франции. В основу своей поэтики Б. кладет принцип "подражания природе". Следуя за Декартом, Б. признавал единственно достоверным рационалистич. метод познания и понимал "подражание природе" в иск-ве как изображение абстрактно-всеобщего, отвлеченного от всего индивидуального, случайного, исторически изменчивого. Прекрасное для Б. – это разумное, ясное, простое, логическое, лишенное многообразия и противоречий, присущих реальной жизни. Единство, гармония и симметрия – его обязат. условия. Лучшим способом правильного "подражания природе" Б. считал подражание антич. иск-ву, рассматривая его как абс. внеисторич. эстетич. норму. На основе изучения античной лит-ры и поэтики Аристотеля Б. провозгласил незыблемые "правила" поэтич. творчества, к-рым должен подчиняться писатель. Нормативный характер эстетики Б. сказывается и в строгом разграничении жанров, к-рое не допускает смешения трагического и комического, серьезного и шутовского. Разделяя жанры на "высокие" и "низкие", он каждому жанру отводил изображение особой сферы обществ. жизни: материалом для "высоких" жанров (трагедия, эпич. поэма, ода) должна служить жизнь королей и высшей знати, тесно связанная с судьбами гос-ва; материалом для "низких" жанров (комедия, бытовой жанр) – бурж. жизнь с ее будничными материальными интересами. Из др. работ Б. выделяется трактат "Размышления о Лонгине" ("Reflexions sur Longin", 1694, рус. пер. 1807), в к-ром Б. отстаивал превосходство античных писателей над современными. Эстетич. правила Б., в особенности знаменитые три единства в драматич. жанрах (единство места, времени, действия), были канонизированы. Поэтика Б. оказала значит. влияние на теорию и практику классицизма. В 18 в. на нее опирались сторонники классицизма не только во Франции, но и во всех странах Европы (Готшед в Германии, Поп в Англии и др.). Огромным авторитетом Б. пользовался и у сторонников классицизма в России – у Кантемира, Сумарокова и Тредиаковского, к-рому принадлежит первый перевод "Поэтического искусства" на рус. яз. (1752). В период борьбы против канонов классицизма Б. стал гл. мишенью нападок со стороны реалистов и романтиков. Соч.: Oeuvres, ed. Pauly, v. 1–2, P., 1891. Лит.: История француаской литературы, т. 1, М.–Л., 1946; Сигал ?. ?., "Поэтическое искусство" Буало, в кн.: Буало, Поэтическое искусство, М., 1957; Lanson G., Boileau, P., 1892; Deschanel E., Le romantisme des classiques, s?r. 4, P., 1888; Bruneti?re F., L´esth?tique du Boileau, в его кн.: Е?tudes critiques sur l´histoire de la litt?rature fran?aise, s?r. 6, P., 1899; Bellesort ?., Sur les grands chemins de la po?sie classique, P., 1914; Mornet D., Nicolas Boileau, P., [1941]. В. Бахмутский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.