ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Идеализм трансцендентальный
, или феноменологический, – доктрина, считающая, что все существующее является результатом конституирующей деятельности трансцендентального сознания.

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

ИДЕАЛИЗМ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
(Idealismus, transzendentaler) — основное учение Канта, согласно которому постигаемы не вещи в себе, а вещи лишь как явления, в частности всякому опыту, оформленному в понятия, присуща лишь реальность восприятия, т. е. «эмпирическая реальность», но в то же время ему (опыту) как явлению, и в частности априорным или категориальным составным частям его как понятия, присуща «трансцендентальная идеальность» (см. Трансценденция.).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
особый вид философского идеализма, представленный Кантом и его продолжателями, утверждающий, что мы постигаем не «вещи в себе», а вещи лишь как явления, ибо всякому опыту, оформленному в понятия, присуща только реальность восприятия, т.е. эмпирическая реальность. Трансцендентальный идеализм (он же критический идеализм) доказывает, что условием возможности истин являются априорные формы сознания, и исследует вопрос о преемственности этих форм как внутри опыта, так и за его пределами.

Источник: Тематический философский словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
особый вид философского идеализма, представленный Кантом и его продолжателями. Термин происходит от лат. слова transcendentalis, к-рым в схоластической философии обозначались понятия, возвышающиеся над всеми мыслимыми категориями и родами. По Канту, весь предшествующий ему идеализм развивал учение о бытии “догматически”, т. е. не исследуя предварительно условий и самой возможности безусловно всеобщих и безусловно необходимых истин. Кант полагал, что теоретическая философия (“метафизика”) должна объяснить, как возможны такие истины в науке (математика, естествознание) и возможны ли они в философии. Эти объяснения и призван дать, по Канту, Т. и. (он же “критический” идеализм), в к-ром доказывается, что условием возможности таких истин являются априорные формы сознания, и исследуется вопрос о применимости этих форм как внутри опыта, так и за его пределами. Соответственно этому пониманию ряд теоретических построений в “Критике чистого разума” Канта получил название “трансцендентальных” (напр., “трансцендентальная эстетика”, “трансцендентальная логика”).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Трансцендентальный идеализм

(transzendentale Idealismus - нем.)
Термин кантовской философии. В широком смысле употребляется в
качестве одного из синонимов критической философии. В узком и более
точном смысле, учение о субъективной природе пространства и времени как
априорных формах чувственности. Трансцендентальная идеальность
пространства и времени есть констатация того, что пространственно-
временные качества не присущи вещам самим по себе (термин
"трансцендентальный" означает в данном случае "относящийся к вещам
вообще"). Трансцендентальный идеализм - один из краеугольных камней
критической философии Канта. Именно на учении о субъективной природе
чувственности базируется различение между явлениями и вещами самими
по себе. В то же время, концепция трансцендентального идеализма не
исчерпывает существо критической философии Канта, так как эта
концепция напрямую не связана с центральным вопросом критицизма о
возможности априорных синтетических суждений (в особенности, если речь
идет о рассудочных суждениях такого рода). Впервые учение о субъективной
природе пространства и времени было изложено Кантом в диссертации 1770
г., за 11 лет до выхода в свет "Критики чистого разума". В предшествовавший
период Кант придерживался принципиально иных взглядов на
пространство и время, считая, что они конституируются отношениями
между вещами. Поводом для радикального изменения позиции Канта
послужило исследование им проблемы так называемых "неконгруэнтных
подобий", итогом которого оказалось признание Кантом в 1768 г.
реальности абсолютного пространства, ранее отвергавшегося им. Однако
чтобы избежать трудностей Ньютоновой теории абсолютного пространства,
Кант счел необходимым "переместить" его (а заодно и время) в сферу
субъективных познавательных способностей. В "Критике чистого разума"
Кант предлагает целую систему доказательств истинности концепции
трансцендентального идеализма. Она включает в себя "метафизические"
(основанные на непосредственном узрении субъективной и созерцательной
природы пространства и времени) и "трансцендентальные" (если не считать
пространство и время субъективными формами чувственности, то
невозможно объяснить существование строгого математического знания)
аргументы. Косвенным доказательством верности данной концепции Кант
признает выявленную им антитетику чистого разума. Избежать
разрушительных противоречий разум может лишь признав различение
явлений и вещей самих по себе, которое подразумевает принятие идеи
трансцендентального идеализма. Трансцендентальный, или "формальный"
идеализм противопоставляется Кантом "материальному" идеализму,
признающему в своей "догматической" ипостаси реальность только наших
перцепций и тем самым отрицающему различие между вещами самими по
себе и явлениями, или же ставящим под сомнение реальность вещей,
стоящих за перцепциями ("проблематический идеализм"). В опровержении
"материального" идеализма Кант видел одну из заслуг критической
философии.

Источник: Термины кантовской философии

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
transzendentaler Idealismus) — философское учение И. Канта, гносеологически обосновывающее его систему метафизики, которую он противопоставлял всем иным метафизическим системам (см. Трансцендентальное). По Канту, «трансцендентальная философия должна сначала решить вопрос о возможности метафизики и, следовательно, должна ей предшествовать» (Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. Соч. в 6т., т. 4, ч. l. M., 1965, с. 54). Однако наряду с этим определением трансцендентального идеализма как введения в метафизику, ее пропедевтики, Кант характеризует его также в «Критике чистого разума» как составную часть своей метафизической системы, которая «состоит из трансцендентальной философии и физиологии разума» (Соч. в 6 т., т. 3, M., 1964, с. 688). Выражением «физиология разума» Кант обозначает метафизику природы и метафизику нравов, поскольку обе эти части его философии исходят из априорных основоположений рассудка и разума. Основные положения трансцендентального идеализма изложены Кантом в «Критике чистого разума», в которой утверждается: «Все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как явления, т. е. только представления, которые в том виде, как они представляются нами, а именно как протяженные сущности или ряды изменений, не имеют существования сами по себе, вне нашей мысли. Это учение я называю трансцендентальным идеализмом» (Соч., т. 3, с. 450—451). Понятие трансцендентального играет определяющую роль в построении системы Канта. В учении о познании он излагает трансцендентальное учение о чувственности как источнике знания, трансцендентальное учение о рассудочном познании, формирующем как априорное, так и опытное знание; трансцендентальное учение о разуме, являющемся источником основных идей кантовской метафизики, которую он называет трансцендентальной метафизикой. Учение об априорно-трансцендентальном познании предполагает, согласно Кашу, отличную от обычной, формальной логики трансцендентальную логику, которая отвлекается «не от всякого содержания познания», а исследует априорное содержание в наших знаниях, исключая «все знания с эмпирическим содержанием» (там же, с. 157). Поскольку априорными суждениями являются, по Канту, лишь суждения, которым присущи строгая необходимость и всеобщность, трансцендентальная логика предвосхищает диалектическую логику Гегеля.
Одной из основных проблем трансцендентальной логики является проблема применения априорных категорий к чувственным данным, т. е. формирование опытного знания. Это применение становится возможным, поскольку допускается «посредствующее представление», т. е. нечто среднее между априорными понятиями и эмпирическими созерцаниями. Таким посредствующим представлением является время, т. к. оно, с одной стороны, чувственно, а с другой — априорно. Понятие времени включается Кантом в определение категорий. Этот процесс именуется трансцендентальным схематизмом. Одним из важнейших условий познавательного процесса является тождество сознания познающего субъекта. Условием эмпирического тождества сознания, т. е. самосознания, является, согласно Канту, априорное тождество самосознания, которое Кант называет трансцендентальным единствам апперцепции. Учение Канта о разуме как источнике метафизических идей именуется трансцендентальной диалектикой, характеризуемой как логика заблуждений, в которые неизбежно впадает разум, поскольку он в силу своей природы стремится придать своим априорным идеям объективное содержание, т. е. доказать существование того, что мыслится в этих идеях. Такими идеями чистого, т. е. независимого от чувственности, разума являются: идея бессмертия, идея мира как целого, идея свободы как действия, предшествующего причинному ряду, идея Бога. Трансцендентальное применение психологической, космологической и теологической идей состоит в том, что они синтезируют все многообразие знания, доставляемого рассудком. Что касается трансцендентальной идеи свободы, то она образуе г основу нравственности, т. е. в отличие от других идей разума подтверждается самим фактом существования нравственности, которая была бы невозможна без свободы воли. Трансцендентальные идеи чистого разума никоим образом не указывают на существование того, что в них мыслится, т. к. трансцендентная реальность принципиально непознаваема. Однако эти идеи образуют основы веры чистого разума, религиозной веры, источником которой является чистое нравственное сознание.
Трансцендентальный идеализм Канта получает дальнейшее развитие в «Критике практического разума» и «Критике способности суждений». Он составляет, т. о., основу не только кантовской метафизики природы, но и его метафизики нравов. Непосредственный продолжатель учения Канта — Фихте, характеризуя свою систему, утверждает: «Наукоучение есть трансцендентальный идеализм» (Соч., т. 1. СПб., 1993, с. 501). Шеллинг, стремясь кразвитию идей Канта и Фихте, провозглашает: «Трансцендентальная философия берется объяснить, как возможно знание вообще, исходя из того, что субъективный момент в последнем принимается в качестве руководящего или первичного» (Система трансцендентального идеализма, 1800, рус. пер. 1936. Л., 1936, с. 19). Идеи трансцендентального идеализма получают свое развитие и в философии 20 в. См. лит. к ст. Кант.
Т. И. Ойзерман
Опираясь на разъяснения Канта относительно понятия «трансцендентальное», Гуссерль придал ему более широкий и радикальный смысл. В книге «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» он писал: «Слово «трансцендентальная философия» со времен Канта получило распространение как всеобщее обозначение для универсального философствования, которое ориентируется на кантовский его тип. Я сам употребляю слово «трансцендентальный» как обозначение оригинального мотива, который через Декарта придал смысл всем философиям Нового времени и во всех них, так сказать, возвращается к самому себе, стремясь обрести чистую форму [своих] задач и [своего] систематического воздействия. Этот мотив — возврат к вопросу о последнем источнике всех познавательных образований, осмысление познающим самого себя и своей познающей жизни, в которой все имеющие для него значимость научные формообразования проявляются какцелеполагающие, сохраняются как унаследованные, как такие, которые поступили, или поступят в будущем, в свободное распоряжение [всех]» (Husseriiana, Bd. VI. Den Haag, 1956, S. 100). «Источник» трансцендентализма, по словам Гуссерля, — это «Я-сам (Ich-Selbst) с моей совокупной действительной или возможной познавательной жизнью, включая мою конкретную жизнь вообще». Гуссерль признает, что это «всеобщее понятие трансцендентального» нельзя получить на пути «документального» изложения историко-философского материала, что оно получено им из «углубления в понятие, унаследованное единой историчностью совокупного философского развития Нового времени» (ibid., S. 101). «Вычитываемый» Гуссерлем в истории новоевропейской философии от Декарта до Канта «радикальный трансцендентальный субъективизм» (ibid.) и можно считать содержательным синонимом более позднего понятия «трансцендентализм», наиболее последовательной реализацией которого Гуссерль считает свою философию. Немало представителей феноменологии поддержало эту тенденцию, другие же, принимая в принципе кантовский или гуссерлевский априоризм, отвергли его крайние предпосылки и выводы. M Шелер призывал к тому, чтобы феноменологический априоризм очищал себя от связей «со всякого рода идеализмом, субъективизмом, учением о спонтанности, трансцендентализмом, т. н. «коперниканской точкой зрения» Канта, рационализмом и формализмом...» (Избр. произв. М-, 1994, с. 203; см. также с. 229).Согласно Шелеру, Я «ни в каком возможном смысле не является условием предмета. Напротив, оно само есть предмет среди предметов; и его тождественность существует лишь постольку, поскольку тождество есть сущностный признак предмета» (SchelerM. Der Formalismus in der Ethik und die materielle Wertethik. Bern, 1966, S. 375).
H. В. Мотрошшова

Источник: Новая философская энциклопедия