ИДЕЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ИДЕЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ
(Idee, transzendentale) (понятие разума) — по Канту, понятие, которое имеет свой источник лишь в стремлении рассудка превзойти то, что ему дано, и которое формально превышает возможность опыта, но является необходимым для формального упорядочения понятий и знаний в совершенную науку. В качестве трех идей метафизики (трансцендентальных идей) он указывает Бога, свободу, бессмертие.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ИДЕЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ
(от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — в «критич. философии» Канта понятие чистого разума, возникающее из стремления рассудка превзойти свои возможности. И.т. — это категория, возведенная до безусловного; она относятся к такому знанию, в к-ром эмпирическое составляет лишь часть и к-рое не может полностью опираться на опыт, хотя опыт и входит в него. По Канту, рассудок посредством категориальных схем упорядочивает чувственные созерцания, организует и расширяет наше познание. Однако разум никогда не направлен прямо на опыт или на к.-л. предмет, а всегда направлен на рассудок, чтобы с помощью понятий априори придать многообразным его знаниям единство. Кант разделяет И.т. на 3 вида: душа, мир, Бог. Мыслящий субъект есть предмет психологии; совокупность всех явлений (мир) — предмет космологии; а Бог, содержащий в себе высшее условие возможности (см. Акт и Потенция) всего, что можно мыслить (сущность всех сущностей), — предмет теологии (см. Богословие). И.т. не м.б. познанием, поск. заключает в себе понятие о сверхчувственном, к-рому нельзя придать соответствующего созерцания. След-но, расширение теор. разума за пределы опыта не м.б. конститутивным принципом, благодаря к-рому были бы даны понятия к.-л. предметов, но всегда имеет регулятивное значение. Так, в отношении космологич. идей о мире в целом «регулятивный принцип» направляет и расширяет эмпирич. познание, указывает опыту путь ко всеобщим и систематич. принципам и в конечном счете формирует идеал науч. знания. Лит.: Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3; Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Там же. М., 1965. Т. 4. Ч. 1; Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург; Нижневартовск, 1999; Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX вв. М., 1989; Ойзеpман Т.И., Наpский И.С. Теория познания Канта. М., 1991; Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант: Проблемы теоретической философии. Тбилиси, 1979; Lauth R. Zur Idee der Transzendentalphilosophie. M?nchen; Salzburg, 1965; H?ffe O. Immanuel Kant. M?nchen, 1983. Р.А.Бурханов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
229.84 кб

Проблема первых понятий в философии Г. В. Лейбница: от атрибутов Бога к трансцендентальным идеям

Осминская Наталья Александровна
В статье анализируется эволюция взглядов Г.В. Лейбница на проблему первых истин, могущих послужить основой для построения всеобщей науки.
Читать PDF
284.91 кб

Идея восприимчивости к иному в трансцендентально-феноменологической традиции: от отрицания к переосм

Рябушкина Т.М.
Восприятие познающим субъектом не зависящей от него реальности, несмотря на историческое первенство и соответствие интуиции обыденного сознания, в процессе развития феноменологической теории познания утрачивает значение источника
Читать PDF
292.31 кб

Идея "живого знания" всеединства С. Л. Франкав контексте трансцендентально-феноменологических исслед

Рябушкина Т.М.
Работа посвящена ответу на вопрос о возможности реализации феноменологического проекта осмысления сознания в качестве единственной основы конституирования всего содержания человеческого опыта.