СОГЛАСИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СОГЛАСИЕ
одно из мелких формирований в старообрядчестве, на к-рые делятся более крупные - толки. Так, напр., страннический толк включал в себя Антипово С., или безденежников, статейников, или иерархистов, брачных странников и др., а поморский толк - Адамантово С., поморцев-брачников. В кон. 19 в. в России насчитывалось несколько десятков мелких старообрядч. С. разделение на толки и С. в определенной степени условно.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

СОГЛАСИЕ
группа объединений верующих в старообрядчестве, придерживающаяся той или иной разновидности «древлеправосл.» (староправосл.) обрядовой практики. С. - это структурные подразделения, входящие в др. более крупные формирования — толки. Так, филипповский толк беспоповщины включал в себя согласия нечадородных, чадородных, аароновцев и др., а поморский толк включал Адамантово С. и поморцев-брачников.

Источник: Атеистический словарь

Согласие
Согласиться означает сделать своим, принять, признать, сказать «да» тому, что есть или будет. Это единственный способ жить, как говорили древние греки, gomologoumenos, т. е. в неразрывном согласии с природой и разумом. Отказаться? Зачем, если это ничего не изменит? Лучше согласиться и действовать.
Не следует путать согласие с терпимостью (последняя предполагает, что какие‑то остатки желания отказаться, дистанцироваться от предложенного сохраняются) и со смирением (хранящим остатки огорчения). Подлинное согласие радостно. В этом смысле оно составляет главное содержание мудрости. Так, Монтень говорит: «Я с чистым сердцем и благодарностью принимаю от природы то, что она сделала для меня, соглашаюсь с ней и ликую». У Праджнянпады читаем: «То, что я хочу сказать вам, очень просто и сводится к одному слову: “Да”». Да – всему грядущему, всему, что будет. Путь – это возможность наслаждаться вкусом плодов и богатствами жизни. Путь, таким образом, это понимание того, что другого пути нет, что он и есть мир, который ты либо принимаешь, либо отвергаешь. Согласиться – значит принять.
Согласие не равнозначно воле. Стремись к тому, что от тебя зависит, учили стоики, и принимай то, что от тебя не зависит. Но здесь перед нами встает трудность, о которую споткнулся и сам стоицизм: а зависит ли от нас наше согласие? Эпиктет утверждал, что зависит. Увы, жизнь снова и снова опровергает его. Но ведь ни от кого другого оно тоже не зависит. Иначе говоря, наше согласие зависит не от нашего хотения, а от того, что мы такое есть. Но разве можно выбрать, каким быть? Или хотя бы познать и изменить себя, стать лучше и двигаться вперед? Нельзя согласиться по приказу, но можно учиться согласию, как и умению поддерживать и культивировать согласие. Работа над собой – вот настоящее умение жить.
Следует ли соглашаться со всем на свете? Со злом, например? С наихудшим из возможного? Приходится соглашаться, ибо иначе с ним нельзя бороться. Разве можно лечиться, отвергая сам факт болезни? Разве можно бороться, не соглашаясь признать, что конфликт существует? Чтобы возлюбить своих врагов, вначале следует признать, что они есть, и согласиться их иметь. В том и состоит мудрость Евангелия, что оно учит: любить значит говорить «да». Что отнюдь не подразумевает отказа действовать, бороться, менять мир. Так скульптор, прежде чем преобразовывать мрамор, должен согласиться иметь дело именно с мрамором. Так и деятельный человек должен принять мир таким, какой он есть, и лишь затем пытаться его преобразовать. Родители во всем согласны со своими детьми (это значит, что они любят их такими, какие они есть, ни от чего не отворачиваясь), но разве они отказываются их воспитывать, а порой и наказывать? Запрещать не запрещается, запрещается презирать, отвергать, ненавидеть. Не запрещается говорить «нет», если это поможет громче и свободнее сказать «да». Согласие не слабость. Это прозорливая и щедрая сила.
Ее противоположность – отказ, злоба, неприятие, отрицание, вытеснение. Отказаться значит сказать миру «нет» и положить начало безумию. Согласие, напротив, – начало мудрости.

Источник: Философский словарь.

СОГЛАСИЕ
специфическая форма взаимодействий предметов и процессов, отражающая стихийное и сознательное соединение противоположностей, их соотнесение друг с другом/достижение гармонии, симметрии и пропорциональности частей целого в определенных соотношениях. В более узком смысле согласие — это принятие противоположностями друг друга в тех или иных свойствах и взаимодействиях. На праксиологическом уровне согласие понимается как единомыслие, одинаковые с кем-либо мысли и чувства, намерения и убеждения как духовное, психологическое состояние тех, кто не только соглашается на общее дело, но и принимает в его осуществлении практическое участие. Различаются согласие — намерение, согласие — волеизъявление и согласие — действие с его результатом. Различаются также событийное согласие и процессуальное согласие; первое возникает и достигается в конкретной, дискретной ситуации, а второе характеризуется длительностью и протяженностью во времени, разделенностью на разные этапы, соединенные между собой и поэтому выступающие как звенья в общей цепи процессов соединения противоположностей. Согласие основывается на презумпции доверия, равнозначности, равноценности другой стороны, трактуемой не в качестве объекта, а в Качестве наделенного автономным статусом субъекта. Субъект-объектному принципу принуждения и насилия философия согласия противопоставляет субъект-субъектный, диалоговый принцип. Продуктивнее понимать согласие не как априорно заданное единодушие, а как процедуру взаимного открытия сторонами все новых и новых смыслов кооперации и сотрудничества, совместного ответа на внешние вызовы. Согласие можно считать своеобразной философемой, подлежащей конкретизации применительно к различным сферам (уровням) бытия.
Идея согласия, осмысленная как разумное человеческое соглашение, легла воснову договорной концепции образования и функционирования общества и государства (см. Т. Гоббс, Дж. Локк.Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, П. Гольбах, И. Кант, Договор общественный). Гоббс рассматривал общество как «согласие большинства» населения, а государство характеризовал как «средство общего согласия», более того как воплощенное «единство общества», которое «больше, чем согласие и единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице путем соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим» (Соч. М-, 1989, т. 1, с. 159). Эта идея получила развитие в североамериканской политической философии и социологии 19—20 вв. Р. Э. Парк, Л. Вирт, Т. М. Ньюком с различными оттенками в определениях рассматривали согласие в качестве исходной категории и главной задачи социологии, призванной определить в какой степени и каким образом групповая жизнь и личные качества индивидов могут укрепить «американское согласие». Дж. Роулз характеризует свою теорию справедливости как теорию полного согласия.
Понятия согласия, согласованности стали важными элементами общественно-политического дискурса при описании гражданских обществ и правовых государств, демократическая жизнь которых основывается на «конституционном согласии», сочетании единства цивилизационвых рамок общественного поведения и многообразия мировоззренческих и культурных приоритетов.
М. Г. Алиев

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Что такое «Национальное согласие», или об опасности омонимии в политологии

Адзиев Хизри Гамидович, Гасанов Нариман Набиевич
Статья посвящена актуальной проблеме современности рассмотрению понятий «национальное согласие», «национальные отношения».
Читать PDF
0.00 байт

Познание через согласие

Рыльцев Е. В.
В статье рассматриваются три пути познания: чувственный, рациональный и интуитивный. Описывается особый, фидеистический путь познание через согласие.
Читать PDF
0.00 байт

ОДО МАРКВАРД: СКЕПСИС И СОГЛАСИЕ

Румянцева Мария
В статье рассматривается интеллектуальная биография одного из наиболее заметных полемистов и философов Германии второй половины XX века, Одо Маркварда.
Читать PDF
0.00 байт

Идея согласия в контексте философии культуры П. А. Сорокина

Меняева Марина Петровна
Статья посвящена осмыслению идеи согласия в контексте философии культуры П. А. Сорокина. Эта идея является средством интерпретации размышлений П. А.
Читать PDF
0.00 байт

Идея жертвы, диалога и согласия в «Махабхарате» и в творческом наследии В. Соловьева

Дворянов Сергей Викторович, Курьянович Артем Олегович
Раскрываются проблемы развития современной цивилизации с точки зрения религиозных и этических ценностей, содержащихся в ведийской традиции и русском философском наследии.
Читать PDF
0.00 байт

О несогласии согласии Аристотеля с Сократом в вопросе о природе человеческого страдания в связи с уч

Валиулина Г. Р.
Читать PDF
0.00 байт

Идея согласия в контексте жизни, судьбы и творчества П. А. Сорокина

Меняева М. П.
Целью настоящей статьи является осмысление идеи согласия в контексте жизни, судьбы и творчества П. А. Сорокина. Идея согласия в статье является средством интерпретации размышлений П. А.
Читать PDF
0.00 байт

Диалектика доверия и согласия в социальном дискурсе

Глушко Ирина Васильевна
В статье рассматривается вопрос о фундаментальных основаниях доверия, к числу которых относится согласие и понимание.
Читать PDF
0.00 байт

Идея согласия в контексте учения о всеединстве В. С. Соловьёва

Меняева Марина Петровна
Целью настоящей статьи является осмысление идеи согласия в контексте учения о всеединстве В. С. Соловьёва. Идея согласия является в статье средством интерпретации размышлений В. С.
Читать PDF
0.00 байт

Философия и образование: поиск согласия

Нысанбаев A. , Курганская B.
Читать PDF
0.00 байт

2011. 04. 001-003. Гендерный конструкт, логика органицизма и прагматика согласия. (Сводный реферат)

Панов С. В., Ивашкин С. Н.
Читать PDF
0.00 байт

2000. 01. 040. Алиев М. Г. Социализация согласия. - М. : ИФ РАН, 1998. - 120 с

Ремезова И. И.
Читать PDF
0.00 байт

Вынужден согласиться

Никифоров А. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Философия «Общего дела» Н. Ф. Федорова через призму идеи культуры согласия

Меняева Марина Петровна
В статье анализируется философия «общего дела» Н. Ф. Федорова сквозь призму идеи культуры согласия. Выделяются разные значения термина «согласие», дано авторское понимание культуры согласия, обоснована ее актуальность.
Читать PDF
0.00 байт

Методологические основания исследования культуры согласия

Меняева Марина Петровна, Невелев Анатолий Борисович
Предлагается авторское определение понятия культуры согласия. Осмысливаются методологические основания исследования культуры согласия.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • БАБУШКИНО СОГЛАСИЕ, само-крещенцы

    одно из направлений нетовщины в старообрядчестве, имевшее распространение в Ср. Поволжье. Последователи Б. с. отрицали таинство священства и считали возможным совершение религ. обрядов (крещения,
  • Беглопоповцы, беглопоповское согласие

    одно из направлений поповщины, сформировавшееся в кон. 17 в. Свою потребность в священнослужителях пополняли за счет правосл. духовенства, «перебегавшего» в старообрядчество. Отсюда происходит и
  • Частичное согласие

    (Halfway Covenant, 1662). Решающий шаг американских пуритан, предпринятый, чтобы сохранить христианское содружество в Новом Свете. "Пуританский путь" в Массачусетсе начался с тесного сотрудничества между Це
  • Цюрихское согласие

    (Zurich Agreement, 1549). Вероисповедное положение о Вечере Господней, предотвратившее раскол между кальвинистами и цвинглианцами в Швейцарии; известно также под названием Consensus Tigurinus (в соответствии с лати
  • ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ

    процедура, в ходе которой испытуемый знакомится с целями, условиями и опасностями, с которыми сопряжено его участие в исследовании, и соглашается (обычно в письменной форме) принять в нем участие. (
  • ЛЮБУШКИНО СОГЛАСИЕ

    течение в беспоповщине (старообрядчество), возникшее в кон. 19 в. Вероучение Л. с. отличалось умеренностью. Наряду с этим в нем отрицался законный брак в связи с отсутствием «истинных» священников. Р
  • Виттенбергское согласие

    (Wittenberg, Concord of, 1536). Согласие no вопросу Вечери Господней, достигнутое между саксонскими лютеранами и южными немецкими протестантами. Начало обсуждению вопроса положил в 1529 г. Мартин Буцер, стремивш
  • Мирное Согласие

    Свободное, внутреннее и обоюдное приятие идеи мира; не просто отсутствие войны, но и общая воля не допустить войны. Мирное согласие – это своего рода коллективная добродетель миролюбия; добродете
  • Формула согласия

    (Concord, Formula of, 1577). Символ (исповедание) веры, в к-ром сформулировано учение Евангелической лютеранской церкви. Окончательный вид получила в 1577 г. и опубликована в Книге согласия в 1578 г. Выработка Форм
  • ВСЕОБЩЕГО СОГЛАСИЯ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

    один из основных нравственных идеалов, лежащих в, основе сменяющих друг друга этапов изменения общества, государственности, специфических форм решения медиационной задачи. Он носит промежуточны
  • Согласия, книга

    (Concord, Book of, 1580). Иногда вместо этого названия используется другое  "Вероисповедания Евангельской Лютеранской церкви" (Германии), или Concordia. В Книгу согласия включены все общепринятые символы веры Лю