ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ
- в схоластике: свойства, присущие всем вещам, какой бы они ни были природы. Фома Аквинский настаивал, что их всего 6: реальность (res), бытие (ens), истина (verum), благо (bonum), чтойность (aliquid) и единство (unum). Названы они были так потому, что не укладываются в систему Аристотелевых категорий.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ
позднелат. transcendentia, или transcendentalia, от лат. transcendens - переступающий, выходящий за пределы), понятие ср.-век. схоластики, обозначающее наиболее универсальные, высшие определения бытия. Еще Аристотель привнавал особое место подобных понятий, не объединяя их, однако, в особую группу. Ср.-век. философы объединяли под термином «Т.» понятия, возвышающиеся над аристотелевскими категориями: сущее (ens), единое (unum), истинное (verum), благое (bonum) и др. В учении Альберта Великого о Т. единое, истина и благо вводятся как первые и существ. определения бытия; у Фомы Аквинского бытие характеризуется теми же предельными понятиями. Детальное учение о Т. разработал Дунс Скот, к-рый выделял, кроме бытия, два важнейших класса Т.: 1) простые - единое, истинное, благое, и 2) разделительные - случайное и необходимое, действительное и возможное. Понятие Т. по своему происхождению родственно таким понятиям, как трансцендентный и трансцендентальный.
Источник: Советский философский словарь
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ
(от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — возникшее в ср.-век. схоластике понятие, к-рое обозначало наиболее универсальные, высшие определения бытия — «сущее» («ens»), «единое» («unum»), «истинное» («verum»), «благое» (bonum) и др. Так, у Альберта Великого и Фомы Аквинского Единое, Истина и Благо понимались как первые и существенные определения бытия. Иоанн Дунс Скотт выделял, кроме Бытия (Сущего), два важнейших класса Т.: 1) простые — Единое, Истинное, Благое; 2) разделительные — Бесконечное и Ограниченное, Необходимое и Случайное, Действительное и Возможное и т.д. Т.о., трансцендентальные предикаты схоласт. философии представляли собой логич. требования и критерии познания вещей вообще. «Unitas transcendentalis » означает «трансцендентальное единство в отношении свойств, определяющих сущность вещи», «veritas transcendentalis» — «упорядочение признаков, присущих к.-л. вещи», а «bonitas transcendentalis » — «полноту (совершенство) в многообразном, их единство» и т.д. С т.зр. ср.-век. мыслителей, Т. прежде всего явл. свойствами, предикатами Бога, а метафизика — наукой о Т. Лит.: Иоанн Дунс Скотт. Избранное. М., 2001; Фома Аквинский. Сумма теологии. Киев; М., 2002. Ч. 1; Он же. Соч. М., 2002; Жильсон Э. Философия в Средние века: От истоков патристики до конца XIV в. М., 2004; Eisler R. Transzendentalia // Eisler R. Kant-Lexikon. Nachschlagewerk zu Kants S?mtlichen Schriften / Briefen und handschriftlichem Nachlass. Berlin, 1930; Philonenko A. Le transcendantal et la pens?e moderne: Etudes d’histoire de la philosophie. P., 1990. Р.А.Бурханов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ
выходящие за пределы десяти аристотелевских категорий (см.: Категории) наиболее общие характеристики всякого сущего, универсальные свойства бытия. Учение о Т. сложилось в средние века (16 в.) и играло определенную роль вплоть до 18 в. У истоков этого учения стоят Филипп Канцлер, Роланд из Кремоны, Александр Гэльский, Альберт Великий, опиравшиеся, в свою очередь, на сочинения Аристотеля, Авиценны и Дионисия Ареопагита. Классическая интерпретация Т. восходит к Фоме Аквинско-му, выделявшему и упорядочивавшему определенным образом шесть Т.: сущее (ens), единое (unum), истинное (verum), благое (bonum), вещь (res), нечто (aliquid). Указанные Т. являлись сопряженными с сущим характеристиками (passiones convertibiles). Другую группу Т. составляли разделительные трансцендентальные атрибуты сущего (passiones entis disi-unctae), нашедшие свое развитие в философии Дунса Скота и его последователей: необходимое — возможное, конечное — бесконечное, простое — составное, акт — потенция, единое — множественное, причина — причиняемое, субстанция — акциденция, первичное — вторичное и др. Дизъюнкция атрибутов равнозначна сущему, как и любая из сопряженных с ним простых Т. С течением времени вес разделительных трансцендентальных атрибутов сущего снижается, а из простых сопряженных с сущим Т. остаются и воспроизводятся лишь единое, истинное и благое (X. Вольф, А.Г. Баумгартен и др.); в таком виде тройка Т. вошла в произведения философов 19 и 20 вв.
О Круглое А.Н. Понятие трансцендентального у И. Канта: предыстория вопроса и проблемы интерпретации // Вопросы философии. 1999. № II; Lay R. Passiones entis disiunctae. Ein Beitrag zur Problemgeschichte der Transzendentalienlehre // Theologie und Philosophic. 1967. № 42; Hinske N. Verschiedenheit und Einheit der transzendentalen Philosophic // Archiv fur Be-griffsgeschichte. Bonn, 1970. Bd 14. А.Н. Круглое
О Круглое А.Н. Понятие трансцендентального у И. Канта: предыстория вопроса и проблемы интерпретации // Вопросы философии. 1999. № II; Lay R. Passiones entis disiunctae. Ein Beitrag zur Problemgeschichte der Transzendentalienlehre // Theologie und Philosophic. 1967. № 42; Hinske N. Verschiedenheit und Einheit der transzendentalen Philosophic // Archiv fur Be-griffsgeschichte. Bonn, 1970. Bd 14. А.Н. Круглое
Источник: Философия: энциклопедический словарь
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ
nominatranscendentia, passiones convertibiles, passiones disiunctae) — выходящие за пределы десяти аристотелевских категорий как высших родов бытия наиболее общие характеристики всякого сущего. Учение о трансценденталиях сложилось в Средние века и играло определенную роль вплоть до 18 в. У его истоков стоят Филипп Канцлер, Роланд из Кремоны, Александр Гэльский и Альберт Великий, опиравшиеся в свою очередь на Аристотеля (тезисы о тождестве сущего и единого, определение единого как неделимого, представление о благе как о том, что находится во всех категориях, утверждение такой же многозначности блага как и сущего), Авиценну (понятия вещи и нечто) и Дионисия Ареопагита (учение о благе и сущем).
Филипп Канцлер исследовал три общих состояния сущего: истинное, благое и единое; все они являются «самыми общими» и взаимозаменимыми (convertibis). Если Аристотель через отрицание определил единое, то Филипп совершил подобную операцию и в отношении остального «самого общего»: единое есть отрицание неделимости, истинное есть отрицание неделимости с точки зрения бытия и того, что существует, благое же есть отрицание делимости с точки зрения акта и потенции. Роланд из Кремоны дополнил эти три классические характеристики еще двумя: вещью и нечто, назвав их «transcendentes». Александр Гэльский назвал равнозначные с сущим свойства «intentiones» или «determinationes entis». Альберт Великий утверждал, что только сущее как сущее есть собственный предмет первой философии, поскольку она имеет дело с «prima» и «transcendentia».
Классическая интерпретация трансценденталий принадлежит Фоме Аквинскому, выделявшему шесть трансценденталий (nomina transcentia). К понятию сущего как началу некоторые понятия прибавляются не как субстанции, а как универсальные модусы, сопровождающие всякое сущее. Эти модусы можно рассматривать как сопровождающие всякое сущее как таковое и как сопровождающие одно сущее в его отношении к другому сущему; оба этих способа рассмотрения в свою очередь можно исследовать утвердительно или отрицательно. Тем самым Фома приходит к понятию вещи (некое сущее без его отношения к другому сущему), единого (неделимости), нечто (отделенность одного сущего от другого), блага (схождение сущего с желанием) и истины (схождение сущего с интеллектом). Все трансценденталий выходят за границы категорий и являются сопротяженными с сущим характеристиками; в дальнейшем они получили название passiones convertibiles. Среди трансценденталий Фома устанавливает следующий порядок: сущее, единое, истинное, благое. Если благое и истинное рассматриваются сами по себе, то благое следует за истинным, если же истинное и благое рассматриваются с точки зрения того, чему они сообщают совершенство, то, наоборот, истинное следует за благим. О благе говорят в отношении к целевой причине, об истине — в отношении к причине формальной. Сущее и благо являются сопротяженными, эквивалентными, что справедливо и для истины и сущего. Хотя Фома неоднократно перечислял и обсуждал все шесть понятий, сама терминология устоялась благодаря сочинению Псевдо-Фомы «De natura generis»; освященные авторитетом Фомы, эти трансценденталии стали всеобщим достоянием схоластической метафизики.
Дальнейшее развитие учение о трансценденталиях нашло у Дунса Скота, особое внимание уделявшего отношениям (см. Трансцендентальное отношение). Помимо простых трансценденталии им вводятся разделительные трансцендентальные атрибуты (passiones disiunctae), которые разбиваются на пары; каждая пара равнозначна сущему, так же как и простая трансценденталия, в отдельности же член пары сущему не равнозначен. К их числу относятся необходимое—возможное, конечное—бесконечное, простое—составное, акт—потенция, единое—множественное, причина—причиняемое, субстанция—акциденция, первичное—вторичное и др.; центральное же положение занимает бесконечность. Для Дунса, как и для Фомы, трансцендентальные атрибуты означают то, что нельзя определить с помощью какого-либо рода, общего, т. е. надкатегориальное. Дунс определяет метафизику, изучающую трансцендентальные атрибуты, «трансцендентной наукой»; тем самым трансценденталии стали превращаться в господствующий предмет метафизики.
Учение о трансценденталиях нашло свое применение и при обсуждении проблем логики в работах Армана де Бовдара, Иоганна Жерсона, Петра Татаретуса, Франциска Майрона; последний посвятил проблеме трансценденталии специальный трактат «Tractatus De Transcendentibus». Трактат «De Transcendentibus» написал и Крисмус Явеллус; в нем он придерживается шести известных трансценденталии. Основополагающее значение играют трансценденталии в работах Мейстера Экхарта. Сущее или бытие, единое, истинное, благое Мейстер Экхарт считал свойственными только Богу; на основе учения о трансценденталиях он пытался философски прояснить Божественную Троицу В отличие от средневековых мыслителей, следовавших в определении трансцендентального единства за Аристотелем, Мейстер Экхарт определяет его как отрицание отрицания. Учение о трансценденталиях неоднократно подвергалось критике, в частности, Лоренцо Валлой и Спинозой. Валла отрицал трансцендентальность известных трансценденталии и признавал ее только за понятием вещи. Спиноза считал трансценденталии наиболее смутными идеями, возникающими в силу переступания того числа образов, которые человек способен образовывать в себе отчетливо; трансценденталии относятся к тому роду познания, который является единственной причиной ложности. Дж. Вико особо подчеркнул сопротяженность истинного и благого и выдвинул примыкающий к учению о трансценденталиях тезис о сопротяженности истины и факта.
Для последующей истории учения о трансценденталиях исключительно важным оказался отказ Суареса от трансцендентальных разделительных атрибутов и сведение всех трансценденталии к трем: единому, истинному и благому С течением времени эти три трансценденталии стали воспроизводиться чаще, чем шесть трансценденталии, идущих от Фомы (Т. Кампанелла, Р. Гокель и др.). В немецкой протестантской философии учение о трансценденталиях стало превращаться в замкнутую трансцендентальную теорию (И. Шарф, Ф. А. Аэпинус и др.). Как у Дунса и Суареса, трансценденталии являлись в ней преимущественным предметом метафизики, а не логики (И. Г. Альстед, Я. Томазий и др.). Число трансценденталии постоянно увеличивалось; это привело к тому, что весь материал метафизики со временем стал трансцендентальным. В связи с этим возникала проблема упорядочивания трансценденталии, которую решали, напр., Альстед и К. Шайблер. Расширение сферы трансцендентального привело в конце концов к дискредитации учения о трансценденталиях.
Кризис учения о трансценденталиях заметен в метафизике Хр. Вольфа, Хр. Ф. Баумайстера, А Е Баумгартена. Онтологическая функция трансцендентального, свойственная средневековому учению о трансценденталиях, у них сильно ослаблена; из традиционных трансценденталии под влиянием Суареса сохраняются только истинное, единое и благое; тем самым из центральной темы метафизики трансценденталии превратились в периферийную. В таком виде это учение было воспринято И. Кантом, подвергнувшим его критике. Однако известная тройка трансценденталии, равно как и проблема трансценденталии, сохранилась и в 20 в. (М. Фуко, Б. И. Лонерганидр.).
См. также ст. Трансцендентальное, Трансцендентное, Трансцендентальный метод.
Соч.: S. Thomas Aquinatis. De veritate.— Idem. Quaestiones disputatae ad fidem optiniarum editonum, t. 3. Parisus, 1884; Валла Лоренцо. Перекапывание всей диалектики вместе с основаниями всеобщей философии.— В кн.: Он же. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989; Спиноза Б. Этика. СПб., 1993; Суарес Ф. Предисловие к книге «Метафизические рассуждения» и 1 раздел первого рассуждения «О природе первой философии или метафизики».— В кн.: Историко-философский ежегодник 1987. М-, 1987; Христиана Бавмейстера Метафизика с латинского. М., 1808; Baumgarten A. G. Metaphysica. Hildesheim, 1963; Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.
Лит.: Knittermeyer H. Der Terminus transzendental in seiner historischen Entwicklung bis zu Kant. Marburg, 1920; Schulemann G. Die Lehre von den Transcendentalien in der scholastischen Philosophie. Lpz., 1929; HinskeN. Die historischen forlagen der Kantischen Transzendentalphilosophie.— Archiv fur Begrinsgeschichte, Bd. 12. Bonn, 1968; Idem. Verschiedenheit und Einheit der transzendentalen Philosophie.— Ibid., Bd. 14. Bonn, 1970; Lay R. Passiones entis disiunctae. Ein Beitrag zur Problemgeschichte der Transzendentalienlehre.— Theologie und Philosophie, 1967, N 42; Barthleln K. Die Transzendentalienlehre der alten Ontologie, I.Teil: Die Transzendentalienlehre im Corpus Aristotelicam. B.—N. Y, 1972; Idem. Von der «Transzendentalphilosophie der Alten» zu der Kants.— Archiv fur Geschichte der Philosophie, 1976; N 58; Albert K. Meister Eckharts These vom Sein. Untersuchungen zur Metaphysik des Opus tripartitum. Saarbrucken, 1976; Woller A. B. The Transcendentals and their Function in the Metaphysics of Duns Scotus. St. Bonaventure, 1946; Honnefelder L. Scientia transcendens. Die formale Bestimmung der Seiendheit und Realitat in der Metaphysik des Mittelalters und der Neuzeit (Duns Scotus — Suarez — Wiiff— Kant — Pierce). Hamb., 1990; Heidegger M. Die Kategorien- und Bedeutungslehre des Duns Scotus.— Idem. Gesamtausgabe, Abt. l, Bd. l. Fr./M., 1978; Круглое A. H. Понятие трансцендентального у И. Канта: предыстория вопроса и проблемы интерпретации.— «ВФ», 1999, № 11. См. также лит. к ст. Трансцендентальное, Трансцендентное.
А. Н. Круглое
Филипп Канцлер исследовал три общих состояния сущего: истинное, благое и единое; все они являются «самыми общими» и взаимозаменимыми (convertibis). Если Аристотель через отрицание определил единое, то Филипп совершил подобную операцию и в отношении остального «самого общего»: единое есть отрицание неделимости, истинное есть отрицание неделимости с точки зрения бытия и того, что существует, благое же есть отрицание делимости с точки зрения акта и потенции. Роланд из Кремоны дополнил эти три классические характеристики еще двумя: вещью и нечто, назвав их «transcendentes». Александр Гэльский назвал равнозначные с сущим свойства «intentiones» или «determinationes entis». Альберт Великий утверждал, что только сущее как сущее есть собственный предмет первой философии, поскольку она имеет дело с «prima» и «transcendentia».
Классическая интерпретация трансценденталий принадлежит Фоме Аквинскому, выделявшему шесть трансценденталий (nomina transcentia). К понятию сущего как началу некоторые понятия прибавляются не как субстанции, а как универсальные модусы, сопровождающие всякое сущее. Эти модусы можно рассматривать как сопровождающие всякое сущее как таковое и как сопровождающие одно сущее в его отношении к другому сущему; оба этих способа рассмотрения в свою очередь можно исследовать утвердительно или отрицательно. Тем самым Фома приходит к понятию вещи (некое сущее без его отношения к другому сущему), единого (неделимости), нечто (отделенность одного сущего от другого), блага (схождение сущего с желанием) и истины (схождение сущего с интеллектом). Все трансценденталий выходят за границы категорий и являются сопротяженными с сущим характеристиками; в дальнейшем они получили название passiones convertibiles. Среди трансценденталий Фома устанавливает следующий порядок: сущее, единое, истинное, благое. Если благое и истинное рассматриваются сами по себе, то благое следует за истинным, если же истинное и благое рассматриваются с точки зрения того, чему они сообщают совершенство, то, наоборот, истинное следует за благим. О благе говорят в отношении к целевой причине, об истине — в отношении к причине формальной. Сущее и благо являются сопротяженными, эквивалентными, что справедливо и для истины и сущего. Хотя Фома неоднократно перечислял и обсуждал все шесть понятий, сама терминология устоялась благодаря сочинению Псевдо-Фомы «De natura generis»; освященные авторитетом Фомы, эти трансценденталии стали всеобщим достоянием схоластической метафизики.
Дальнейшее развитие учение о трансценденталиях нашло у Дунса Скота, особое внимание уделявшего отношениям (см. Трансцендентальное отношение). Помимо простых трансценденталии им вводятся разделительные трансцендентальные атрибуты (passiones disiunctae), которые разбиваются на пары; каждая пара равнозначна сущему, так же как и простая трансценденталия, в отдельности же член пары сущему не равнозначен. К их числу относятся необходимое—возможное, конечное—бесконечное, простое—составное, акт—потенция, единое—множественное, причина—причиняемое, субстанция—акциденция, первичное—вторичное и др.; центральное же положение занимает бесконечность. Для Дунса, как и для Фомы, трансцендентальные атрибуты означают то, что нельзя определить с помощью какого-либо рода, общего, т. е. надкатегориальное. Дунс определяет метафизику, изучающую трансцендентальные атрибуты, «трансцендентной наукой»; тем самым трансценденталии стали превращаться в господствующий предмет метафизики.
Учение о трансценденталиях нашло свое применение и при обсуждении проблем логики в работах Армана де Бовдара, Иоганна Жерсона, Петра Татаретуса, Франциска Майрона; последний посвятил проблеме трансценденталии специальный трактат «Tractatus De Transcendentibus». Трактат «De Transcendentibus» написал и Крисмус Явеллус; в нем он придерживается шести известных трансценденталии. Основополагающее значение играют трансценденталии в работах Мейстера Экхарта. Сущее или бытие, единое, истинное, благое Мейстер Экхарт считал свойственными только Богу; на основе учения о трансценденталиях он пытался философски прояснить Божественную Троицу В отличие от средневековых мыслителей, следовавших в определении трансцендентального единства за Аристотелем, Мейстер Экхарт определяет его как отрицание отрицания. Учение о трансценденталиях неоднократно подвергалось критике, в частности, Лоренцо Валлой и Спинозой. Валла отрицал трансцендентальность известных трансценденталии и признавал ее только за понятием вещи. Спиноза считал трансценденталии наиболее смутными идеями, возникающими в силу переступания того числа образов, которые человек способен образовывать в себе отчетливо; трансценденталии относятся к тому роду познания, который является единственной причиной ложности. Дж. Вико особо подчеркнул сопротяженность истинного и благого и выдвинул примыкающий к учению о трансценденталиях тезис о сопротяженности истины и факта.
Для последующей истории учения о трансценденталиях исключительно важным оказался отказ Суареса от трансцендентальных разделительных атрибутов и сведение всех трансценденталии к трем: единому, истинному и благому С течением времени эти три трансценденталии стали воспроизводиться чаще, чем шесть трансценденталии, идущих от Фомы (Т. Кампанелла, Р. Гокель и др.). В немецкой протестантской философии учение о трансценденталиях стало превращаться в замкнутую трансцендентальную теорию (И. Шарф, Ф. А. Аэпинус и др.). Как у Дунса и Суареса, трансценденталии являлись в ней преимущественным предметом метафизики, а не логики (И. Г. Альстед, Я. Томазий и др.). Число трансценденталии постоянно увеличивалось; это привело к тому, что весь материал метафизики со временем стал трансцендентальным. В связи с этим возникала проблема упорядочивания трансценденталии, которую решали, напр., Альстед и К. Шайблер. Расширение сферы трансцендентального привело в конце концов к дискредитации учения о трансценденталиях.
Кризис учения о трансценденталиях заметен в метафизике Хр. Вольфа, Хр. Ф. Баумайстера, А Е Баумгартена. Онтологическая функция трансцендентального, свойственная средневековому учению о трансценденталиях, у них сильно ослаблена; из традиционных трансценденталии под влиянием Суареса сохраняются только истинное, единое и благое; тем самым из центральной темы метафизики трансценденталии превратились в периферийную. В таком виде это учение было воспринято И. Кантом, подвергнувшим его критике. Однако известная тройка трансценденталии, равно как и проблема трансценденталии, сохранилась и в 20 в. (М. Фуко, Б. И. Лонерганидр.).
См. также ст. Трансцендентальное, Трансцендентное, Трансцендентальный метод.
Соч.: S. Thomas Aquinatis. De veritate.— Idem. Quaestiones disputatae ad fidem optiniarum editonum, t. 3. Parisus, 1884; Валла Лоренцо. Перекапывание всей диалектики вместе с основаниями всеобщей философии.— В кн.: Он же. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989; Спиноза Б. Этика. СПб., 1993; Суарес Ф. Предисловие к книге «Метафизические рассуждения» и 1 раздел первого рассуждения «О природе первой философии или метафизики».— В кн.: Историко-философский ежегодник 1987. М-, 1987; Христиана Бавмейстера Метафизика с латинского. М., 1808; Baumgarten A. G. Metaphysica. Hildesheim, 1963; Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.
Лит.: Knittermeyer H. Der Terminus transzendental in seiner historischen Entwicklung bis zu Kant. Marburg, 1920; Schulemann G. Die Lehre von den Transcendentalien in der scholastischen Philosophie. Lpz., 1929; HinskeN. Die historischen forlagen der Kantischen Transzendentalphilosophie.— Archiv fur Begrinsgeschichte, Bd. 12. Bonn, 1968; Idem. Verschiedenheit und Einheit der transzendentalen Philosophie.— Ibid., Bd. 14. Bonn, 1970; Lay R. Passiones entis disiunctae. Ein Beitrag zur Problemgeschichte der Transzendentalienlehre.— Theologie und Philosophie, 1967, N 42; Barthleln K. Die Transzendentalienlehre der alten Ontologie, I.Teil: Die Transzendentalienlehre im Corpus Aristotelicam. B.—N. Y, 1972; Idem. Von der «Transzendentalphilosophie der Alten» zu der Kants.— Archiv fur Geschichte der Philosophie, 1976; N 58; Albert K. Meister Eckharts These vom Sein. Untersuchungen zur Metaphysik des Opus tripartitum. Saarbrucken, 1976; Woller A. B. The Transcendentals and their Function in the Metaphysics of Duns Scotus. St. Bonaventure, 1946; Honnefelder L. Scientia transcendens. Die formale Bestimmung der Seiendheit und Realitat in der Metaphysik des Mittelalters und der Neuzeit (Duns Scotus — Suarez — Wiiff— Kant — Pierce). Hamb., 1990; Heidegger M. Die Kategorien- und Bedeutungslehre des Duns Scotus.— Idem. Gesamtausgabe, Abt. l, Bd. l. Fr./M., 1978; Круглое A. H. Понятие трансцендентального у И. Канта: предыстория вопроса и проблемы интерпретации.— «ВФ», 1999, № 11. См. также лит. к ст. Трансцендентальное, Трансцендентное.
А. Н. Круглое
Источник: Новая философская энциклопедия