ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ
от лат. transcendere — переступать) — в широком смысле — переход границы между двумя разнородными областями, в особенности переход из сферы посюстороннего в сферу потустороннего, трансцендентного.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ
в христ. теологии философии - надмир-ское, сверхъестественное, выходящее за рамки чувственно данного человеку н доступного его познанию. Т. лежит за пределами чувственно данной действительности как сверхчувственное, чисто духовное начало - бог и человеч. душа. Понятие Т. используется в совр. философии экзистенциалистами (у К. Ясперса Т. - открытость человеч. экзистенции абсолюту, переход от «чистого бытия» к «самобытню»; уМ. Хай-деггера Т. - переход от единичного человеч. существования к миру вообще, существующему в целом, к экзистенции).

Источник: Атеистический словарь

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ
лат. transcendens - прешагивающий, выходящий за пределы) - философский термин, означающий высший род интеллигибельных объектов, принципиально не представимых в качестве возможного объекта чувственного опыта. Таким образом, не всякий интеллигибельный объект является Т., а только тот, который относится к другим интеллигибельным объектам как к чему-то сенсибельному. Например, Т. может называться Бог. Философия экзистенциализма уточняет понятие Т. двумя дополнительными значениями. Во-первых, Т. обозначает возможность проявления экзистенции. Во-вторых, она выражает недостижимую полноту всех экзистенций. Оба значения совпадают в понятии "Бог" христианского экзистенциализма (Марсель) и в понятии "ничто" атеистического экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр).
А.Н. Шуман

Источник: Новейший философский словарь

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ
(Transzendenz; от лат. transcenderé — «переступать») — в самом широком смысле означает переход между двумя областями, в особенности из области посюстороннего в область потустороннего (трансцендентного). В метафизическом понимании трансценденция — переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, лежащую по ту сторону его. «Основоположения, применение которых вполне удерживается в границах возможного опыта, мы будем называть имманентными, а те основоположения, которые должны переходить за эти границы, мы будем называть трансцендентными» (Кант); см. Трансцендентальный. Николай Гартман говорил о необходимой трансценденции, обусловленной, в частности, дуализмом познавательного акта: «В познании всегда противостоят друг другу познанное и познаваемое. Противоположность между ними не может быть снята и имеет характер обоюдной изначальной разделенно сти или трансценденции». Он выделяет 4 слоя трансцендентности: познанное (objectum), подлежащее познанию (objiciendum), непознанное (трансобъективное) и непознаваемое (иррациональное или трансинтеллигибельное); см. Познание. Особый смысл имеет понятие трансценденции в экзистенцфилософии. У Хайдеггера трансценденция есть вызванный страхом переход от несобственного человеческого существования к полноценному существованию, экзистенции, но она ни в коем случае не есть выход из трагической безвыходности самого человеческого существования (см. Заброшенность). По Сартру, человек трансцендентен, ибо он выходит за рамки любого возможного опыта, который им может быть приобретен; но человек является также и трансценденцией, ибо обладает способностью к трансценденции: человек трансцендирует любую вещь, как только превращает ее в «свой» предмет, делает ее предметом своего обсуждения (например, придавая ей в это время какоенибудь значение), своего познания, своей деятельности. В собственном смысле трансценденция фигурирует и в христианском экзистенциализме и у Ясперса, который требует, чтобы личность «своей неустанной деятельностью возвышала настоящее до масштаба трансценденции; так как благодаря переходу от чистого бытия мира, то есть «самого Мал», к самобытию, то есть к самости, настоящее становится свободным». Ясперс выделяет три ступени трансценденции: 1) трансцендирование от того, что может мыслиться, к тому, чего нельзя мыслить; 2) происходящее в результате этого прояснение экзистенциального отношения к трансценденции; 3) чтение шифрованного текста (см. Шифр), делающее возможным высшую степень экзистенциального прояснения.
N. Hartmann. Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis, 1921; H.-E. Hengstenberg. Autonomismus und T.philos., 1950; L. Armbrusten Objekt und T. bei K. Jaspers, 1957; A. Metzger. Dämonie und T, 1964; N. Fischer. Die T. in der Transzendental philos., 1979; H.-P. Dürr (Hg.). Physik und T., 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Онтологическая недостаточность человека: экзистенция и трансценденция

Захарова Елена Владимировна
Статья посвящена проблеме недостаточности в жизни человека. Недостаточность рассматривается как хроническая нехватка нечто внутри границ самоидентификации.
Читать PDF
0.00 байт

Трансгрессия и трансценденция в музыке. Онтологический анализ

Фаритов Вячеслав Тависович
Целью предлагаемой статьи является анализ способа бытия музыки. Показано, что музыкальный материал может разворачиваться в двух принципиально отличающихся друг от друга режимах бытия: трансгрессии и трансценденции.
Читать PDF
0.00 байт

Трансценденция как онтологическая возможность сознания

Шуталева Анна Владимировна
Концепт «Видение», основополагающий в специфике онтологического понимания трансценденции, раскрывается не только как взгляд вовне, «физико-оптическая» связь с миром, но и как многообразие различения / схватывания в подвижной целос
Читать PDF
0.00 байт

Трансценденция и трансгрессия в научном дискурсе

Фаритов Вячеслав Тависович
Научный дискурс характеризуется направленностью на подчинение всех способов бытия единой перспективе. Для научного дискурса в качестве такой перспективы выступает объективный мир.
Читать PDF
0.00 байт

Субъективность и постсекулярность современности: новая трансценденция или фрактальность «Плоского» м

Тульчинский Григорий Львович
Современное массовое общество представляет собой имманентный самодостаточный мир. Эта самодостаточность чревата неоднозначными последствиями. Во-первых, это перспектива тотального манипулирования.
Читать PDF
0.00 байт

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ: О ПАРАДОКСАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

Ремезова И.И.
В статье рассматривается конститутивная роль трансценденции в формировании духовной культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентальная теория ценностей в Баденской школе неокантианства

Баток А. З.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентальный смысл музыкального искусства

Яруллин В. Х.
В работе исследуется трансцендентальная компонента музыки.
Читать PDF
0.00 байт

Роль трансцендентного в духовной жизни современного человека

Романова Е. А.
В статье представлен анализ специфики духовной жизни современного человека.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентное как сущность религиозного

Надточий И. О.
В статье рассматриваются особенности религиозного мировосприятия, в основе которого лежит трансцендентное начало, которое является целью и смыслом существования человека.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентально-теоретическая проблематика ценности

Кибизова Этери Эдуардовна
Статья посвящена изучению трансцендентально-теоретической проблематики ценностей, которые раскрываются в синтезе трансцендентальной и формальной логик.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентализм традиционной философии истории

Алферов А. А.
Читать PDF
0.00 байт

Классическая трансцендентальная традиция и перспективы ее развития

Шергенг Н. А.
На основе исследования гносеологической, прогностической и экзистенциально-коммуникативной функции трансцендентального субъекта выработано новое понимание «классической философии» как мышления, не допускающего подмены понятия «тра
Читать PDF
0.00 байт

Границы трансцендентального субъекта феноменологического проекта

Смирнова Анастасия Алексеевна
Статья посвящена одной из основных тем поздней феноменологии, проблеме интерсубъективности и условий ее возможности.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентальная философия как ориентация на образец беспроблемного познания

Ардашкин И. Б.
Рассматривается идеал беспроблемного познания на основе фигуры трансцендентального субъекта.

Похожие термины:

  • Трансценденция и экзистенция

    (от лат. transcendens - выходящий за пределы и ex(s)istentia – существование) – в средневековой философии Т. и Э понимались как сущность (подлинное бытие, основой которого является бог, познаваемое разумом) и су
  • ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ, трансцендирование, трансценденция

    от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — один из основополагающих терминов философии и теологии; латинский термин восходит к Августину, однако, благодаря более поздним переводам н
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА

    часть трансцендентальной логики Канта, в которой излагается учение о рассудочном знании. ТА., по Канту, является трансцендентальной потому, что осуществляет не обычный анализ такой познавательно
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ

    нем transzendentale Einheit der Apperzeption)— понятие философии Канта, введенное им в «Критике чистого разума» Апперцепцией вообще Кант называет самосознание, разделяя эмпирическую и первоначальную (чистую) аппе
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ

    одна из основных категорий теории познания И. Канта, которой он обозначал формы и категории мышления (рассудка и разума), являющихся предпосылками любого внешнего опыта, делающих его вообще возмож
  • Трансцендентальная дедукция категорий

    (Transzendentale Deduktion der Kategorien - нем.) Ключевой раздел "Критики чистого разума" И.Канта. Главная задача дедукции - обосновать правомерность априорного применения категорий (элементарных понятий чистого ра
  • ДЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    нем. transzendentale Deduktion) — ключевой раздел «Критики чистого разума» И. Канта. Главная задача дедукции—обосновать правомерность априорного применения категорий (элементарных понятий чистого рассудка
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА

    второй отдел трансцендентальной логики Канта, представляющий собой (в отличии от трансцендентальной эстетики и трансцендентальной аналитики, исследовавших чувственность и рассудок) собственно
  • ДУХ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ

    - Бог Творец мира, господствующий над космосом и историей, - сверхприродный, святой, бесконечный и таинственный, невидимый и непостижимый, личный и сверхличный, единый и триединый, вечно новый и все
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ

    самообозначение Делезом собственной философской установки, являющейся несущей конструкцией его интеллектуального творчества. Тема "Т.Э." нашла отражение в работах Делеза "Давид Юм: его жизнь, его
  • ЭСТЕТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    У Канта, если употреблять понятие "эстетика" в его первоначальном значении, есть учение о чувственности, т.е. о чувственном восприятии и его роли в понятийном познании. По Канту, к трансцендентально
  • КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКИХ НАУК И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

    Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie. Eine Einleitung in die phanomenologische Philosophie) — последнее, незаконченное сочинение Э. Гуссерля.
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

    неклассическое направление трансцендентально-критической философии, основоположником которого является Гуссерль. Данный вид трансцендентального анализа Гуссерль оценивает как неокартезианст
  • РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    Нередко ошибочно называется трансцендентально-феноменологической редукцией. Это совершенно разные мировоззренческие операции. Первая операция (феноменологическая) действительно значима и пре
  • РЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ

    метод трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Его смысл состоит в исключении из сферы предметного рассмотрения всего эмпирического, внешнего по отношению к чистому сознанию. Утверждения, свя
  • НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    этап в развитии немецкой и западноевропейской философской мысли с середины 18 до первой трети 19 в., представленный именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. В отечественной историко-философской тради
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    по Канту, с точки зрения его критицизма, это система всех рассудочных понятий и принципов, поскольку они связаны с предметами, которые даны нам чувственно и благодаря этому могут быть подтверждены
  • Сущность и специфика трансцендентального идеализма раннего Шеллинга

    «Система трансцендентального идеализма» (1800) — важнейшее произведение раннего Шеллинга. Это прежде всего был его критический ответ на философские представления, господствовавшие на исходе XVIII в.
  • Имманентное и трансцендентное

    Имманентность пребывание в чем-либо, в противоположность трансцендентности, то есть запредельности по отношению к какой-либо сфере, к миру в целом. В теологии понятие имманентности применяется дл
  • ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ

    лат. "переступающий", "перелетающий") – философские термины, близкие по терминологии, но различающиеся по содержанию. "Трансцендентальный" как понятие разрабатывается, начиная с схоластической фил