ВАН ЧУАНЬШАНЬ
ВАН ЧУАНЬШАНЬ
Ван Фучжи, Ван Эрнун, прозе. Цзянчжай. 1619, Хэнъян уезда Хэнчжоу (совр. пров. Хунань), - 1692, Шичуаньшань (пров. Хунань). Философ-конфуцианец, в творчестве к-рого были сильны материалистич. тенденции. Из семьи мелкого помещика, в 14 лет получил низшую ученую степень сюцай. В пер. завоевания Китая маньчжурами принимал участие в вооруженной борьбе с захватчиками в родном уезде, затем на Юго-Западе в рядах сторонников дин. Мин. После ее падения изменил фамилию и с 50-х гг. скрывался от преследования маньчж. властей в глухих районах пров. Хунань, занимаясь науч. деятельностью. Из более чем 100 работ В.Ч. сохранилось 70. Гл. соч.- "Чжан-цзы чжэн мэн чжу" ("Ком-мент, к соч. Чжан Цзая "Наставление непросвещенным"), "Чжоу и нэй чжуань" ("Основной коммент. к "Чжоуским переменам") и "Чжоу и вай чжуань" ("Доп. коммент. к "Чжоуским переменам"), "Сы шу сюнь" ("Подробное истолкование "Четверокнижия"), "Хуан шу" ("Желтая книга"), "Э мэн" ("Зловещий сон"), "Ду Тун цзянь лунь" ("Читая "Всеобщее зерцало"). В основе натурфилос. построений В.Ч. лежит развитое им учение Чжан Цзая о "Великой пустоте" (тай сюй, см. Сюй) как безграничном и безначальном вместилище вселенской субстанции - "пневмы" (ци [1]). "Великая пустота" у В.Ч. - "реальность Единого" (и ши), основа всего сущего, а содержащаяся в ней в разреженном состоянии "пневма" изначально воплощает дуальные космич. силы инь ян. Сгущение "пневмы" образует все многообразие мира. Он бесконечен во времени - возникают и исчезают лишь единичные вещи. Противоположные стороны явлений, внешне выступая как взаимоисключающие (напр., невидимое - видимое, грязное - чистое), представляют неразрывное единство. Противоположности содержатся друг в друге: напр., "покой" и "движение" (см. Дун - цзин). Из тезиса "Чжоу и", определяющего такой характер взаимодействия указ, категорий, В.Ч. выводил положение об имманентности "движения" "Великой пустоте", к-рая сама есть "укорененное [в ней] движение" (бэнь дун). Т.о. отвергалось положение неоконфуцианства эпохи Сун (10 - 13 вв.) об онтологич. "главенстве покоя" как исконного состояния истока мироздания. В.Ч. оспаривал также тезис Чэн [братьев] - Чжу [Си] школы о первичности структурообразующего вселенского начала - "принципов" (ли [![) по отношению к "пневме"-ци [1], доказывая имманентность "принципов" и "пневмы" друг другу. Гносеологич. проблему соотношения "знания и действия" (см. Чжи - син) он решал в пользу "действия": оно "может быть равноценно знанию, но знание не может быть равноценно действию". Выступая против идеи внечувственного опыта, В.Ч. рассматривал познание как целостное единство его чувственного и рационального аспектов. "Природу" (син [1]) человека В.Ч. понимал как нерасчленимую совокупность душевно-духовных качеств и физич. сути ("телесной природы", "природной основы") - чжи [4]. Он отвергал доминирующие в конфуцианстве представления о "небесных принципах" (тянь ли, см. Ли [1]) как самодовлеющих высших законах, противостоящих "человеч. желаниям (страстям)" (см. Тянь). В то же время он порицал вредное для об-ва чрезмерное стремление к удовлетворению индивид, желаний, к-рые следует приводить в соответствие с "небесными принципами". Исходным пунктом социальной философии В.Ч. было положение о невозможности возвращения к прошлому вследствие постоянных изменений в условиях существования об-ва: древние установления неприменимы сегодня, а то, что хорошо для управления Поднебесной сегодняшнего дня, может оказаться непригодным завтра ("Ду Тун цзянь лунь"). Отвергая учения Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) и Шао Юна (11 в.) о цикличности историч. процесса ("расцвет - упадок"), В.Ч. предложил свою концепцию трехэтапной истории Поднебесной. На первом этапе, предшествующем правлению легендарной дин. Ся (до 3 тыс. до н.э.), человеч. сообщества сначала мало отличались от стад животных, затем были объединены в гос-во "варваров", в к-ром применение наказаний и поощрений не было строго регламентировано и отсутствовала система налогообложения: "Поднебесная была объединена и в то же время не объединена". На втором этапе - от дин. Ся до дин. Сун (10 в. н.э.)- периоды раздробленности страны сменялись непрочным "временным единством". И лишь в 10 в. начинается третий этап - единого гос-ва, основанного на сочетании принципа "гуманности" (жэнь [2)) и строгих законов (фа [1]). Признавая право каждого народа на самостоятельное существование, Б.Ч. вместе с тем подчеркивал культурно-этич. превосходство китайцев над "варварскими" соседними народами. Б.Ч. крайне критически относился к Лу [Цзююаня]-Ван [Янмина] школе, усматривая пороки ее "учения о сердце" (синь сюэ [1]) в пагубном влиянии буддизма. *Чуаньшань и шу (Посмертное собр. соч. [В.]Ч.). Т. 1 - 128. Нанкин, 1886; Шанхай, 1930; **БуровВ.Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII века Б.Ч. М., 1976; Ван И. Б.Ч. дэ шэхуэй сысян (Социальные взгляды Б.Ч.). Шанхай, 1956; Дэн Таньчжоу. Б.Ч. чжуань лунь (О жизнеописании Б.Ч.). Чанша, 1982; Ли Цзипин. Ван Фучжи юй "Ду Тун цзянь" лунь (Ван Фучжи и его соч. "Читая "Всеобщее зерцало"). Цзинань, 1982; Хоу Вайлу. Чуаныпань сюэань (Учение [Ван] Чуаньшаня). Цюйфу, 1982; Чэнь Юньнин ч др. Б.Ч. жэньшилунь фаньчоу яньцзю (Изучение категорий учения Б.Ч. о познании). Чанша, 1982; Ван Фучжи бяньчжэнфа сысян иньлунь (Статьи о диалектич. идеях Ван Фучжи). Ухань, 1984; Фон Кэ. Б.Ч. бяньчжэнфа сысян яньцзю (Исслед. диалектич. идей Б.Ч.). Чанша, 1984. См. также лит-ру к ст. Неоконфуцианство.