метод трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Его смысл состоит в исключении из сферы предметного рассмотрения всего эмпирического, внешнего по отношению к чистому сознанию. Утверждения, связанные с внешним восприятием, оставляются вне применения (подлежат феноменологической эпохе). В результате завершения трансцендентально-феноменологической редукции остаются лишь имманентные акты чистого сознания, которое и выступает предметом феноменологии. При этом в сферу исследования возвращается все то, что было включено в нее ранее, но уже в своей "чистой сущности".
РЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ
РЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ
Источник: Философский энциклопедический словарь
РЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ
(Reduktion, transzendentalphänomenologische) — метод, посредством которого в трансцендентальной феноменологии Гуссерля чистое сознание становится доступным для феноменологического анализа в качестве поля трансцендентального опыта. Посредством трансцендентально-феноменологической редукции естественная, природная установка человека заменяется трансцендентальной. Трансцендентально-феноменологическая редукция осуществляется при помощи эпохё (воздержания от выдвижения) генерального тезиса, т. е. тезиса о полагании мира. В результате завершения трансцендентально-феноменологической редукции остается лишь чистое сознание, потому что его полагание не зависит от генерального тезиса и по сути своей является неупраздняемым, аподиктическим. Поскольку мир, как универсум сущего, подлежащий эпохё, дается в чистом сознании как универсум его возможных интенциональных предметов, то трансцендентально-феноменологическая редукция возвращает то, что подлежало эпохё, но теперь уже в измененной, трансцендентальной установке, как ее универсальный остаток. Это касается также и чистого сознания, которое в природной установке дается как душа. Трансцендентально-феноменологическая редукция позволяет, таким образом, проводить универсальное трансцендентальное исследование конституции, т. е. дать трансцендентальное обоснование всего сущего с позиции чистого сознания.
Husserliana. В. I, III, V, VI, VII.
Husserliana. В. I, III, V, VI, VII.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961