СИНТЕЗ ИСКУССТВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Синтез искусств
сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно-художественного замысла.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

СИНТЕЗ ИСКУССТВ
греч. synthesis — соединение, сочетание) — органическое единство худож. средств и образных элементов различных иск-в, в к-ром воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир. С. и. реализуется в едином худож. образе или системе образов, объединенных единством замысла, стиля, исполнения, но созданных по законам различных видов искусства. Исторически развитие С. и. связано со стремлением воплотить в иск-ве идеал целостной личности, выражающей идею социального прогресса, величие и силу творческого гения. В истории мирового иск-ва сложились три осн. формы С. и-, пришедшие на смену синкретизму народного искусства и четко разграниченной системе видов иск-ва, возникшей в древности. Синтез пластических искусств. Его основу составляет архитектурное сооружение (здание, архитектурный комплекс и т. п.), дополняемое произв. скульптуры, живописи, декоративного иск-ва, к-рые отвечают определенному худож.-архитектурному решению. Архитектура организует наружное пространство. Сочетаемые с архитектурой, скульптура, живопись, декоративное иск-во организуют внутреннее пространство (интерьер) и помогают установить образное единство между ним и внешней средой; между природой, в к-рую «вписано» сооружение, и помещением (жилище, парк, храм), в к-рое «вписан» человек. Синтезируемые иск-ва в данном случае сохраняют свое относительно самостоятельное образное значение. Синтез достигается здесь благодаря единому замыслу и стилю. При этом не возникает явления, к-рое принято называть синтетическим искусством. Примером указанного синтеза могут служить средневековые соборы (Реймский, Покрова на Нерли), архитектурные комплексы XVII—XVIII вв. (Версаль, Архангельское). В совр. эпоху он получает развитие в идеях т. наз. «большого синтеза» — создания с помощью архитектуры, цвета, монументальной живописи, декоративно-прикладного искусства предметной среды, наилучшим образом отвечающей гармоническому развитию человека, его физическим и духовным потребностям (Эстетическая организация среды). Эта идея реализуется в опыте советской архитектуры и дизайна, а также в экспериментах прогрессивных художников Запада (Ле Корбюзье, Ф. Леже, О. Ни-мейера, мексиканских монументалистов). Театральный синтез искусств. Он осуществляется в процессе актерского исполнения драматического произв., написанного писателем и поставленного режиссером, с использованием музыки, декораций, пантомимы, хореографии и т. д. В театре, по точной характеристике Брехта, «не все должен делать сам актер», но «ничего не должно делаться вне связи с актером». Здесь С. и. достигается не путем механического «слияния» разных иск-в, а благодаря синтетическому характеру самого театрального иск-ва. Раскрытие образного содержания драматического произв., замысла режиссера, композитора, художника осуществляется путем выявления в процессе игры актера худож.-образных возможностей, заложенных в пьесе, музыке, написанной для спектакля, в декорационном оформлении и костюмах, созданных художником. Роль режиссера состоит в том, чтобы помочь актеру в решении этой задачи и обеспечить единство спектакля. Мн. теоретики иск-ва видели в театральном С. и. мощное средство формирования целостной личности, способное вывести зрителя за пределы изображаемого на сцене, пробудить в нем общественно-значимые чувства и мысли (Аристотель, Буало, Дидро, Лессинг, Станиславский), связывали развитие театра как синтетического иск-ва с идеей революционного преобразования об-ва (Брехт, Мейерхольд). Специфика кинематографического синтеза искусств связана с развитием особенностей киноискусства и кинообраза. В кино впервые получает всестороннее развитие синтетический худож. образ. Он возникает на основе монтажных принципов и получает воплощение в полифоническом построении кинопроизв. Принципы монтажа и полифонии именно в киноискусстве достигли наиболее полного развития. В кинообразе пластическое изображение, звук, цвет, пространственная и временная характеристика действительности слиты в диалектическом единстве, а не «в виде некоего «концерта» сопутствующих смежных «сведенных», но в себе самостоятельных искусств» (Эйзенштейн). В эстетических концепциях, сложившихся в конце XIX — начале XX в- и ориентированных либо на модернистское формотворчество, либо просто на поиски новых средств выразительности, представления о С. и. нередко связываются со стремлением к т. наз. абсолютному искусству. С. и. отождествляется при этом или с созданием мифологизированного, символического иск-ва, якобы открывающего «первообразы» вещей, коренящиеся в «абсолютном» (как его понимал в свое время, напр., Шеллинг), или с созданием особого типа «музыкальной драмы» («мистерии») объединяющей все иск-ва (Вагнер, А. Н. Скрябин), или с некой «синтетической» живописью, превосходящей все иск-ва (П. Гоген), или с «де-реализированным и дегуманизирован-ным» иск-вом элиты (Элитарное искусство), призванным воплотить абсолютные эстетические ценности (Ницше, Ортега-и-Гасет).

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
56.74 кб

Синтез искусств в эпоху русского барокко

Бородин Александр Викторович
Культура и искусство конца XVII первой половины XVIII века обладала единством развития -духовного, стилевого, идейного, она ознаменовалась переходом от Средневековья к Новому времени.
Читать PDF
850.51 кб

Принципы синтеза искусств в Восточной музыке

Бударина Антонина Григорьевна
В статье рассматривается преломление принципов синтеза искусств в восточном музыкальном мышлении на примере творчества одного из ведущих композиторов Узбекистана Мустафо Бафоева.
Читать PDF
642.24 кб

СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ЦИКЛЕ "ЭСТАМПЫ" К. ДЕБЮССИ

Майданевич Тамара Леонидовна
Статья посвящена теме синтеза искусств в фортепианном цикле «Эстампы» французского композитора Клода Дебюсси.
Читать PDF
36.11 мб

Понятие "синтез искусств": Актуальные аспекты

Калинина Лариса Юрьевна
Статья посвящена выявлению новых сторон понятия «синтез искусств» в контексте художественного образования XXI века. Междисциплинарным характером проблемы обусловлена ее сложность и недостаточная разработанность.
Читать PDF
294.71 кб

Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза

Свительский В.А.
Читать PDF
264.01 кб

Синтез искусств в доме Е. И. Шаронова в Таганроге

Григорян М. Е.
Читать PDF
247.41 кб

Синтез искусств в подготовке эстрадных вокалистов

Алпатова O.E.
В статье рассматривается понятие «образ» как важный компонент творческой деятельности эстрадного вокалиста, проводится сравнительный анализ методов и приемов создания художественного образа в вокальном и драматическом искусстве.
Читать PDF
446.82 кб

Синтез искусства и техники в современной культуре

Некрасова А.В.
Дано понятие культуры; определен характер взаимодействия искусства и техники на основе сравнения прошлого и настоящего. Приведены примеры синтеза искусства и техники в современной культуре.
Читать PDF
744.26 кб

СИНТЕЗ ИСКУССТВ ХРАМОВОГО БУДДИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Канарёва Т.Н.
Автор рассматривает синтез искусств как элемент анализа храмовой буддийской архитектуры в рамках иконологического метода. В статье уделено внимание искусству огня, света, дыма как со-ставляющим храмового буддийского пространства
Читать PDF
80.41 кб

Ритмология как метод синтезирования науки и искусства

Хрипун В. И.
В статье средствами философского анализа рассматриваются роль и значение ритмологии, могущей выступить в нашу эпоху связующим звеном между наукой и искусством.
Читать PDF
584.88 кб

Культурологические подходы к феномену синтеза искусств

Т. С. Хрущева
статье рассматриваются культурологические подходы к феномену синтеза искусств в трудах отечественных учёных. Раскрывается сущность этого явления, история развития.
Читать PDF
130.03 кб

Творческий синтез в искусстве и поиск новых форм жизни

Козар В. А.
Природа света и цвета в философии И.Гёте, исследованиях М.В. Ломоносова. Направления поиска новых форм в искусстве и жизни в ХХ веке. Живая Этика о творческом синтезе.
Читать PDF
76.97 кб

Синтез науки и искусства в творчестве В. И. Вернадского

Александров Илья Юрьевич
Вернадский рассматривает науку как подсистему культуры. В трудах Вернадского граница между научным и вненаучным в знании проходит внутри введенного им понятия «формальной действительности».
Читать PDF
1.18 мб

Синтез искусств в православии: культурологический аспект

Митасова Светлана Алексеевна
В статье исследуется синтез искусств в православном богослужении с помощью культурологического подхода.
Читать PDF
231.96 кб

«Театр революции» Р. Роллана. К проблеме синтеза искусств

Петрова Евгения Андреевна
Статья посвящена «Театру революции» Роллана циклу драм о Французской революции 1789 г., рассмотренному в аспекте проблемы синтеза искусств (в данном случае словесного и музыкального).