ВАН ФУ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВАН ФУ
2 в. н.э.) – кит. философ-материалист 2-й пол. 2 в.; последователь Сюнь-цзы, Ван Чуна. Придерживаясь той точки зрения, что развитие всех вещей происходит в результате движения материи, В. Ф. считал, что "дао" как естеств. путь вещей неотделимо от материальной субстанции "ци". По В. Ф., законы природы порождаются действием "ци", а не являются проявлением духа. В нек-рых вопросах В. Ф. стоял на дуалистич. позициях. Так, напр., утверждая необходимость сознат. деятельности людей, он признавал также небесную волю, судьбу. В области гносеологии В. Ф. стоял на материалистич. позициях, связывая познание с практикой и признавая практич. дела критерием ценности знания. Продолжая и развивая учение Ван Чуна, В. Ф. от критики религ. идей переходил к критике законов морали, выступая против привилегий феодалов. За свои воззрения В. Ф. подвергался преследованиям феод. властителей, к-рые называли его "еретиком". Лит.: История философии, М., 1957, т. 1, с. 178; Хоу Вайлу [и др.], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 2, Пекин, 1957. Э. Баталов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВАН ФУ

Ван Цзесинь. 76 [ - 85], Линьцзин (совр. уезд Чжэньюань пров. Ганьсу),- 157[ -167]. Философ-конфуцианец (см. Конфуцианство), политич. мыслитель. Будучи сыном наложницы и не имея возможности сделать карьеру, вел частный образ жизни и занимался лит. творчеством, в к-ром выражал позицию анахоретствующего интеллектуала. Отсюда название его гл. соч., написанного в середине или в конце жизни, "Суждения сокровенного человека" ("Цянь фу лунь"); состоит из 36 глав, последняя из к-рых резюмирует предыдущие (древнейшее изд. - 1305). Состоял в дружеских отношениях с выдающимися мыслителями и учеными своего времени Чжан Хзном и Ма Жуном. Следуя материал истин, и рационалистич. взглядам Ван Чуна (1 в.), В.Ф. считал истоком всего сущего "изнач. пневму" (юань ци [1]), к-рая сначала находилась в состоянии "Великой первозданности" (тай чу), представлявшем собой лишенное "форм" (син [2]) хаотич. единство "тьмы семенных эссенций (цзин [3])", а затем благодаря самотрансформации дифференцировалась и образовала мироздание с человеком в центре. "Дао - корень пневмы (ци [1]), пневма - миссия (ши [7]) дао". Дао человека состоит в "деянии" (вэй [1]), посредством к-рого он связывается с силами инь ян и воздействует на Небо (тлнь) и Землю (ди [2]), "регулируя" (ли [I]) и реализуя идущие от них импульсы. Человеку не присущи врожденные знания и способности, он обретает их в учении, делающем его носителем "добродетели" (дэ [ 1 ] ) и "должной справедливости" (и [1]). Именно эти качества, а не законы (фа [1]) и правовые нормы, по В.Ф., прежде всего необходимы для достижения об-вом идеального состояния "Великого равновесия" (Тай пин). Подверг острой критике пороки совр. ему об-ва, ответственность за к-рые возлагал на своекорыстных льстецов, вкравшихся в доверие к государю. Гл. задачей государя должно быть возвышение "достойных" (сянь [2]), под управлением к-рых народ, составляющий основу гос-ва, сможет самостоятельно удовлетворять свои материальные потребности. *В.Ф Цянь фу лунь. Коммент. Ван Цзипэй (1814) // ЧЦЦЧ. Т. 8. Пекин, 1956; Цянь фу лунь. Вступ. ст. и пер. П.М. Устина, Лин Лин // Древне-кит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; **Юй Бо-вэнь. В.Ф. дэ чжэсюэ сысян (Филос. мысль В.Ф.) // Ганьсу шифань дасюз сюэбао. 1964. №1; Цянь фу лунь тунцзянь (Указатель к "Суждениям сокровенного человека"). Тайбэй, 1968; Лю Шусюнь. В.Ф. // Чжунго гудай чжумин чжзсюэцзя пинчжуань. Сюйбянь (Критич. биографии знаменитых философов Китая. Дополнение). Кн. 1. Цзинань, 1982; Shigezawa Toshio. The Significance of Contradictions as Seen in the Ideology of Wang Fu // Acta Asiatica. 1961. №2. P. 30 - 9. А.И. Кобзев

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Концепции понимания священного в феноменологии религии (г. Ван дер Леу, Й. Вах)

Пылаев Максим Александрович
В статье рассматривается понимание священного, представленное в концепциях классиков феноменологии религии: Г. ван дер Леу и Й. Ваха. Автор детально рассматривает предложенную ими методологию изучения религиозных феноменов.
Читать PDF
0.00 байт

Эмпирический подход в практическом богословии (на примере работ Й. Ван дер Вена)

Забаев Иван Владимирович
Термины «эмпирическое богословие» и «практическое богословие» не являются широко известными в нашей стране, и в большой части церковных / богословских учебных (и научных) заведений данные дисциплины не преподаются и не разрабатыва
Читать PDF
0.00 байт

Программа эмпирического конструктивизма Б. Ван Фраассена: философско-методологический анализ

Середкина Елена Владимировна, Соколова Ольга Олеговна, Семенов Никита Викторович, Мащенко Александра Владимировна
Дан анализ программы конструктивного эмпиризма Б. ван Фраассена, которая представляет собой попытку реабилитировать научный антиреализм в современной эпистемологии.
Читать PDF
0.00 байт

2013. 04. 010. Ван дер Хоек У. , джаспарс Я. , туссе Э. Теории знания и незнания. Van der Hoek W. ,

Боброва Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

2012. 01. 006. Ван пелт Дж. Полани: от понимания эпистемологической роли инструментов к критике техн

Ализаде А. А.
Читать PDF
0.00 байт

96. 02. 011. Ван дер Стэн В. К дисциплинарной дезинтеграции в биологии. Van det Steen W. Twoards dis

Али-заде А. А.
Читать PDF
0.00 байт

2010. 02. 021. Ван де пул И. , Зварт С. Д. Рефлективное равновесие в научно-исследовательских сообще

Тимченко В. О.
Читать PDF
0.00 байт

97. 01. 028. Мерве В. Л. Ван дер, Вестерман П. Наследие Витгенштейна и изменения в психологии. Merwe

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
0.00 байт

96. 03. 031. Тебартд-ван элст А. Эстетика метафоры: к вопросу о споре философии и ритории в творчест

Федорова Л. В.
Читать PDF
0.00 байт

2005. 02. 052. Лю чжилу. Предопределена ли история человечества в космологии ван Фучжи? Liu jeeloo.

Корнилов М. Н.
Читать PDF
0.00 байт

2009. 02. 010. Нахёйс Р. , Ван ленте Х. Где политика? Перспективы демократии и технологии. Nahuis R.

Ализаде А. А.
Читать PDF
0.00 байт

2011. 02. 006. Ван дер Лаан Дж. Наука, технология и научная фантастика: заметки издателя. Van der La

Ализаде А. А.
Читать PDF
0.00 байт

95. 01. 009. Ван Фраассен Б. Гидеон Роузен о конструктивном эмпиризме van Fraassen В. Gideon Rosen o

Али-заде А. А.
Читать PDF
0.00 байт

98. 03. 026. Тербарц-ван Эльст А. Эстетика метафоры: к спору между философией и риторикой у Фридриха

Счастливцев Р. А.
Читать PDF
0.00 байт

2000. 01. 010. Гельдер Т. Ван. Деревянное железо?: гуссерлианская феноменология встречается скогнити

Обыденов А. Ю., Панченко А. И., Яковлев В. А.

Похожие термины:

  • ЯНЬ-ВАН (ЯНЬЛО-ВАН)

    В народной мифологии владыка подземного мира; в государственном культе — правитель пятого судилища преисподней (диюй).
  • ВАН ФУ-ЧЖИ

    ученое прозвание – В а н Чуань-шань) (1619–92) – китайский философ-материалист. Наряду с Хуан Цзун-си и Гу Ян-у является крупнейшим ученым эпохи конца правления династии Мин и начала династии Цин. Прин
  • Ван ДЕЙК Тойн А

    голландский лингвист, один из основателей лингвистики текста, занимающийся также исследованиями в области этнических предубеждений и прагматики языка, средств массовой информации. Основные раб
  • ВАН АНЬ-ШИ

    1021–86) – кит. философ-материалист и реформатор. Автор большого количества произведений: "Комментарии к Великому плану" ("Хун фань чжуань"), "Комментарии к „Дао-дэ-цзин“" ("Дао дэ цзин чжу") и др. В. А.-ш.
  • ВАН БАЙ

    Прозв. Хуэйчжи, Чанеяо, Лучжай. 1197, Цзиньхуа, окр. Учжоу (совр. пров. Чжэцзян), - 1274. Ученый, последователь Чжу Си (12 в.). Преподавал в высших учебных заведениях. Следуя тезису Чжу Си о логич. первичности с
  • ВАН БИ

    второе имя – Фу Сы ) (226–249) – кит. философ-идеалист. Традиция приписывает В. Б. основание совместно с Хэ Янем даоской школы "цинтань" и создание "нового учения" ("Синьсюэ"), к-рое явилось основой идеоло
  • БРЕДА Герман Лео ван

    28 февраля 1911, Лир, Бельгия—3 марта 1974, Лувен)—францисканский монах, обучался в Католическом университете Лувена. Близкий друг семьи Гуссерля. Осенью 1938 спас рукописи Гуссерля, перевезя материалы в
  • ВАН БРЕНДА

    род. 28 фев. 1911, Лиер, Бельгия) - голл. философ, проф. ун-та в Антверпене. В своих трудах осн. внимание уделял проблемам натурфилософии, во многом заимствуя идеи Гуссерля об интенциональности, но отверг
  • ВАН ЧУАНЬШАНЬ

    Ван Фучжи, Ван Эрнун, прозе. Цзянчжай. 1619, Хэнъян уезда Хэнчжоу (совр. пров. Хунань), - 1692, Шичуаньшань (пров. Хунань). Философ-конфуцианец, в творчестве к-рого были сильны материалистич. тенденции. Из се
  • ВАН ЧУН

    В народной мифологии бог — покровитель вредных насекомых, земноводных и червей. Обычно изображался в облике старика с вазой в руках; в этой вазе он и держит своих «подданных».
  • ВАН ЧЖУН

    22.1.1745, Цзянду, окр. Янчжоу пров. Цзянсу,- 11.12.1794, Ханчжоу пров. Чжэцзян. Ван Жунфу, Ван Бинчжун. Философ-неоконфуцианец, ученый-просветитель, историк и литератор. Род. в бедной, но образованной семье, в 17
  • Цзао-ван

    в китайской мифологии бог домашнего очага. Цзао-ван следит за всем, что происходит в доме и в конце года отправляется к Юй-ди, которому докладывает обо всех делах, произошедших в этом доме. Считалос
  • ВАН ЦЗИ

    Ван Жучжун, Ван Лунси. 26.5.1498, Шаньинь окр. Шаосин пров. Чжэцзян -25.7.1583. Неоконфуцианец, ближайший ученик и сородич Ван Янмина, один из гл. представителей "левого крыла" янминизма (см. Ван Янмина школа),
  • ВАН ДАО

    кит. «путь совершенного правителя», «путь истинного царя») — понятие традиционной китайской, гл. о. конфуцианской, политической мысли, выражающее идеал государственного управления. Впервые упоми
  • ЛЕЙВ Герард ван дер

    род. 18 марта 1890, Гаага - ум. 18 нояб. 1950, Утрехт) - нидерл. представитель философии религии; с 1918 по 1950 - профессор в Гронингене, в 1945-1946 - министр просвещения. Учил, что все жизненные явления указывают на о
  • ЛЕУВ Герардус ван дер

    1890-1950) - Нидерланд, протест, теолог и религиовед. Разрабатывал феноменологию религии — описание исходных форм, «идеальных типов» религ. опыта («Феноменология религии», 1933), исследовал религии Др. Ег
  • Мис ван дер Роэ Людвиг

    1886-1969) Немецкий архитектор, ведущий представитель «интернационального стиля», сложившегося в результате формообразовательных экспериментов авангарда 1920-х годов. Основным его вкладом в архитект
  • Ван-дер-Ваальса силы

    силы межмолекулярного взаимодействия, возникающие из-за аппроксимации молекул дипольными моментами, и далее соответствующие взаимодействию между ними, такими, что на малых расстояниях они оказы
  • Дицзан-ван

    в поздней китайской мифологии повелитель подземного царства, в обязанность которого входило спасение душ из диюй (подземного судилища). Он должен был посещать ад и во имя сострадания и любви перев
  • ВАН ДЯНЬЦЗИ

    Ван Саньфу, проза. Шаньфу. Логик, историк кит. логич. мысли, педагог. 1900, Эчэн пров. Хубэй,- 1979. В 1919 окончил Пекинский ун-т, в 1920-5 изучал логику и философию в ун-тах Франции. По возвращении преподавал в П