одно из направлений поповщины, сформировавшееся в кон. 17 в. Свою потребность в священнослужителях пополняли за счет правосл. духовенства, «перебегавшего» в старообрядчество. Отсюда происходит и название «Б.». До возникновения белокринщкой иерархии беглопоповщина была единственной формой поповщины. Первоначально всех попов перекрещивали, как ерегиков. С течением времени крещение было заменено миропомазанием вторым чином, а еще позднее у части Б. «исправа» попов стала осуществляться через простое проклятие ересей, т. е. «третьим чином». Споры вокруг того, каким чином принимать беглых попов, занимали центральное место во внутренней жизни Б. в 18 в. Они привели к разделению Б. на ряд согласий и толков («дьяконово согласие», «перемазанцы», «Лужково согласие»). В 17–18 вв. Б. получили преимущественное распространение в Нижегородском крае, Донской обл., Черниговщине, Стародубье. В кон. 18 в. гл. центром Б. становится Рогожское кладбище в Москве и Иргиз осн. поставщик «исправленных» попов. Временем наивысшего влияния Б. в старообрядчестве была перв. четв. 19 в. Затем начались репрессии. В 1832 был издан указ, запрещающий принимать беглых попов. В 1841 был закрыт последний из иргизских монастырей. Часть Б. перешла в беспоповщину. Именно так возникло часовенное согласие, широко распространившееся в Сибири. В 1923 Б. обзавелись собственной архиепископией и установили трехчинную иерархию. К Б. перешел из обновленцев саратовский епископ Николай (Позднее), к-рый возглавил вновь созданную церковь. В 1926 к этой церкви примкнул свердловский епископ Стефан (Расторгуев). Вместе они рукоположили третьего епископа.
В результате само название «беглопоповщина» утратило всякий смысл. Новая орг-ция стала называться церковью древлеправославных христиан-старообрядцев (см. Русская древлеправославная церковь (архиепископат).