ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ
одна из основных категорий теории познания И. Канта, которой он обозначал формы и категории мышления (рассудка и разума), являющихся предпосылками любого внешнего опыта, делающих его вообще возможным. По Канту, содержание трансцендентальной апперцепции имеет априорный характер. (См. априорное знание, апперцепция, категориальная апперцепция).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Трансцендентальная апперцепция
термин Канта, обозначающий априорное, т. е. существующее до всякого опыта, первоначальное, чистое и неизменное сознание, к-рое якобы является условием единства мира явлений, получающего от него свои формы и законы. По Канту, единство Т. а. является условием взаимосвязи человеческих представлений, их сохранения и воспроизведения. Основой этого единства Кант считал тождество «Я», т. е. тот факт, что во всякое представление включается тезис «Я мыслю». Опираясь на этот идеалистический момент кантианства, Фихте создал свою систему субъективного идеализма.

Источник: Философский словарь. 1963

Трансцендентальная апперцепция
(лат. ad – к, perceptio – восприятие) – термин «апперцепция» предложен Г. Лейбницем, который трактовал ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. Трансцендентальная апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего состояния психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Трансцендентальная апперцепция акцентирует внимание именно на психической деятельности человека, на ее зависимости от устойчивых особенностей личности, ее убеждений, эмоций, установок и отказывается учитывать роль чувств (Г. Лейбниц). Это доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального, рассудочного знания.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ
термин кантовской теории познания; означает априорное единство самосознания, составляющее условие возможности всякого знания (см. Априори). Это единство есть, по Канту, не результат опыта, а условие его возможности, форма знания, коренящаяся в самой познават. способности. Кант отличал Т. а. от единства, характеризующего эмпирич. "Я" и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к некоему "Я" как его центру. Единство эмпирич. "Я" в качестве условия имеет, по Канту, априорную деятельность, необходимую для объединения многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний "Я". Т. а. означает тождество "Я" в том формальном гносеологическом смысле, что процесс объединения содержаний в едином "Я" происходит согласно одним и тем же правилам соединения (синтеза) многообразия – категориям, или "чистым понятиям рассудка". В этом смысле индивидуальные сознания неразличимы и Т. а. является сверхличной формой сознания, хотя у Канта и нет ясной формулировки надиндивидуальности Т. а. Лит.: Кант И., Соч., т. 3, М., 1964, с. 191–99; 205–06; 211; 249–50; Cohen H., Kommentar zu I. Kants Kritik der reinen Vernunft, Lpz., 1907, S. 55–57. В. Асмус. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.