ЧУН-ВАН
В народной мифологии бог — покровитель вредных насекомых, земноводных и червей. Обычно изображался в облике старика с вазой в руках; в этой вазе он и держит своих «подданных».
Источник: Китайская мифология. Энциклопедия.
ВАН ЧУН
род. 27- ум. 97) - кит. философ, представитель скептически-материалистической философии, отрицал бытие Бога-личности и существование души после смерти. Осн. его произв. "Лунь-хэн" ("Критические рассуждения") переведено в Англии Форке (1907-1911, 2 тт.).
Источник: Философский энциклопедический словарь
ВАН ЧУН
(Wang-tschung) — китайский философ (27—97), представитель скептически-материалистической философии, отрицал бытие Бога-личности и существование души после смерти; заложил материалистическую натурфилософскую основу для дальнейшего развития конфуцианства. Осн. соч. «Лунь-хэн» («Взвешивание рассуждений»), англ. изд. 1907—1911, 2 т.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Чун-ван
князь насекомых») – в поздней китайской народной мифологии божество – повелитель вредных насекомых, гадов, земноводных, червей. Изображается иногда в виде пожилого, иногда в виде молодого сановника с вазой в руках, в которой он держит насекомых и гадов. На некоторых изображениях Чун-ван держит в руках жезл исполнения желаний (жуй).
Источник: Словарь китайской мифологии
Ван Чун
(27—104) — кит. философ-материалист. В своем осн. произведении «Критические рассуждения» («Лунь хэн») решительно выступил против мистики и идеализма, против учения о «небе» как высшей целенаправляющей силе, определяющей возникновение и развитие явлений и вещей. Согласно учению В. Ч., все в мире имеет своим источником и первоосновой материальные элементы «ци». Человек — часть природы, он порождается в результате сгущения «ци». Рассеивание «ци» приводит к гибели и уничтожению. Исходным моментом процесса познания объективного мира В. Ч. объявлял чувственные восприятия и ощущения человека. Он отрицал существование «врожденного» знания. В. Ч. выступил против теории о зависимости общественной жизни от стихийных явлений природы. История развивается по циклам, за периодом расцвета наступает упадок, затем процесс повторяется.
Источник: Философский словарь. 1963
ВАН ЧУН
Ван Чжунжэнь, 27-104) — кит. философ-материалист, скептик. Критиковал ндеалистич., в особенности конфуцианские, идеи. Осн. произведение В. Ч. -трактат «Лунь Хэн» («Критические рассуждения»). Изначальной субстанцией мира, по учению В. Ч., является «ци» — первооснова и источник вещей, к-рые вози. в результате сгущения этой субстанции. Таким же образом появляется и человек, к-рый в принципе не отличается от животного и так же смертей. Реальный мир познаваем, а источник этого познания — чувственное восприятие, созерцание, исследование действительности и ее осмысление. В то же время В. Ч. присущи вера в предзнаменования и фатализм. Чезаре (1585 — итал. мыслитель, выступавший с резкой критикой религии, католмч. церкви. Отвергал веру в бессмертие души, релит. мифы, высказывал материалистические взгляды. Обвиненный в атеизме, был сожжен на костре в Тулузе. Основные произведения: «Амфитеатр вечного провидения» (1615), «О чудесных тайнах природы, царицы и богини смертных» (1616).
Источник: Атеистический словарь
ВАН ЧУН
Чжун-жэиь (27 - ок. 98), др.-кит, мыслитель Вост.-ханьского периода (25-220). Автор ряда трактатов, из к-рых до нас дошел только «Лунь хэн» («Критич. рассуждения») - самое большое и главное произведение В. Ч.
Как мыслитель В. Ч. не принадлежал ни к одной из др.-кит. филос. школ, хотя в его учении прослеживаются следы влияний даисизма и идей «Ицзин» о взаимодействии сил инь и ян. В. Ч.- оригинальный мыслитель, материалист, скептик, полемист, критик идеалистич. концепций, в особенности конфуцианских. Небо- это не высшее, божеств. существо, определяющее возникновение и развитие вещей и явлений; оно материально, неодушевленно и лишено органов чувств, не может действовать, а все вещи и явления возникают естественно и спонтанно. Важное место в учении В. Ч. занимает понятие ци ·- изначальной субстанции мира, первоосновы и источника вещей, возникающих в результате сгущения этой субстанции. Так же порождается и человек, к-рый в принципе не отличается от животного, поатому после смерти тело его разлагается, а жизненный дух рассеивается. Источник познания реального мира - чувств. восприятие, созерцание вещей и явлений. В то же время В. Ч. присуща вера в предзнаменования, почитание авторитета мудрецов древности и фатализм в обществ.-политич. взглядах.
Источник: Советский философский словарь
ВАН ЧУН
(27 - ок. 97) - др.-китайский материалист и атеист, автор ряда книг, из к-рых дошло до нас лишь «Критич. рассуждение» («Лунь хэн»). В объяснении мира В. Ч. исходил из признания материальной субстанции «ци», наполняющей собой весь мир и являющейся единств, источником бытия всех вещей. Небо, земля, живая природа и, в частности, человек, по его учению, - сгущения «ци» и в своем существовании подчинены силе необходимости, господствующей в них в качестве всеобщего закона («дао»), в трактовке к-рого он отвергал мистику. Принцип естеств., природного развития всего существующего лежал в основе филос. учения и атеизма В. Ч. Этот принцип он противопоставил прежде всего конфуцианству с его концепцией «сознательной» и «целенанравл.» деятельности бога неба и идеей посмертного воздаяния людям за их поведение в жизни. Материалистически решал В. Ч. и проблемы жизни и смерти. Отмечая, что все рождающееся необходимо должно умирать, В. Ч. понимал смерть как разрушение вещей и их возвращение к первонач. состоянию «ци». Бессмертие он считал пустой фантазией и выступал против культа предков и «духов». «Душу» он рассматривал как род тонкой материи (т. е. «ци»), связанной с дыханием и кровью, и находил, что при смерти ее участь такова же, как и всего телесного. Несмотря на ряд исторически обусловл. пороков его мировоззрения (вульг.-материал истич. тенденции, склонность к фатализму в этич. учении и пр.), В. Ч. занимает одно из почетных мест в истории атеизма.
Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.
ВАН ЧУН (27-около 98)
древнекитайский мыслитель, автор ряда философских трактатов. Сохранилась только книга "Взвешивание рассуждений" ("Луньхэн"), переведенная в Англии в 1907-1911. Б.Ч. скептически относился к учению конфуцианцев. Материалистически переосмысливая многие мировоззренческие понятия, Б.Ч. утверждал, что небо и земля телесны и поэтому могут находиться в движении. Основа неба - "ци", необъятное, голубое, не имеющее ни начала, ни конца ("первоэфир", "изначальная субстанция"). Небо не имеет ни воли, ни желаний, ни разума. Оно подчинено закону естественности и недеяния. Все вещи естественно и спонтанно возникают из "ци". Различная степень сгущения изначального "ци" в каждой вещи - причина различия вещей и их свойств. Человек, по Б.Ч., также зарождается из изначальных частиц "ци". В отличие от всех других существ он обладает разумом и способностью познания. Б.Ч. считал, что источник истолкования неба как способного действовать, переживать радость или печаль, наказывать и поощрять человека за поступки - сам человек. Пытаясь познать небо, люди также исходят из человека. Главный источник знаний Б.Ч. видел в чувственном опыте. Отвергал мысль о врожденных знаниях мудрецов, однако полагал, что и ощущения не могут дать полного знания. Суть вещей постигается лишь с помощью строгого мышления, т.е. разума. Б.Ч. учил почитать авторитет мудрецов древности, хранить традиции прошлого. В социально-этической области его взглядам присущ традиционализм и определенный фатализм, вера в судьбу. Особую популярность воззрения Б.Ч. приобретают лишь в 20 в.
Е.В. Петушкова
Источник: Новейший философский словарь
ВАН ЧУН (Ван Чжунжэнь)
27, уезд Шанъюй области Куайцзи (Гуйцзи; современная провинция Чжэцзян) — около 97—107]—китайский философ-энциклопедист, с материалистической и рационально-критической позиций осмысливший основные достижения предшествующей философской мысли разных направлений. Родился в незнатной и бедной семье, учился в столичной Высшей школе (Тайсюэ) в Лояне и у Бань Бяо. Был мелким чиновником, несколько раз уходил в отставку. Умер в нищете. Единственное сохранившееся сочинение Ван Чуна— «Лунь хэн» («Взвешивание рассуждений») — построено на сопоставлении («взвешивании») конкурирующих философских взглядов.
Основное значение Ван Чуна в истории китайской философии состоит не столько в создании оригинального учения, сколько в выработке стиля философствования, отличающегося духом независимой критики и полемического антиавторитаризма, а также постоянной апелляцией к эмпирическим данным обыденной жизни и естественных наук (особенно астрономии и медицины). В традиционных классификациях Ван Чуна, несмотря на его близость к конфуцианству, обычно относят к «эклектикам» (аза цзя). В его натурфилософии прослеживается влияние даосизма (трактовка миропорядка—«небесного дао» в категориях спонтанной «естественности»— цзы жань и «недеяния»—.у вэй) и иные цзя (универсальный дуализм сил инь ян в духе воззрений, представленных в «Чжоу и»), Этико-социальные взгляды Ван Чуна сложились под воздействием доктрин конфуцианства (идеология строго иерархизированного общества и государства, регулирующего «индивидуальную природу» — син и чувства людей с помощью этико-ритуальной «благопристойности»—ди и «музыки»—юэ) и легизма (признание законов—
Источник: Новая философская энциклопедия
ВАН ЧУН
27–104) – кит. философ-материалист и атеист. Автор ряда филос. трактатов, из к-рых сохранилась лишь книга "Критические рассуждения" ("Лунь хэн"). Материалистич. учение В. Ч. сложилось и развивалось в тесной связи с достижениями науки, гл. обр. астрономии и медицины. Все сущее, по В. Ч., образовано из материальной субстанции – "первичного эфира" ("юань ци"), а различия между всеми вещами происходят от различий в степени его сгущения. Из этого "первичного эфира" состоит и человек. "Эфир порождает человека подобно тому, как вода, замерзая, застывает в лед; когда лед тает, то он становится водой, когда человек умирает, то он снова обращается в эфир" ("Лунь хэн", раздел "Сы вэй пянь"). Душа построена из особого вещества – "тонкого эфира" ("цзин ци"), к-рый неотделим от тела человека. "Душа зиждется на крови и дыхании, а кровь и дыхание в свою очередь зависят от тела" (там же, раздел "Лунь сы пянь"). Так же, как не существует огня, к-рый горел бы сам по себе, отдельно от веществ, так нет и такого эфира, к-рый без тела и отдельно от него, сам по себе, выполнял бы функции сознания. В. Ч. отстаивал материалистич. теорию познания, полагая, что ощущения есть единств. источник познания (там же, раздел "Ши чжи пянь"), выступал против рассуждений о "врожденных знаниях мудрых людей". Однако считал, что ощущения не дают полного знания, указывал на необходимость опираться на мышление в целях более глубокого проникновения в сущность вещей. Критерием истинности того или иного суждения или учения В. Ч. считал его соответствие фактам. В.Ч. вел борьбу против теологии, развивал положения древних даосистов о том, что путь ("дао") неба не имеет цели и характеризуется спонтанностью, доказывая естественное, стихийное порождение всего сущего небом и землей (там же, раздел "И сюй пянь"). Он отвергал существование небесного владыки, отрицал вмешательство "неба" в земные дела, разоблачал вздорность веры в существование духов (там же, раздел "Лунь сы пянь"). В социально-этич. вопросах В. Ч. придерживался, однако, фатализма. Опровергая теорию воздаяний бога и духов наградой за добро и карой за зло, В. Ч. вместе с тем полагал, что положение богатых и бедных, знатных и худородных в конечном счете зависит от того, что в момент зачатия каждый получил неодинаковой густоты эфир. Фатализм характеризует также и историч. взгляды В. Ч., согласно к-рым все социальные потрясения вызваны якобы неотвратимыми стихийными бедствиями. Лит.: Петров ?. ?., Ван Чун – древнекитайский материалист и просветитель, М., 1954; Александров Г. Ф., История социологических учений. Древний Восток, М., 1959; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 2, Пекин, 1957, с. 248–312; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1953, p. 150–67. Жэнь Цзи-юй, Чжу Бо-кунь. Китай.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.