в неопозитивизме два взаимоисключающих класса предложений "языка науки". Утверждается, что существуют два вида научного знания, принципиально отличные друг от друга: формальное и фактуальное. Суждения формальных и фактуальных наук имеют, соответственно, аналитический и синтетический характер. В отличие от позиции Канта, допускавшего существование априорных (предшествующих опыту и независимых от него) синтетических суждений, в неопозитивизме независимыми от опыта могут быть лишь аналитические суждения, трактуемые как правила построения и преобразования языковых систем. Аналитические утверждения имеют конвенциональную природу и не содержат информации о мире; установление их истинности или ложности возможно без обращения к внеязыковым эмпирическим данным. Синтетические высказывания трактуются как содержательные утверждения о мире, устанавливаемые в рамках определенного языкового (концептуального) каркаса; они отождествляются с классом эмпирических "предложений наблюдения". Вопрос об их истинности или ложности должен решаться посредством обращения к внеязыковым фактам с помощью определенных процедур верификации. Неопозитивистская концепция А. и с., фиксируя существенные в методологическом отношении особенности научного знания, гипертрофирует различие между аналитическим и синтетическим, доводя его до видовой противоположности научных дисциплин.
СИНТЕТИЧЕСКОЕ И АНАЛИТИЧЕСКОЕ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ И СИНТЕТИЧЕСКОЕ
Источник: Современная западная философия: словарь
Синтетическое и аналитическое
понятия логической семантики. Все предложения некоторой системы можно разделить на два типа: предложения, истинность к-рых может быть установлена только на основе правил данной системы, без обращения к фактам, и предложения, истинность или ложность к-рых не может быть выявлена на основе только этих правил и требует обращения к фактам. Первые являются аналитическими, вторые — синтетическими. Строгое разграничение С. и а. имеет смысл лишь для данного формализованного языка. В истории философии проблема С. и а. тесно связана с различением эмпирического (фактического знания) и теоретического (знания о законах). У Лейбница это различение выражается в делении всех истин на необходимые (теоретическое знание) и случайные (фактическое знание). Кант определяет аналитические суждения в отличие от синтетических как такие, предикат к-рых содержится в субъекте и тождествен ему. Они не зависят от опыта. Продолжая эту традицию, в современной формальной логике различают логическую истину (аналитические утверждения) и фактическую истину (синтетические утверждения). Аналитические утверждения не сообщают никакой информации о действительности (являются тавтологиями) и составляют содержание формальных наук (логики и математики); синтетические — базируются на опыте и составляют содержание эмпирических наук. Первые высказывания априорны, вторые — апостериорны. С т. зр. диалектического материализма все утверждения любой науки имеют в конечном счете эмпирическое основание. Деление предложений на аналитические и синтетические обусловлено их местом в некоторой логически упорядоченной системе знания.
Источник: Философский словарь. 1963
СИНТЕТИЧЕСКОЕ И АНАЛИТИЧЕСКОЕ
греч. synthesis — соединение, сочетание и analysis — разложение, расчленение) — понятия, выражающие различные способы установления истинности предложений (высказываний). Все предложения нек-рой логически упорядоченной системы знания, зафиксированной в обычном языке или специальном языке науки, можно разделить на два типа: аналитические — те, истинность к-рых может быть установлена на основе только правил данной системы, без обращения к внеязыковым фактам, и синтетические — те, истинность к-рых не может быть выявлена на основе лишь этих правил и требует обращения к эмпирическим данным. В истории философии проблема С. и а. тесно связана с различением эмпирического и теоретического уровней знания. У Лейбница это различение находит выражение в делении всех истин на необходимые (теоретическое знание) и случайные (фактическое знание). Кант считал, что аналитические суждения не зависят от опыта, и определял их, в отличие от синтетических, как такие, предикат к-рых содержится в субъекте и тождествен ему. Строгое разграничение С. и а. имеет смысл лишь для данного формализованного языка. Среди его выражений различают логические истины (аналитические предложения) и фактические истины (синтетические предложения). Логические истины не сообщают никакой непосредственной информации о внеязыковой реальности и составляют содержание формальной логики. Фактические истины базируются на опыте и выражают содержание (в т. ч. законы) конкретных наук. В противоположность неопозитивизму, трактующему аналитические предложения как языковые конвенции (Конвенционализм), диалектический материализм исходит из того, что все утверждения любой науки в конечном счете детерминированы объективной реальностью. Деление предложений на синтетические и аналитические обусловлено их ролью в системе знания.
Источник: Философский энциклопедический словарь