ВАН БИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВАН БИ
второе имя – Фу Сы ) (226–249) – кит. философ-идеалист. Традиция приписывает В. Б. основание совместно с Хэ Янем даоской школы "цинтань" и создание "нового учения" ("Синьсюэ"), к-рое явилось основой идеологии господств. класса феодалов. В. Б. – автор филос. трактата "Основные принципы „Книги перемен“" ("Чжоу и люэ ли") и комментариев к двум классич. произведениям кит. философии "Лао-цзы" и "И-цзину". В "Комментариях к „Лао-цзы“" развивал даосизм в идеалистич. аспекте, писал, что нельзя дать позитивного определения "дао", что его можно лишь выразить понятием "небытие". Исходя из того, что покой есть основа движения, неизменность есть основа изменения, небытие есть основа бытия, он считал, что движение относительно, а покой – абсолютен, что "небытие" категория первичная, а "бытие" – производная. Рассматривая проблему единого и многого, В. Б. делал вывод, что единое или главное лежит в основе мира и управляет им во всех его многообразных проявлениях, причем это единое есть не что иное, как "дао", понимаемое идеалистически. В. Б. был агностиком, считал, что сущность вещей нельзя познать и выразить словами. Философия В. Б., содержащая ряд натур-фило с. элементов, носит объективно-идеалистич. характер. Лит.: Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 1, Пекин, 1957; Петров A. A., Ван Би, М.–Л., 1936. Э. Баталов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВАН БИ (Ван Фусы)

226, Шаньян (Цзяоцзоши современной провинции Хэнань) — 249] — китайский философ, один из родоначальников стань сюэ— синтезирующего конфуцианство и даосизм «учения о сокровенном», т. е. сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогической традиции умозрительных спекуляций—«чистых бесед» (цин тань). Был крупным сановником в царстве Вэй (династия Ранняя Вэй, 220—264). Излагал оригинальные идеи в комментариях к конфуцианской и даосской классике, из которых сохранились: «Чжоу и люэ ли» («Основные принципы «Чжоуских перемен»), «Чжоу и чжу» («Комментарий к «Чжоуским переменам»), «Лао-цзы чжу» (наиболее авторитетные и, возможно, древнейшие комментарии к «Дао дэ цзину») и др. Стремясь обосновать конфуцианские взгляды на общество и человека с помощью даосской метафизики, а не натурфилософии своих предшественников—конфуцианцев эпохи Хань (3 в. до н. э.—З в. н. э.), Ван Би выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значительное влияние на понятийный аппарат и концепции китайского буддизма и неоконфуцианства. Он первым ввел фундаментальную оппозицию ти-юн в значении «телесная сущность (субстанция)—деятельное проявление (функция, акциденция)». Исходя из определений дао и тезиса «наличие/бытие (ю) рождается из отсутствия/небытия (у)» («Дао дэ цзин», 40), Ван Би отождествил дао с «отсутствием/небытием», трактуемым как «единая», «центральная», «предельная» и «главенствующая» «первосущность» (бэнь та), в которой совпадают друг с другом «телесная сущность» и ее «проявление». Главенство универсального дао Ван Би понимал как законосообразное, а не фаталистическое, истолковывая и дао, и «предопределение / судьбу» (лш») с помощью категории «принцип» (ли). «Принципы» он считал конститутивными компонентами «вещей» и противопоставлял «делам/событиям». Многообразие непредсказуемых явлений, по Ван Би, обусловлено противоположностью (фань, см. Гуа) между их «телесной сущностью» и чувственными свойствами, природной основой и устремлениями и реализуется прежде всего во времени.
Ван Би интерпретировал учение «Чжоу и» как теорию временных процессов и изменений, определив, что главные элементы трактата (символические категории гуа) суть «времена». Однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности несводимы к конкретным образам и не могут служить основой для однозначных предсказаний — «вычислений жребия». Это философское истолкование учения «Чжоу и» было направлено против его мантической интерпретации в предшествующей нумерологической (сян шу чжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И. В неоконфуцианстве была развита также предложенная Ван Би трактовка категории ли, а в учении буддийской Хуаянь »колы—положение о дихотомии ли — ши.
Соч.: Ван Би цзи цзяо ши (Собр. соч. с примечаниями и разъяснениями), сост. Лоу Юйле. Пекин, 1980; Commentary on the La Tzu. Honolulu, 1979; A Translation of Lao Tzus «Tao Te Ching» and Wang Pis Commentary, transi, by Lin P. J. Ann Aroor, 1977. Лит.: Петров А. А. Ван Би. (226—249). Из истории китайской философии. М.—Л., 1936; Tang Vmg-tmg. Wang Pis New Interpretation of the I-ching and Lun-yu.—«Harvard Journal of Asiatic Studies», 1947, v. 10.
А. И. Кобзев

Источник: Новая философская энциклопедия

ВАН БИ
Ван Фусы. 226, Шаньян (Цзяоцзоши совр. пров. Хэнань), - 249. Философ, один из родоначальников сюанъ сюэ - синтезирующего конфуцианство и даосизм "учения о сокровенном", т.е. о сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогич. традиции умозрительных спекуляций - "чистых бесед" (цин тань). Был крупным сановником (шаншулан) в царстве Вэй (дин. Ранняя Вэй, 220 - 64). Излагал ориг. идеи в коммент, к конф. и даос, классике, из к-рых сохранились: "Чжоу и люэ ли" ("Осн. положения "Чжоу и", или "Осн. принципы "Книги перемен"- рус. пер. А.А. Петрова, см. лит-ру); "Чжоу и чжу" ("Коммент. к "Чжоуским переменам"); "Лао-цзы чжу" ("Коммент. к "Лао-цзы")- наиболее авторитетные коммент. к "Дао дэ цзину", возможно, древнейшие; атрибутированные в сер. 20 в., входящие в "Дао цзан" (№1245 и гл. в № 1032, по Конкордансу К. Скиппера) "Лао-цзы вэй чжи ли люэ" ("Сжатые положения о глубинном смысле "Лао-цзы") и "Лао-цзы чжи гуй люэ ли" ("Сжатые положения об осн. смысле "Лао-цзы"); фрагменты "Лунь юй ши и" ("Разъяснения сомнительных мест в "Суждениях и беседах"). Стремясь обосновать конф. взгляды на об-во и человека с помощью даос, метафизики, а не натурфилософии своих предшественников - конфуцианцев эпохи Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), В.Б. выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значит, влияние на понятийный аппарат и концепции кит. буддизма и неоконфуцианства. Он первым ввел фундаментальную оппозицию ти - юн в значении: "телесная сущность (субстанция)- деятельное проявление (функция, акциденция)". Исходя из определений дао и тезиса "наличие/бытие (ю) рождается из отсутствия/небытия (у [1])" в "Дао дэ цзине" (§40), В.Б. отождествил дао с "отсутствием/небытием" (у (!]), трактуемым как "единая" (и, гуа), "центральная" (чжун [2]), "предельная" (цзи [2]) и "главенствующая" (чжу, цзун) "первосущность" (бэнь ти), в к-рой совпадают друг с другом "телесная сущность" и ее "проявление" (см. Ю - у). Главенство универсального дао В.Б. понимал как законосообразное, а не фаталистич., истолковывая и дао, и "предопределение/судьбу" (мин [1]) с помощью категории "принцип" (ли [1]). "Принципы" он считал конститутивными компонентами "вещей" (у [3]) и противопоставлял "делам/событиям" (ши [3]). Многообразие непредсказуемых явлений, по В.Б., обусловлено также противоположностью (фань, см. Гуа) между их "телесной сущностью" и чувств, свойствами (цин [2], см. Син [1]), природной основой (чжи [4], см. Вэнь) и устремлениями, реализуясь прежде всего во времени. В.Б. интерпретировал учение "Чжоу и" как теорию временных процессов и изменений, определив, что гл. элементы трактата - символич. категории гуа суть "времена" (ши [1]). Однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности не сводимы к конкр. образам и не могут служить основой для однозначных предсказаний - "вычислений жребия" (суань шу). Это филос. истолкование учения "Чжоу и" было направлено против его мантической интерпретации в предшествующей нумерологич. (сян шу чжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И (11 в.). В неоконфуцианстве была развита также предложенная В.Б. трактовка категории ли (1], а положение о дихотомии ли [1] и ши [3]-в учении буд. Хуаянь школы (см. Ли - ши). *В.Б. цзи цзяо ши (Собр. соч. В.Б. с примеч. и разъяснениями). Сост. Лоу Юйле. Пекин, 1980; Wang Pi. Commentary on the Lao Tzu. Honolulu, 1979; Lin P.J. A Translation of Lao Tzus "Tao Те Ching" and Wang Pis Commentary. Ann Arbor, 1977; **Петров А.А. В.Б. (226 - 249). Из истории кит. философии // Труды Ин-та востоковедения. Т. 13. М.-Л., 1936; Tang Yung-fung. Wang Pis New Interpretation of the I-ching and Lun-yu // Harvard Journal of Asiatic Studies. 1947. Vol. 10; Wright A. [Rev. of] A.A. Петров. В.Б. // Ibid.; Chart Wing-Tsit [Rev. of]. Lin P.J. Op. cit. // PEW. 1979. Vol. 29. №3. А.И. Кобзев

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Концепции понимания священного в феноменологии религии (г. Ван дер Леу, Й. Вах)

Пылаев Максим Александрович
В статье рассматривается понимание священного, представленное в концепциях классиков феноменологии религии: Г. ван дер Леу и Й. Ваха. Автор детально рассматривает предложенную ими методологию изучения религиозных феноменов.
Читать PDF
0.00 байт

Эмпирический подход в практическом богословии (на примере работ Й. Ван дер Вена)

Забаев Иван Владимирович
Термины «эмпирическое богословие» и «практическое богословие» не являются широко известными в нашей стране, и в большой части церковных / богословских учебных (и научных) заведений данные дисциплины не преподаются и не разрабатыва
Читать PDF
0.00 байт

Программа эмпирического конструктивизма Б. Ван Фраассена: философско-методологический анализ

Середкина Елена Владимировна, Соколова Ольга Олеговна, Семенов Никита Викторович, Мащенко Александра Владимировна
Дан анализ программы конструктивного эмпиризма Б. ван Фраассена, которая представляет собой попытку реабилитировать научный антиреализм в современной эпистемологии.
Читать PDF
0.00 байт

2013. 04. 010. Ван дер Хоек У. , джаспарс Я. , туссе Э. Теории знания и незнания. Van der Hoek W. ,

Боброва Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

2012. 01. 006. Ван пелт Дж. Полани: от понимания эпистемологической роли инструментов к критике техн

Ализаде А. А.
Читать PDF
0.00 байт

96. 02. 011. Ван дер Стэн В. К дисциплинарной дезинтеграции в биологии. Van det Steen W. Twoards dis

Али-заде А. А.
Читать PDF
0.00 байт

2010. 02. 021. Ван де пул И. , Зварт С. Д. Рефлективное равновесие в научно-исследовательских сообще

Тимченко В. О.
Читать PDF
0.00 байт

97. 01. 028. Мерве В. Л. Ван дер, Вестерман П. Наследие Витгенштейна и изменения в психологии. Merwe

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
0.00 байт

96. 03. 031. Тебартд-ван элст А. Эстетика метафоры: к вопросу о споре философии и ритории в творчест

Федорова Л. В.
Читать PDF
0.00 байт

2005. 02. 052. Лю чжилу. Предопределена ли история человечества в космологии ван Фучжи? Liu jeeloo.

Корнилов М. Н.
Читать PDF
0.00 байт

2009. 02. 010. Нахёйс Р. , Ван ленте Х. Где политика? Перспективы демократии и технологии. Nahuis R.

Ализаде А. А.
Читать PDF
0.00 байт

2011. 02. 006. Ван дер Лаан Дж. Наука, технология и научная фантастика: заметки издателя. Van der La

Ализаде А. А.
Читать PDF
0.00 байт

95. 01. 009. Ван Фраассен Б. Гидеон Роузен о конструктивном эмпиризме van Fraassen В. Gideon Rosen o

Али-заде А. А.
Читать PDF
0.00 байт

98. 03. 026. Тербарц-ван Эльст А. Эстетика метафоры: к спору между философией и риторикой у Фридриха

Счастливцев Р. А.
Читать PDF
0.00 байт

2000. 01. 010. Гельдер Т. Ван. Деревянное железо?: гуссерлианская феноменология встречается скогнити

Обыденов А. Ю., Панченко А. И., Яковлев В. А.

Похожие термины:

  • ЯНЬ-ВАН (ЯНЬЛО-ВАН)

    В народной мифологии владыка подземного мира; в государственном культе — правитель пятого судилища преисподней (диюй).
  • Ван ДЕЙК Тойн А

    голландский лингвист, один из основателей лингвистики текста, занимающийся также исследованиями в области этнических предубеждений и прагматики языка, средств массовой информации. Основные раб
  • ВАН АНЬ-ШИ

    1021–86) – кит. философ-материалист и реформатор. Автор большого количества произведений: "Комментарии к Великому плану" ("Хун фань чжуань"), "Комментарии к „Дао-дэ-цзин“" ("Дао дэ цзин чжу") и др. В. А.-ш.
  • ВАН БАЙ

    Прозв. Хуэйчжи, Чанеяо, Лучжай. 1197, Цзиньхуа, окр. Учжоу (совр. пров. Чжэцзян), - 1274. Ученый, последователь Чжу Си (12 в.). Преподавал в высших учебных заведениях. Следуя тезису Чжу Си о логич. первичности с
  • БРЕДА Герман Лео ван

    28 февраля 1911, Лир, Бельгия—3 марта 1974, Лувен)—францисканский монах, обучался в Католическом университете Лувена. Близкий друг семьи Гуссерля. Осенью 1938 спас рукописи Гуссерля, перевезя материалы в
  • ВАН БРЕНДА

    род. 28 фев. 1911, Лиер, Бельгия) - голл. философ, проф. ун-та в Антверпене. В своих трудах осн. внимание уделял проблемам натурфилософии, во многом заимствуя идеи Гуссерля об интенциональности, но отверг
  • ВАН ЧУАНЬШАНЬ

    Ван Фучжи, Ван Эрнун, прозе. Цзянчжай. 1619, Хэнъян уезда Хэнчжоу (совр. пров. Хунань), - 1692, Шичуаньшань (пров. Хунань). Философ-конфуцианец, в творчестве к-рого были сильны материалистич. тенденции. Из се
  • ВАН ЧУН

    В народной мифологии бог — покровитель вредных насекомых, земноводных и червей. Обычно изображался в облике старика с вазой в руках; в этой вазе он и держит своих «подданных».
  • ВАН ФУ-ЧЖИ

    ученое прозвание – В а н Чуань-шань) (1619–92) – китайский философ-материалист. Наряду с Хуан Цзун-си и Гу Ян-у является крупнейшим ученым эпохи конца правления династии Мин и начала династии Цин. Прин
  • ВАН ЧЖУН

    22.1.1745, Цзянду, окр. Янчжоу пров. Цзянсу,- 11.12.1794, Ханчжоу пров. Чжэцзян. Ван Жунфу, Ван Бинчжун. Философ-неоконфуцианец, ученый-просветитель, историк и литератор. Род. в бедной, но образованной семье, в 17
  • Цзао-ван

    в китайской мифологии бог домашнего очага. Цзао-ван следит за всем, что происходит в доме и в конце года отправляется к Юй-ди, которому докладывает обо всех делах, произошедших в этом доме. Считалос
  • ВАН ЦЗИ

    Ван Жучжун, Ван Лунси. 26.5.1498, Шаньинь окр. Шаосин пров. Чжэцзян -25.7.1583. Неоконфуцианец, ближайший ученик и сородич Ван Янмина, один из гл. представителей "левого крыла" янминизма (см. Ван Янмина школа),
  • ВАН ДАО

    кит. «путь совершенного правителя», «путь истинного царя») — понятие традиционной китайской, гл. о. конфуцианской, политической мысли, выражающее идеал государственного управления. Впервые упоми
  • ЛЕЙВ Герард ван дер

    род. 18 марта 1890, Гаага - ум. 18 нояб. 1950, Утрехт) - нидерл. представитель философии религии; с 1918 по 1950 - профессор в Гронингене, в 1945-1946 - министр просвещения. Учил, что все жизненные явления указывают на о
  • ЛЕУВ Герардус ван дер

    1890-1950) - Нидерланд, протест, теолог и религиовед. Разрабатывал феноменологию религии — описание исходных форм, «идеальных типов» религ. опыта («Феноменология религии», 1933), исследовал религии Др. Ег
  • Мис ван дер Роэ Людвиг

    1886-1969) Немецкий архитектор, ведущий представитель «интернационального стиля», сложившегося в результате формообразовательных экспериментов авангарда 1920-х годов. Основным его вкладом в архитект
  • Ван-дер-Ваальса силы

    силы межмолекулярного взаимодействия, возникающие из-за аппроксимации молекул дипольными моментами, и далее соответствующие взаимодействию между ними, такими, что на малых расстояниях они оказы
  • Дицзан-ван

    в поздней китайской мифологии повелитель подземного царства, в обязанность которого входило спасение душ из диюй (подземного судилища). Он должен был посещать ад и во имя сострадания и любви перев
  • ВАН ДЯНЬЦЗИ

    Ван Саньфу, проза. Шаньфу. Логик, историк кит. логич. мысли, педагог. 1900, Эчэн пров. Хубэй,- 1979. В 1919 окончил Пекинский ун-т, в 1920-5 изучал логику и философию в ун-тах Франции. По возвращении преподавал в П
  • Дун-ван-гун

    в древнекитайской мифологии владыка Востока, муж Си-ван-му, владычицы Запада. Согласно наиболее ранним упоминаниям о Дун-ван-гуне, его представляли с птичьим лицом, телом человека и хвостом тигра.