АНАЛИЗ и СИНТЕЗ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Анализ и синтез
методы научного познания. Анализ это мысленное или физическое расчленение исследуемого объекта на составные части и изучение их в отдельности. Синтез это формирование целостного образа объекта на основе мысленного соединения его отдельных частей. А. и С. взаимосвязаны друг с другом: синтез невозможен без анализа, а анализ во многом лишен смысла без синтеза.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Анализ и синтез
(от греч. analisis – разложение, расчленение и synthesis – соединение, сочетание, составление) – мыслительные и практические методы познания и преобразования. А. представляет собой выявление и рассмотрение отдельных элементов сущего (состава, свойств, отношений, а С. – их соединение в систему или целое на определенном основании. Например, выявление в человеке его природной, социальной и душевно-духовной составляющих и С. их по отношению к основным функциям человека как целостного существа; А. его как объективной, субъективной и присутствия в нем трансцендентной реальности и С. полноты его бытия; наконец, новый С. этих двух С. (Осуществлено в: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999).

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
от греч. analysis - разложение)
- разделение объекта на составные части, стороны, свойства. С. (от греч. synthesis - соединение) - объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое. А. и С. используются как в мыслительной, так и в практической, напр. экспериментальной, деятельности. Уже на ступени чувственного познания мы разлагаем явления на отдельные стороны и свойства, выделяя их форму, цвет, величину, составные части и т. п. Процедуры А. и С. являются необходимым элементом всякого научного познания и обычно образуют его начальный этап, на котором происходит переход от общего, нерасчлененного описания изучаемых объектов к выявлению их строения, состава и отдельных свойств. В различных науках используются специфические способы А. и С.

Источник: Словарь по логике

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
процедуры мысленного расчленения целого на части и создания целого из частей. Играют важную роль в любой интеллектуальной и практической деятельности. Физиологической основой является аналитико-синтетическая деятельность нервной системы, головного мозга. Операции анализа и синтеза используются в программах для ЭВМ. В своих простых формах аналитико-синтетическая способность есть и у животных. У человека благодаря образованию она поднимается на уровень категориально-понятийного мышления. В психологии антиподом аналитического мышления является синкретическое, т. е. нерасчлененное мышление, восприятие. В аналитическом исследовании из целого вычленяются отдельные части (признаки, свойства, количественные характеристики и т. п.), которые можно изучать в отдельности, можно сравнивать между собой, отделять случайное от необходимого, выявлять взаимосвязи и взаимодействия частей, устанавливать иерархию, структуру. Процедуры синтеза направлены на соединение частей в целое. Но эго не обязательно воссоздание старого целого, это может быть и создание нового. Различные формы научного познания: построение классификаций, образование понятий, формулирование теорий ит. п, - требуют использования этих процедур в единстве. В любой продуктивной, творческой деятельности анализ и синтез дополняют друг друга.

Источник: Краткий философский словарь 2004

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
от греч. analysis — разложение, расчленение, synthesis — соединение) — две универсальные, противоположно направленные операции мышления. Анализ (А.) — процедура мысленного (иногда и реального) расчленения изучаемого объекта на составные части, стороны, свойства и изучение их. Синтез (С.) — объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое.
А. и С. используются как в мыслительной, так и в практической, в частности экспериментальной, деятельности. Уже на ступени чувственного познания мы разлагаем явления на отдельные стороны и свойства, выделяя их форму, цвет, величину, составные элементы и т.д. Выделенные части могут стать предметом самостоятельного, более глубокого изучения, между ними могут быть установлены определенные взаимоотношения и зависимости. Последующий С. восстанавливает целостность объекта, однако после его аналитического исследования мы более глубоко осознаем структуру этой целостности. Процедуры А. и С. являются необходимым элементом всякого научного познания. А. обычно образует его начальный этап, на котором происходит переход от общего, нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава и отдельных свойств. Затем, после исследования выделенных свойств вновь происходит восстановление целостности объекта — С., но он уже обогащен полученным знанием о внутренней структуре исследуемого объекта и о закономерных связях его сторон и свойств.
В различных науках используются специфические способы А. и С.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
(греч. analysis — разложение, расчленение и synthesis — сочетание, соединение) — процессы практического или мысленного разложения целого на части и воссоединения целого из частей (Часть и целое). Синтетическая и аналитическая деятельность исторически сформировалась и развивалась на основе практической, производственной деятельности человека. Человек миллиарды раз практически осуществлял разделение целого на части и соединение целого из частей, прежде чем он научился осуществлять операции А. и с. при помощи понятий, мысленно. Анализ — это такой способ исследования объектов, к-рый позволяет вычленять отдельные части из целого и подвергать их самостоятельному изучению. Поскольку при этом отдельные части вырываются из их связи, из взаимодействия с другими частями и со всем целым, то получаются абстрактные, неполные, односторонние определения. Однако анализ — это необходимый этап познания целого. Он дает возможность изучить отдельные части целого, раскрыть отношения, к-рые являются общими для всех частей, и тем самым осознать особенности возникновения и развития всего объекта (целого). Поскольку сложный, развитый объект не сводится к сумме его частей, то для воссоздания его в мышлении во всем богатстве его взаимосвязей необходимо применить другой метод — синтез. Путем синтеза целое воспроизводится в мышлении как «богатая совокупность, с многочисленными определениями и отношениями» (Маркс), как конкретное целое. Следует иметь в виду, что познание целого не является простым и схематичным. Поэтому, строго говоря, А. и с. — это не отдельные этапы познания, лишь дополняющие друг друга и следующие один за другим; на каждом этапе они неразрывно связаны, отражая связь частей и целого, и не могут плодотворно осуществляться друг без друга. Так, при анализе мы выделяем в предмете те свойства, к-рые делают его частью целого, основываясь при этом на синтетическом, хотя бы самом общем (предварительном), представлении о целом, а при синтезе осознаем целое как состоящее из частей, определенным образом связанных между собой. Благодаря этому в ходе познания синтез осуществляется через анализ, а анализ — через синтез. «...Мышление состоит столько же в разложении предметов сознания да их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство. Без анализа нет синтеза» (Энгельс). В реальной познавательной деятельности А. и с. тесно связаны с другими мыслительными операциями: абстрагированием, обобщением и т. д.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Анализ и синтез
 (греч. — разложение и соединение) — в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и с играют важную роль в познавательной процессе и осуществляются на всех его ступенях. Центром аналитико-синтетической деятельности является кора больших полушарий головного мозга. Однако аналитико-синтетическая деятельность возникает и осуществляется лишь в процессе и на основе общественно-производственной практики. В мыслительных операциях А. и с. выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с др. мыслительными операциями: абстракцией, обобщением и т. д. Логический А. заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. В зависимости от характера исследуемого объекта А. выступает в различных формах. Условием всестороннего познания исследуемого объекта является многогранность его А. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру, расчленение сложного явления на более простые элементы позволяет отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому; одной из форм А. является классификация предметов и явлений. А. развивающегося процесса позволяет выделить в нем различные этапы и противоречивые тенденции и т. д. В процессе аналитической деятельности мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, от многообразия к тождеству и единству. Цель А. — познание частей как элементов сложного целого, установление связей между ними и закономерностей развивающегося целого. Однако А. приводит к выделению сущности, к-рая еще не связана с конкретными формами ее проявления; единства, к-рое еще остается абстрактным, еще не раскрыто как единство в многообразии. О., т. е. объединение в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством А., идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, соединяет общее и единичное, единство и многообразие в живое конкретное целое. С. дополняет А. и находится с ним в неразрывном единстве. Диалектико-материалистическому пониманию А. в с противостоит их идеалистическая трактовка как только мыслительных приемов, не связанных с объективным миром и практикой человека, а также метафизическое обособление А. и с., их противопоставление и абсолютизация одного из этих двух, неразрывно связанных между собой процессов. В истории философии противопоставление А. и с. связано с возникновением в естествознании и классической буржуазной политической экономии в 17—18 вв. аналитического метода. Заменив умозрительные конструкции изучением эмпирической действительности, этот метод сыграл в то время прогрессивную роль. Но, будучи возведен в абсолютный философский метод, ведущий к рассмотрению вещей вне связи и развития, аналитический метод исследования превратился в метафизический метод мышления. Развитие науки показало, что аналитический метод выступает как историческая предпосылка тесно с ним связанного синтетического метода. С т. зр. Теоретико-познавательной значимости и тот и др. метод, лишенные односторонности, выступают как взаимообусловленные логические процессы, подчиненные общим требованиям диалектического метода.

Источник: Философский словарь. 1963

АНАЛИЗ и СИНТЕЗ
термины, обозначающие: 1) методы научного познания, которые являются этапами гносеологического процесса формирования понятий (А., С., сравнение, абстрагирование, обобщение); 2) начальный и конечный этапы научного исследования. А. (греч. analysis — разложение, расчленение) — мысленное структурирование исследуемого объекта на составные части, экстрагирование (выделение) их отдельных свойств, отношений с целью их изучения. Специфика А. зависит от природы исследуемого объекта. В рамках каждого научного направления существует целый ряд особых познавательных задач и соответствующих им линий А. В логике А. рассуждения предполагает отвлечение от содержания рассуждения и выявление его логической формы (схемы), воспроизведение схемы дедукции (запись или мысленное представление логической формы рассуждения), установление правильности или неправильности вывода. В теории коммуникации разработаны несколько видов А.: автоматический — извлечение данных, выражающих в однозначной и явной форме смысл текста; грамматический — определение грамматической категории и функциональной роли слова в предложении; независимый — анализ текста, осуществляемый в терминах языка — посредника и др. В рамках специальной теории относительности существуют теоретические конструкты, у которых наличие объективных референтов (денотатов) далеко не очевидно и требует специального А. По способу осуществления различают: 1) возвратный (регрессивный) А., предполагающий при иследовании фактов переход к А. возможных причин, породивших эти факты. Например, особый характер рентгеновского излучения, поступающего из созвездия Лебедя, позволяет предположить, что источником данного излучения является черная дыра; 2) поступательный (прогрессивный) — предполагающий исследование следствий, вызванные интересующими нас причинами. Например, мысленный А. последствий сжатия Солнца до радиуса 3 км, при котором скорость света на его поверхности обратится в ноль; 3) прямой А. — расчленение непосредственного содержания какой-либо мысли: переход от родовых понятий к видовым, от видовых к подвидовым и т.д. (дедуктивное ограничение). С. (греч. synthesis — соединение, составление) — мысленное соединение частей объекта, структурированного в процессе А., установление связей и взаимодействий отдельных его частей. В процессе С. происходит восстановление первоначальной целостности исследуемого объекта и одновременная верификация (проверка) полученных знаний о неизвестных ранее свойствах и отношениях данного объекта в научной теории, в пределах которой осуществлялся А. Различают несколько видов С.: 1) возвратный (регрессивный), при котором ход исследования направлен от данных фактов, полученных в ходе предварительного А., к предполагаемым или первоначальным условиям, причинам. Например, проведенный А. характера рентгеновского излучения, поступающего из созвездия Лебедя, позволяет сделать вывод о том, что в данном созвездии можно наблюдать двойную звезду, один из компонентов которой — огромная, излучающая свет звезда, а второй, как предположили, — невидимая глазу черная дыра; 2) поступательный (прогрессивный), при котором ход исследования направлен от причинных оснований к следствиям. Например, А. гипотетически предполагаемого сжатия Солнца позволяет сделать вывод о том, что ничто не сможет покинуть это сжатое Солнце, так как скорость любых объектов, начиная со света, станет равной нулю. Такой объект называется черной дырой; 3) прямой, связанный с переходом мысли от видовых понятий к родовым, от родовых к типологическим и т.д. (индуктивное обобщение).
С.В. Воробьева

Источник: Новейший философский словарь

анализ и синтез
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. — Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — реальное или мысленное разложение объекта на компоненты; синтез (от греч. sythesis — соединение, сочетание) — реальное или мысленное объединение этих компонентов в целостный объект. Деление всех процессов мира на аналитические и синтетические является логическим следствием деления всех предметов мира на материю и форму (см: Форма и материя) или, что не меняет сути дела, на элементы и структуру. В этом контексте различают четыре разновидности А. и с:         1. Природный анализ — разложение предметов на части, и природный синтез — объединение этих частей в новые предметы, в соответствии с природными возможностям.         2. Практический анализ — расчленение предметов на компоненты, и практический синтез — объединение их в целостности, также в соответствии с возможностями практики, которые в природе никогда не реализовались бы.         3. Мысленный анализ отделяет от предметов то, что ни в природе, ни на практике неотделимо, напр, улыбку Чеширского кота от самого кота, а мысленный синтез соединяет то, что по законам природы соединить невозможно, напр., голову быка с телом человека.         4. От А. и с. объективно существующих предметов отличают метаанализ и метасинтез, т.е. А. и с. знаний о мире.         Различают инстанциальную (от англ. instance — пример) и пропозициональную (от англ. proposition — предложение) трактовку А. и с. как познавательных процедур. В первом случае анализ понимается как мысленное разложения исследуемого объекта на компоненты, а синтез — как мысленное же объединение их в целое; во втором случае А. и с. называют преобразование предложений, обслуживающее инстанционально понимаемые А. и с.         Таково классическое, или, как еще говорят, «этимологическое», понимание А. и с. Его сторонники нередко понимают анализ как мысленное разложение исследуемого предмета на любые компоненты: части, свойства и отношения. Однако, в соответствии с так понимаемым анализом, синтез остается без работы: нет такой стороны предмета, познание которой не было бы включено в задачу анализа. «Анализ» и «исследование» становятся синонимами, разделяясь запятой. Именно так понимают, напр., математический анализ: он включает не только дифференциальное, но и интегральное исчисление. Определив анализ как мысленное разложение объекта на любые компоненты, обычно и синтез определяют как «соединение различных элементов, сторон предмета, в систему». Но соединить элементы в систему — значит отразить те отношения, которые образуют ее из ее же элементов. А они уже включены в предмет анализа. Эту широко распространенную точку зрения на А. и с. естественно назвать эклектической. Чтобы преодолеть ее, достаточно исключить из задачи анализа отражение тех отношений, которые образуют предмет из его элементов, и сделать их отражение единственной задачей синтеза.         В классической теории содержательные А. и с. отличают от формальных А. и с. Содержательный анализ открывает в исследуемом предмете ранее неизвестные части, напр., элементарные частицы, из которых состоит атом. Содержательный синтез обнаруживает ранее неизвестные отношения, образующие этот предмет из его частей. Именно содержательный синтез осуществил Э. Резерфорд, когда в своей планетарной модели атома показал, благодаря каким отношениям между электронами, протонами и нейтронами образуется атом. Когда современный преподаватель рассказывает об элементарных частицах, входящих в атом, он совершает формальный анализ; когда же он показывает, благодаря каким отношениям между собой эти частицы образуют атом, он совершает формальный синтез. Содержательные А. и с. называют еще расширяющими, формальные — проясняющими. Их классической трактовке противостоит кантовская теория аналитических и синтетических суждений, согласно которой все аналитические суждения являются проясняющими, а все синтетические — расширяющими.         С классической теорией тесно связана теория геометрического А. и с, или, как ее еще называют, теория А. и с. в смысле Паппа (греческого математика 3 в. н.э.). В геометрии так понимаемые А. и с. еще до Платона применялись как при поиске гипотезы, предназначенной для решения проблемы, так и при ее доказательстве. Сегодня детально разработаны лишь А. и с. как методы доказательства уже найденной гипотезы. В ходе анализа доказываемое предложение1 условно принимается за истинное; из него выводится предложение.,, также в качестве лишь условно истинного; и так до тех пор, пока не будет получено предложение, ложность или истинность которого либо уже доказаны, либо признаны очевидными. После этого начинается обратное движение: из ложности предложения заключают о ложности предложения из истинности предложения (при условии обратимости вывода) — об истинности предложения. На этом основании анализ называют движением от конца к началу, или «работой назад» (working backward), а синтез — движением от начала к концу. Как детально показал И. Лакатос («Доказательства и опровержения». М., 1967), с инстанциональной точки зрения геометрический анализ представляет собой процедуру расчленения исследуемого объекта на части (напр., многогранника — на треугольники), а синтез — процесс их объединения в целое. Это позволяет использовать теорию геометрического А. и с. для конкретизации их классической теории.         Г.Д. Левин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки