Трансцендентный

Найдено 31 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Трансцендентный
рационально не определяемый, выходящий за любые мыслимые пределы.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ
(лат. «выходящий за пределы») – находящееся за пределами бытия, недоступное познанию; божественное.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Трансцендентный
термин, характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Трансцендентный
выходящий за пределы возможного опыта, лежащий за пределами опыта, выходящий за пределы человеческого сознания.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ
теологический и философский термин, обозначающий то, что находится за пределами человеческих чувств и разума.  

Источник: Религиоведческий словарь

Трансцендентный
запредельный по отношению к чему-либо, к какой-либо определенной сфере, к миру в целом, противоположность имманентного.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Трансцендентный
лат. transcendere – переступать) – интенциональный объект, который хотя и конституируется в интенциональных актах сознания, тем не менее не является имманентным сознанию

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
(от лат. выходящий за пределы) — относящийся к познанию собственно умозрительных, не зависящих от опыта явлений; то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; выходящий за границы возможного опыта; выходящий за пределы человеческого сознания, недоступный познанию.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Трансцендентный
(от лат. – перешагивающий, выходящий за пределы) – запредельный по отношению к какой-либо определённой сфере, к миру в целом. Одно из центральных понятий идеалистической философии; в религиозных учениях – синоним потусторонности Бога; в философии Канта – идея Бога, души, бессмертия.  

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
(от лат. transcendere – выходить за пределы) – выходящий за пределы любого возможного человеческого опыта, находящийся по ту сторону теоретического познания; это не столько предмет знания, сколько веры. Понятие, широко используемое Кантом , но сложившееся еще в средневековой схоластике .

Источник: Краткий философский словарь.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
(transzendent; от лат. transcenderé — «переступать») — перелетающий (Кант), выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Противоположность — имманентный; см. Трансценденция.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Трансцендентный
недоступный познанию, запредельный по отношению к какой-либо сфере. В гносеологии – принципиально непознаваемый, противоположный имманентному, познаваемому. В технической реальности трансцендентными для управленца, исследователя и проектировщика являются техноценозы (при этом, отдельные изделия или пространственно-технологические кластеры остаются имманентными).

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

Трансцендентный
 (лат. transcen-dere — переступать) — термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания. Этот термин имеет важное значение в философии Канта, к-рый считал, что познание человека не способно проникнуть в Т. мир, мир вещей в себе. С др. стороны, по Канту, поведение человека диктуется Т. нормами (свободной волей, бессмертной душой, богом).

Источник: Философский словарь. 1963

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
потусторонний. Трансцендентная реальность — реальность, недоступная нашей способности к познанию; трансцендентный гений значительно превосходит среднего человека. Когда мы говорим о трансцендентности Бога, мы имеем в виду Бога-творца, отличающегося от Его творения; противоположно имманентности Бога, т.е. пантеизму, по которому Бог присутствует в мире и в нас самих и потому познаваем. Трансцендентность противоположна имманентности.

Источник: Философский словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
букв. выходящий за пределы данного предмета, области явлений и т. д.) -в схоластике - переход из сферы посюстороннего бытия в сферу потустороннего, над миром лежащего. Иной аспект понимания Т. — главный в последующей философии: выход за пределы возможности опыта, превышение возможности человеч. познания. Кант считал Т. бога, душу, бессмертие. В общеупотребит. значении Т. -сверхчувственный, потусторонний, сверхъестественный.

Источник: Атеистический словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
лежащий за пределами возможного человеческого опыта, человеческого познания, как чувственного, так и рационального (трансцендентального), и поэтому могущий быть предметом только чистой веры, а не познания. Трансцендентная реальность и ее элементы (Бог, сатана, ангелы и т. д.) — предмет освоения религиозного опыта и его методов (вера, откровение, озарение, переживание, религиозное общение и др.). Трансцендентная реальность лежит за пределами ее научного исследования. (См. бытие, сознание).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
все то, что выходит за границы чувственного опыта, эмпирического познания мира, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В онтологическом смысле это есть признание существования бытия, которое не является объектом наших мыслей и восприятий. В гносеологическом смысле - обозначает то, что находится вне нас. Противоположностью ему является имманентное (внутренне присущее миру сознание). По Канту, это, что недоступно теоретическому познанию, но является предметом веры (бог, душа, бессмертие).

Источник: Тематический философский словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ

- 1) запредельный, находящийся по ту сторону реальностей, познание которых возможно эмпирически и рационально; 2) принадлежащий объективным духовным основам бытия, сверхсубъективный; 3) "Бог трансцендентен посреди нашей жизни" (Д.Бонхеффер), т.е. активно действует в ней, оставаясь по существу "запредельным". Трансцендентное обычно противопоставляют имманентному, но есть неустранимый парадокс: "То, что глубочайшим образом имманентно, что раскрывается через внутреннее углубление в самих себя и осознание себя, - тем самым уже есть трансцендентное" (С.Франк).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Трансцендентный
запредельный по отношению к какойлибо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного (см. Имманентное), т. е. внутреннего; выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний. Одно из понятий философских учений, как характеристика Абсолюта, превосходящего всякое бытие (например, Единое в неоплатонизме). В теологических учениях – синоним потустороннего Бога. В философии И. Канта – выходящее за пределы возможностей опыта, мира вещей (ноуменов) и недоступное человеческому познанию (например, идея Бога, души, троицы и пр.).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

трансцендентное
нечто «потустороннее», выходящее за пределы какой-либо сферы или мира вообще; категория, противоположная категории «имманентное». При попытках теоретического описания сущности т. Возникает знаменитый «парадокс трансценденции» (см. Апофатический метод, нирвана). Трансцендентным, например, является мир идей по отношению к миру вещей в философии платона, бог по отношению к миру в христианстве, ноумены (вещи сами по себе), другие трансцендентальные субъекты по отношению к миру феноменов (вещей для нас), к объективному миру трансцендентального субъекта «человек» в гносеологии канта.

Источник: Краткий философский глоссарий

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ
термин из схоластики, включенный Кантом в его философию науки. Согласно Канту Т. означает выходящее за пределы всякого познания, например, «вещь-в-себе», душа человека, космос, Бог. В современной философии науки термин Т. используется редко. Часто его аналогом признается термин «метафизическое». Метафизическое, т.е. принципиально недоступное научному, равно как и любому другому, познанию. Использование терминов трансцендентное или же метафизическое необходимо постольку, поскольку в противном случае не будет средств для определения специфики научного знания. См. трансцендентальное, метафизика.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ
от лат.–переступать) – понятийное обозначение всего того, что выходит за пределы нашего опыта, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В онтологическом смысле это есть признание существования бытия, которое в то же время не является обьектом наших мыслей, восприятий. В гносеологическом смысле трансцендентное обозначает, что мы познаем не то, что задержится в сознании, в опыте, а то, что находится вне нас. Признание трансцендентного приводит к антитезе «мышление – бытие» и порождает трудный вопрос: как возможно познать мыслью то, что само мыслью не является, как мысль овладевает немыслью? Противоположность – имманентное

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Трансцендентный
(transcendens) — превышающий сферу всего ограниченного и не подлежащий такому знанию, как явления окружающего нас мира. Такова, например, идея Бога. Кант в особенности любил употреблять термины трансцендентный и трансцендентальный в вышесказанном смысле. Но по Гегелю, нет ничего для нас трансцендентного, потустороннего; все находится как бы по сю сторону жизни; но это — одна игра слов; рождается вопрос: входят ли трансцендентные истины, о которых говорил Кант, всецело в пределы нашего сознания и знания или нет? Естественно, что положительного ответа на этот вопрос быть не может. А потому лучшие мыслители в настоящее время вовсе не разделяют гегелевского взгляда.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
п р е д м е т – предмет, запредельный по отношению к миру явлений и недоступный теоретич. познанию. В этом значении употреблен Кантом в сочинениях критич. периода. Согласно Канту, "основоположения, применение которых целиком остается в пределах возможного опыта, мы будем называть имманентными, а те основоположения, которые должны выходить за эти пределы, мы будем называть т р а н с ц е н д е н т н ы м и" (Соч., т. 3, М., 1964, с. 338). От термина "Т. " Кант отличал (не всегда последовательно) термин трансцендентальный. Трансцендентны, по Канту, бог, душа, бессмертие; недоступные для теоретич. познания Т. предметы, по Канту, доступны вере, опирающейся на постулаты практич. разума. В. Асмус. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Трансцендентное

(нем. transzendent от лат. transcendens - выходящий за пределы)
В кантовской философии - характеристика основоположений, которые
устраняют границы опыта и "даже повелевают переступить их" (Кант И.,
Критика чистого разума, B 353). Трансцендентное употребление понятий
противоположно имманентному, остающемуся в рамках возможного опыта,
и трансцендентальному, просто упускающему из вида границы между
предметами возможного опыта и вещами вообще. Термин
"трансцендентное" чаще всего используется Кантом при исследовании
чистого разума в его различных применениях. Имманентное применение
разума состоит в направлении им рассудка ко все более глубокому
исследованию природных законов, трансцендентное - в попытке придать
реальность предельным понятиям разума (идеям).

Источник: Термины кантовской философии

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
термин, возникший в схоластич. философии и характеризующий все то, что выходит за пределы чувств. опыта, эмпирич. познания мира; предмет религ. и метафизического познания. Схоластика различала имманентные и трансцендентные причины и действия; первые имеют место в самих объектах, вторые - находятся за пределами их наличного бытия,
У Канта термин «Т.» приобрел гносеологич. оттенок и стал означать - в противоположность имманентному - то, что переступает границы возможного опыта: «...основоположения, применение которых целиком остается в пределах возможного опыта, мы будем называть имманентными, а те основоположения, которые должны выходить за эти пределы, мы будем называть трансцендентными» («Критика чистого разума», см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 338). Кант пытался закрепить различие между понятиями трансцендентальный и Т., понимая под последним также и то, что недоступно теоретич. познанию, но является предметом веры (бог, душа, бессмертие).

Источник: Советский философский словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
(transcendens — пребывающий за пределами) — философское понятие, обозначающее некую сущность, недоступную опыту или научному исследованию и принимаемую либо на веру, либо исходя из соображений прагматической целесообразности. К числу таковых И. Кант относил существование Бога, души и ее бессмертие. В своих антиномиях Кант показал, что наличие каждой из этих Т. сущностей можно с равной степенью логичности как доказать, так и опровергнуть. Однако для практического разума предпочтительнее их признание, нежели отрицание. Заметим, что Кант иногда употреблял понятие Т. в значении трансцендентальный и наоборот. В современной схоластике понятие Т. употребляется для обоснования тезиса об ограниченных возможностях науки и доказательства существования таких сил, которые не доступны науке и открываются человеку не в ходе научного познания, а посредством веры и откровения. Вершиной всей пирамиды Т. сущностей схоласты считают Бога (см. Антиномия. Кант Иммануил. Схоластика. Трансцендентальный).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
от лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы) - термин, в поздней схоластике означавший наиболее общие, "выходящие за пределы" индивидуальных свойств характеристики предметов, такие, как "вещь" (res), "сущее" (ens), "истинное" (verum), "благое" (bonum), "единое" (unum). Кант термином "Т." обозначал то, что выходит за пределы возможного опыта (напр., Бог, душа, бессмертие). В послекантовских "реалистических" теоретико-познавательных концепциях (Н. Гартман, Венцль, Сантаяна) Т. означает вне и независимо от человеческого сознания существующий предмет, который считается либо вообще недоступным познанию, либо познаваемым лишь умозрительно. В религиозной философии XX в. (неотомизме, религиозном экзистенциализме) термином "Т." обозначают "сверхъестественное", "потустороннее", выходящее за пределы того, что можно постичь при помощи естественных познавательных способностей, и ставящее человека в зависимость от "благодати". В атеистическом экзистенциализме (Сартр, Камю) Т. истолковывается как "ничто", в котором осуществляется человеческая свобода и которое является необходимым условием спонтанного "самосозидания" человека.

Источник: Современная западная философия: словарь

Трансцендентный
В классическом смысле слова – внешний и высший по отношению к миру.
В этом смысле трансцендентным является Бог, и, пожалуй, только он.
У Канта – внешний по отношению к опыту и недоступный опыту.
У Гуссерля и феноменологов – внешний по отношению к сознанию, которое стремится к этому внешнему и «взрывается». Именно в этом смысле Сартр говорит о трансцендентности эго: «Я» не является частью сознания, это всего лишь один из объектов сознания; оно существует не в сознании, но ради сознания; не «внутри», а «вне, в мире».
В современной философии термином «трансцендентный» принято обозначать все, что не сводимо к материи, природе или истории. Например, для Люка Ферри человек трансцендентен, но не потому, что он находится вне мира или вне общества, а потому что не может быть полностью сведен ни к тому ни к другому. Человек обладает способностью к излишеству, к привязанности, к абсолютной свободе, и эта «трансцендентность в имманентности» (выражение принадлежит Гуссерлю) и делает из него своего рода Бога, религией которого является гуманизм.
С точки зрения материалиста, напротив, ничего трансцендентного нет: есть лишь природа, история и все сущее, чьей частью является человек, не имеющий возможности полностью от всего этого освободиться.

Источник: Философский словарь.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
понятие, введенное схоластической философией средневековья для обозначения того, что выходит за пределы нашего чувственного опыта, эмпирического познания. Трансцендентное противопоставлялось имманентному как внешние причины бытия, выходящие за границы того мира, в котором мы существуем. причинам внутренним, заключенным в явлениях чувственно воспринимаемой и таким образом постигаемой нами реальности. Трансцендентным считались: всеобщие источник, причина, основание мира нашего существования. Трансцендентными представлялись предметы религиозной веры (но не чувственно воспринимаемые объекты религиозного культа, сознания). Родственным трансцендентному является понятие «трансцендентальный», характеризующее в средневековой философии умопостигаемые определения бытия, не выводимые из чувственного опыта, такие, как единое, благо, возможность, необходимость. В отличие от средневековой философии И. Кант стал понимать под трансцендентным непознаваемую реальность, а трансцендентальными называл априорные (независимые от опыта) формы познания (созерцания, мышления) и знания. Близким по значению трансцендентному является понятие «трансрациональное», под которым русский философ С. Франк подразумевал то, что до конца непостижимо и поэтому является для нас одновременно рациональным и иррациональным, будь то бытие Бога, мира, души или человеческой индивидуальности.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ
от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — возникший в схоластической философии основополагающий термин философии и теологии; истоки его уходят в антич. философию.
1. Т. как противоположность имманентному — термин для обозначения преодоления определенной сферы представлений, способов бытия, выхода за те пределы, в рамках которых остается имманентное. Первоначально использовался в схоластической философии и теологии в онтологической спекуляции о боге, «перешагивающем» все сотворенное бытие и являющемся «потусторонним».
2. Т. как синоним трансцендентального — в докан-товской, прежде всего схоластической философии термин для обозначения особой группы «имен», выхо-дяших за пределы аристотелевских категорий и являющихся наиболее общими определениями сущего — «nomina transendentia», которые в последующей философии стали называть трансценденталиями.
3. Т. как противоположность трансцендентальному — термин критической философии И. Канта, отрицавшего тождественность трансцендентального и Т. и определявшего Т. как то, что выходит за пределы возможного опыта, устраняет границы возможного опыта и повелевает их переступить, как то, что выходит за пределы области, в которой допустима деятельность чистого рассудка. Указанное кантовское различение было воспринято в дальнейшем многими философами, хотя самим Кантом оно соблюдалось не всегда строго.
О Кант И. Критика чистого разума. М., 1994; Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998; Knittermeyer H. Transzendent und Transzendental // Festschrift fur Paul Natorp zum 70 Geburtstage. Leipzig, 1924; Ingarden R. Die vier Begrifie der Transzendent und das Problem des Idealismus bei Husserl // Analecta husserliana 1. 1971; Honnefelder I. Transzendent oder transzendental: uber die Moglichkeit von Metaphysik // Philoso-phisches Jahrbuch. 1985. № 92; Transzendenz. Zu einem Grund-wort der klassischen Metaphysik. Paderborn; Wien, 1992.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о классификации форм и направлений космизма в философии и культуре: трансцендентный и тран

Бурханов Рафаэль Айратович
Статья посвящена анализу трансцендентного и трансцендентального космизма при рассмотрении типологии форм и направлений космизма в философии и культуре.
Читать PDF
0.00 байт

Феноменология восприятия Э. Гуссерля: имманентный и трансцендентный планы

Детистова Анастасия Сергеевна
Обратившись к анализу восприятия в курсе лекций «Вещь и пространство» Э.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентальная теория ценностей в Баденской школе неокантианства

Баток А. З.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентальный смысл музыкального искусства

Яруллин В. Х.
В работе исследуется трансцендентальная компонента музыки.
Читать PDF
0.00 байт

Роль трансцендентного в духовной жизни современного человека

Романова Е. А.
В статье представлен анализ специфики духовной жизни современного человека.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентное как сущность религиозного

Надточий И. О.
В статье рассматриваются особенности религиозного мировосприятия, в основе которого лежит трансцендентное начало, которое является целью и смыслом существования человека.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентально-теоретическая проблематика ценности

Кибизова Этери Эдуардовна
Статья посвящена изучению трансцендентально-теоретической проблематики ценностей, которые раскрываются в синтезе трансцендентальной и формальной логик.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентализм традиционной философии истории

Алферов А. А.
Читать PDF
0.00 байт

Классическая трансцендентальная традиция и перспективы ее развития

Шергенг Н. А.
На основе исследования гносеологической, прогностической и экзистенциально-коммуникативной функции трансцендентального субъекта выработано новое понимание «классической философии» как мышления, не допускающего подмены понятия «тра
Читать PDF
0.00 байт

Границы трансцендентального субъекта феноменологического проекта

Смирнова Анастасия Алексеевна
Статья посвящена одной из основных тем поздней феноменологии, проблеме интерсубъективности и условий ее возможности.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентальная философия как ориентация на образец беспроблемного познания

Ардашкин И. Б.
Рассматривается идеал беспроблемного познания на основе фигуры трансцендентального субъекта.
Читать PDF
0.00 байт

Кантианское учение о трансцендентальной природе целей

Димитрова С. В.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие мира в трансцендентальной и герменевтической феноменологии (Соотношение мира и вещи в феноме

Инишев И. Н.
В статье сопоставляются интерпретации феномена мира в философских концепциях Гуссерля и Хайдеггера
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентное: в религиозном и научном постижении

Красиков В. И.
Читать PDF
0.00 байт

Интенциональность и очевидность. Истоки трансцендентальной феноменологии Гуссерля

Инишев И. Н.
Рассматривается соотношение концепций интенциональности и очевидности в феноменологии Эдмунда Гуссерля.

Похожие термины:

  • ДУХ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ

    - Бог Творец мира, господствующий над космосом и историей, - сверхприродный, святой, бесконечный и таинственный, невидимый и непостижимый, личный и сверхличный, единый и триединый, вечно новый и все
  • ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ПЕРЕЖИВАНИЮ

    (erlebnistranszendent) — уклоняющийся от способности переживать; так называют в психологии физическую действительность, поскольку мы не можем сделать ее чем-то внутренним с помощью опыта, но тем не менее он
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА

    часть трансцендентальной логики Канта, в которой излагается учение о рассудочном знании. ТА., по Канту, является трансцендентальной потому, что осуществляет не обычный анализ такой познавательно
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ

    нем transzendentale Einheit der Apperzeption)— понятие философии Канта, введенное им в «Критике чистого разума» Апперцепцией вообще Кант называет самосознание, разделяя эмпирическую и первоначальную (чистую) аппе
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ

    одна из основных категорий теории познания И. Канта, которой он обозначал формы и категории мышления (рассудка и разума), являющихся предпосылками любого внешнего опыта, делающих его вообще возмож
  • Трансцендентальная дедукция категорий

    (Transzendentale Deduktion der Kategorien - нем.) Ключевой раздел "Критики чистого разума" И.Канта. Главная задача дедукции - обосновать правомерность априорного применения категорий (элементарных понятий чистого ра
  • ДЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    нем. transzendentale Deduktion) — ключевой раздел «Критики чистого разума» И. Канта. Главная задача дедукции—обосновать правомерность априорного применения категорий (элементарных понятий чистого рассудка
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА

    второй отдел трансцендентальной логики Канта, представляющий собой (в отличии от трансцендентальной эстетики и трансцендентальной аналитики, исследовавших чувственность и рассудок) собственно
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ

    самообозначение Делезом собственной философской установки, являющейся несущей конструкцией его интеллектуального творчества. Тема "Т.Э." нашла отражение в работах Делеза "Давид Юм: его жизнь, его
  • ЭСТЕТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    У Канта, если употреблять понятие "эстетика" в его первоначальном значении, есть учение о чувственности, т.е. о чувственном восприятии и его роли в понятийном познании. По Канту, к трансцендентально
  • КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКИХ НАУК И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

    Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie. Eine Einleitung in die phanomenologische Philosophie) — последнее, незаконченное сочинение Э. Гуссерля.
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

    неклассическое направление трансцендентально-критической философии, основоположником которого является Гуссерль. Данный вид трансцендентального анализа Гуссерль оценивает как неокартезианст
  • РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    Нередко ошибочно называется трансцендентально-феноменологической редукцией. Это совершенно разные мировоззренческие операции. Первая операция (феноменологическая) действительно значима и пре
  • РЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ

    метод трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Его смысл состоит в исключении из сферы предметного рассмотрения всего эмпирического, внешнего по отношению к чистому сознанию. Утверждения, свя
  • НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    этап в развитии немецкой и западноевропейской философской мысли с середины 18 до первой трети 19 в., представленный именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. В отечественной историко-философской тради
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    по Канту, с точки зрения его критицизма, это система всех рассудочных понятий и принципов, поскольку они связаны с предметами, которые даны нам чувственно и благодаря этому могут быть подтверждены
  • Сущность и специфика трансцендентального идеализма раннего Шеллинга

    «Система трансцендентального идеализма» (1800) — важнейшее произведение раннего Шеллинга. Это прежде всего был его критический ответ на философские представления, господствовавшие на исходе XVIII в.
  • Имманентное и трансцендентное

    Имманентность пребывание в чем-либо, в противоположность трансцендентности, то есть запредельности по отношению к какой-либо сфере, к миру в целом. В теологии понятие имманентности применяется дл
  • ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ

    лат. "переступающий", "перелетающий") – философские термины, близкие по терминологии, но различающиеся по содержанию. "Трансцендентальный" как понятие разрабатывается, начиная с схоластической фил
  • ИДЕЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    по Канту, понятие, которое имеет свой источник лишь в рассудке и превышает возможность опыта, но является необходимым для систематического упорядочения понятий и знаний в совершенную науку. В кач