нем. transzendentale Deduktion) — ключевой раздел «Критики чистого разума» И. Канта. Главная задача дедукции—обосновать правомерность априорного применения категорий (элементарных понятий чистого рассудка) к предметам и показать их возможность в качестве принципов априорного синтетического познания. Необходимость трансцендентальной дедукции была осознана Кантом за 10 лет до выхода «Критики», в 1771. Центральный аргумент дедукции впервые сформулирован в рукописных набросках 1775. Текст дедукции полностью переработан Кантом во 2-м издании «Критики». Решение главной задачи дедукции подразумевает доказательство тезиса, что категории составляют необходимые условия возможности вещей. Первая часть дедукции («объективная дедукция») уточняет, что такими вещами в принципе могут быть только предметы возможного опыта. Вторая часть («субъективная дедукция») и есть искомое доказательство тождества категорий с априорными условиями возможного опыта. Отправной точкой дедукции является понятие апперцепции. Кант утверждает, что все возможные для нас представления должны быть связаны в единстве апперцепции, т. е.вЯ. Необходимыми условиями такой связи и оказываются категории. Доказательство этого центрального положения осуществляется Кантом посредством анализа структуры объективных суждений опыта, базирующихся на использовании категорий, и постулата о параллелизме трансцендентального объекта и трансцендентального единства апперцепции (это позволяет «перевернуть» на Я необходимость категориальных синтезов для отнесения представлений к объекту). В итоге Кант делает вывод, что все возможные восприятия как осознанные, т. е. относящиеся к Я, созерцания необходимо подчинены категориям (сначала Кант показывает, что это верно относительно «созерцаний вообще», затем—относительно «наших созерцаний» в пространстве и времени). Это означает возможность антиципации предметных форм опыта, т. е. априорного познания предметов возможного опыта с помощью категорий. В рамках дедукции Кант развертывает учение о познавательных способностях, особую роль среди которых играет трансцендентальное воображение, связывающее чувственность и рассудок. Именно воображение, подчиняясь категориальным «инструкциям», законосообразно оформляет мир явлений. Кантовская дедукция категорий вызвала многочисленные дискуссии в современной историко-философской литературе.
В. В. Васильев
ДЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ
ДЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ
Источник: Новая философская энциклопедия
дедукция трансцендентальная
ДЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ (от лат. deductio — выведение и transcendens — выходящий за пределы) — раздел «Критики чистого разума» И. Канта, обосновывающий справедливость применения априорных понятий рассудка к предметам опыта. Само понятие дедукции Кант в соответствии с юридическим языком своего времени в противоположность вопросу о факте (quid facti) связывает с вопросом о праве (quid juris): дедукция есть доказательство права или справедливости притязаний. Кант противопоставляет Д. т. эмпирической и метафизической дедукциям. Если в метафизической дедукции «априорное происхождение категорий вообще было доказано их полным совпадением со всеобщими логическими функциями мышления», то «в трансцендентальной дедукции была показана возможность их как априорных знаний о предметах созерцания вообще» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 114). Но если Кант post factum заявляет о проведенной им метафизической дедукции категорий, то наличие эмпирической дедукции категорий он усматривает лишь в произведениях своих предшественников и современников (Дж. Локка и, возможно, И.Н. Тетенса): «Объяснение того, каким образом понятия могут a priori относиться к предметам, я называю трансцендентальной дедукцией понятий и отличаю ее от эмпирической дедукции, указывающей, каким образом понятие приобретается благодаря опыту и размышлению о нем, а потому касается не правомерности, а лишь факта, благодаря которому мы усвоили это понятие» (Там же. С. 92). Проблема, решаемая в трансцендентальной дедукции категорий, состоит в ответе на вопрос, «каким образом получается, что субъективные условия мышления имеют объективную значимость, т.е. становятся условиями возможности всякого познания предметов» (Там же. С. 95). В ходе дедукции Кант истолковывает априорные понятия рассудка — категории — как априорные условия возможности опыта, причем как возможного в опыте созерцания, так и возможности самого мышления. Как объективные основания возможности опыта, категории оказываются необходимыми понятиями. В разное время Кант представлял различные варианты трансцендентальной дедукции категорий. Существенные различия в этом вопросе имеют первое и второе издания «Критики чистого разума»: если в первом издании Кант выделяет синтез схватывания в созерцании, синтез воспроизведения в воображении и синтез узнавания в понятии, то во втором издании он ограничивается первоначально-синтетическим и трансцендентальным единством апперцепции. О структуре, убедительности и значении Д. т. у Канта до сих пор ведутся дискуссии. Если для одних интерпретаторов она является самым важным и даже единственно актуальным ныне разделом из всего кантовского наследия, то другие обращают внимание на собственные замечания Канта об исключительной важности, глубине и трудоемкости Д. т., однако лишь для познания рассудка — одной из познавательных способностей человека, причем не самой главной (См. там же. С. 10—11). В немецком идеализме кантовская дедукция из вопроса о праве притязания превратилась в выведение одного принципа или знания из другого. Однако масштабы «выведения» (материи, содержания и т. д. ) у И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга и др. в значительной мере дискредитировали саму идею дедукции. В 20 в. в разных философских течениях вновь возник интерес к кантовской дедукции категорий. В аналитической философии он проявился в полемике о так называемом трансцендентальном аргументе, разработанном и впервые примененном по Кантом мнению ряда мыслителей, именно в трансцендентальной дедукции категорий. Структура использованной им здесь аргументации, равно как и примененная им терминология, в обновленном виде использовалась и в трансцендентальном неотомизме. В философии науки проблематика трансцендентальной дедукции категорий преломилась в проблеме обоснования объективности знания. А.Н. Круглое