(Concord, Formula of, 1577). Символ (исповедание) веры, в к-ром сформулировано учение Евангелической лютеранской церкви.
Окончательный вид получила в 1577 г. и опубликована в Книге согласия в 1578 г. Выработка Формулы согласия ознаменовала собой итог тридцатилетних напряженных изысканий сотен лютеранских теологов, крые пытались разрешить многочисленные доктринальные споры, раздиравшие лютеранство. После смерти Лютера его последователи сразу разделились на два лагеря. Филипписты (их иногда называли синергистами или криптокальвинистами) были последователями Филиппа Меланхтона, отстаивавшего синергистское учение об обращении, более умеренный подход к вопросу об абсолютной греховности человеческой природы; его учение о Вечере Господней, не выходя за рамки лютеранства, было выражено скорее в категориях реформатства. Филиппистам противостояли гнесиохристиане ("истинные христиане"), указывавшие на отход Меланхтона и его последователей от истинного лютеранского учения; особенно они осуждали участие Меланхтона в Лейпцигском интериме компромиссном и проникнутом евангелическим духом теологополитическом договоре, крый император Карл V навязал лютеранам Германской империи после их поражения в Шмалькальденской войне(1547).
Обе стороны не смогли прийти к соглашению, и конфликт взялась уладить третья сторона, представленная молодыми теологами. Возглавляли их наиболее ученые и уважаемые представители лютеранства того времени Якоб Андреэ, главный вдохновитель миротворческих усилий, Мартин Хемниц, Давид Хитреус и Николас Зельнекер. Будучи учениками Меланхтона и высоко ценя своего учителя, они в то же время твердо держались положений лютеровской теологии. Формула согласия увидела свет в 1577 г., после почти тридцатилетней полемики и неудачных попыток сформулировать вероучительные положения, крые снова объединили бы лютеран под знаменем теологии Лютера и ранних лютеранских исповеданий. Документ, вместесрезюмеАндреэ, был разослан лютеранским пасторам, церквям, князьям; под ним поставили подписи представители тридцати пяти имперских городов, курфюрсты Саксонии, Бранденбурга и Палатината, а также более восьми тысяч пасторов.
Формула согласия раскрывает следующие положения веры: (1)о первородном грехе (абсолютная греховность человека); (2) о несвободе воли (монергизм обращения и спасение благодатью); (3)об оправдании (подчеркивается юридический характер оправдания); (4) о добрых делах; (5) о различии между законом и Евангелием; (6) о третьей цели закона (т.е. о необходимости проповедовать закон в христианской общине); (7) о Вечере Господней (лютеранское учение о евхаристическом единстве и реальном присутствии); (8) о личности Христа(подчеркивается взаимосвязанность двух природ во Христе); (9) о сошествии в ад (подлинность сошествия Христа в ад и победа над силами зла); (10) об адиафоре; (11)о предопределении (о спасении благодатью во имя Христа, но не о неизбежности адских мук); (12)о различных ересях (анабаптизм, швенкфельдианство, неоарианство и др.).
R.D. PREUS(nep. Ю.Т.) Библиография: F.Н.R. Frank, Die Theologie der Concordienformel; E. F. Klug, Getting into the Formula of Concord; R.D. Preusand W.H. Rosin, eds.,.4 Contemporary Look at the Formula of Concord; E. Schlink, The Theology of the Lutheran Confessions.
См. также: Согласия, книга.