от лат. transcendere — переступать) — в широком смысле — переход границы между двумя разнородными областями, в особенности переход из сферы посюстороннего в сферу потустороннего, трансцендентного.
ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ
ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ
Источник: Философия: энциклопедический словарь
ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ
в христ. теологии философии - надмир-ское, сверхъестественное, выходящее за рамки чувственно данного человеку н доступного его познанию. Т. лежит за пределами чувственно данной действительности как сверхчувственное, чисто духовное начало - бог и человеч. душа. Понятие Т. используется в совр. философии экзистенциалистами (у К. Ясперса Т. - открытость человеч. экзистенции абсолюту, переход от «чистого бытия» к «самобытню»; уМ. Хай-деггера Т. - переход от единичного человеч. существования к миру вообще, существующему в целом, к экзистенции).
Источник: Атеистический словарь
ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ
лат. transcendens - прешагивающий, выходящий за пределы) - философский термин, означающий высший род интеллигибельных объектов, принципиально не представимых в качестве возможного объекта чувственного опыта. Таким образом, не всякий интеллигибельный объект является Т., а только тот, который относится к другим интеллигибельным объектам как к чему-то сенсибельному. Например, Т. может называться Бог. Философия экзистенциализма уточняет понятие Т. двумя дополнительными значениями. Во-первых, Т. обозначает возможность проявления экзистенции. Во-вторых, она выражает недостижимую полноту всех экзистенций. Оба значения совпадают в понятии "Бог" христианского экзистенциализма (Марсель) и в понятии "ничто" атеистического экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр).
А.Н. Шуман
А.Н. Шуман
Источник: Новейший философский словарь
ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ
(Transzendenz; от лат. transcenderé — «переступать») — в самом широком смысле означает переход между двумя областями, в особенности из области посюстороннего в область потустороннего (трансцендентного). В метафизическом понимании трансценденция — переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, лежащую по ту сторону его. «Основоположения, применение которых вполне удерживается в границах возможного опыта, мы будем называть имманентными, а те основоположения, которые должны переходить за эти границы, мы будем называть трансцендентными» (Кант); см. Трансцендентальный. Николай Гартман говорил о необходимой трансценденции, обусловленной, в частности, дуализмом познавательного акта: «В познании всегда противостоят друг другу познанное и познаваемое. Противоположность между ними не может быть снята и имеет характер обоюдной изначальной разделенно сти или трансценденции». Он выделяет 4 слоя трансцендентности: познанное (objectum), подлежащее познанию (objiciendum), непознанное (трансобъективное) и непознаваемое (иррациональное или трансинтеллигибельное); см. Познание. Особый смысл имеет понятие трансценденции в экзистенцфилософии. У Хайдеггера трансценденция есть вызванный страхом переход от несобственного человеческого существования к полноценному существованию, экзистенции, но она ни в коем случае не есть выход из трагической безвыходности самого человеческого существования (см. Заброшенность). По Сартру, человек трансцендентен, ибо он выходит за рамки любого возможного опыта, который им может быть приобретен; но человек является также и трансценденцией, ибо обладает способностью к трансценденции: человек трансцендирует любую вещь, как только превращает ее в «свой» предмет, делает ее предметом своего обсуждения (например, придавая ей в это время какоенибудь значение), своего познания, своей деятельности. В собственном смысле трансценденция фигурирует и в христианском экзистенциализме и у Ясперса, который требует, чтобы личность «своей неустанной деятельностью возвышала настоящее до масштаба трансценденции; так как благодаря переходу от чистого бытия мира, то есть «самого Мал», к самобытию, то есть к самости, настоящее становится свободным». Ясперс выделяет три ступени трансценденции: 1) трансцендирование от того, что может мыслиться, к тому, чего нельзя мыслить; 2) происходящее в результате этого прояснение экзистенциального отношения к трансценденции; 3) чтение шифрованного текста (см. Шифр), делающее возможным высшую степень экзистенциального прояснения.
N. Hartmann. Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis, 1921; H.-E. Hengstenberg. Autonomismus und T.philos., 1950; L. Armbrusten Objekt und T. bei K. Jaspers, 1957; A. Metzger. Dämonie und T, 1964; N. Fischer. Die T. in der Transzendental philos., 1979; H.-P. Dürr (Hg.). Physik und T., 1986.
N. Hartmann. Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis, 1921; H.-E. Hengstenberg. Autonomismus und T.philos., 1950; L. Armbrusten Objekt und T. bei K. Jaspers, 1957; A. Metzger. Dämonie und T, 1964; N. Fischer. Die T. in der Transzendental philos., 1979; H.-P. Dürr (Hg.). Physik und T., 1986.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961