Синтез
а способность дать видеть нечто в его совместимости с чем-то, нечто как нечто.
Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)
Синтез
процесс реального или мысленного объединения ранее выделенных частей предмета в единое целое; связан с анализом.
Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН
СИНТЕЗ
соединение различных сторон предмета в единое целое (систему) и рассмотрение целого с учетом особенностей сторон.
Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance
Синтез
процесс реального или мысленного объединения различных сторон, частей предмета в единое формообразование ( целостную систему).
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
СИНТЕЗ
(от греч. synthesis — соединение, сочетание) — метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей; обобщение, сведение к единому.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
СИНТЕЗ
(греч. synthesis – соединение, сочетание) – мысленное воссоединение в единое целое отдельных компонентов, частей, признаков и свойств, вычлененных в процессе анализа.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
Синтез
соединение (мысленное или практическое) различных элементов, сторон, свойств, компонентов сложного объекта в единое целое, являющееся новым объектом с новыми свойствами.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Синтез
/D/ Syatese /Е/Synthesis /F/Sinthese /Esp/ Sintesis
Практическое или мысленное объединение в единое целое расчлененных и изученных в процессе анализа элементов объекта познания.
Источник: Философия, практическое руководство
Синтез
метод научного исследования, сводящийся к соединению сродных объектов в систему и получению новых знаний на основе проецирования свойств составных частей на систему, а также выявления специ фических системных свойств, не сводящихся к простой сумме свойств составных частей. В современной научной практике неотъемлем от анализа.
Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.
СИНТЕЗ
[от rp. synthesis — соединение, сочетание] — один из приемов научного исследования, как правило, считающийся дополнительным к анализу. Цель научного С. всегда состоит в максимально содержательном концептуальном постижении изучаемого явления. В отличие от анализа при С. акцент делается не на относительной самостоятельности тех или иных концептуальных единиц, а на их взаимосвязи. См. анализ.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
Синтез
от греч. synthesis — соединение, сочетание) — соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в целое, в котором противоречия сглаживаются или снимаются. Противоположное понятие и научный метод — анализ.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
СИНТЕЗ
(synthesis — соединение) — метод научного познания и этап научного исследования. Если анализ — расчленение и структурирование исследуемого объекта, то С. — мысленное объединение частей объекта, установление связей и взаимодействий отдельных его частей. В процессе синтеза происходят восстановление первоначальной целостности исследуемого объекта и одновременно проверка полученных знаний о неизвестных ранее свойствах и отношениях данного объекта.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
Синтез
(συντίθεσθαι слагать) буквально означает соединение каких-нибудь частей для составления целого. В логике означает такой ход наших суждений, когда на основании общего закона мы определяем частный случай, или от причины заключаем к действию, словом, определение и объяснение какого-нибудь предмета, на основании общей идеи до известной степени уже выработанной и известной. Но в педагогике иногда называют синтезом просто сложение целого из каких-нибудь данных частей.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
Синтез
(греч. synthesis – соединение) – метод познания, заключающийся в мысленном или реальном соединении частей в целое и познание закономерностей этого целого. Этот метод тесно связан с анализом (см. Анализ), синтез и анализ взаимно дополняют друг друга и, как правило, применяются в единстве. В гегелевской философии синтез – это соединение тезиса и антитезиса в некоем единстве, где сохраняются их некоторые черты, но в то же время утверждается нечто новое (определенное бытие).
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
Синтез
(от греч. syntesis – соединение, сочетание, составление) – В гносеологии С., как метод познания, противоопоставляется анализу, но в то же время соотносится и с методологической установкой на эклектику. Это второе соотношение в онтологии предстает как противоположность сосуществования сущих в единстве, т.е. их объединении на определенном основании, и неупорядоченного сосуществоовния . Первый способ сосуществования представляет собой онтологический С., второй – эклектическое сосущетвование
Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.
СИНТЕЗ
общелогический метод изучения объекта в целостности на основе анализа его отдельных сторон в процессе анализа. Причем синтез – это не простоемеханическое соединение в единую систему разъединенных анализом элементов, а установление места и роли каждого элемента в системе целого. Анализ и синтез используются и на эмпирическом и на теоретическом уровнях научного познания,причем это не оторванные друг от друга мыслительные операции, а две стороны единого аналитико-синтетического метода познания.
Источник: Философия науки и техники: словарь
Синтез
- термин, обозначавший в древней философии прием получения знания о целом на основе приведения многообразных знаний о предмете к единству. Платон рассматривает синтез как важный этап процедуры доказательства, истинности решения задачи или доказательства теорем.
Аристотель использует этот термин для обозначения процедуры рассуждения от оснований, причин, посылок к следствиям.
В средневековой философии синтез рассматривается как важнейший методологический прием образования общих понятий /номиналий/.
Источник: Философия, практическое руководство
СИНТЕЗ
универсальный метод мышления; соединение множества элементов в единое целое, осуществляемое в познавательной и практической деятельности. Как познавательный метод, синтез имеет множество модификаций: восприятие есть синтез ощущений, представление есть синтез множества восприятий, понятие есть синтез множества представлений, теория есть синтез множества понятий и т. п. Диалектическое понимание синтеза как конкретной целостности тезиса и антитезиса всесторонне развито в философии Гегеля. Расширение, сферы синтетически-интегративных методов является существенной особенностью современного научного и общественного развития.
Источник: Краткий философский словарь 2004
СИНТЕЗ
одна из мыслительных операций – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. Если у человека сильнее развита способность к анализу, может возникнуть опасность того, что он не сумеет найти места деталям в явлении как едином целом. Относительное же преобладание синтеза приводит к поверхностности, к тому, что не будут замечены существенные детали, которые могут
иметь большое значение для понимания явления как единого целого.
Синтез – один из теоретических методов-операций, присущий любой деятельности.
Литература: [36].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
Синтез
один из способов познания мира с использованием средств логики. Атрибут системной методологии и системного подхода. Современная наука и философия все более обретает черты синтетической философии, делающей упор на поиске интегративных характеристик бытия, процессах формирования целостности, смыслообразующей деятельности человека, чему посвящены многие труды выдающегося философа современности и ученого-системщика В. В. Налимова, И. С. Добронравовой, Е. Князевой и С. П. Курдюмова (философские проблемы целостного синергетического мировоззрения), философские разработки лауреата Нобелевской премии И. Пригожина, относящиеся к созданной им новой концепции времени.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
СИНТЕЗ
объединение различных элементов целого. Подобное объединение (в краткой формуле, синтетической картине) требует умственной активности, сравнивающей, объединяющей и сплавляющей идеи в одну новую идею, более простую и более ясную. В логике синтетические суждения (в которых предикат добавляет что-то новое к понятию субъекта: например, «любое тело имеет вес») противопоставляют аналитическим суждениям («любое тело протяженно»: понятие протяженности уже включено в понятие материального тела). Анализ акта синтеза, свойственного человеческому познанию, провел Кант в «Критике чистого разума»: это акт, с помощью которого воображение связывает умственное понятие с чувственной интуицией — актуализацией понятия в пространстве и времени. У Гегеля диалектический синтез — это слияние тезиса и антитезиса в высшей реальности.
Источник: Философский словарь
СИНТЕЗ
(Synthese; от греч. synthesis — «соединение, сочетание») — соединение разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в котором противоречия и противоположность сглаживаются или снимаются (см. Снимать). Противоположное понятие — анализ. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого есть не только внешняя сумма свойств компонентов, но также и результат их взаимопроникновения и взаимовлияния. Поэтому истинный синтез не агрегат, а «созидательный синтез» (В. Вундт). О синтезе в гегелевском, т. е. диалектическом, понимании см. Гегель, Диалектика. Кант основным действием мышления считал «синтез трансцендентальной апперцепции», при помощи которого результаты эмпирического созерцания связываются в единство познания.
Н. Вегг. La synthèse en histoire. Paris, 1911.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
СИНТЕЗ
один из важных методов научного познания, состоящий в интеграции, объединении различных, часто качественно разнородных элементов (материальных или идеальных) в единую систему, единое целое. На уровне эмпирического познания формами синтетического познания являются естественные и искусственные классификации, эмпирические законы, материальные модели объектов и процессов и др.
На уровне теоретического познания такими формами являются логическая систематизация знания, математические модели объектов познания, теоретические законы. Высшими формами когнитивного синтеза в науке являются научные теории, исследовательские программы, парадигмы, междисциплинарные и комплексные исследования сложных систем. В технико-технологических науках формами синтетического познания выступает создание проектов новых технических устройств и систем, машин и механизмов, строительных конструкций, новых лекарств и продуктов питания, технологических процессов и т. д. (См. синтетическое знание, продуктивное воображение, система, целое, принцип системности).
Источник: Философия науки: Словарь основных терминов
Синтез
от греч. synthesis — сочетание) — познавательная операция, означающая соединение отдельных чувственных данных, понятий, суждений, логических фрагментов, концепций, теорий в единое целое (систему). В этом качестве синтез противоположен анализу. В гносеологии науки выделяют различные формы синтезирования эмпирического и теоретического материала. Во-первых, синтез является методом образования дефиниций, логических структур, способом соединения признаков предмета в единое целое — понятие. Например, в определении «наука» объединяются все ее основные измерения: и как области духовной культуры, и как специфической познавательной деятельности, и как особого социального института. Во-вторых, синтез, понимается как объединение теорий, относящихся к одной предметной деятельности, например синтез корпускулярной и волновой теорий в квантовой механике. В-третьих, как междисциплинарный синтез, характерный для современной науки: создание на основе синтеза новых различных дисциплин, новых областей знания, например бионики, биохимии, кибернетики, экологии, синергетики и т.д.
Источник: История и философия науки
СИНТЕЗ
[от гр. synthesis соединение, сочетание, составление] – соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования. Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего. Возвратные или элементарно-теоретические анализ и синтез широко используются как мощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления. Здесь операции анализа и синтеза осуществляются не механически. Они базируются на некоторых теоретических соображениях, в качестве которых могут выступать предположения о причинно-следственных связях различных явлений. Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяют структурно-генетические анализ и синтез. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них, их »клеточку», оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
СИНТЕЗ
(греч. synthesis - соединение) - объединение научного, философского и религиозного знания для достижения полноты понимания реальности. В античной философии такой синтез дал неоплатонизм. В Средние века схоластика создала Суммы. Начиная, однако, с Ренессанса, ни одна из эпох культурного и интеллектуального развития не смогла выразить себя в синтезах подобного масштаба, но в индивидуальном религиозно-философском творчестве такие попытки предпринимались постоянно. Тейяр де Шарден на Западе и представители философии Всеединства в России предложили новые варианты, вызвавшие много споров. Раскрытие тайн бытия в таких синтезах не достигается, но все же они "ясно и просто показывают, что у человеческого ума есть пути и средства для того, чтобы плодотворно работать над проблемою сочетания учений о высших и низших сторонах мира в целостное единство" (Н.Лосский). Сторонников синтеза в ХХ в. нередко упрекали в модернизации церковного вероучения, искусственного соединения вечной правды с тем, что преходяще, что обусловлено временем и местом. Модернист, согласно Дж.Тиррелу, - тот, кто "верит в возможность синтеза основных религиозных истин и основных истин современности", кто надеется возвысить значение религии, придав ей современное звучание. Споры на эти темы далеки от завершения.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Синтез
(от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – метод объединения частей в целое; практическое или воображаемое соединение составных элементов изучаемого объекта в единое целое. Причём, это не простое механическое соединение ранее расчленённых элементов целого, а такой процесс познания, когда раскрывается место и роль каждого элемента в системе целого. Синтез показывает, что различные элементы изучаемого объекта, его стороны и составные части не просто сосуществуют в этом объекте, а находятся в нём в неразрывном диалектическом единстве, обусловливают друг друга и оказывают влияние друг на друга. Поэтому анализ и синтез используются в процессе познания в неразрывном единстве. Синтез представляет собой соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении синтез противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно связан. Эмпирические данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих в определённых аспектах противоположных теорий; в форме построения дедуктивных (аксиоматических, гипотетико-дедуктивных и т. д.) теорий.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
Синтез
По‑гречески слово synthesis означает союз, состав, со единение. Синтезировать означает составлять (tithenai) вместе (sun). Тем самым синтез противостоит анализу, то есть расчленению, разложению.
Синтез идет от простого к сложному, учит Лейбниц. По части имеющихся элементов он составляет (или восстанавливает) целое. Анализ идет от сложного к простому. Он разделяет целое на элементы. Примером тому могут служить химические процессы. Соединяя атомы кислорода и водорода, можно синтезировать воду. И наоборот, подвергнув ее анализу, можно получить атомы кислорода и водорода.
Однако в философии слово «синтез» используется в основном для обозначения умственного процесса, состоящего только из идей. Именно так понимает синтез Декарт. Синтез является третьим, после очевидности и анализа, правилом его метода: «Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало‑помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных» («Рассуждение о методе», часть II). Из этого следует, что анализ – первый (простое не дано изначально; его еще надо завоевать) и ближайший из истинных путей, благодаря которым была методически изобретена каждая вещь (см. «Возражения…»). Синтез в основном служит доказательству того, что уже известно. Достаточно сравнить, например, «Размышления о первой философии» того же Декарта, написанные в аналитическом ключе, и его же «Первоначала философии», выстроенные по принципу синтеза.
Но синтез – не только порядок или метод. У Гегеля и Маркса это также один из аспектов диалектики. Две противоположности соединяются, образуя третий, превосходящий термин (то есть уничтожающий и одновременно сохраняющий обе), – это и есть синтез. Таково становление как синтез бытия и ничто (Гегель. «Наука логики», раздел I, глава 1). Таков плод как синтез семени и растения (Энгельс. «Анти‑Дюринг», отдел I, глава 13). Или коммунизм как синтез борьбы классов (пролетариат «побеждает в этой борьбе, только уничтожая себя и свою противоположность», то есть частную собственность; Маркс и Энгельс, «Святое семейство», IV; см. также «Капитал», I, раздел 8, гл. 32). Отрицание отрицания есть новое утверждение. Это «хорошая сторона» отрицания, это покой в движении и плодовитость. Слишком красиво, чтобы быть верным, скажете вы? Многие и в самом деле думают так. Во всяком случае, многие из наших студентов именно таким образом понимают синтез, сводя его в своих работах к апологии золотой середины и в результате получая вялость и нерешительность. Достаточно вспомнить печально известную схему – «тезис, антитезис, синтез», по которой такие работы и пишутся. Конечно, это схема как схема, и никому не запрещено ею пользоваться. Но понимать ее все‑таки надо диалектически. «Тезис, антитезис, синтез» не означает «черное – белое – серое». Или «да – нет – может быть». Потому что это уже никакой не синтез, а увертка от принятия решения и компромисс. Не диалектика, а жвачка.
Источник: Философский словарь.
СИНТЕЗ
от греч. соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), к-рое осуществляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении С. противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с к-рым он неразрывно связан. В философии и различных науках термин «С.» применяется также в нек-рых спец. значениях. Так, под С. иногда понимают процесс рассуждения, последоват. получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и С., восходящего еще к антич. геометрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка (Финляндия). Другое значение термина «С.» связано с т. н. «синтетич. суждениями», к-рые соединяют в единое целое и обобщают фактуальную информацию об объектах.
В своем самом общем значении анализ и С. лежат не только в основе человеч. деятельности, но в своих элементарных формах определяют поведение высших животных, а в своих различных технич. реализациях используются в программах ЭВМ, в искусств. самоорганизующихся системах и т. д. Физиологич. основой поведения человека является аналитико-синтетич. деятельность головного мозга. С. как мыслительная операция произведен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производств. деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетич. действий в психич. операции С. исследуются в психологии.
С. как познават. операция имеет множество различных форм. Любой процесс образования понятий основан на единстве процессов анализа и С. Эмпирич. данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретич. обобщении. В теоретич. науч. знании С. выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих, в определ. аспектах противоположных теорий (напр., С. корпускулярных и волновых представлений в совр. физике); в форме построения дедуктивных (аксиоматич., гипотетикодедуктивных и т. д.) теорий и др. Диалектич. метод восхождения от абстрактного к конкретному как способ построения теоретич. знания о сложных развивающихся объектах также представляет собой одну из форм С.: получаемое в результате конкретное знание об исследуемом, объекте есть С., единство его многообразных абстрактных определений.
Для совр. науки характерны не только процессы С. внутри отд. науч. дисциплин, но и между разными дисциплинами - междисциплинарный С. (процессы С. сыграли важную роль в формировании биофизики, биохимии, эконометрии и др.), а также между осн. сферами совр. науч. и технич. знания - естествознания, обществ. и технич. наук. В 20 в. возник ряд т. н. интегративных наук (напр., кибернетика, семиотика, теория систем), в к-рых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур С. науч. знания играет существ. роль при решении проблемы единства науки, в трактовке к-рой диалектич. материализм исходит из многообразия форм науч. и технич. знания, объединяемых на основе С. методологич. средств, понятий и принципов различных областей знания.
Источник: Советский философский словарь
СИНТЕЗ
соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении синтез противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно связан. В философии и различных науках термин «синтез» применяется также в некоторых специальных значениях. Так, под синтезом иногда понимают процесс рассуждения, последовательные получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и Синтеза, восходящего еще к античной геометрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка. Другое значение термина «синтез» связано с т, н. синтетическими суждениями, которые соединяют в единое целое и обобщают фактуальную (эмпирическую) информацию об объектах. В своем самом общем значении анализ и синтез лежат не только в основе человеческой деятельности, но и определяют поведение высших животных, а в технических реализациях используются в компьютерных программах, в искусственных самоорганизующихся системах и т. д..Физиологической основой поведения человека является аналитико-синтетическая деятельность головного мозга. Синтез как мыслительная операция произведен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производственной деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетических действий в психической операции синтеза исследуются в психологии. Синтез как познавательная операция имеет множество различных форм. Любой процесс образования понятий основан на единстве процессов анализа и синтеза. Эмпирические данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих, в определенных аспектах противоположных теорий (напр., синтез корпускулярных и волновых представлений в современной физике); в форме построения дедуктивных (аксиоматических, гипотетико-дедуктивных и т. д.) теорий и др.
Для современной науки характерны не только процессы синтеза внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами — междисциплинарный синтез, — а также между естествознанием, общественными и техническими науками. В 20 в. возник ряд т. н. интегративных наук (напр., кибернетика, семиотика, теория систем), в которых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур синтеза научного знания играет существенную роль при решении проблемы единства науки, в трактовке которой исходят из многообразия форм научного и технического знания, объединяемых на основе синтеза методологических средств, понятий и принципов различных областей знания.
Лит.: Мамардашвили М. К. Процессы анализа и синтеза.— «ВФ», 1958, № 2; Горский Д. П. Проблемы обшей методологии наук и диалектической логики. М., 1966; Синтез современного научного знания. М., 1973; Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Bunge М. Scientific Research, v. 1—2. Hdlb.—N.Y, 1967; HiMikkaJ. RemesU. The Method ot Analysis. DordrechtBoston, 1974.
В. Н. Садовский
Источник: Новая философская энциклопедия
СИНТЕЗ
(греч. synthesis — сочетание) — в общем значении результат взаимодействия, приводящий к объединению в единое целое явлений, свойств и отношений, существовавших до этого самостоятельно. В области культуры С. представляет собой один из важнейших источников динамики и модернизации в общественной и культурной сферах. В современной социальной культурологии принято определять С. «как взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от обоих составляющих компонентов и имеющее собственное качественное определенное содержание или форму» (Б.С. Ерасов). Большинство крупных преобразований в истории человеческой цивилизации от античности до Новейшего времени происходило на основе процессов С. Напр., становление культуры Древней Руси было результатом С. византийских и собственных культурных тенденций, что способствовало ее самобытному развитию. С. античных традиций и раннехристианских начал стал основой развития западноевропейской культуры средневековья. Тенденции С. являются характерными явлениями современной мировой цивилизации, и примеры плодотворного соединения национальных традиций с западными культурными достижениями можно найти, напр., в Японии и Южной Корее. С. был одним из важнейших факторов становления мировых религий, которые не только боролись против язычества, но и стремились найти себе опору в народных традициях, что, в частности, нашло выражение в распространившемся в восточной ветви христианства иконопочитании и в соединении религиозных знаменательных дат с народной праздничной культурой. Особое значение явления С. имеют в области художественной культуры и искусства. Основой С. подобного типа является характерное для искусства стремление к всестороннему освоению всего многообразия объективного мира и потребность воплощения в произведениях идеала всесторонне развитой целостной личности и богатства ее духовной жизни. В историческом плане мировое искусство прошло свой путь от первобытного синкретизма через углублявшуюся дифференциацию различных областей, видов и жанров художественного творчества к доминирующему проявлению тенденций к С. Таким образом, произошло становление так называемых синтетических видов и жанров искусства, какими стали театр, балет, опера, а позднее кинематограф и телевидение. В современной эстетике принято выделять различные разновидности художественных С. Это С. пластических искусств, который наиболее полно воплощается в архитектуре. Классическими примерами С. архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства стали средневековые западноевропейские готические соборы и русские православные церкви. Театральный С. искусств основан на соединении музыки, танца, сценографии, актерской игры, текста и режиссерской работы. Наиболее распространенными примерами театрального С. являются опера, оперетта, различного типа музыкальные драмы. Очень близок к театральному телевизионный С. искусств, который тесно связан с достижениями научно-технической мысли. Искусство ХХ в. характеризуется бурным развитием кино на основе кинематографического С., одной из важнейших основ которого стала теория монтажа и кинообраза, разработанная выдающимся российским кинорежиссером С. Эйзенштейном. В современную эпоху одним из своеобразных проявлений С. является применение в сфере культуры компьютерных технологий, ведущих в созданию виртуальной реальности, воплощающей целостный пластический образ мира.
Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.
Синтез
греч. synthesis — соединение, сочетание, составление. ? соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы. Понятие С. в культурологии характеризуется многозначностью и смысловой открытостью. Оно корреспондирует с такими терминами, как “диалог культур”, “общение культур” (В. Библер), “концерт культур” (Г. Померанц) и др., и, следовательно, подразумевает взаимодействие культур разных регионов, стран, наций, их взаимообогащения. Такого рода взаимовлияния обнаружились, например, в ходе араб. посредничества в преемственности зап. цивилизации по отношению к античной; в вост. влиянии в рыцарском ср.-вековье Европы; в символике дантовских образов, заимствованной у известного мусульманского философа-эзотериста Мухиддина ибн-Араби; в широко использованных в эпоху Возрождения мотивах классич. Иран. и араб. поэзии (включая и само понятие гуманизма); в применении визант. канонов в архитектуре Зап. Европы; в островитянских сюжетах картин Гогена и т.д. Тенденция расширяющегося взаимовлияния культур особенно актуальна для 20 в., что выразилось, в частности, в популяризации на Западе учений буддизма, индуизма, суфизма, в насыщенности европ. культуры афроамер. мотивами, в размыве различий между “своим” и “чужим”. Громадная роль в этом процессе принадлежит средствам массовой коммуникации. Сами продукты массмедиа с культурной т.зр. интегративны по своей природе. Сегодня с полным правом можно говорить о существовании всемирной культуры, к-рая, в отличие от мировой культуры как совокупности разл. культурных образований, представляет собой единую интегрированную систему общечеловеч. культуры. В культурологии в теор. плане проблема С. искусств наиболее четко разработана в искусствознании. Особенно “подвижные”, переломные этапы в истории худож. культуры отмечены активизацией интегративных процессов. Таковы, напр., теор. и творч. искания йенских романтиков, худож. поиски Р. Вагнера, стилистика модерна, теория и практика Символизма и т.д. Совр. теория С. искусств раскрывает принципы классификации многочисл. видов соединений разл. худож. стихий, научно обосновывает закономерности этих соединений. Основополагающим принципом взаимодействия искусств в С. является наличие двух и более художественно самостоятельных систем, среди к-рых одна выступает как доминанта-интегратор качественно нового синтетич. целого. При этом многовековая и совр. худож. практика дают примеры безграничного разнообразия синтетич. соединений разл. видов худож. деятельности. С громадной силой тяготение к взаимообогащению разл. культур сказалось в России. Специфика культурного развития России во многом обусловлена ее открытостью Западу и Востоку. В этом проявлении “высокосинтетич. способности всепримиримости, всечеловечности” (Достоевский) усматривали рус. философы (Бердяев, Вл. Соловьев, Достоевский и др.) истор. миссию России. Эти идеи нашли отражение в рус. эстетике и искусстве нач. 20 в., важнейшим направлением к-рого стало стремление к осуществлению всеобщего С. искусств, к превращению искусства в некое вселенское соборное действо, в жизнетворчество, призванное изменить мир (А. Белый, А. Скрябин, Вяч. Иванов, Вл. Соловьев). В их концепциях С. искусств представлен не как обогащение одних видов худож. творчества выразит. средствами других видов, а как проблема мировоззренческая, как выражение универсальной природы человеч. творчества. В опр. смысле культура синтетична как целостная система, включающая в себя разл. сферы духовной жизни. Лит.: Конрад Н.И. Запади Восток: Статьи. М.. 1972; Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978; Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // ВФ, 1989, № 6; Бердяев Н.А. Рус. идея. Осн. пробл. русской мысли XIX века и начала XX века // О России и рус. филос. культуре: философы рус. послеоктябрьского зарубежья. М., 1990; Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993; Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994; Munro Th. The Arts and their Interrelations. Cleveland, 1967 Levinson J. Hybrid Art Forms // The Journal of Aesthetic Education. V. 18. 1984. № 4. Н.Д. Ирза. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
СИНТЕЗ
от греч. ???????? – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов в единое целое, выполняемое в процессе познания и практич. деятельности. С. неразрывно связан с анализом. С. и анализ – фундаментальные процессы, к к-рым в конечном счете сводятся все виды умств. деятельности. Их физиологич. основа – аналитико-синтетич. деятельность головного мозга. Мысленный С. формируется в практич. деятельности, но затем отделяется от нее и приобретает относительно самостоятельный характер. С. может осуществляться на различном уровне, начиная от простого механич. соединения частей неорганизованного целого до создания науч. теории на основе обобщения отдельных фактов и идей. Результатом С. может быть нечто качественно совсем иное, чем сумма составляющих элементов (см. Структура, Система, Систематика). Вместе с анализом мысленный С. ведет к образованию понятий, играет важную роль в формировании как эмпирического, так и выводного знания, в создании художеств. произведений и в технич. изобретениях. Творч. С. изобретателя опирается на изученные им связи между объектами и часто идет по пути моделирования уже известных явлений природы, а фантазия художника достигает успеха лишь в том случае, если отражает жизненные отношения и учитывает законы художеств. творчества. С. не является простым копированием действительности, а включает в себя идеализацию, расчет реальных возможностей, учет тенденций развития. Это отчетливо проявляется при построении науч. гипотез, образовании понятий и т.п. С. можно подразделить на виды в зависимости от характера объединяемых в С. элементов, особенностей целого, возникающего в результате С., и своеобразия способа объединения элементов в единство. Учитывая все это, можно различать: объединение частей в единое целое (примером такого рода С. может служить мысленное конструирование к.-л. механизма или же осмысливание организма как единого целого); соединение множества сторон, свойств, признаков в единство (напр., определение нового биологич. вида посредством выделения совокупности характерных для него признаков); объединение элементов с целью установления присущих им общих свойств и отношений (этот вид С. характерен для обобщения и мыслительного процесса, ведущего к открытию закона). В антнч. науке под С. понимали прием получения знания о целом через соединение его элементов или же ход мысли от посылок (оснований, причин) к следствиям (так понимал С., в частности, Аристотель). Кант определял С. в широком смысле: как "...присоединение различных представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте познания" ("Критика чистого разума", Соч., т. 3, М., 1964, с. 173). Если этот С. совершается "посредством способности воображения" (там же, с. 174), то это – эмпирич. С., "синтез схватывания" (см. тамже, с. 213). Высшая ступень С., по Канту, – "чистый", или "трансцендентальный" С., имеет место тогда, когда чувств. многообразие подводится под опред. априорные понятия (категории), к-рые придают единству, образованному в процессе С., значение необходимости. Гегель рассматривал С. как ход мысли от всеобщего к единичному и выделял ступени этого пути. Всеобщее – это "дефиниция", затем идет его ограничение (особенное) и, наконец, "теорема", т.е. единичное. Правда, теорема – это не чувственно-единичное и поэтому Гегель весь С. демонстрирует на матем. примерах, где за исходное берутся абстракции. Гегель подобный трехступенчатый С. относит лишь к области рассудочного знания. Разумному же мышлению, по его мнению, присущ С., к-рый заключается в диалектич. соединении тезиса и антитезиса. В совр. науке связь анализа и С. становится все более многогранной. Это иллюстрирует уже сам процесс дифференциации знания. Возникновение, напр., таких наук, как физич. химия, биохимия, кибернетика, является, с одной стороны, результатом анализа, выделения из старых наук новых областей знания; с др. стороны – сам анализ в данном случае осуществляется в процессе С. Интеграция методов различных наук, происходящая в наст. время во всех областях знания, представляет собой явление такого же рода. И. Бурова, Н. Годер. Москва. С. и анализ в математике. Анализ в математике – это рассуждение, идущее от того, что подлежит доказательству (от неустановленного, неизвестного), к тому, что уже доказано (установлено ранее, известно). С. – рассуждение, к-рое идет в обратном направлении. Для анализа ведущим является вопрос, как свести доказываемое утверждение к ранее известному (доказанному). Он является средством нахождения доказательства и выявления его идеи, но в большинстве случаев сам по себе еще доказательства не составляет. С. же, опираясь на данные, найденные анализом, завершает доказательство: он показывает, как из ранее установленных утверждений вытекает доказываемое, дает доказательство теоремы или решение задачи. Такое понимание анализа и С. возникло еще в матем. школе Платона и окончательно сложилось после появления "Начал" Эвклида и работ его античных комментаторов (в частности, у Паппа Александрийского, греч. математика 2-й половины 3-го в. н.э.). В совр. математике термины "анализ" и "аналитический" употребляются чаще уже в др. смысле, к-рый, однако, исторически связан с первым. Поскольку решение уравнений можно считать процессом аналитическим (т.к. здесь мы переходим от неявного определения нек-рых чисел с помощью уравнений к их явному определению, к-рое появляется, когда мы находим корни этих уравнений), то науки, в к-рых уравнения и связанные с ними методы играют важную роль, стали называться математиками аналитическими. Так, область математики, в к-рой геометрич. объекты задаются уравнениями, называется аналитич. геометрией. По этой же причине дифференциальное и интегральное исчисление и нек-рые др. разделы математики наз. матем. анализом. Б. Бирюков. Москва. Лит.: Маркс К., Теория прибавочной стоимости, ч. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3; Кэджори Р., История элементарной математики, пер. с англ., 2 изд., Одесса, 1917; Гегель Г. В., Соч., т. 1, 5, 6, М.–Л., 1929–39; Аристотель, Метафизика, М.–Л., 1934; Евклид, Начала, пер. с греч., 2 изд., кн. 11–15, М.–Л., 1950; Мамардашвили М. К., Процессы анализа и синтеза, "ВФ", 1958, No 2; Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса, [М.], 1960; Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения, М., 1960; Югай Г. ?., Проблема целостности растительного организма. "ВФ", 1960. No 12; Розенталь М. М., Принципы диалектич. логики, М., 1960, с. 416–26; Бурова И. Н., Единство анализа и синтеза, М., 1962; Гоббс Т., Избр. произв., т. 1, М., 1964. См. также ст. Анализ, Пор-Рояля логика и лит. при этих статьях.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.