лат. "переступающий", "перелетающий") – философские термины, близкие по терминологии, но различающиеся по содержанию. "Трансцендентальный" как понятие разрабатывается, начиная с схоластической философии. Там – это основные, всеобщие определения сущего, трансценденталии: выделяли несколько главных – вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое. У Канта, трансцендентальная логика, трансцендентальная апперцепция – рассудочный способ познания, заключающийся в способности объединять данные опыта и априорные (доопытные, "чистые") формы мышления (рассудка) в единую систему суждений и умозаключений. Следовательно, трансцендентальное – то, что предшествует опыту, изначально априори, но дает возможность и делает возможным познание в пределах опыта. Оно противоположно ТРАНСЦЕНДЕНТНОМУ, которое обозначает все то, что "выходит" за рамки опыта, чувственности; то, что нельзя постичь в опыте, сверхопытное, запредельное, внечувственное (бесконечность Вселенной, непостижимость Бога, неисчерпаемость Человека, абсолютная Свобода, тайна Нравственности и т.д., все то, что Кант назвал "вещами-в-себе"). Трансцендентное непознаваемо в плане опыта и логики, о нем можно только размышлять, философствовать.
ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ и ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ И ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
(лат. transcenderé — переступать) — понятия, применяемые в некоторых немарксистских философских теориях. В средневековой схоластике рассматриваются т. наз. трансценденталии (сам термин был введен в 16 в.). Под ними подразумеваются предельно общие понятия, отражающие универсальные свойства бытия (единое, истина, благо и др.). Эти свойства, по мнению схоластов, носят сверхчувственный характер, их нельзя познать с помощью опыта, они становятся доступны человеку только через интуицию. Позднее многие философы нового времени (Гоббс, Спиноза и др.) подвергали учение о трансценденталиях критике, отмечая их бессодержательность, тавтологичность. Иной смысл приобрел термин «трансцендентальный» в философии Канта. По его мнению, это понятие не применимо к бытию, к внешнему миру. Оно служит для характеристики сознания человека, его познавательных способностей. Трансцендентальное сознание — это «чистое» сознание, одинаковое у всех людей. Оно содержит некие априорные (доопытные) формы (напр., пространство и время), к-рые изначально присущи сознанию и благодаря к-рым только и возможно всякое познание, всякий опыт. Термин «трансцендентный» у Канта, а также в других немарксистских философских учениях обозначает то, что лежит за границами сознания и познания (потусторонний). По Канту, напр., трансцендентным является мир «вещи в себе»: он находится за пределами человеческого опыта, и при всякой попытке выйти за границы опыта, познать трансцендентное (свободу воли, бессмертие души, бога) человеческий разум впадает в неразрешимые противоречия (антиномии). В марксистской философии понятия «трансцендентальный» и «трансцендентный» не употребляются.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ
лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы) - термины схоластической философии, фиксирующие специфику трактовки теизмом бытия Бога как непостижимого при помощи человеческих способностей и имманентно человеческого (см. о трансценденталиях: Бог, Теизм) и получившие впоследствии широкое употребление в классической и неклассической философии благодаря Канту. В заключительном разделе Введения к "Критике чистого разума" Кант называет "трансцендентальным" "всякое познание, занимающееся не сколько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori". При этом Кант придавал этим терминам чисто гносеологическое звучание: в философии Канта трансцендентальное - это все то, что относится к априорным (т.е. вне или до-опытным) условиям возможности познания, его формальным предпосылкам, которые организуют опыт. (Отсюда и названия разделов "Критики чистого разума" - "трансцендентальная эстетика" как исследование априорных форм чувственности; "трансцендентальная аналитика" как изложение чистых рассудочных знаний и принципов, без которых нельзя мыслить предмет, и т.д.). Позднее Гегель упрекнет Канта в использовании последним этого "варварского школьного термина", но Канту он нужен был для того, чтобы: 1) резче очертить суть своей философии, показать, что она нацелена не на сами предметы, а на нечто, выходящее (перешагивающее) за пределы опыта, обозначая тем самым переход нового в систему знаний и конструирование нашей познавательной способностью условий возможности опыта; 2) противопоставить трансцендентальное (как имманентное) трансцендентному - такому знанию, которое переступает за границы человеческого разума и является в этом смысле недоступным теоретическому познанию, становясь исключительно предметом веры. Трансцендентное - это все то, что выходит за пределы возможного опыта, например, Бог, бессмертие души и т.п.). В ходе последующего философского развития термин "трансцендентальное" получил широкое использование в системах Фихте и Шеллинга, неокантианстве (особенно Марбургской школе), обозначая главным образом гносеологическую направленность этих учений на поиски условий или чистых возможностей познания; в феноменологии Гуссерля трансцендентальное становится противоположным всему эмпирическому (так, целью феноменологической редукции является выход на уровень "трансцендентального сознания" - т.е. сознания, очищенного от всех элементов опыта). Соответственно, "трансцендентальный субъект" в феноменологии превращается в автономный источник всех своих переживаний. Термин "трансцендентное" также фигурирует в целом ряде послекантовских теоретико-познавательных концепций (особенно в Баденской школе неокантианства), обозначая здесь вне и независимо от сознания существующий предмет - либо вообще недоступный познанию, либо познаваемый лишь исключительно спекулятивным образом. В философии постмодернизма оппозиция трансцендентного и трансцендентального снимается посредством введения понятия трансгрессии.
Т.Г. Румянцева
Т.Г. Румянцева
Источник: Новейший философский словарь