Имманентное и трансцендентное

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Имманентное и трансцендентное
Имманентность пребывание в чем-либо, в противоположность трансцендентности, то есть запредельности по отношению к какой-либо сфере, к миру в целом. В теологии понятие имманентности применяется для обозначения живого и деятельного вездеприсутствия Бога в сотворенном Им мире. Трансцендентность характеристика абсолюта, превосходящего всякое существование; потустороннее бытие Бога.

Источник: Религиозные термины

Трансцендентное и имманентное
от лат. transendens – перешагивающий, выходящий за пределы и immanens – свойственный чему-либо). 1. Синонимы внешнего и внутреннего. 2. И. – находящееся внутри человеческого сознания. Т. – находящеся за пределами возможностей познания (может мыслиться, но не познаваться по Канту); ослабленный вариант – познаваемое только разумом, не данное в чувственном опыте, после Канта такая трактовка перестала быть актуальной. Чистый имманентизм (отождествление бытия с сознанием) ведет к солипсизму. Актуальная трактовка Т.-2 в настоящее время тематизируется в соотношении трансцендеции и экзистенции, приобретая при этом отчетливо выраженный онтологичесий смысл.

Источник: Философские категории авторский словарь

ИММАНЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ
философские категории, выражающие некоторые аспекты двух более общих категорий - "внутреннее" и "внешнее". Имманентное (от лат. immanentis - пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) - это то, что атрибутивно предмету, внутренне присуще вещи или процессу, свойственно качеству, характеризует самость изнутри. Трансцендентное (от лат. transccndens - перешагивающий, выходящий за пределы), согласно Канту, есть то, что выходит за пределы возможного опыта и недосягаемо внешнему исследованию. Кант также ввел различие между "трансцендентным" и "трансцендентальным": первое имеет свою истинную противоположность в "имманентном", а второе - в "эмпирическом".
В истории философии противополагание И. и Т. происходило не только в логическом смысле, аналогичном различению "внутреннего" и "внешнего", но также результировалось в противостоянии школы имманентной философии и учений трансценденталистов. Философы-имманенты отождествляли познаваемую реальность с содержанием сознания субъекта и не признавали ее объективного существования (В. Шуппе, Р. Шуберт-Зольдерн, М. Кауфман, И. Ремке и др.). В поздней схоластике под Т. подразумевали наиболее общие характеристики предметов, такие как "вещь", "сущее", "истинное", "благое", "единое"; эти характеристики "выходили за пределы" индивидуальных свойств предметов. В современном богословии термином "Т." обычно обозначают "сверхфизическое", "потустороннее", "сверхъестественное", т. е. то, что привычными способами непознаваемо, но может быть дано нашему умозрению через благодать. Часто под Т понимают такую вне нас существующую объективную реальность, которая по тем или иным причинам недоступна эмпирическому познанию и практическому воздействию. С. Л. Франк выделял трансцендирование "во-вне" и "во-внутрь"; и то, и другое возможно, по его мнению, трансрациональным (мистическим) способом, с помощью особого - трансцендирующего - мышления.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

ИММАНЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ
(нем. immanent, transcendent, от лат. immanentis — пребывающий в ч.-л., свойственный ч.-л.; transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — возникшие в зап.-европ. ср.-век. схоластике понятия. Схоластика различала И. и Т. причины и действия: первые существуют в самих объектах, а вторые находятся за пределами их наличного бытия. К ним относились, прежде всего, предметы религ. и метафизич. познания. Осуществив Коперниковский переворот, Кант придал этим терминам антропологич. и гносеологич. значение. И. — значит опытное, эмпирич., обусловленное чувственным восприятием; то, на что направлено применение трансцендентальных принципов познания. В «Критике чистого разума» это понятие обозначает: 1) явления как субъективные представления; 2) сферу нашего опыта; 3) предметы чел. чувственности; 3) продукты категориального синтеза рассудка; 4) такие понятия разума, применение к-рых не выходит за рамки опыта; 5) методы, к-рые определяются самим предметом исследования. Т.о., И. — это совокупность конкретных чел. опытов, к-рые в трансцендентальной взаимосвязи образуют способное безгранично расширяться поле чел. познания и практики (см. Деятельность). И., по Канту, противопоставляется как Т., так и трансцендентальному. Т. — это сверхопытное, т.е. выходящее за пределы опыта и его возможностей. Это: 1) вещи в себе как материальные объекты, к-рые аффицируют нашу чувственность, хотя процесса отражения при этом не происходит; 2) всякий в принципе непознаваемый предмет, символ непознанной части объекта; 3) граница нашего опыта; 4) духовные объекты вне сферы опыта и трансцендентальных принципов разума (напр., Бог, свобода и бессмертие); 5) сфера идеалов как недостижимых во всей полноте целей и ценностных устремлений субъектов (в частн., совершенное правовое и моральное устройство); 6) такие понятия разума, применение к-рых сверхчувственно и выходит за рамки опыта (напр., космологические идеи чистого разума Кант называет «трансцендентными понятиями природы»); 5) методы, применение к-рых направлено за пределы опыта. Т. м.б. выявлено только в процессе трансцендирования, поск. граница Т. есть в то же время и граница И. Тем самым происходит расширение границ опыта как сферы приложения сущностных характеристик человека. В совр. философии под И. зачастую понимается то, что атрибутивно вещи, внутренне присуще явлению или процессу; то, что в познании остается внутри границ возможного опыта, а под Т. — то, что «запредельно», выходит за рамки возможного опыта; то, что недоступно эмпирич. и рациональному познанию и практике. Лит.: Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3; Кант И. Критика практического разума // Там же. М., 1965. Т. 4. Ч. 1; Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994; Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург; Нижневартовск, 1999; Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант: Проблемы теоретической философии. Тбилиси, 1979; Франк С.Л. Непостижимое // Соч. М., 1990; Eisler R. Transzendent // Eisler R. Kant-Lexikon. Nachschlagewerk zu Kants S?mtlichen Schriften / Briefen und handschriftlichem Nachlass. Berlin, 1930; H?ffe O. Immanuel Kant. M?nchen, 1983; Prauss G. Kant und das Problem der Ding an sich. Bonn, 1974. Р.А.Бурханов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ И ИММАНЕНТНОЕ
Трансцендентное (от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы) есть: 1) выходящее за пределы опыта; 2) сверхчувственное; 3) Бог; 4) находящееся за пределами сознания; 5) сфера заданных теоретических конструктов, не имеющих аналогов в действительности; 6) внешнее по отношению к чему-либо. Имманентное (от лат. immanentis – пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) – это то, что атрибутивно предмету, внутренне присуще вещи или процессу, свойственно качеству, характеризует самость изнутри. Понятия трансцендентного и имманентного являются конкретизацией понятий внешнего и внутреннего. Внешнее и внутреннее – философские категории, обозначающие своей взаимосвязью особенности и противоречия пограничных ситуаций. Внешнее – то, что пребывает за границей предмета, а внутреннее – то, что заключено в самом предмете. Предмет как целое есть динамическое единство внутреннего и внешнего. Понятием внешнего описывают: а) поверхностную сторону предмета; б) особенности его функционирования; в) пограничные взаимодействия окружающих вещей; г) весь внешний мир; д) трансцендентные реальности. Понятием внутреннего характеризуют: а) строение предмета, связь его частей; б) самобытие, своеобразие вещи; в) сущность предмета как совокупность всех его отношений и возможностей; г) субъективную реальность организмов, д) имманентную абсолютную реальность. Внешнее обычно является необходимым условием существования и развития внутреннего. Внутреннее и внешнее вне отношения друг к другу логически бессмысленны, взаимопроникают и могут вступать между собой в диалектические противоречия. Граница между ними подвижна, а подчас и вовсе трудноуловима – она одновременно непрерывна и прерывна, виртуальна и реальна, бесконечна и конечна. Экстериоризацией называют выход внутренних сил наружу, а интериоризацией – движение извне вовнутрь, вглубь. О внутреннем часто можно судить по его внешним проявлениям. Внешнее так или иначе отражается во внутреннем. Понятием гетерономии (от греч. heteros – другой, nomos – закон) обозначают чужеродную закономерность, определяемость какого-либо явления чуждыми ему внешними законами. Противоположность гетерономии – автономия, т. е. управляемость собственной, внутренней закономерностью. Теономия – подчинение божественному закону, наполненность абсолютным Духом, опосредование церковными законами.
Механицизм, ламаркизм, географический детерминизм полагали внутреннее вторичным, производным от внешних материальных условий. Напротив, идеалистический пантеизм видит во внешнем результат действия внутренних духовных сил. Так, по Гегелю, подлинным источником становления и развития всякого наличного бытия является единство и борьба внутренних противоположностей. К этой версии примыкает «марксистский пантеизм», преимущественно объясняющий внешнее проявлением внутренних противоречий. Традиционное естествознание описывает внешний мир на языке невидимых внутренних законов природы. В истории философии противополагание имманентного и трансцендентного происходило не только в логическом смысле, аналогичном различению внутреннего и внешнего, но также результировалось в противостоянии школы имманентной философии и учений трансценденталистов. Философы-имманенты отождествляли познаваемую реальность с содержанием сознания субъекта и не признавали ее объективного существования (В. Шуппе, Р. Шуберт-Зольдерн, М. Кауфман, И. Ремке и др.). В поздней схоластике под трансцендентным подразумевали наиболее общие характеристики предметов, такие, как вещь, сущее, истинное, благое, единое; эти характеристики выходили за пределы индивидуальных свойств предметов.
В современном богословии термином «трансцендентное» обычно обозначают сверхфизическое, потустороннее, сверхъестественное, т. е. то, что непознаваемо привычными способами, однако может быть дано нашему умозрению через благодать. Часто под трансцендентным понимают такую вне нас существующую объективную реальность, которая по тем или иным причинам недоступна эмпирическому познанию и практическому воздействию. С . Л . Франк выделял трансцендирование во-вне и во-внутрь; и то и другое возможно, по его мнению, трансрациональным (мистическим) способом, с помощью особого – трансцендирующего – мыш ления. Трансцендентальное. На протяжении всего средневековья термины трасцендентное и трансцендентальное употреблялись как различные варианты обозначения одного и того же понятия. Кант отчетливо различил их: трансцендентное – основоположения, выходящие за пределы опыта и относящиеся к сфере внешнего, а трансцендентальное – основоположения, относящиеся к предпосылкам возможного опыта и входящие в сферу имманентного. В трансцендентальном часто усматривают отсвечивание трансцендентного в имманентном. Например, «трансцендентальным» можно назвать мистическое тождество небесного и земного в медиуме – в Богочеловеке, пророке, святом, сакральном предмете. В этом смысле религиозная вера также имеет трансцендентальные свойства. В ней фиксируется ситуация границы между абсолютным и релятивным, и она обладает теми же парадоксальными свойствами, что и всякое пограничное состояние. Понятие границы – одна из важнейших категорий философии религии. Ограниченность бытия человека описывается экзистенциалистами понятиями заботы, смерти, страха, тоски. По Ясперсу, в особых (граничных) ситуациях индивид особенно остро ощущает конечность и неподлинность своего существования, ясно осознает жестокость и враждебность внешнего мира, наталкивается на непреодолимые преграды вины, случайности, борьбы. По мнению Сартра, в феномене свободы выявляется незавершенность личности и ее стремление преодолеть собственную замкнутость. Д. В . Пивоваров

Источник: История философии науки и техники.