СИНТЕЗ

Найдено 33 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Синтез
а способность дать видеть нечто в его совместимости с чем-то, нечто как нечто.

Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)

Синтез
процесс реального или мысленного объединения ранее выделенных частей предмета в единое целое; связан с анализом.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

СИНТЕЗ
соединение различных сторон предмета в единое целое (систему) и рассмотрение целого с учетом особенностей сторон.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Синтез
процесс реального или мысленного объединения различных сторон, частей предмета в единое формообразование ( целостную систему).

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

СИНТЕЗ
(от греч. synthesis — соединение, сочетание) — метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей; обобщение, сведение к единому.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

СИНТЕЗ
(греч. synthesis – соединение, сочетание) – мысленное воссоединение в единое целое отдельных компонентов, частей, признаков и свойств, вычлененных в процессе анализа.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

Синтез
соединение (мысленное или практическое) различных элементов, сторон, свойств, компонентов сложного объекта в единое целое, являющееся новым объектом с новыми свойствами.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Синтез

/D/ Syatese /Е/Synthesis /F/Sinthese /Esp/ Sintesis
Практическое или мысленное объединение в единое целое расчлененных и изученных в процессе анализа элементов объекта познания.

Источник: Философия, практическое руководство

Синтез
метод научного исследования, сводящийся к соединению сродных объектов в систему и получению новых знаний на основе проецирования свойств составных частей на систему, а также выявления специ фических системных свойств, не сводящихся к простой сумме свойств составных частей. В современной научной практике неотъемлем от анализа.

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

СИНТЕЗ
[от rp. synthesis — соединение, сочетание] — один из приемов научного исследования, как правило, считающийся дополнительным к анализу. Цель научного С. всегда состоит в максимально содержательном концептуальном постижении изучаемого явления. В отличие от анализа при С. акцент делается не на относительной самостоятельности тех или иных концептуальных единиц, а на их взаимосвязи. См. анализ.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Синтез
от греч. synthesis — соединение, сочетание) — соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в целое, в котором противоречия сглаживаются или снимаются. Противоположное понятие и научный метод — анализ.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

СИНТЕЗ
(synthesis — соединение) — метод научного познания и этап научного исследования. Если анализ — расчленение и структурирование исследуемого объекта, то С. — мысленное объединение частей объекта, установление связей и взаимодействий отдельных его частей. В процессе синтеза происходят восстановление первоначальной целостности исследуемого объекта и одновременно проверка полученных знаний о неизвестных ранее свойствах и отношениях данного объекта.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Синтез
(συντίθεσθαι слагать) буквально означает соединение каких-нибудь частей для составления целого. В логике означает такой ход наших суждений, когда на основании общего закона мы определяем частный случай, или от причины заключаем к действию, словом, определение и объяснение какого-нибудь предмета, на основании общей идеи до известной степени уже выработанной и известной. Но в педагогике иногда называют синтезом просто сложение целого из каких-нибудь данных частей.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Синтез
(греч. synthesis – соединение) – метод познания, заключающийся в мысленном или реальном соединении частей в целое и познание закономерностей этого целого. Этот метод тесно связан с анализом (см. Анализ), синтез и анализ взаимно дополняют друг друга и, как правило, применяются в единстве. В гегелевской философии синтез – это соединение тезиса и антитезиса в некоем единстве, где сохраняются их некоторые черты, но в то же время утверждается нечто новое (определенное бытие).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Синтез
(от греч. syntesis – соединение, сочетание, составление) – В гносеологии С., как метод познания, противоопоставляется анализу, но в то же время соотносится и с методологической установкой на эклектику. Это второе соотношение в онтологии предстает как противоположность сосуществования сущих в единстве, т.е. их объединении на определенном основании, и неупорядоченного сосуществоовния . Первый способ сосуществования представляет собой онтологический С., второй – эклектическое сосущетвование

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

СИНТЕЗ
общелогический метод изучения объекта в целостности на основе анализа его отдельных сторон в процессе анализа. Причем синтез – это не простоемеханическое соединение в единую систему разъединенных анализом элементов, а установление места и роли каждого элемента в системе целого. Анализ и синтез используются и на эмпирическом и на теоретическом уровнях научного познания,причем это не оторванные друг от друга мыслительные операции, а две стороны единого аналитико-синтетического метода познания.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Синтез

- термин, обозначавший в древней философии прием получения знания о целом на основе приведения многообразных знаний о предмете к единству. Платон рассматривает синтез как важный этап процедуры доказательства, истинности решения задачи или доказательства теорем.
Аристотель использует этот термин для обозначения процедуры рассуждения от оснований, причин, посылок к следствиям.
В средневековой философии синтез рассматривается как важнейший методологический прием образования общих понятий /номиналий/.

Источник: Философия, практическое руководство

СИНТЕЗ
универсальный метод мышления; соединение множества элементов в единое целое, осуществляемое в познавательной и практической деятельности. Как познавательный метод, синтез имеет множество модификаций: восприятие есть синтез ощущений, представление есть синтез множества восприятий, понятие есть синтез множества представлений, теория есть синтез множества понятий и т. п. Диалектическое понимание синтеза как конкретной целостности тезиса и антитезиса всесторонне развито в философии Гегеля. Расширение, сферы синтетически-интегративных методов является существенной особенностью современного научного и общественного развития.

Источник: Краткий философский словарь 2004

СИНТЕЗ
одна из мыслительных операций – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. Если у человека сильнее развита способность к анализу, может возникнуть опасность того, что он не сумеет найти места деталям в явлении как едином целом. Относительное же преобладание синтеза приводит к поверхностности, к тому, что не будут замечены существенные детали, которые могут
иметь большое значение для понимания явления как единого целого.
Синтез – один из теоретических методов-операций, присущий любой деятельности.
Литература: [36].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Синтез
один из способов познания мира с использованием средств логики. Атрибут системной методологии и системного подхода. Современная наука и философия все более обретает черты синтетической философии, делающей упор на поиске интегративных характеристик бытия, процессах формирования целостности, смыслообразующей деятельности человека, чему посвящены многие труды выдающегося философа современности и ученого-системщика В. В. Налимова, И. С. Добронравовой, Е. Князевой и С. П. Курдюмова (философские проблемы целостного синергетического мировоззрения), философские разработки лауреата Нобелевской премии И. Пригожина, относящиеся к созданной им новой концепции времени.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

СИНТЕЗ
объединение различных элементов целого. Подобное объединение (в краткой формуле, синтетической картине) требует умственной активности, сравнивающей, объединяющей и сплавляющей идеи в одну новую идею, более простую и более ясную. В логике синтетические суждения (в которых предикат добавляет что-то новое к понятию субъекта: например, «любое тело имеет вес») противопоставляют аналитическим суждениям («любое тело протяженно»: понятие протяженности уже включено в понятие материального тела). Анализ акта синтеза, свойственного человеческому познанию, провел Кант в «Критике чистого разума»: это акт, с помощью которого воображение связывает умственное понятие с чувственной интуицией — актуализацией понятия в пространстве и времени. У Гегеля диалектический синтез — это слияние тезиса и антитезиса в высшей реальности.

Источник: Философский словарь

СИНТЕЗ
(Synthese; от греч. synthesis — «соединение, сочетание») — соединение разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в котором противоречия и противоположность сглаживаются или снимаются (см. Снимать). Противоположное понятие — анализ. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого есть не только внешняя сумма свойств компонентов, но также и результат их взаимопроникновения и взаимовлияния. Поэтому истинный синтез не агрегат, а «созидательный синтез» (В. Вундт). О синтезе в гегелевском, т. е. диалектическом, понимании см. Гегель, Диалектика. Кант основным действием мышления считал «синтез трансцендентальной апперцепции», при помощи которого результаты эмпирического созерцания связываются в единство познания.
Н. Вегг. La synthèse en histoire. Paris, 1911.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СИНТЕЗ
один из важных методов научного познания, состоящий в интеграции, объединении различных, часто качественно разнородных элементов (материальных или идеальных) в единую систему, единое целое. На уровне эмпирического познания формами синтетического познания являются естественные и искусственные классификации, эмпирические законы, материальные модели объектов и процессов и др.
На уровне теоретического познания такими формами являются логическая систематизация знания, математические модели объектов познания, теоретические законы. Высшими формами когнитивного синтеза в науке являются научные теории, исследовательские программы, парадигмы, междисциплинарные и комплексные исследования сложных систем. В технико-технологических науках формами синтетического познания выступает создание проектов новых технических устройств и систем, машин и механизмов, строительных конструкций, новых лекарств и продуктов питания, технологических процессов и т. д. (См. синтетическое знание, продуктивное воображение, система, целое, принцип системности).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Синтез
от греч. synthesis — сочетание) — познавательная операция, означающая соединение отдельных чувственных данных, понятий, суждений, логических фрагментов, концепций, теорий в единое целое (систему). В этом качестве синтез противоположен анализу. В гносеологии науки выделяют различные формы синтезирования эмпирического и теоретического материала. Во-первых, синтез является методом образования дефиниций, логических структур, способом соединения признаков предмета в единое целое — понятие. Например, в определении «наука» объединяются все ее основные измерения: и как области духовной культуры, и как специфической познавательной деятельности, и как особого социального института. Во-вторых, синтез, понимается как объединение теорий, относящихся к одной предметной деятельности, например синтез корпускулярной и волновой теорий в квантовой механике. В-третьих, как междисциплинарный синтез, характерный для современной науки: создание на основе синтеза новых различных дисциплин, новых областей знания, например бионики, биохимии, кибернетики, экологии, синергетики и т.д.

Источник: История и философия науки

СИНТЕЗ
[от гр. synthesis соединение, сочетание, составление] – соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования. Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего. Возвратные или элементарно-теоретические анализ и синтез широко используются как мощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления. Здесь операции анализа и синтеза осуществляются не механически. Они базируются на некоторых теоретических соображениях, в качестве которых могут выступать предположения о причинно-следственных связях различных явлений. Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяют структурно-генетические анализ и синтез. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них, их »клеточку», оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

СИНТЕЗ

(греч. synthesis - соединение) - объединение научного, философского и религиозного знания для достижения полноты понимания реальности. В античной философии такой синтез дал неоплатонизм. В Средние века схоластика создала Суммы. Начиная, однако, с Ренессанса, ни одна из эпох культурного и интеллектуального развития не смогла выразить себя в синтезах подобного масштаба, но в индивидуальном религиозно-философском творчестве такие попытки предпринимались постоянно. Тейяр де Шарден на Западе и представители философии Всеединства в России предложили новые варианты, вызвавшие много споров. Раскрытие тайн бытия в таких синтезах не достигается, но все же они "ясно и просто показывают, что у человеческого ума есть пути и средства для того, чтобы плодотворно работать над проблемою сочетания учений о высших и низших сторонах мира в целостное единство" (Н.Лосский). Сторонников синтеза в ХХ в. нередко упрекали в модернизации церковного вероучения, искусственного соединения вечной правды с тем, что преходяще, что обусловлено временем и местом. Модернист, согласно Дж.Тиррелу, - тот, кто "верит в возможность синтеза основных религиозных истин и основных истин современности", кто надеется возвысить значение религии, придав ей современное звучание. Споры на эти темы далеки от завершения.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Синтез
(от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – метод объединения частей в целое; практическое или воображаемое соединение составных элементов изучаемого объекта в единое целое. Причём, это не простое механическое соединение ранее расчленённых элементов целого, а такой процесс познания, когда раскрывается место и роль каждого элемента в системе целого. Синтез показывает, что различные элементы изучаемого объекта, его стороны и составные части не просто сосуществуют в этом объекте, а находятся в нём в неразрывном диалектическом единстве, обусловливают друг друга и оказывают влияние друг на друга. Поэтому анализ и синтез используются в процессе познания в неразрывном единстве. Синтез представляет собой соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении синтез противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно связан. Эмпирические данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих в определённых аспектах противоположных теорий; в форме построения дедуктивных (аксиоматических, гипотетико-дедуктивных и т. д.) теорий.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Синтез
По‑гречески слово synthesis означает союз, состав, со единение. Синтезировать означает составлять (tithenai) вместе (sun). Тем самым синтез противостоит анализу, то есть расчленению, разложению.
Синтез идет от простого к сложному, учит Лейбниц. По части имеющихся элементов он составляет (или восстанавливает) целое. Анализ идет от сложного к простому. Он разделяет целое на элементы. Примером тому могут служить химические процессы. Соединяя атомы кислорода и водорода, можно синтезировать воду. И наоборот, подвергнув ее анализу, можно получить атомы кислорода и водорода.
Однако в философии слово «синтез» используется в основном для обозначения умственного процесса, состоящего только из идей. Именно так понимает синтез Декарт. Синтез является третьим, после очевидности и анализа, правилом его метода: «Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало‑помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных» («Рассуждение о методе», часть II). Из этого следует, что анализ – первый (простое не дано изначально; его еще надо завоевать) и ближайший из истинных путей, благодаря которым была методически изобретена каждая вещь (см. «Возражения…»). Синтез в основном служит доказательству того, что уже известно. Достаточно сравнить, например, «Размышления о первой философии» того же Декарта, написанные в аналитическом ключе, и его же «Первоначала философии», выстроенные по принципу синтеза.
Но синтез – не только порядок или метод. У Гегеля и Маркса это также один из аспектов диалектики. Две противоположности соединяются, образуя третий, превосходящий термин (то есть уничтожающий и одновременно сохраняющий обе), – это и есть синтез. Таково становление как синтез бытия и ничто (Гегель. «Наука логики», раздел I, глава 1). Таков плод как синтез семени и растения (Энгельс. «Анти‑Дюринг», отдел I, глава 13). Или коммунизм как синтез борьбы классов (пролетариат «побеждает в этой борьбе, только уничтожая себя и свою противоположность», то есть частную собственность; Маркс и Энгельс, «Святое семейство», IV; см. также «Капитал», I, раздел 8, гл. 32). Отрицание отрицания есть новое утверждение. Это «хорошая сторона» отрицания, это покой в движении и плодовитость. Слишком красиво, чтобы быть верным, скажете вы? Многие и в самом деле думают так. Во всяком случае, многие из наших студентов именно таким образом понимают синтез, сводя его в своих работах к апологии золотой середины и в результате получая вялость и нерешительность. Достаточно вспомнить печально известную схему – «тезис, антитезис, синтез», по которой такие работы и пишутся. Конечно, это схема как схема, и никому не запрещено ею пользоваться. Но понимать ее все‑таки надо диалектически. «Тезис, антитезис, синтез» не означает «черное – белое – серое». Или «да – нет – может быть». Потому что это уже никакой не синтез, а увертка от принятия решения и компромисс. Не диалектика, а жвачка.

Источник: Философский словарь.

СИНТЕЗ
от греч. соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сто­рон предмета в единое целое (систему), к-рое осуще­ствляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении С. противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с к-рым он неразрывно связан. В философии и различных нау­ках термин «С.» применяется также в нек-рых спец. значениях. Так, под С. иногда понимают процесс рас­суждения, последоват. получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассужде­ния от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и С., восходящего еще к антич. гео­метрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка (Финляндия). Другое значение термина «С.» связано с т. н. «синтетич. суждениями», к-рые соединяют в единое целое и обоб­щают фактуальную информацию об объектах.
В своем самом общем значении анализ и С. лежат не только в основе человеч. деятельности, но в своих элементарных формах определяют поведение высших животных, а в своих различных технич. реализациях используются в программах ЭВМ, в искусств. самоор­ганизующихся системах и т. д. Физиологич. основой поведения человека является аналитико-синтетич. дея­тельность головного мозга. С. как мыслительная опера­ция произведен от предметного соединения частей объ­ектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производств. деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетич. действий в психич. операции С. исследуются в психо­логии.
С. как познават. операция имеет множество различ­ных форм. Любой процесс образования понятий осно­ван на единстве процессов анализа и С. Эмпирич. данные исследования того или иного объекта синтези­руются при их теоретич. обобщении. В теоретич. науч. знании С. выступает в форме взаимосвязи теорий, от­носящихся к одной предметной области; как объедине­ние конкурирующих, в определ. аспектах противопо­ложных теорий (напр., С. корпускулярных и волновых представлений в совр. физике); в форме построения де­дуктивных (аксиоматич., гипотетикодедуктивных и т. д.) теорий и др. Диалектич. метод восхождения от аб­страктного к конкретному как способ построения теоре­тич. знания о сложных развивающихся объектах также представляет собой одну из форм С.: получаемое в ре­зультате конкретное знание об исследуемом, объекте есть С., единство его многообразных абстрактных опре­делений.
Для совр. науки характерны не только процессы С. внутри отд. науч. дисциплин, но и между разными дисциплинами - междисциплинарный С. (процессы С. сыграли важную роль в формировании биофизики, био­химии, эконометрии и др.), а также между осн. сферами совр. науч. и технич. знания - естествознания, обществ. и технич. наук. В 20 в. возник ряд т. н. интегративных наук (напр., кибернетика, семиотика, теория систем), в к-рых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур С. науч. знания играет существ. роль при ре­шении проблемы единства науки, в трактовке к-рой диалектич. материализм исходит из многообразия форм науч. и технич. знания, объединяемых на основе С. методологич. средств, понятий и принципов раз­личных областей знания.

Источник: Советский философский словарь

СИНТЕЗ
соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении синтез противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно связан. В философии и различных науках термин «синтез» применяется также в некоторых специальных значениях. Так, под синтезом иногда понимают процесс рассуждения, последовательные получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и Синтеза, восходящего еще к античной геометрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка. Другое значение термина «синтез» связано с т, н. синтетическими суждениями, которые соединяют в единое целое и обобщают фактуальную (эмпирическую) информацию об объектах. В своем самом общем значении анализ и синтез лежат не только в основе человеческой деятельности, но и определяют поведение высших животных, а в технических реализациях используются в компьютерных программах, в искусственных самоорганизующихся системах и т. д..Физиологической основой поведения человека является аналитико-синтетическая деятельность головного мозга. Синтез как мыслительная операция произведен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производственной деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетических действий в психической операции синтеза исследуются в психологии. Синтез как познавательная операция имеет множество различных форм. Любой процесс образования понятий основан на единстве процессов анализа и синтеза. Эмпирические данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих, в определенных аспектах противоположных теорий (напр., синтез корпускулярных и волновых представлений в современной физике); в форме построения дедуктивных (аксиоматических, гипотетико-дедуктивных и т. д.) теорий и др.
Для современной науки характерны не только процессы синтеза внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами — междисциплинарный синтез, — а также между естествознанием, общественными и техническими науками. В 20 в. возник ряд т. н. интегративных наук (напр., кибернетика, семиотика, теория систем), в которых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур синтеза научного знания играет существенную роль при решении проблемы единства науки, в трактовке которой исходят из многообразия форм научного и технического знания, объединяемых на основе синтеза методологических средств, понятий и принципов различных областей знания.
Лит.: Мамардашвили М. К. Процессы анализа и синтеза.— «ВФ», 1958, № 2; Горский Д. П. Проблемы обшей методологии наук и диалектической логики. М., 1966; Синтез современного научного знания. М., 1973; Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Bunge М. Scientific Research, v. 1—2. Hdlb.—N.Y, 1967; HiMikkaJ. RemesU. The Method ot Analysis. DordrechtBoston, 1974.
В. Н. Садовский

Источник: Новая философская энциклопедия

СИНТЕЗ
(греч. synthesis — сочетание) — в общем значении результат взаимодействия, приводящий к объединению в единое целое явлений, свойств и отношений, существовавших до этого самостоятельно. В области культуры С. представляет собой один из важнейших источников динамики и модернизации в общественной и культурной сферах. В современной социальной культурологии принято определять С. «как взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от обоих составляющих компонентов и имеющее собственное качественное определенное содержание или форму» (Б.С. Ерасов). Большинство крупных преобразований в истории человеческой цивилизации от античности до Новейшего времени происходило на основе процессов С. Напр., становление культуры Древней Руси было результатом С. византийских и собственных культурных тенденций, что способствовало ее самобытному развитию. С. античных традиций и раннехристианских начал стал основой развития западноевропейской культуры средневековья. Тенденции С. являются характерными явлениями современной мировой цивилизации, и примеры плодотворного соединения национальных традиций с западными культурными достижениями можно найти, напр., в Японии и Южной Корее. С. был одним из важнейших факторов становления мировых религий, которые не только боролись против язычества, но и стремились найти себе опору в народных традициях, что, в частности, нашло выражение в распространившемся в восточной ветви христианства иконопочитании и в соединении религиозных знаменательных дат с народной праздничной культурой. Особое значение явления С. имеют в области художественной культуры и искусства. Основой С. подобного типа является характерное для искусства стремление к всестороннему освоению всего многообразия объективного мира и потребность воплощения в произведениях идеала всесторонне развитой целостной личности и богатства ее духовной жизни. В историческом плане мировое искусство прошло свой путь от первобытного синкретизма через углублявшуюся дифференциацию различных областей, видов и жанров художественного творчества к доминирующему проявлению тенденций к С. Таким образом, произошло становление так называемых синтетических видов и жанров искусства, какими стали театр, балет, опера, а позднее кинематограф и телевидение. В современной эстетике принято выделять различные разновидности художественных С. Это С. пластических искусств, который наиболее полно воплощается в архитектуре. Классическими примерами С. архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства стали средневековые западноевропейские готические соборы и русские православные церкви. Театральный С. искусств основан на соединении музыки, танца, сценографии, актерской игры, текста и режиссерской работы. Наиболее распространенными примерами театрального С. являются опера, оперетта, различного типа музыкальные драмы. Очень близок к театральному телевизионный С. искусств, который тесно связан с достижениями научно-технической мысли. Искусство ХХ в. характеризуется бурным развитием кино на основе кинематографического С., одной из важнейших основ которого стала теория монтажа и кинообраза, разработанная выдающимся российским кинорежиссером С. Эйзенштейном. В современную эпоху одним из своеобразных проявлений С. является применение в сфере культуры компьютерных технологий, ведущих в созданию виртуальной реальности, воплощающей целостный пластический образ мира.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Синтез
греч. synthesis — соединение, сочетание, составление. ? соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы. Понятие С. в культурологии характеризуется многозначностью и смысловой открытостью. Оно корреспондирует с такими терминами, как “диалог культур”, “общение культур” (В. Библер), “концерт культур” (Г. Померанц) и др., и, следовательно, подразумевает взаимодействие культур разных регионов, стран, наций, их взаимообогащения. Такого рода взаимовлияния обнаружились, например, в ходе араб. посредничества в преемственности зап. цивилизации по отношению к античной; в вост. влиянии в рыцарском ср.-вековье Европы; в символике дантовских образов, заимствованной у известного мусульманского философа-эзотериста Мухиддина ибн-Араби; в широко использованных в эпоху Возрождения мотивах классич. Иран. и араб. поэзии (включая и само понятие гуманизма); в применении визант. канонов в архитектуре Зап. Европы; в островитянских сюжетах картин Гогена и т.д. Тенденция расширяющегося взаимовлияния культур особенно актуальна для 20 в., что выразилось, в частности, в популяризации на Западе учений буддизма, индуизма, суфизма, в насыщенности европ. культуры афроамер. мотивами, в размыве различий между “своим” и “чужим”. Громадная роль в этом процессе принадлежит средствам массовой коммуникации. Сами продукты массмедиа с культурной т.зр. интегративны по своей природе. Сегодня с полным правом можно говорить о существовании всемирной культуры, к-рая, в отличие от мировой культуры как совокупности разл. культурных образований, представляет собой единую интегрированную систему общечеловеч. культуры. В культурологии в теор. плане проблема С. искусств наиболее четко разработана в искусствознании. Особенно “подвижные”, переломные этапы в истории худож. культуры отмечены активизацией интегративных процессов. Таковы, напр., теор. и творч. искания йенских романтиков, худож. поиски Р. Вагнера, стилистика модерна, теория и практика Символизма и т.д. Совр. теория С. искусств раскрывает принципы классификации многочисл. видов соединений разл. худож. стихий, научно обосновывает закономерности этих соединений. Основополагающим принципом взаимодействия искусств в С. является наличие двух и более художественно самостоятельных систем, среди к-рых одна выступает как доминанта-интегратор качественно нового синтетич. целого. При этом многовековая и совр. худож. практика дают примеры безграничного разнообразия синтетич. соединений разл. видов худож. деятельности. С громадной силой тяготение к взаимообогащению разл. культур сказалось в России. Специфика культурного развития России во многом обусловлена ее открытостью Западу и Востоку. В этом проявлении “высокосинтетич. способности всепримиримости, всечеловечности” (Достоевский) усматривали рус. философы (Бердяев, Вл. Соловьев, Достоевский и др.) истор. миссию России. Эти идеи нашли отражение в рус. эстетике и искусстве нач. 20 в., важнейшим направлением к-рого стало стремление к осуществлению всеобщего С. искусств, к превращению искусства в некое вселенское соборное действо, в жизнетворчество, призванное изменить мир (А. Белый, А. Скрябин, Вяч. Иванов, Вл. Соловьев). В их концепциях С. искусств представлен не как обогащение одних видов худож. творчества выразит. средствами других видов, а как проблема мировоззренческая, как выражение универсальной природы человеч. творчества. В опр. смысле культура синтетична как целостная система, включающая в себя разл. сферы духовной жизни. Лит.: Конрад Н.И. Запади Восток: Статьи. М.. 1972; Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978; Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // ВФ, 1989, № 6; Бердяев Н.А. Рус. идея. Осн. пробл. русской мысли XIX века и начала XX века // О России и рус. филос. культуре: философы рус. послеоктябрьского зарубежья. М., 1990; Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993; Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994; Munro Th. The Arts and their Interrelations. Cleveland, 1967 Levinson J. Hybrid Art Forms // The Journal of Aesthetic Education. V. 18. 1984. № 4. Н.Д. Ирза. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

СИНТЕЗ
от греч. ???????? – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов в единое целое, выполняемое в процессе познания и практич. деятельности. С. неразрывно связан с анализом. С. и анализ – фундаментальные процессы, к к-рым в конечном счете сводятся все виды умств. деятельности. Их физиологич. основа – аналитико-синтетич. деятельность головного мозга. Мысленный С. формируется в практич. деятельности, но затем отделяется от нее и приобретает относительно самостоятельный характер. С. может осуществляться на различном уровне, начиная от простого механич. соединения частей неорганизованного целого до создания науч. теории на основе обобщения отдельных фактов и идей. Результатом С. может быть нечто качественно совсем иное, чем сумма составляющих элементов (см. Структура, Система, Систематика). Вместе с анализом мысленный С. ведет к образованию понятий, играет важную роль в формировании как эмпирического, так и выводного знания, в создании художеств. произведений и в технич. изобретениях. Творч. С. изобретателя опирается на изученные им связи между объектами и часто идет по пути моделирования уже известных явлений природы, а фантазия художника достигает успеха лишь в том случае, если отражает жизненные отношения и учитывает законы художеств. творчества. С. не является простым копированием действительности, а включает в себя идеализацию, расчет реальных возможностей, учет тенденций развития. Это отчетливо проявляется при построении науч. гипотез, образовании понятий и т.п. С. можно подразделить на виды в зависимости от характера объединяемых в С. элементов, особенностей целого, возникающего в результате С., и своеобразия способа объединения элементов в единство. Учитывая все это, можно различать: объединение частей в единое целое (примером такого рода С. может служить мысленное конструирование к.-л. механизма или же осмысливание организма как единого целого); соединение множества сторон, свойств, признаков в единство (напр., определение нового биологич. вида посредством выделения совокупности характерных для него признаков); объединение элементов с целью установления присущих им общих свойств и отношений (этот вид С. характерен для обобщения и мыслительного процесса, ведущего к открытию закона). В антнч. науке под С. понимали прием получения знания о целом через соединение его элементов или же ход мысли от посылок (оснований, причин) к следствиям (так понимал С., в частности, Аристотель). Кант определял С. в широком смысле: как "...присоединение различных представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте познания" ("Критика чистого разума", Соч., т. 3, М., 1964, с. 173). Если этот С. совершается "посредством способности воображения" (там же, с. 174), то это – эмпирич. С., "синтез схватывания" (см. тамже, с. 213). Высшая ступень С., по Канту, – "чистый", или "трансцендентальный" С., имеет место тогда, когда чувств. многообразие подводится под опред. априорные понятия (категории), к-рые придают единству, образованному в процессе С., значение необходимости. Гегель рассматривал С. как ход мысли от всеобщего к единичному и выделял ступени этого пути. Всеобщее – это "дефиниция", затем идет его ограничение (особенное) и, наконец, "теорема", т.е. единичное. Правда, теорема – это не чувственно-единичное и поэтому Гегель весь С. демонстрирует на матем. примерах, где за исходное берутся абстракции. Гегель подобный трехступенчатый С. относит лишь к области рассудочного знания. Разумному же мышлению, по его мнению, присущ С., к-рый заключается в диалектич. соединении тезиса и антитезиса. В совр. науке связь анализа и С. становится все более многогранной. Это иллюстрирует уже сам процесс дифференциации знания. Возникновение, напр., таких наук, как физич. химия, биохимия, кибернетика, является, с одной стороны, результатом анализа, выделения из старых наук новых областей знания; с др. стороны – сам анализ в данном случае осуществляется в процессе С. Интеграция методов различных наук, происходящая в наст. время во всех областях знания, представляет собой явление такого же рода. И. Бурова, Н. Годер. Москва. С. и анализ в математике. Анализ в математике – это рассуждение, идущее от того, что подлежит доказательству (от неустановленного, неизвестного), к тому, что уже доказано (установлено ранее, известно). С. – рассуждение, к-рое идет в обратном направлении. Для анализа ведущим является вопрос, как свести доказываемое утверждение к ранее известному (доказанному). Он является средством нахождения доказательства и выявления его идеи, но в большинстве случаев сам по себе еще доказательства не составляет. С. же, опираясь на данные, найденные анализом, завершает доказательство: он показывает, как из ранее установленных утверждений вытекает доказываемое, дает доказательство теоремы или решение задачи. Такое понимание анализа и С. возникло еще в матем. школе Платона и окончательно сложилось после появления "Начал" Эвклида и работ его античных комментаторов (в частности, у Паппа Александрийского, греч. математика 2-й половины 3-го в. н.э.). В совр. математике термины "анализ" и "аналитический" употребляются чаще уже в др. смысле, к-рый, однако, исторически связан с первым. Поскольку решение уравнений можно считать процессом аналитическим (т.к. здесь мы переходим от неявного определения нек-рых чисел с помощью уравнений к их явному определению, к-рое появляется, когда мы находим корни этих уравнений), то науки, в к-рых уравнения и связанные с ними методы играют важную роль, стали называться математиками аналитическими. Так, область математики, в к-рой геометрич. объекты задаются уравнениями, называется аналитич. геометрией. По этой же причине дифференциальное и интегральное исчисление и нек-рые др. разделы математики наз. матем. анализом. Б. Бирюков. Москва. Лит.: Маркс К., Теория прибавочной стоимости, ч. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3; Кэджори Р., История элементарной математики, пер. с англ., 2 изд., Одесса, 1917; Гегель Г. В., Соч., т. 1, 5, 6, М.–Л., 1929–39; Аристотель, Метафизика, М.–Л., 1934; Евклид, Начала, пер. с греч., 2 изд., кн. 11–15, М.–Л., 1950; Мамардашвили М. К., Процессы анализа и синтеза, "ВФ", 1958, No 2; Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса, [М.], 1960; Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения, М., 1960; Югай Г. ?., Проблема целостности растительного организма. "ВФ", 1960. No 12; Розенталь М. М., Принципы диалектич. логики, М., 1960, с. 416–26; Бурова И. Н., Единство анализа и синтеза, М., 1962; Гоббс Т., Избр. произв., т. 1, М., 1964. См. также ст. Анализ, Пор-Рояля логика и лит. при этих статьях.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Свобода как синтез хаоса и рациональности в философии И. Канта

Рабош Василий Антонович
В статье исследуются прасинергетические мотивы системной организации развития в философии И. Канта. Выявляется влияние его философских идей на разработку современной концепции устойчивого развития.
Читать PDF
0.00 байт

На пути к целостному образу математики: философско-математический синтез в контексте гуманизации мат

Анисимов А. С., Квартальнова С. Е.
Гуманитаризация является средством гуманизации математического знания, способствующего формированию полноценного образа математики как одного из феноменов духовной культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Теория духа народа Георга Фридриха Пухты как синтез учения исторической школы права и философии прав

Дьячек Т. И.
Учение Пухты о духе народа носит очень оригинальный характер. Целью этой статьи является ответ на вопрос об источниках формирования мировоззрения Пухты по данному вопросу.
Читать PDF
0.00 байт

Свобода как синтез хаоса и рациональности в философии И. Канта

Рабош Василий Антонович
В статье исследуются прасинергетические мотивы системной организации развития в философии И. Канта. Выявляется влияние его философских идей на разработку современной концепции устойчивого развития.
Читать PDF
0.00 байт

Современная деловая этика как синтез прикладной и профессиональной этики

Сафонов К. В.
Читать PDF
0.00 байт

Философия как всеобъемлющий синтез знания

Петров Юрий Владимирович
В статье обосновывается мысль, что философское знание является синтетическим. Однако синтез знания в метафизике не есть результат какого-либо обобщения эмпирического материала, доставляемого ей наукой.
Читать PDF
0.00 байт

«Синтез» в теоретических и художественных практиках XVIII века как философско-теоретический источник

Иванова Ольга Николаевна
Читать PDF
0.00 байт

Синтез методологий как система методов, позволяющая увидеть человека без редукций и упрощений п р о

Лузина Людмила Михайловна
Раскрыты специфика и логика категориального моделирования применительно к теории и практике воспитания; обосновываются возможности и границы применения системного подхода в постижении целостности человека как предмета и главной це
Читать PDF
0.00 байт

Синтез методологий как система методов, позволяющая увидеть человека без редукций и упрощений

Лузина Людмила Михайловна
Раскрыты специфика и логика категориального моделирования применительно к теории и практике воспитания; обосновываются возможности и границы применения системного подхода в постижении целостности человека как предмета и главной це
Читать PDF
0.00 байт

Вычислительный метод познания диалектический синтез экспериментального и теоретического методов позн

Охлопков Николай Михайлович
На основе схемы натурного, модельного экспериментов и структурной схемы вычислительного эксперимента разработана схема вычислительного метода познания как диалектического синтеза экспериментального и теоретического методов познани
Читать PDF
0.00 байт

Синтез естественнонаучного и гуманитарного знания в социальной доктрине П. А. Кропоткина

Гнатик Екатерина Николаевна
The essence of Kropotkin's activity in his unique and grandiose attempt to substantiate anarchism as a large-scale ideology based on scientific-positive foundation is shown in this article.
Читать PDF
0.00 байт

Синтез наук и персонология в учении евразийства

Жданова Галина Владимировна
Статья посвящена анализу концепции «синтетической» науки классического евразийства 20-30-х гг. ХХ в.
Читать PDF
0.00 байт

Возможен ли творческий синтез идей марксизма и прагматизма?

Васюков Олег Валерьевич
В статье рассматриваются марксистская и прагматистская концепции практического познания. Обсуждается проект создания неклассической праксеологии, основанной на объединении определенных марксистских и прагматистских идей.
Читать PDF
0.00 байт

Конвенционализм как синтез рациональности и антропологичности научного знания

Коськов Сергей Николаевич, Лебедев Сергей Александрович
В статье обосновывается интерпретация конвенционалистской методологии науки как формы синтеза рационального и антропологического характера научного знания.
Читать PDF
0.00 байт

Неопатристический синтез и философия всеединства в творчестве Г. В. Флоровского

Нижников С. А.
В статье рассматривается концепция «неопатристического синтеза» Г. Флоровского как альтернативная философии всеединства Вл. Соловьева.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • анализ через синтез

    АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ — один из основных механизмов процесса мышления, заключающийся в выявлении субъектом свойств познаваемого объекта (анализ) посредством включения объекта в систему связей с д
  • АНАЛИЗ и СИНТЕЗ

    методы научного познания. Анализ это мысленное или физическое расчленение исследуемого объекта на составные части и изучение их в отдельности. Синтез это формирование целостного образа объекта
  • Восток—Запад. Синтез идей

    Позиция, ориентированная на восприятие идей, исходящих исключительно с Запада, вызвала острую критику в интеллектуальных кругах стран Востока. По словам С. Радхакришнана (1888— 1975), крупнейшего из и
  • Прогноз, или синтез, критериологический

    научное или другое теоретическое предсказание какого-либо явления или каких-либо событий или течений известных явлений, развития известных событий, исходя из критериологического их анализа и си
  • СИНТЕЗ ИСКУССТВ

    сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно-художественного замысла.
  • Ядерный синтез

    процесс соударения двух ядер и последующего их слияния в одно более тяжелое ядро.
  • КУЛЬТУРНЫЙ СИНТЕЗ

    соединение и взаимопроникновение культурных сфер или систем ценностей, приводящие к появлению нового социокультурного феномена. Имеется в виду не внешнее сопряжение каких-то областей и элементо
  • Управляемый термоядерный синтез

    контролируемое протекание синтеза легких ядер (ядер дейтерия, трития) в ядра гелия с целью производства энергии (неконтролируемый синтез осуществляется в водородной бомбе). Технического решения
  • СИНТЕЗ ЗНАНИЙ

    процесс объединения различных, иногда противоположных теорий, концепций, представлений. Процесс синтеза снимает несогласования, противопоставления, противоречия, образуя новое теоретическое ед
  • Холодный синтез

    Первое сообщение об успешном эксперименте по холодному ядерному синтезу, сделанное в 1989 г. двумя американскими учеными (из шт. Юта), вызвало значительный интерес, так как это открытие могло бы знам
  • Синтез культур

    взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих его компо
  • Параметрический синтез

    Разновидностью параметрического нормирования в техноценозе является параметрический синтез, под которым понимается процедура формирования оптимальной номенклатуры техноценоза, заключающаяся
  • Термоядерный синтез

    Атомное взаимодействие, при котором происходит слияние нуклонов с образованием новых атомных ядер и высвобождением энергии. В термоядерном синтезе, протекающем при чрезвычайно высоких температ
  • СУПРАМОРАЛИЗМ ИЛИ ВСЕОБЩИЙ СИНТЕЗ

    программная работа Н.Ф.Федорова, написанная в 1902 и вошедшая в I том «Философии общего дела». В ней Федоров пытается обосновать «научно-философское» название своего учения («супраморализм») и излож
  • АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ

    концентрация и интеграция информационных потоков из внешней среды, опыта, эмоций, чувств, потребностей и мотивации, на основе которых формируется мыслительная деятельность и её цель.
  • СИНТЕЗ ЯЗЫКА, СИНТЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    language synthesis, synthetic philosophy) - направление в философии, которое ставит своей задачей синтез новых терминов, понятий и суждений на основе их языкового анализа. В 20 в. в англоязычной философии преобладает
  • Аналитические и синтетические суждения a priori

    нем. analytische und synthetische Urteile a priori)—термины кантовской философии, имеющие также широкое применение в различных направлениях современной философской мысли, главным образом в рамках аналитической фил
  • Разработки и уточнения последних лет: Хабермас о возможности синтеза герменевтической и аналитической философии

    Как уже отмечалось, тщательный критический анализ достижений и просчетов важнейших направлений мировой философии всегда был живым нервом философии Хабермаса. Но всегда за этим стояли попытки не
  • АНАЛИТИЧЕСКОЕ И СИНТЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

    Кант резко противопоставил два возможных способа мышления: аналитическое и синтетическое. Первое сводится к экспликации того содержания, которое уже имеется в понятиях, но явным образом не выраж
  • СИНТЕТИЧЕСКОЕ И АНАЛИТИЧЕСКОЕ

    в неопозитивизме два взаимоисключающих класса предложений "языка науки". Утверждается, что существуют два вида научного знания, принципиально отличные друг от друга: формальное и фактуальное. Суж