ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ
(Transzendentalismus) — исходный пункт трансцендентальной философии Канта, а также «неоидеализма» Эмерсона.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ
от лат. transcendere — переступать) — концепция, ставящая во главу угла трансцендентное или трансцендентальное. Первоначально термин использовался применительно к «трансцендентальной философии» И. Канта и Ф.В.И. Шеллинга, затем для обозначения послекантовского идеализма и любой идеалистической философии, предполагающей непременное наличие идеального или духовного в чувственном опыте. В широком и уничижительном смысле Т. называется всякая позиция, являющаяся «энтузиастической», «мистической», экстравагантной, непрактичной, порывающей со здравым смыслом и т.п.
Источник: Философия: энциклопедический словарь
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ
- американское религиозно-философское течение XIX в. (Г.Торо и Р.Эмерсон). Приняв, что "Бог ближе к людям в лесах и горах, чем в городах", трансценденталисты искали нравственную правду за пределами провинциального консерватизма и стали в активную оппозицию государству, урбанизации и индустриализации, а также церквам как социальным институтам, которые больше мешают чем помогают сближению человека с Богом. Природа была романтически истолкована как нечто мистическое, обладающее скрытой духовной жизнью и раскрывающееся навстречу тому, кто удаляется от суеты цивилизации и очищает душу простотой жизни. Глубокое единство с природой у Торо - источник этики участия человека во всецелой жизни природы.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Трансцендентализм
(Transcendentalism).
Идеалистическая философия, провозгласившая примат духовного над материальным. В силу его природы это направление трудно описать, а воззрения определить. Его крупнейший представитель в Новой Англии, Р.У.Эмерсон, называл его "сатурналией или преизбытком веры". Он писал: "То, что у нас принято называть трансцендентализмом, на самом деле идеализм; идеализм, как он сложился к 1842 году ". Эта характеристика подчеркивает два основных элемента направления обостренное духовное сознание и интерес к разным формам философского идеализма, именно поэтому трансцендентализм так трудно описать.
Трансцендентализм нельзя назвать хорошо организованным и четко очерченным движением. Скорее это было свободное объединение писателей, проповедников и профессоров, связанных друг с другом взаимной неприязнью к унитарианской ортодоксии, стремлением освободить американскую культуру и духовную жизнь от засилия прошлого и общей верой в неограниченные возможности американской демократии. Между 1835 и 1860гг. неподалеку от Конкорда (шт. Массачусетс) трансценденталисты создали некое свободное объединение, а не сплоченную группу.
Трудно назвать одного определенного лидера движения. Считается, что крупнейшим представителем трансцендентализма был Эмерсон (180382), а само движение возникло вместе с появлением его книги "Природа" (1836). В течение двух следующих десятилетий появились новые труды Эмерсона, а также стихи, эссе и книги других представителей движения Г. Торо (181762), О. Браунсона (180376), А.Б. Олкотта (17991888), М. Фуллер (181050), Дж. Рипли (180280) и Т. Паркера (181060). Эти люди и их сподвижники не создали официальной организации, но объединились в неформальную дискуссионную группу и назвали ее "Трансцендентальным клубом ". Они издавали свой литературный и философский жл The Dial ("Циферблат") и организовали экспериментальную утопическую коммуну БрукФарм.
Для всех участников этого движения характерна одна общая черта: почти все они наследники унитарианства. Это, вероятно, больше, чем все остальное, объясняет становление трансцендентализма и его возрастающее значение для американской культуры. Трансценденталисты порвали с унитарианством по двум причинам. Вопервых, они возражали против приверженности унитариев к некрым особенностям христианской истории и догматики. Эмерсон называл эту приверженность "пагубным" преувеличением "личного, утвердительного, обрядового" и противопоставлял ему прямое богообщение без посредничества Св. Писания и традиции. Вовторых, трансценденталистов удручало бесплодие веры и культа в унитарианских церквях. Торо утверждал, что не грех человека, а скука и усталость "стары, как Адам". Американский Адам, скованный узами предания, должен сменить их на свободный поиск "старые дела для старых людей, а новые дела для новых ".
Трансцендентализм пытался вновь привить американскому сознанию пламенный пуританский дух. К кон. XVIII в. этот энтузиазм, с присущими ему радостями и борьбой, затих или осел на задворках американской духовной жизни. Трансценденталисты первыми выступили с протестом против гражданской религии в Америке. Их надежды не сбылись многие из них ожидали полного перерождения американской общественной и духовной жизни на основе принципов идеализма. Тем не менее трансцендентализм еще долго влиял на умы. Перед Гражданской войной многие трансценденталисты активно участвовали в аболиционистском движении, а в последующие десятилетия их протест против современного общества воодушевлял различные движения и отдельных людей. К примеру, Г. Форд, полагавший, что "история это кормушка для скота ", говорил, что его любимое чтение эссе Эмерсона, и находил поддержку в презрении трансценденталистов к условностям и почтении к полагающейся лишь на себя силе. Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг черпали силы из знаменитого эссе Торо " Гражданское неповиновение".
Вероятно, еще важнее то, что трансцендентализм ознаменовал первую серьезную попытку в американской истории сохранить духовный опыт и богатство веры без опоры на ее базисные верования. Утверждая коренную невиновность человека, заменяя всякую форму откровения непосредственной интуицией о Боге или истине и предсказывая человечеству бесспорную славу, трансцендентализм прокладывал путь многим романтическим представлениям о природе и судьбе человека, определившим американскую духовную жизнь в последние сто лет.
R.Lundin (пер.А.К.) Библиография: P. Miller, "From Edwards to Emerson", NEQ 13:587617, and (ed.) The Transcendentalists: An Anthology; O.B. Frothingham, Transcendentalism in New England: A History; F.O. MMhiessen, American Renaissance: Art and Expression in the Age of Emerson and Whitman; L. Buell, Literary Transcendentalism: Style and Vision in the American Renaissance; 3. Myerson, The New England Transcendentalists and The Dial.
См. также: Эмерсон, Ральф Уолдо.
Идеалистическая философия, провозгласившая примат духовного над материальным. В силу его природы это направление трудно описать, а воззрения определить. Его крупнейший представитель в Новой Англии, Р.У.Эмерсон, называл его "сатурналией или преизбытком веры". Он писал: "То, что у нас принято называть трансцендентализмом, на самом деле идеализм; идеализм, как он сложился к 1842 году ". Эта характеристика подчеркивает два основных элемента направления обостренное духовное сознание и интерес к разным формам философского идеализма, именно поэтому трансцендентализм так трудно описать.
Трансцендентализм нельзя назвать хорошо организованным и четко очерченным движением. Скорее это было свободное объединение писателей, проповедников и профессоров, связанных друг с другом взаимной неприязнью к унитарианской ортодоксии, стремлением освободить американскую культуру и духовную жизнь от засилия прошлого и общей верой в неограниченные возможности американской демократии. Между 1835 и 1860гг. неподалеку от Конкорда (шт. Массачусетс) трансценденталисты создали некое свободное объединение, а не сплоченную группу.
Трудно назвать одного определенного лидера движения. Считается, что крупнейшим представителем трансцендентализма был Эмерсон (180382), а само движение возникло вместе с появлением его книги "Природа" (1836). В течение двух следующих десятилетий появились новые труды Эмерсона, а также стихи, эссе и книги других представителей движения Г. Торо (181762), О. Браунсона (180376), А.Б. Олкотта (17991888), М. Фуллер (181050), Дж. Рипли (180280) и Т. Паркера (181060). Эти люди и их сподвижники не создали официальной организации, но объединились в неформальную дискуссионную группу и назвали ее "Трансцендентальным клубом ". Они издавали свой литературный и философский жл The Dial ("Циферблат") и организовали экспериментальную утопическую коммуну БрукФарм.
Для всех участников этого движения характерна одна общая черта: почти все они наследники унитарианства. Это, вероятно, больше, чем все остальное, объясняет становление трансцендентализма и его возрастающее значение для американской культуры. Трансценденталисты порвали с унитарианством по двум причинам. Вопервых, они возражали против приверженности унитариев к некрым особенностям христианской истории и догматики. Эмерсон называл эту приверженность "пагубным" преувеличением "личного, утвердительного, обрядового" и противопоставлял ему прямое богообщение без посредничества Св. Писания и традиции. Вовторых, трансценденталистов удручало бесплодие веры и культа в унитарианских церквях. Торо утверждал, что не грех человека, а скука и усталость "стары, как Адам". Американский Адам, скованный узами предания, должен сменить их на свободный поиск "старые дела для старых людей, а новые дела для новых ".
Трансцендентализм пытался вновь привить американскому сознанию пламенный пуританский дух. К кон. XVIII в. этот энтузиазм, с присущими ему радостями и борьбой, затих или осел на задворках американской духовной жизни. Трансценденталисты первыми выступили с протестом против гражданской религии в Америке. Их надежды не сбылись многие из них ожидали полного перерождения американской общественной и духовной жизни на основе принципов идеализма. Тем не менее трансцендентализм еще долго влиял на умы. Перед Гражданской войной многие трансценденталисты активно участвовали в аболиционистском движении, а в последующие десятилетия их протест против современного общества воодушевлял различные движения и отдельных людей. К примеру, Г. Форд, полагавший, что "история это кормушка для скота ", говорил, что его любимое чтение эссе Эмерсона, и находил поддержку в презрении трансценденталистов к условностям и почтении к полагающейся лишь на себя силе. Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг черпали силы из знаменитого эссе Торо " Гражданское неповиновение".
Вероятно, еще важнее то, что трансцендентализм ознаменовал первую серьезную попытку в американской истории сохранить духовный опыт и богатство веры без опоры на ее базисные верования. Утверждая коренную невиновность человека, заменяя всякую форму откровения непосредственной интуицией о Боге или истине и предсказывая человечеству бесспорную славу, трансцендентализм прокладывал путь многим романтическим представлениям о природе и судьбе человека, определившим американскую духовную жизнь в последние сто лет.
R.Lundin (пер.А.К.) Библиография: P. Miller, "From Edwards to Emerson", NEQ 13:587617, and (ed.) The Transcendentalists: An Anthology; O.B. Frothingham, Transcendentalism in New England: A History; F.O. MMhiessen, American Renaissance: Art and Expression in the Age of Emerson and Whitman; L. Buell, Literary Transcendentalism: Style and Vision in the American Renaissance; 3. Myerson, The New England Transcendentalists and The Dial.
См. также: Эмерсон, Ральф Уолдо.
Источник: Теологический энциклопедический словарь