ВАН ФУ-ЧЖИ
ВАН ФУ-ЧЖИ
ученое прозвание – В а н Чуань-шань) (1619–92) – китайский философ-материалист. Наряду с Хуан Цзун-си и Гу Ян-у является крупнейшим ученым эпохи конца правления династии Мин и начала династии Цин. Принимал активное участие в вооруж. борьбе против маньчжурских завоевателей. Труды В. Ф.-ч. многочисленны. 2-е издание его работ, вышедшее в 1930 (первое – ксилографическое – в 1842), включает ок. 70 соч., проникнутых духом протеста против системы феод. эксплуатации, засилья крупных землевладельцев ("Сао шоу вэнь" – "Вопросы, при которых почесываю затылок"; "Ду Тун-цзянь лунь" – "Рассуждения за чтением Тун-цзян", гл. 2). В. Ф.-ч. признавал материальность мира, утверждая, что материя (ци) есть единств. его субстанция, основа закона (ли) ("Ду Сы-шу дацюань шо" – "Заметки, сделанные при чтении Сы-шу", гл. 10). Существуют только конкретные вещи (ци); закон (дао) есть лишь принцип предметов, вне предметов нет принципов ("Чжоу-И вай чжуань" – "И-цзин с дополнительными комментариями", гл. 5). С этих позиций В. Ф.-ч. критиковал точку зрения объективного идеализма Чэн И и Чжу Си, утверждавших примат принципа над материей. В "Комментариях к "Наставлениям для начинающих" Чжан Цзая" ("Чжан-цзы Чжэн-мэн чжу", гл. 1, разд. "Тэйхэпянь") В. Ф.-ч. доказывал положение о вечности материи, не соглашаясь с идеалистич. учением буддизма о призрачности мира. Вещи, по В. Ф.-ч., не возникают и не уничтожаются, а лишь "уходят и приходят", "сгибаются и выпрямляются", "собираются и рассеиваются", "темнеют и светлеют". Рассматривая вопрос об отношении между субъектом (нэн) и объектом познания (со), В. Ф.-ч. подвергал критике буддийскую философию, к-рая иллюзию принимает за действительность, субъект отождествляет с объектом. Согласно В. Ф.-ч., объект познания рождает субъект, а последний непременно полагается на свой объект ("Сущность Шу-цзина" – "Шан-шу инь и", гл. 5). Различаются два рода познания: "ушами и глазами" (чувств. познание) и "мыслью души" (рацион. познание); "мысль души" нельзя оторвать от чувств. познания ("Сущность Шу-цзина", гл. 6). Материализм В. Ф.-ч. связан с идеей изменения и развития. Критикуя метафизич. идею "самоуспокоения" неоконфуцианцев, В. Ф.-ч. утверждал, что мир существует лишь в движении, к-рое абсолютно, покой же относителен. Он признавал прогрессивное развитие природы и общества ("Думы и вопросы" – "Сы вэнь лу", раздел "Вай пянь"). На основе критики идеалистич. учений о природе человека В. Ф.-ч. создал "теорию ежедневного нового рождения человеч. црироды". Человеч. природа не является раз навсегда данной, а каждый день рождается заново ("И-цзин с дополнительными комментариями", гл. 5). В понятие человеч. природы В. Ф.-ч. включал "естественный закон" ("принцип, данный от природы") и "человеческие чувства" ("человеческие вожделения"), выступая против выдвинутой неоконфуцианцами идеи "умерщвления человеческих чувств" ("Заметки, сделанные при чтении Сы-шу", гл. 8). Природа с ее законами уже содержится в человеке с его чувствами, и поэтому, когда люди требуют улучшения жизни, это желание соответствует естеств. закону. С этих позиций В. Ф.-ч. выступил с требованием равномерного распределения добра и зла в обществе. Эти взгляды имели большое прогрессивное значение в условиях Китая 17 в. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 183; Хоу Вай-лу, Чжунго цзаоци цимен сысян ши (История раннего просветительства в Китае), Пекин, 1956. Жэнь Цзи-юй, Тан И-цзе. Китай.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.