ВАН ДАО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВАН ДАО
кит. «путь совершенного правителя», «путь истинного царя») — понятие традиционной китайской, гл. о. конфуцианской, политической мысли, выражающее идеал государственного управления. Впервые упоминается в «Шу изиде». Входящий в бином ван дао иероглиф «ван» обозначает титул верховного правителя в древнем Китае (до кон. 3 в. до н. э.). Начертание иероглифа—три горизонтальные черты, соединенные вертикальной,—может интерпретироваться и как иероглиф «ту» («земля», «почва»), вверху ограниченный горизонтальной линией, и несет идею соединения Неба и Земли, т. е. высшего божественного и (или) природного начала и его противоположности, а также идею медиации между ними. В традиционной историографии закрепилось толкование ван дао как «правильного пути прежних ванов». Конфуцианская трактовка ван дао противостояла легистской (см. Дегизм), выраженной в «Шин цзюнь шу>, где «путь правителя» подразумевал «путь к господству в Поднебесной» с помощью мер, направленных на укрепление единоличной власти монарха и усиление т. о. государства. В «Мэн-цзы» (4—3 вв. до н. э.) «[совершенному] правителю»(вану) противопоставлен «деспот/гегемон» (ба)— так титуловался самый сильный из правителей древнекитайских царств в 8—5 вв. до н. э. Если ван «использует благую силу (дз) и осуществляет гуманность (жэт)», то ба «использует силу и пренебрегает гуманностью». В «Сюнь-цзы» ван и ба выступают как выразители разных, но одинаково необходимых принципов управления: ван «возвышает ли—благопристойность, почитает таланты», «утверждает долг/справедливость)», тем самым «овладевая людьми»; ба «делает упор на закон, любит народ» и «утверждает благонадежность», т. о. «овладевая [отношениями] между (людьми], увеличивая мощь [своей] земли и [полностью] овладевая [ею]». В легистском трактате «Хань Фзи-цуы» предложен единый «путь правителя—деспота/гегемона» (ван ба чжи дао), отвергающий конфуцианские принципы управления, основанные на культивировании морали: «просветленный государь использует (главным образом] силу», «[следует] не использовать благодать/добродетель, но использовать закон». В средневековой политической мысли понятие «ба дао» («путь деспота») употреблялось гл. о. как антоним ван да(>1 но само понятие ван дао включало интегрированные конфуцианством легистские идеи.
Лит.: Мартынов А. С. Представление о природе и мироустроительных функциях власти китайских императоров в официальной традиции.—»Народы Азии и Африки», 1972, № 5; Лапина 3. Г. Функционирование механизма традиции и проблема идеалов в политической мысли средневековья (на материалах трактата Ли Fqy, 1039).—В кн.: Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982.
А. Г. Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия

ВАН ДАО

Путь [совершенного] правителя", "путь [истинного] царя". Понятие традиц. кит., гл. обр. конф. политич. мысли, выражающее идеал гос. управления. Впервые упоминается в "Шу цзине" (6 - 2 вв. до н.э.), где наделяется такими характеристиками, как "величие и широта", "гладкость и ровность", "правильность и прямизна", лишенность "личных привязанностей и пристрастий", "порочности и односторонности". Первая составляющая этого терминология, сочетания - иероглиф ван [1], обозначавший титул верховного правителя в доимперском Китае (по 3 в. до н.э.). Начертание данного иероглифа - три горизонтальные черты, соединенные вертикальной, несет идею медиатора между высшими природными и божеств, началами - Небом и Землей (см. Тянь), аккумуляции и распространения их мироустроительных сил на пространство между ними - Поднебесную (Тянь ся), понимаемую как социум. Понятие В.д. корреспондирует с "человеч." аспектом миропорядка (см. Дао) применительно к функциям правителя. Осн. корреляты В.д. - термины ван е ("наследие/дело правителя"), да дао ("Великий Путь") и син дао ("продвижение по Пути", "осуществление Учения"). В традиц. конф. историографии ван е выражает идею гл. функции основателя династии, получившего "мандат Неба" (тянь мин, см. Мин [1]) и потому обязанного создавать наследие династии, объемлющее всю Поднебесную, к-рая нуждается в упорядочении посредством благой силы дэ [1] правителя. Термин «да дао» впервые встречается в "Ли цзи" (6 - 2 вв. до н.э.), где осуществление "Великого Пути" объявляется условием воцарения "долга/справедливости" (и [1]), "выбора [на чиновничьи посты] достойных (сянь) и способных (нэн)", "благонадежности" ("доверия", синь [2]) и "дружелюбия" (му). Понятие «син дао» восходит к "Мэн-цзы" (4-3 вв. до н.э.), где подразумевает деятельное осуществление принципов, соответствующих всеобщему миропорядку и применявшихся "совершенномудрыми" (шэн [1]). Поскольку в ранней конф. мысли "совершенная мудрость" относилась гл. обр. на счет правителей древности, в традиц. историографии закрепилось толкование В.д. как "правильного пути прежних ванов" (сянь ван чжи чжэн лу). Конф. трактовке В.д. противостояла легистская (см. Легизм), выраженная в "Шан цзюнь шу" (4 в. до н.э.), где "путь правителя" (В. [чжи] д.) подразумевал "путь к господству в Поднебесной" с помощью комплекса утилитарных мер, нацеленных на укрепление гос-ва и единоличной власти монарха. Идеологич. поляризация конфуцианства и легизма проявилась в оппозиционном В.д. понятии - "путь деспота" (ба дао). Противопоставление "[совершенного] правителя" (вана) "деспоту (гегемону)" (ба) введено в "Мэн-цзы": если ван "использует благую силу дэ [ 1 ] и осуществляет гуманность (жэнь [2])", то "деспот" "использует силу и пренебрегает гуманностью". В "Сюньцзы" (4 - 3 вв. до н.э.) даны более развернутые определения вана и "деспота", к-рые выступают как выразители разных, но одинаково необходимых принципов управления: ван "возвышает ритуальную благопристойность (ли [2]), почитает таланты" и "утверждает долг/справедливость", тем самым "овладевая людьми"; "деспот" "делает упор на закон, любит народ" и "утверждает благонадежность", т.о. "овладевая [отношениями] между [людьми], увеличивая мощь [своей] земли и (полностью] овладевая [ею]". Легист Хань Фэй (3 в. до н.э.) предложил единый "путь правителя - деспота/гегемона" (ван ба чжи дао), отвергающий конф. принципы управления, осн. на культивировании морали: "просветленный (мин [3]) государь использует [гл. обр.] силу", "[следует] не использовать благодать/добродетель [монарха], но использовать закон". В последующей конф. политим. мысли понятие "ба дао" употреблялось гл. обр. в отрицательном смысле, как резко оппозиционное В.д., но конкретное содержание понятия В.д. включало интегрированные конфуцианством в эпоху Хань (3 в. до н.э.- 3 в. н.э.) легистские политич. идеи (см. Дун Чжуншу, Лу Цзя, Цзя И, Ван Аньши, Ли Гоу). "Мартынов А.С. Представление о природе и мироустроительных функциях власти кит. императоров в офиц. традиции // НАА. 1972. №5; Лапина З.Г. Функционирование механизма традиции и проблема идеалов в политич. мысли средневековья (на материалах трактата Ли Гоу, 1039 г.) // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982; Цыхай (Толковый и энциклопедич. словарь "Море слов"). Шанхай, 1948. С. 889, 989.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь